Нам от тебя теперь не оторваться.
Одною небывалою борьбой,
Одной неповторимою судьбой
Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.
Ольга Берггольц, 1942 год
Когда говорю о блокаде, неизменно называю наш город Ленинградом, потому что иначе никак. И хлеб никогда не выбрасываю. Видимо, это на генетическом уровне: бабушка с тремя детьми пережила ленинградскую блокаду в коммуналке на Лиговке. Нечасто, но рассказывала про суп из обоев, маленькие, но тяжёлые и непривычные на вкус кусочки хлеба, нечеловеческий холод, походы на Неву за водой. И постоянную мысль: «Есть. Есть. Есть. Детей кормить». Бабушка сдавала кровь, чтобы получить дополнительный паёк, хотя до сих пор в голове не укладывается, откуда в измождённых голодом людях была эта кровь.
С 2018 года читаю с детьми блокадные поминальные списки. Даже если никто не придёт, буду читать одна. Сегодня с Тиной и двумя Алёнками воскресили 455 имён людей, которые когда-то жили в окрестностях нашей школы, любили, растили детей, надеялись на лучшее. Кроме нас, их некому вспомнить.
Фотографии Марины Евгеньевны Светловой.
Склоняю голову...
ОтветитьУдалитьЛена, и я с вами читаю каждый год. Пусть хоть один пионер запомнит и с другими пионерами потом прочитает, надо продолжать.
ОтветитьУдалитьИриша, спасибо, что ты рядом.
УдалитьЕлена Владимировна, очень не хватает ваших уютных уроков! Спасибо, что продолжаете вкладываться в пионеров) Мы уж точно Вам благодарны))
ОтветитьУдалитьГлеб, спасибо, что помните.
Удалить