В Санкт-Петербурге день Достоевского отмечается в первую субботу июля.
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».
Узнали? Да, именно так начинается роман Фёдора Михайловича «Преступление и наказание». За 12 лет праздник стал ещё одной городской традицией.
Анна Андреевна и Фёдор Михайлович
Программа, как всегда, обширная и занимает несколько дней. В этом году отправились с московским учителем информатики Ириной Афониной и однокурсницей Лидой Калугиной на бесплатную литературную экскурсию-квест музея Анны Андреевны Ахматовой «Шаг времени: от Ахматовой к Достоевскому».
Источник изображения |
Источник фотографии |
Источник фотографии |
«Слепой» (другое название — «Одинокий»), прикованный к колесу. На спине персонажа замочная скважина, но ключ найти не удалось. Скульпторы Дмитрий и Даниил Каминкеры. Источник информации |
«Три ангела». Автор Борис Сергеев. Источник информации |
«Организатор», он же «Агитатор», он же «Режиссёр». Скульпторы Дмитрий и Даниил Каминкеры. Источник информации |
По лестнице на смотровую площадку подняться не удалось: там проводилось закрытое мероприятие.
И снова Фёдор Михайлович
Уставшие, возвращались к метро «Сенная площадь». У дома, где Достоевский, по мнению исследователей его творчества, поселил Раскольникова, заметили одинокую странную фигуру. Смелая Лида отправилась прямо к молодому человеку.
— Родион Романович, Вы ли это?
Оказалось, что сейчас подойдут экскурсанты, а юноша будет читать монолог Раскольникова.
Послушали издалека. Но этим дело не закончилось. Экскурсия переместилась на набережную канал Грибоедова (Екатерининского), а «Раскольников» стремительно отделился от группы и быстрым шагом удалился. Мы обнаружили артиста в странной позе.
Когда экскурсанты остановились у спуска к воде, наш герой внезапно перемахнул через решётку и, ловко балансируя на парапете, начал диалог с Соней Мармеладовой.
Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову.
— Экое страдание! — вырвался мучительный вопль у Сони.
— Ну, что теперь делать, говори! — спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее.
— Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.
Он изумился и был даже поражен ее внезапным восторгом.
— Это ты про каторгу, что ли, Соня? Донести, что ль, на себя надо? — спросил он мрачно.
— Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.
— Нет! Не пойду я к ним, Соня.
— А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь? — восклицала Соня. — Разве это теперь возможно? Ну как ты с матерью будешь говорить? (О, с ними-то, с ними-то что теперь будет!) Да что я! Ведь ты уж бросил мать и сестру. Вот ведь уж бросил же, бросил. О господи! — вскрикнула она, — ведь он уже это всё знает сам! Ну как же, как же без человека-то прожить! Что с тобой теперь будет! (Часть пятая, глава IV)
На мой взгляд, герои несколько ээээ... вольно интерпретировали текст Достоевского, но зато сумели привлечь внимание группы молодых людей на противоположном берегу: те дослушали без комментариев до конца и даже аплодировали.
Шагомер показал, что в этот день мы прошли 13 километров по «самому отвлечённому и умышленному городу в мире», чего и вам желаем каждый июль. Присоединяйтесь.
За фотографии благодарю Ирину Афонину (Москва).
Лена, присоединилась, спасибо!
ОтветитьУдалитьМолодчина, что так всё подробно описала. Могу предположить, сочиняла дольше, чем 13 км прошла)
Самое правильное погружение в тему, когда ты там внутри. Родя какой, а Сонечка!)
«Этот фантастический город весь насыщен существующими и вымышленными историями. Он как-то неожиданно, почти мгновенно возник. Но так же внезапно ведь может и исчезнуть? Искуриться паром к темно-синему небу…»)
Ириша, сама знаешь: пока всё уляжется, пока в слова оформится, пока массив фотографий загрузишь, а потом добрую часть удалишь... Иной раз думаешь, что лучше бы ещё 13 километров прошагала.
УдалитьЦитата прекрасная.
Как здорово! И как же жаль, что такие удивительные вещи мне недоступны: я слишком далеко. Поэтому за рассказ – спасибо!
ОтветитьУдалитьАлла, часто с теплотой вспоминаю нашу с Вами мимолётную встречу. Если вдруг ещё раз окажетесь рядом, немедленно сообщите, пожалуйста.
УдалитьЕлена, уверена, что рядом когда-нибудь обязательно окажусь! И с радостью сообщу об этом!
ОтветитьУдалитьПрекрасный маршрут. Но 13 км - увы, уже не для меня. Поэтому сейчас не участвую в коллективных экскурсиях. Только сама в своём темпе. А вот скульптуру "Режиссёр" я ни агитатором, ни организатором не посчитала. Только режиссёром. Возможно. сориентировалась по названию заведения на противоположной стороне улицы.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, меня тоже напрягает, когда надо «быстро-быстро»: поразглядывать хочется.
УдалитьСориентировались правильно))