Для разминки набросала пятиклассникам на доске:
— Какое слово лишнее и почему?
Когда учитель задаёт вопрос, он держит в голове предполагаемый ответ. Детишки руки тянут, подпрыгивают в нетерпении:
— «Атлас». Слово на гласный начинается, остальные на согласные.
— «Белки». Это звери, они одушевлённые.
— «Мука». Здесь 4 буквы, а в остальных словах больше.
— «Белки». Они жидкие.
— «Замок». Он единственный металлический.
— «Белки». Только это слово стоит во множественном числе.
— «Замок» и «атлас». Из них ничего нельзя приготовить.
По-моему, Тётушка Судьба вновь приготовила мне подарок: пионеры с живым умом.
P.S. До задуманного мной ответа всё-таки добрались. Самостоятельно.
— Какое слово лишнее и почему?
Когда учитель задаёт вопрос, он держит в голове предполагаемый ответ. Детишки руки тянут, подпрыгивают в нетерпении:
— «Атлас». Слово на гласный начинается, остальные на согласные.
— «Белки». Это звери, они одушевлённые.
— «Мука». Здесь 4 буквы, а в остальных словах больше.
— «Белки». Они жидкие.
— «Замок». Он единственный металлический.
— «Белки». Только это слово стоит во множественном числе.
— «Замок» и «атлас». Из них ничего нельзя приготовить.
По-моему, Тётушка Судьба вновь приготовила мне подарок: пионеры с живым умом.
P.S. До задуманного мной ответа всё-таки добрались. Самостоятельно.
Елена Владимировна, похоже, и дети и учитель в своем репертуаре. И это радует! Всего самого доброго!!!
ОтветитьУдалитьАнатолий, не прощайтесь со мной, пожалуйста.
УдалитьЕлена, лишнее "творог", так как изменение ударения не меняет значения?
ОтветитьУдалитьДа, Анна, Вы совершенно правы.
УдалитьЯ бы точно затупил.
ОтветитьУдалитьИ это говорит отец такого смышлёного сына?!
УдалитьПионеры у тебя - мыслители!)
ОтветитьУдалитьНи за что бы таких вариантов не придумала, а твой даже и не мечтаю разгадать) Видимо, с возрастом пропадает мечтательность и воображательность)
Ах, оставь, Ириша: с мечтательностью у тебя всё в порядке. Знала бы ты, какие чудесные у этих мальков глаза!
УдалитьТут, пожалуй, надо провести конкурс на придумать как можно больше обоснований для каждого слова:)
ОтветитьУдалитьОтличная идея, Евгений! Ваш ход.
УдалитьМмм... Слово «белки» единственное, у которого после смещения ударения меняется род.
УдалитьВ слове «замок» неожиданно услышался глагол. Задачу определить инфинитив оставляю следующему участнику:)
УдалитьВот чувствуется Ваша, Евгений, нежная любовь к филологии.
УдалитьПолучилась новая игра «Медвежонок наоборот». Придумать к пяти вариантам разные условия, чтобы каждый вариант побывал в статусе правильного ответа.
УдалитьЕвгений, смех смехом, а это идея. Спасибо. Ушла думать.
УдалитьПолезла в комментарии искать правильный ответ. Варианты тоже порадовали. Это вам не три-в-ряд!
ОтветитьУдалитьАлла, а у тебя есть версия, какое слово лишнее?
УдалитьТупо смотрела на список. Вспомнила анекдот "Что лишнее в списке - картошка, капуста, лексус? Лишние - картошка и капуста." После этого было не до враиантов. А сейчас уж твой павильный, разумеется, самый логичный.
ОтветитьУдалитьЛена, ты просила, я подумала. Атлас. Единственное слово иноязычного проихождения в обоих значениях. Дальше спорно - из польского / немецкого в значении ткань, из арабского / греческого в географическом смысле.
ОтветитьУдалитьУмница, дочка! Нечто подобное и ожидала услышать от профессионального переводчика.
УдалитьОй, как мне нужно к Вам на урок! А то я уже представила себе жидких канадских белок, прыгающих по деревьям:)
ОтветитьУдалитьНадо же, как фантазия работает! Таня, предложите своим сыновьям голову поломать над вопросом.
УдалитьСегодня займусь!
УдалитьУ меня младший в этом году перешёл во франц. школу - 50% английский, 50% французский.
Поделитесь потом результатами? Интересно.
УдалитьОбязательно! Я бы, например, решила, что это "белки" - потому что их много (и они мобильные:)
УдалитьЗдравствуйте, Елена Владимировна!
ОтветитьУдалитьКонечно, можно много предположить правильных ответов, ведь многое зависело от темы урока, а Вы нам её не назвали))))
Первыми на ум пришли ответы, которые Вы привели, а вот потом подумалось, что это слово ТВОРОГ. В остальных словах смысл слова меняется в зависимости от того, куда ставим ударение, а тут возможен только один ответ - творОг (хотя лично мне так странно произносить это слово с ударением на второй слог)...
Уррра! Я права - теперь прочитала комментарии выше)))
УдалитьЛилия Павловна, здравствуйте!
УдалитьТак я и детишкам тему урока не озвучивала. Сами потом должны были догадаться.
ТвОрог или творОг?
Здравствуйте, Елена! Я сначала прочитала пост, потом доооолго смотрела на слова, заинтересовалась :) начала думать... потом решила, что все-таки творог, потому что ударение не меняет значение. А после прочтения комментариев посмеялась над тем, что так долго думала над ответом. Нет, честно, ответы Ваших пионеров впечатлили. Какие молодцы! Столько идей! Мне понравились все :) Использую такой прием :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира. Перестраиваться, удивляться идеям, признавать правильной каждую версию, искать новые приходилось прямо на ходу. Запланированная минута вылилась в 10, но нам было интересно.
УдалитьЗамечательное упражнение на классификацию. И ведь все ответы правильные, т.к. не было критерия. И ребятам нравятся такие задания.
ОтветитьУдалитьНаталья, предполагаю, что математики могут так поиграть с каким-нибудь рядом чисел.
УдалитьМальки обычно надолго задумываются над этим заданием:
6487 = 3
8956 = 4
2175 = 0
6708 = 4
9636 = 3
8888 = 8
5609 = 3
4609 = ?
Задание, правда, не на классификацию, а на смекалку. Знаете его?
Елена!
УдалитьОтличное задание, хотя и не про математику!
Не знала ответ, но догадалась!
Сначала думала, что это количество мягких знаков в написании числительных. Потом, как мне кажется, догадалась. Правильный ответ 3?
Анна, да Вы у меня сегодня в отличницах! Дважды умница, дочка :-)
УдалитьХорошее задание, раньше его не знала, но знаю похожее - про животных. Задам своим ученикам. В начальных классах по математике есть задания на классификацию. Учу искать их все критерии. А эту задачку (на число кружочков) на девятиклассниках обкатаю. Спасибо.
УдалитьНаталья, а я про животных не знаю. Поделитесь, пожалуйста.
УдалитьЕлена, наверняка знаете.
УдалитьУ кошки 3, у собаки 3, у петуха 8, у лошади 5, у кукушки 4, у лягушки 3. Сколько у осла?
Да, Наталья, вспомнила. Спасибо! У осла 2.
УдалитьЯ еще вспомнила: в голове она одна, в траве сразу две, в барабане целых три. Догодайтесь, кто они?
УдалитьАнна, благодарю. Вполне языковая загадка.
УдалитьЕлена, очень кстати пришлось ваше задание. Сегодня оказалась на замене учителя русского языка в пятом классе. Начало урока прошло на ура! Дала ученикам время минуты 2 подумать (пока загружала журнал в чужом кабинете). Через означенное время прозвучал единогласный правильный ответ)))) В конце урока в качестве бонуса за продуктивный урок написала задание на число кружочков. Не смогли решить((( После шестого урока прибежали за решением! Спасибо большое!
ОтветитьУдалитьДа мне-то за что, Анна? Про кружочки не сама придумала, подглядела где-то, на подкорке отложилось.
УдалитьЛишь бы пионерам было в школе интересно и осмысленно!
Прическу изменили, как я заметил),странно как-то выглядит, но, в целом, Вам идёт.
ОтветитьУдалитьАлександр, Вы о чём? Меня в кадре нет.
УдалитьБыло очень интересно!
ОтветитьУдалить