среда, 5 июня 2019 г.

Ищем силу духа в оковах. ОГЭ-2019

Девятый год проверяю детские работы и не перестаю удивляться, как можно столь виртуозно искажать тексты.

Изложение 

    Война была для детей же­сто­кой и гру­бой школой. Они си­де­ли не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бро­не­бой­ные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не об­ла­да­ли жизненным опы­том и по­это­му не по­ни­ма­ли истинной цен­но­сти простых вещей, ко­то­рым не придаёшь зна­че­ния в по­все­днев­ной мирной жизни.
    Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до предела. Они могли пла­кать не от горя, а от ненависти, могли по-детски ра­до­вать­ся весеннему жу­рав­ли­но­му клину, как ни­ко­гда не ра­до­ва­лись ни до войны, ни после войны, с неж­но­стью хранить в душе тепло ушед­шей юности. Те, кто остал­ся в живых, вер­ну­лись с войны, сумев со­хра­нить в себе чистый, лу­че­зар­ный мир, веру и надежду, став не­при­ми­ри­мее к несправедливости, доб­рее к добру.
    Хотя война и стала уже историей, но па­мять о ней долж­на жить, ведь глав­ные участники ис­то­рии — это Люди и Время. Не за­бы­вать Время — это зна­чит не за­бы­вать Людей, не за­бы­вать Людей — это зна­чит не за­бы­вать Время.

(По Ю. В. Бондареву)
Источник — открытый банк заданий ФИПИ.

Надо ли говорить, что в 17 случаях из 280 дети сидели не в окопах, а в оковах. Иногда в «аковах». Элементарное незнание лексического значения слова. И нежелание включать голову.
Отсюда всяческие «перлы».

  • Война была грубой силой, где дети сидели не за партами, а за окопой.
  • Дети сидели не за партами, а на холодных осколках.
  • Вместо парт перед ними стояли БРАНИБОМНЫЕ снаряды. Тогда они ещё не обладали жизненными ценностями.
  • Дети учились в мерзлых ОКОБАХ. Перед ними лежали далеко не тетради, а пистолеты и пулемёты.
  • Вместо книг у них были столы с боеприпасами.
  • Перед ними лежали пулемётные снаряды и ленты, которые не обладали жизненным опытом.
  • Дети боролись до конца и показали смерти свои клыки.
  • Они могли радоваться ЖЕРАВЛИВУМУ крику.
  • Они могли НЕ ПОДЕЦКИ радоваться первому журавлиному КЛИВУ, с нежностью смотря в будущее.
  • Они сохранили в себя лучезарный мир.
  • Дети никогда не радовались школе до войны, так и после неё.
  • Они умели радоваться весеннему ЖУРАВЛИНСТВУ.
  • Выжившие на войне сохранили свои лучезарные лица и родину.
  • Война ЗАРАДИЛА в себе историю, люди должны всегда помнить об этом вечно.
  • Память о войне должна жить, ведь в ней погибали родственники и утекло много времени.

Сочинение

Источник: ФИПИ → Открытый банк заданий ОГЭ → Русский язык → Информационная обработка текстов различных стилей и жанров → страница 15 (восьмой сверху). Текст традиционно подписан: «По Э. Шиму». Значит, снова редактировали.

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.
(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.
(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.
(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.
(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко...
(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

На выбор предлагалось 3 варианта работы.

15.1. 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганик.

Всего 7 работ (2,5%), но все разумные: дети понимают, как в речи работают эпитеты и олицетворения.


15.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

24 работы (8,6%), худо-бедно детишки смысл фрагмента объяснили, предложения из текста выписали. Правда, у некоторых черёмуха почему-то превратилась в сирень. Конечно, не биологию ведь сдаём. Встретились и более серьёзные ляпы.
  • Люди после войны ходили злые, невыспавшиеся, чтобы привести в порядок город.
  • Его удивляет, что люди сохранили целую черёмуху в целости.
  • После войны люди не сразу заметили, что наступила весна.
  • Он надеялся на лучшее, которое вот-вот его настигнет.
  • Об этом нам доносит главный герой текста.

15.3.
Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

И оставшаяся лавина работ (почти 89%) принесла немало рениксы¹.
  • Сила духа — это самообладание над собой.
  • Сила духа — это дух, который помогает человеку сделать чего-то стоящего.
  • Без силы духа мы будем унывать, наводить суету.
  • В жизни иногда случается, когда сила духа проявляется.
  • Есть люди, у которых сила духа натренирована до предела.
  • Сила духа — это сила, которая нам позволяет нас держать себя в руках.
  • В этих людях буйствовала сила духа.
  • Сила духа — это сильная черта человека. Она подразумевается во владении своего характера.
  • Сила духа бывает не у каждого человека, некоторые люди не верят в это. 
  • Родители должны развивать силу духа у детей, чтобы в будущем они делали множество хороших поступков.
Естественно, неоднократно встретились мои любимые «сила духа — это когда...» и «будуЮщее».

Примеры из жизненного опыта некоторым лучше бы не приводить. С повышающейся год от года кровожадностью девятиклассники отрывают своим вымышленным родственникам и друзьям конечности, бросают их в пожары и авиакатастрофы. Все это вызывает не сочувствие, а недоумение и раздражение.
  • Балерине ампутировали ноги, но она продолжала танцевать.
  • Вторым аргументом я хочу привести очень близкого мне человека. Он попал в аварию и получил перелом СЕДАЛЕЧНОЙ кости. Он пересилил себя. В итоге сейчас каждое утро бегает в парке.
  • В силу некоторых причин мой отец стал больным на голову.
  • Лётчик в бою получил серьёзные пулевые раны в обе ноги, тем самым прикрыв своего товарища.
  • Матросов решил героически наброситься всем телом на пулемёт. Ему это удалось.
  • Когда-то в далёком детстве мой друг упал в яму.
  • Однажды я тоже хотела сорвать ветку сирени, но увидела, как какая-то бабушка прижимается к стволу. И не стала этого делать. Так я проявила силу духа.
  • Люди в войну работали не покладая рук. В наше время много разных забегаловок, сладостей, игрушек и так далее. Я очень люблю сладкое. Сейчас я развиваю в себе силу духа, чтобы не зайти в магазин и не купить сладкое. Но у меня очень хорошо развита сила духа к бегу.
  • Как-то я рассказывал стих, и вроде было всё хорошо, и я забыл пару строк, и я замычал. Собрался с мыслями, сжал волю в кулак и вспомнил эти строчки. И всё стало хорошо.
  • Похожей на черёмуху, которая обладает силой духа, я могу назвать свою кошку.
  • При знакомстве с героиней автор преподносит её читателю пугливой, неуверенной девушкой.
  • Маша осмелилась поехать к императрице за милостыней для любимого.
  • В моей семье три человека и животные: мама, я и брат.
  • Ребята обижали свою одноклассницу Светку тем, что она пела. У неё была сила духа, что она станет певицОй.
  • Моего отца очень сильно тяготило к этим сигаретам, но он смог наступить на своё желание курить.
  • Однажды, поехав на дачу собирать грибы, я увидел раненого ежонка. И тут включилась сила воли... Я схватил ежа и со всех ног побежал по лесу пять километров!
  • Как пример силы воли из своей жизни я могу привести сегодняшний экзамен по русскому языку, который я сейчас и пишу. Я думаю, многие из сдающих этот и другие экзамены потратили большое количество усилий, чтобы от страха не упасть в обморок, а достойно написать экзамен. Это проявление растущей силы воли и самоконтроля.
____________________________
¹ Реникса —
шутл. ошибочное прочтение русского слова «чепуха», воспринятого как латинское «renyxa»
В какой-то семинарии учитель написал на сочинении «чепуха», а ученик прочёл «реникса» — думал, по-латыни написано. А. П. Чехов, «Три сестры», действие четвёртое. 1900 г. Источник

27 комментариев:

  1. Лена, вернусь еще.
    Пока НЕ ПОДЕЦКИ грущу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, я тоже грущу. Каждый год после проверки одно и то же ощущение: «В этот класс я не входила».

      Удалить
  2. Елена Владимировна, вот вроде и смешно, но всё же грустно. Дети, простите, просто-напросто не включают в голову. Поколение Google знает всё в компьютерных играх, но лексическое значение слова "оковы" им незнакомом. Ужасно всё это. Почему нет интереса узнавать что-то новое, расширять кругозор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, у меня, к сожалению, нет ответа на Ваш вопрос. Сама себе задавала его неоднократно.

      Справедливости ради надо сказать, что были очень толковые, разумные сочинения. Но мало, примерно 10% от общего числа работ.

      Удалить
    2. Не переживайте, Ольга: я осознала, что это просто опечатка. В блоге, к несчастью, нельзя редактировать комментарии, как, например, в фейсбуке. Или всё удаляй и пиши снова, или потом дополняй. Сама часто промахиваюсь мимо кнопочек, дело житейское.

      Удалить
  3. Грусть и раздражение от проверки. С грустью, думаю, все понятно, а вот с раздражением... Неужели в течение года нельзя хотя бы по разу-другому прослушать/прочитать тексты, не являющиеся государственной тайной?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, стоп. Не горячись. Учителя бывают, как знаешь, хорошими и разными. Некоторые в силу возраста (много таких, видела на проверке, в школе тоже есть) считают интернет вселенским злом и до сих пор к нему не прикасаются. Переубедить невозможно. Где их пионеры могут послушать тексты? Хорошо, если группу внутри класса организуют и Гущина увидят. Тут им тётенька могла бы в помощь быть: табличку нарисовать с продвижением. Это я помечтала.

      Удалить
    2. Лена, я не горячусь. Это раздражение от бессилия, скорее. И согласна с тобой: и учителя разные, и пионеры могут быть заложниками ситуации... Да только ведь не на необитаемом острове живём, и информационное поле огромное, и дети в интернете лучше нас ориентируется... Но всё как-то не срастётся у них...
      А мечта хорошая у тебя)) Наверное, сама так делаешь? (это я про табличку с продвижением)

      Удалить
    3. Ир, бессилие накрывает давно. Ещё лет 5 назад не было так худо со срастанием.

      Таблички — да. Но мне уже кажется, что это каменный век. Хотя работает.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Ну что тут сказать.
    Не могут многие дети элементарно овладеть правильной устной речью, что уж тут сетовать на письменную.
    Зато в гаджетах разбираются, практически свободно владеют иностранными языками (по крайней мере разговорный минимум), могут решать логические задачи...
    И всё-таки мне очень и очень жаль, что происходит в системе образования. Поверхностные знания - отсутствие времени на углубленное изучение чего-то - и это не только в средней школе.
    Знаете, в прошлые годы я довольно весело воспринимала вот такие "школьные ляпы", но сейчас они стали нормой, и мне весьма и весьма грустно.
    Спасибо за интересный обзор.
    Статистика ошибок - это тоже полезно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте.
      Ляпы ведь только проверяющих раздражают, пионеры недоумевают: «А что здесь неправильно?»
      Начинаем копаться в не искусственно созданных фразах, а в настоящих.

      Удалить
    2. Увы, не только "пионеров".
      Но и люди старшего поколения совершенно искренне недоумевают, насколько можно говорить так неграмотно.
      Да что там "пионеры"!
      Не далее, как полчаса назад, по местному ТВ была передача о кубанских селекционерах, которые вывели много сортов пшеницы.
      Наш губернатор сказал: "Для русского человека НЕТ ХУЖЕ ВЫБОРА".
      (Имея в виду, конечно же, что человеку всегда сложно сделать выбор среди такого разнообразия).
      И ещё была бегущая строка, что "по 14 маршруту СПУСТЯТ троллейбусы".

      Удалить
  5. Детей жалко. Они мелкие дурики. И живут они в соответствующей языковой среде (совершенно согласна с Ириной Куничкиной), которая если и не отменяет напрочь все усилия словесника, то в значительной мере их нивелирует. Это гаджеты виноваты? Думать так иногда удобно, но непрактично. Был бы гаджет, умные выгуглили бы и журавлиный клин, и окопы, и запомнили бы.
    Чему бы ни учил учитель, экзамен как ситуация стрессовая у половины детей голову вырубает.
    А, может, и не так плохо, что они не знают слова "оковы" или - совсем грешно - "окопы"? А нельзя ли тематику для изложения брать не менее гуманистическую, но без призвука сублимированного милитаризма и давно отгремевшей. Стесняюсь спросить, на ОГЭ так ли надо помнить и гордиться?
    Экспертов тоже жалко. Сижу в редактуре и читаю взрослых. Лена, ты поймешь. Дык, ёлы-палы, откуда ноги у проблем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, знаешь, мы с коллегами тоже так подумали: хорошо, что слова «окопы» и «бронебойные снаряды» у детишек не на слуху.

      Тексты для экзамена — отдельный разговор. Давно мечтаю посмотреть в глаза тем людям, которые их отбирают и редактируют.

      Удалить
  6. Внимательно перечитала "По Э.Шиму". Исходник искать не буду, но впечатление от текста странное, он не высокохудожественный, пафосно-сентиментальный, но какой-то выхолощенный, синтаксис предельно простой, метафорика более чем скромная. По нему как "glavred"-ом прошлись.
    Вопросы по тексту
    ....(8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть. - без запятой ? почему?
    ....(10)Она несла букет желтоватой черёмухи. - это какой-то редкий желтый сорт?
    ....(11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. - видимо, да, сорт. у питерской черемухи цветы белые, а листья гладкие.
    ... (14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. - сколько же их было, этих третьих этажей?
    ... (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. - или сорт, или, что более вероятно, "крупные кисти цветов". С другой стороны, кому что крупное.
    ... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. - могла, конечно, это смотря какую ветку заломать. Но в целом, древесина у черемухи довольно вязкая. Рефлекс переводчика, не уверен, ищи и проверяй: сходила, листики черемухи пощупала, отломила ветку, правда, маленькую. Слово "хрустнула" неправильное. Правильное не знаю.

    А вдруг это была акация?

    И совсем последний. На идейном уровне. Вот люди в войну дерево не сожгли. Старик любуется, молодежь, а ты ветки ломаешь и за спину прячешь. Ну точно (7) - "невыспавшийся и злой".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как юный следопыт, тоже попробовала отыскать исходник. Не получилось: все следы ведут на сайты подготовки к ОГЭ и готовым сочинениям по этому тексту. Зато вспомнила, что в детстве любила читать рассказы и сказки Эдуарда Шима. Пробежала глазами несколько: незатейливые, почти невесомые, вполне пригодные для детского чтения.

      Алла, ты целое расследование провела! С последним твоим утверждением полностью согласна, меня тоже эта ситуация покоробила.

      Удалить
  7. Окончательный вердикт - то был, как говорят дети, ни разу не Э.Ю.Шим. Это муляж какой-то. Фейк. А настоящий Эдуард Шим очень трогательный, он бы черёмуху не ломал. https://www.rulit.me/books/rasskazy-i-skazki-read-352217-22.html ; https://skazkibasni.com/eduard-shim

    ЧЕРЁМУХА

    Очень я, Черёмуха, на людей обижаюсь…

    По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою — как невеста… Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

    А люди — ломать меня.

    По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят — вот уж и осыпались… А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

    Поспеют летом черные ягоды, — опять люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…

    Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовёт:

    — Эгей! Сюда!..

    Ну, я на хитрость пустилась.

    Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

    Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

    Ну, и поделом тебе.

    Ступай домой да помалкивай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вооот. Что и требовалось доказать.

      Всё равно не отпускает желание взглянуть в глаза дяденькам и тётенькам, которые создают фейковые тексты и кастрируют живые.

      Ссылку подкорректирую немного, а то она у тебя не очень работает. Впрочем, неважно: слова есть. Спасибо, друг!

      Удалить
    2. А вот и настоящий Бондарев - http://lib.ru/PROZA/BONDAREW/publicsm.txt - Лена, не оторваться. Не сопоставимо с "по Ю.Бондареву". Как же специально обученные люди ухитряются такое с авторами вытворить? И главный вопрос - зачем?

      Удалить
    3. Для чего-то проснулась в 4 утра. Наверное, чтобы почитать Бондарева, а потом упомянутый им рассказ Паустовского «Дождливый рассвет».

      Удалить
  8. Очень символичен этот пост в день русского языка и рождения Пушкина.
    Сил нам, терпения и умения донести до племени младого и очень знакомого прелесть родной речи – устной и письменной)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, сестричка, у тебя важная миссия: опробовать на себе тест, ты ведь любишь эксперименты. В день рождения Александра Сергеевича осваивала новый сервис. Вот ссылка.Скажи, всё ли работает внутри теста.

      Удалить
    2. Лена, сервис чудесный, тест тоже. Знаю Пушкина из рук вон плохо – на 44%!))
      Дома попробую сервис обязательно.

      Удалить
    3. Спасибо за помощь. Ириша, не переживай: это я хитро вопросы составила.

      Удалить
  9. "Сила духа - это когда..." - тоже мое любимое. И "чтобы" и "потому что"... Прямо беда, учимся использовать это по-минимуму. Текст сочинения тоже удивил - зачем ломать ветки дерева и тут же восхищаться силой духа людей, сумевших сберечь черемуху.
    Сейчас читаю Чуковского "От двух до пяти". "Неужели в самом деле" современная реальность так изменила детей, у них пропало чутье к языку напрочь, или он писал о тех 10% детей, которых Вы упомянули, Елена? Беда-беда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, думаю, чутьё к языку у детишек не пропало. Многие пишут хорошо, пусть с ошибками, но ярко и оригинально. А потом мы им говорим, что есть правила игры, чтобы сдать ОГЭ. Кроме нас с Вами есть ведь ещё много блогов-сайтов, где шаблоны плодятся со страшной силой. Заготовку проще выучить, чем самим ваять. Вот это грустно.

      Удалить