воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Каков вопрос, таков ответ

Для разминки набросала пятиклассникам на доске:


— Какое слово лишнее и почему?

Когда учитель задаёт вопрос, он держит в голове предполагаемый ответ. Детишки руки тянут, подпрыгивают в нетерпении:
— «Атлас». Слово на гласный начинается, остальные на согласные.
— «Белки». Это звери, они одушевлённые.
— «Мука». Здесь 4 буквы, а в остальных словах больше.
— «Белки». Они жидкие.
— «Замок». Он единственный металлический.
— «Белки». Только это слово стоит во множественном числе.
— «Замок» и «атлас». Из них ничего нельзя приготовить.

По-моему, Тётушка Судьба вновь приготовила мне подарок: пионеры с живым умом.

P.S. До задуманного мной ответа всё-таки добрались. Самостоятельно. 

45 комментариев:

  1. Елена Владимировна, похоже, и дети и учитель в своем репертуаре. И это радует! Всего самого доброго!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, лишнее "творог", так как изменение ударения не меняет значения?

    ОтветитьУдалить
  3. Пионеры у тебя - мыслители!)
    Ни за что бы таких вариантов не придумала, а твой даже и не мечтаю разгадать) Видимо, с возрастом пропадает мечтательность и воображательность)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, оставь, Ириша: с мечтательностью у тебя всё в порядке. Знала бы ты, какие чудесные у этих мальков глаза!

      Удалить
  4. Тут, пожалуй, надо провести конкурс на придумать как можно больше обоснований для каждого слова:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличная идея, Евгений! Ваш ход.

      Удалить
    2. Ммм... Слово «белки» единственное, у которого после смещения ударения меняется род.

      Удалить
    3. В слове «замок» неожиданно услышался глагол. Задачу определить инфинитив оставляю следующему участнику:)

      Удалить
    4. Вот чувствуется Ваша, Евгений, нежная любовь к филологии.

      Удалить
    5. Получилась новая игра «Медвежонок наоборот». Придумать к пяти вариантам разные условия, чтобы каждый вариант побывал в статусе правильного ответа.

      Удалить
    6. Евгений, смех смехом, а это идея. Спасибо. Ушла думать.

      Удалить
  5. Полезла в комментарии искать правильный ответ. Варианты тоже порадовали. Это вам не три-в-ряд!

    ОтветитьУдалить
  6. Тупо смотрела на список. Вспомнила анекдот "Что лишнее в списке - картошка, капуста, лексус? Лишние - картошка и капуста." После этого было не до враиантов. А сейчас уж твой павильный, разумеется, самый логичный.

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, ты просила, я подумала. Атлас. Единственное слово иноязычного проихождения в обоих значениях. Дальше спорно - из польского / немецкого в значении ткань, из арабского / греческого в географическом смысле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Умница, дочка! Нечто подобное и ожидала услышать от профессионального переводчика.

      Удалить
  8. Ой, как мне нужно к Вам на урок! А то я уже представила себе жидких канадских белок, прыгающих по деревьям:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо же, как фантазия работает! Таня, предложите своим сыновьям голову поломать над вопросом.

      Удалить
    2. Сегодня займусь!
      У меня младший в этом году перешёл во франц. школу - 50% английский, 50% французский.

      Удалить
    3. Поделитесь потом результатами? Интересно.

      Удалить
    4. Обязательно! Я бы, например, решила, что это "белки" - потому что их много (и они мобильные:)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Конечно, можно много предположить правильных ответов, ведь многое зависело от темы урока, а Вы нам её не назвали))))
    Первыми на ум пришли ответы, которые Вы привели, а вот потом подумалось, что это слово ТВОРОГ. В остальных словах смысл слова меняется в зависимости от того, куда ставим ударение, а тут возможен только один ответ - творОг (хотя лично мне так странно произносить это слово с ударением на второй слог)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уррра! Я права - теперь прочитала комментарии выше)))

      Удалить
    2. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Так я и детишкам тему урока не озвучивала. Сами потом должны были догадаться.

      ТвОрог или творОг?

      Удалить
  10. Здравствуйте, Елена! Я сначала прочитала пост, потом доооолго смотрела на слова, заинтересовалась :) начала думать... потом решила, что все-таки творог, потому что ударение не меняет значение. А после прочтения комментариев посмеялась над тем, что так долго думала над ответом. Нет, честно, ответы Ваших пионеров впечатлили. Какие молодцы! Столько идей! Мне понравились все :) Использую такой прием :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира. Перестраиваться, удивляться идеям, признавать правильной каждую версию, искать новые приходилось прямо на ходу. Запланированная минута вылилась в 10, но нам было интересно.

      Удалить
  11. Замечательное упражнение на классификацию. И ведь все ответы правильные, т.к. не было критерия. И ребятам нравятся такие задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, предполагаю, что математики могут так поиграть с каким-нибудь рядом чисел.

      Мальки обычно надолго задумываются над этим заданием:
      6487 = 3
      8956 = 4
      2175 = 0
      6708 = 4
      9636 = 3
      8888 = 8
      5609 = 3
      4609 = ?

      Задание, правда, не на классификацию, а на смекалку. Знаете его?

      Удалить
    2. Елена!
      Отличное задание, хотя и не про математику!
      Не знала ответ, но догадалась!
      Сначала думала, что это количество мягких знаков в написании числительных. Потом, как мне кажется, догадалась. Правильный ответ 3?

      Удалить
    3. Анна, да Вы у меня сегодня в отличницах! Дважды умница, дочка :-)

      Удалить
    4. Хорошее задание, раньше его не знала, но знаю похожее - про животных. Задам своим ученикам. В начальных классах по математике есть задания на классификацию. Учу искать их все критерии. А эту задачку (на число кружочков) на девятиклассниках обкатаю. Спасибо.

      Удалить
    5. Наталья, а я про животных не знаю. Поделитесь, пожалуйста.

      Удалить
    6. Елена, наверняка знаете.
      У кошки 3, у собаки 3, у петуха 8, у лошади 5, у кукушки 4, у лягушки 3. Сколько у осла?

      Удалить
    7. Да, Наталья, вспомнила. Спасибо! У осла 2.

      Удалить
    8. Я еще вспомнила: в голове она одна, в траве сразу две, в барабане целых три. Догодайтесь, кто они?

      Удалить
    9. Анна, благодарю. Вполне языковая загадка.

      Удалить
  12. Елена, очень кстати пришлось ваше задание. Сегодня оказалась на замене учителя русского языка в пятом классе. Начало урока прошло на ура! Дала ученикам время минуты 2 подумать (пока загружала журнал в чужом кабинете). Через означенное время прозвучал единогласный правильный ответ)))) В конце урока в качестве бонуса за продуктивный урок написала задание на число кружочков. Не смогли решить((( После шестого урока прибежали за решением! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да мне-то за что, Анна? Про кружочки не сама придумала, подглядела где-то, на подкорке отложилось.

      Лишь бы пионерам было в школе интересно и осмысленно!

      Удалить
  13. Прическу изменили, как я заметил),странно как-то выглядит, но, в целом, Вам идёт.

    ОтветитьУдалить