суббота, 28 ноября 2015 г.

«Урок наизнанку»

Сообщение с такой темой пришло от десятиклассника. В теле письма: «Елена Владимировна, посмотрите, пожалуйста, нет ли ошибок. Хочу опубликовать».

Приятно говорить о взлётах и успехах, хвастаться достижениями. И совсем не хочется анализировать провалы. Но они сделали это: успешно завалили урок, достойно выслушали претензии одноклассников и смогли осознать, чтО произошло.



Не первый раз с лёгкой душой отдаю в руки десятиклассников уроки по творчеству Владимира Семёновича.

2015 год. Что пошло не так? В какой момент? Где моя вина?
Хорошие, славные пионеры, очень созвучные. Успешно вели уроки в средней школе в день самоуправления (может быть, успех вскружил голову?), прочитали в своей жизни точно больше трёх книжек. В чате с Антоном сидели, с Ирой переписывались, воочию разговаривали. Но всё рушилось на глазах. 

Сижу за последней партой и понимаю, что если сейчас не вмешаюсь, то будет совсем мрачно. Мысленно бью себя по рукам: пусть карабкаются. Не получается. Подхожу, шёпотом и взглядом даю советы. Снова не то и не туда. Понимаю, что сейчас можно всё прервать, усадить «учителей» за парты, быстренько направить течение учебного процесса в нужное русло, но не делаю этого. Жалко пионеров? Безумно. И тех, кто за учительским столом, и тех, кто по другую сторону. Едва дождалась перемены.

— Дети мои, вы просили отложить урок на неделю, потому что не успели подготовиться тогда. Что происходит? Смотрели, что делали люди до вас?
— Смотрели...
— Почему вы сейчас принародно перекладываете вину друг на друга? 
— ...
— Сами. Дальше идём сами. Должен быть путь. Прошу вас: дайте мне 10 минут в конце второго урока. Но приготовьтесь, что будет несладко. Возможно, одноклассники будут резки. Спишем на юношеский максимализм. Не обращайте внимание на форму, прислушайтесь к содержанию. 

Не знаю, сколько потов ещё сошло с меня в последующие полчаса. Урок планомерно катился под гору, вспыхнув лишь в конце песнями Высоцкого, наспех найденными за несколько секунд. Хорошо, что есть одноклассники, которым имя Владимира Семёновича не чуждо. 

Предполагаю, последние минуты урока были непростыми, но необыкновенно важными для всех участников процесса. Сначала всё-таки поблагодарила ведущих. Бросить всё, обнять и принять такими, как есть, поговорить на перемене, а потом в письмах — правильно. Человеку должно быть хорошо. Упал в лужу, садись рядом, вдвоем не так страшно бояться и быть смешным.

Озвучила, что здесь и сейчас тоже происходит необходимое. Попросила обсудить в группах (всё равно уже так сидели) и озвучить 3 положительных и 3 отрицательных момента урока. Находчивый Глеб включил диктофон, чтобы не быть потом голословным. 

Дети порой безжалостны. Но через праведный гнев прорывались советы, что надо было сделать, чтобы было интересно.

(Павел Фахртдинов)


К чему такое длинное предисловие без картинок? Размышляющий Глеб написал пост «Лебедь, Рак да Щука».  

8 комментариев:

  1. Получилось сложно, но это есть приобретение опыта начинающими. Слабо сработал аспект ответственности каждого - сегодня, на мой взгляд, это "болезнь" большинства молодых: не болеть душой за общее дело - здоровее будешь. Или пионеры со мной не согласятся?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, подождём, что пионеры скажут. Они «болели», честное слово. Возможно, с невысокой температурой.

      Удалить
  2. Я б точно спасть побежала, но я ведь не такая мудрая,как ты)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, пионерам своим руки подставить всегда готова, ты ведь знаешь, лишь бы на мягкое упали. Но в жизни так не получится, не всегда я и родители рядом будем.

      Меня очень поддерживает во всех тупиковых случаях поступок той женщины на оленьих упряжках. (Пять дней в Заполярье. Нарьян-Мар): никакого шанса на победу, а она всё равно идёт вперёд.

      Удалить
    2. Елена, когда пришла работать методистом, первым делом отказалась в рамках нашего методобъединения от открытых уроков. То, что я видела до этого, вызывало у меня стойкое непрятие: даётся полностью отрепетированный урок, не вызывающий восторга у зрителей и детей, часто с серёзными недочетами, а все присутствующие говорят, какой он был замечательный и как много "они для себя вынесли".
      Пользы - никому никакой, но зато каждый такой урок требовал ОГРОМНОЙ подготовки: картинки-сценарии, и всё - своими руками ("интернетов" тогда ещё не было).

      Отношение к открытым урокам я изменила, когда стала готовить конкурсантов для проведения открытого занятия. В период "тренировки" они давали жутко провальные мероприятия, выслушивали предложения и замечания группы поддержки, "шлифовали" уроки, давали на другом классе, снова проваливали и снова "шлифовали". На конкурс выходил урок-конфетка: яркий, интересный, динамичный. Но самое главное - я увидела, зачем нужны открытые занятия: ты ошибаешься, а потом, вместе с коллегами, обсуждаешь результаты, ищешь причину своих ошибок и имеешь возможность их исправить. Польза всем: и проводящему урок, и зрителям, которые, обсуждая, учатся на чужих достижениях и ошибках. И теперь эта форма - снова в моём арсенале методической работы как одна из самых продуктивных.

      Ваше невмешательство, а потом совместное с ребятами итоговое обсуждение действительно сделало этот урок Уроком.

      Удалить
    3. Алла, спасибо. Ваш рассказ-размышление — тоже бесценный опыт (а вдруг мой блог ещё какой-нибудь методист читает?). И за поддержку ребят спасибо.

      Удалить
  3. Лена, знаете, о таких вот "неполучившихся" уроках надо говорить. Говорить обязательно. И обсуждать такие вещи надо, при этом учить видеть не только недочеты и промахи, но и положительные стороны.
    Как вид работы над сочинением, использую следующее: дети приходят со своими черновиками и потом, поделясь на группы, составляют единое сочинение из всех своих. Потом слушаем и вместе даем замечания, отмечаем сильные стороны. Ой, как не сладко было стоять перед классом и слушать больше минусов, чем плюсов! Но, свято верю, что в память врезаются все эти замечания.
    А урок.... Ну что ж... Опыт бывает и отрицательным. Через это тоже стоит пройти. Наверное, для воспитания это хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, с положительных моментов и начинали разговор. Теперь он продолжается в комментариях одноклассников.

      Спасибо, что напомнили про идею коллективных сочинений: что-то давно не использовала.

      Удалить