Иллюстрация В.М.Васнецова. Картинка |
7 класс. Бессмертная пушкинская «Песнь о вещем Олеге». Текст насыщен непонятными для современного подростка словами. Можно по-разному выстроить работу:
- Выписать слова в тетрадь, объяснить значение. На уроке ответят, выйдут за дверь — забудут.
- Создать коллективную презентацию-словарик. Слайд: картинка-текст. Инновационно, да приелось. Ссылки все делать умеют, картинки искать тоже. И по сути мало чем отличается от первого варианта.
- Открыть для работы гуглодок. Честно признаюсь: последнюю графу пионеры сами придумали во время обсуждения. Добавила.
Естественно, пришлось объяснять ситуацию Татьяне Юрьевне (первой учительнице), отвечать в письмах и чатах на вопросы. Хороший мальчик Лёша дома лежит со сломанной ногой. «Елена Владимировна, можно не третьеклассника, а пятиклассника опросить? У меня под рукой только брат». Конечно, можно.
Что в итоге? Слова прокрутили несколько раз, значения запомнили, малькам рассказали, себя повеселили, с родителями и братьями-сёстрами лишний раз пообщались. Самые сообразительные догадались в своей работе убрать текст инструкции, оставив таблицу и выводы.
Забавные «объяснялки»
- Хозары — город; древнерусские рубахи
- Перун — писатель; тот, кто пишет пером; сладость
- Ковыль — старая лошадь; ковёр; «Ковылять может?»
- Отроки — злые дети; рок-музыканты; отростки
- Волхвы — цветок; хвойные деревья; название деревни
- Кудесник — куст; родной человек; какой-то кузнец; куда-то делся
- Сеча — свеча; сетка; сено; сетчатка глаза
- Вещий — человек, который всегда говорит о происшествиях; тот, кто хранит вещи; предметы, которые мы надеваем
- Вестник — жених на свадьбе; как почта, только человек
- Старец — староста в школе
- Тризна — три знака; болото
- Жребий — копейка; рыжий; какое-нибудь украшение, алмаз
- Неразумные — простейшие
- Нивы — ленивые голубцы
- Чело — солнце; шапка
- Отрада — красавица; высокое здание; отрава
- Позлащённая — съела зло
- Угрюмый — угорь в рюмке
- Уздцы — подъезды
- Попона — обувь; помпон
- Стремя — встреча; стремянка
- Пращ — плащ
- Поникнуть — найти по нику
Пионеры потом внутри себя делились впечатлениями:
— Почему они так странно объясняют? Созвучные слова подбирают.
— Нет, мне один всё разумно говорил. Знал, наверное.
— «Волхвы» и «Хозары» похожи на названия посёлков.
— Смешные всё-таки они...
Лучше всех рассказала о происходившем Катюшка. Для меня такие выводы дороже всего.
Елена, здравствуйте! Читателем Вашего блога являюсь давно, а вот комментарий решила написать первый раз. Мне и раньше очень многие идеи Ваши нравились, но эта подняла настроение с самого утра))
ОтветитьУдалитьСпасибо большое Вам и Вашему блогу! Он, без сомнения, интересен и полезен.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена, мой верный читатель! Спасибо за внимание к моему блогу. Рада, что Вы отважились на комментарий. Поверьте, это нужно автору, чтобы понимать, куда двигаться дальше.
УдалитьХорошее настроение с утра — прекрасно!
Лена,
ОтветитьУдалитьЗамечательно!
С удовольствием и улыбкой почитала документ Кати ;) Сколько оригинальных объяснений! ;)
Таня, правда у меня талантливые пионеры? В очередной раз повезло. А Катюшка ещё и рисует вдохновенно.
УдалитьПравильные и талантливые пионеры! :)
УдалитьУ Димы после этой моей работы до сих пор осадок на душе остался, теперь мне мстит - достаёт всякими умными словами, которые в университете учил. И ещё, спасибо большое, Елена Владимировна! Любую тему интересно и захватывающе объясняете, всегда творческие задания даёте. Я эти слова наверное, на всю жизнь теперь запомню после этого...
ОтветитьУдалитьКатюшка, не теряйся: тоже эти слова выучи. В словари путь знаешь. Диме привет передавай, пусть не сердится, мужчина должен быть великодушным. Жаль, что, когда я учила их поколение, не было таких безграничных технических возможностей.
УдалитьУ Кати замечательное чувство юмора.
ОтветитьУдалитьИ правильно подметила, что теперь слова запомнит на всю жизнь, т.к. всё, что делается с положительными эмоциями, не забывается.
Наталья, спасибо. Пионеры не устают удивлять и радовать меня. Иногда кажется, только мысль, вектор дай — остальное сами сделают. А некоторые так виртуозно, что я и мечтать не могла. Конечно, по-разному бывает. Но есть, есть жемчужины в каждом классе.
УдалитьКате — спасибо большое, порадовала.
ОтветитьУдалитьЕще порадовали "Поникнуть — найти по нику": со словообразованием у автора всё в порядке и чувствуется, что он из "поколения next", у взрослых бы такой вариант не "словообразовался", и "Вестник — как почта, только человек": точно ведь!
Алла, представляете, какой богатый материал для разговора о словообразовательных моделях. В любом классе.
УдалитьКак человек, близкий к библиотекам, думаю, что это очень хороший материал для разговора-презентации книги К. Чуковского "От двух до пяти".
УдалитьСколько лет прошло, а до сих пор помню начало "Слова...", как учили его в школе! Чисто музыка!
ОтветитьУдалитьА что у Пушкина НЕ музыка?
УдалитьЛена, или ты про «Слово о полку Игореве» вспомнила?
Ой, да! :) Это я с телефона читала и комментировала и, пока до конца пост дочитала, спуталась! :) Даже не стала писать "Не лепо ли ны бяшеть братие..." и хорошо, что не стала, совсем бы опозорилась! :)
УдалитьЛена, вот это память! Потрясена. Согласись, там тоже музыка.
УдалитьКонечно, Леночка!
УдалитьТо есть я перунесса?)))
ОтветитьУдалитьИ ведь логика железная есть в расшифровке слов, Лена!
Старец порадовал и "поникуть - найти по нику")
Таланты!)
В логике не откажешь, согласна. Ира, через 2 года эти таланты ко мне придут. Уже потираю руки в нетерпении.
УдалитьМилая «перунесса», ещё мечтаю заполучить тебя к себе на урок: мальки про тебя слышали, а видеть не видели. Обещаешь подумать?
И думать тут нечего. В ближайший приезд в Питер - сразу к вам, приобщать к тризне - НАО)))
УдалитьИриша, ты тризну с трапезой не путаешь? Эх, придётся в 7 класс зачислить:-)
УдалитьСлово не воробей - вылетело - не поймаешь! :) Это она, видимо, с устатку, то ли поздно еще не ложилась, то ли слишком рано встала, не пойму с нашей многочасовой разницей во времени!
УдалитьЛена, или от горя. Нам всем сейчас, а особенно в Санкт-Петербурге, тяжело.
УдалитьНе иначе, да... Держитесь!
УдалитьЛены,обижаете!)
УдалитьТризна - три знака,то есть НАО!)))
А мы-то сразу и не поняли. Извини, сестричка.
УдалитьЧто ж вы так, простейшие!))
УдалитьНе уследили за полётом мысли перунессы, каемся.
УдалитьЛена, твое первоначальное предложение записать ее в 7-ой класс все равно оказалось правильным. Там занимаются словотворчеством!
УдалитьВот тут бы ещё учителя обществознания привлечь. Тут же ярко проявляются методы работы в общественных дисциплинах, их отличие от методов естественных наук.
ОтветитьУдалитьМаш, привлекала. Отвлекаются, чёрт возьми! Говорят, методичка у них волшебная есть, и ни шагу оттуда.
УдалитьЕлена, добрый вечер. Прочитала с такой неописуемой радостью какой-то. Мне на ночь настроение подняли Ваши пионеры. Это ж кладези юмора и мудрости.Спасибо. Я Ваш верный читатель отныне, хотя попала к вам совершенно случайно.
ОтветитьУдалитьКонечно, добрый, Алла. Добро пожаловать. «Хорошие люди должны быть вместе». Гуляйте на здоровье, хватайте идеи, делитесь своими. Случайности нам Тётушка Судьба зачем-то ведь осмысленно подбрасывает, правда?
УдалитьПионеры — да! Самое большое моё сокровище.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Чудесная задумка! Молодцы, пионеры! Я эту идею обязательно позаимствую. Уже даже знаю, когда ;) Не так скоро, как хотелось бы, но нам торопиться некуда, мы еще словарь осваиваем только :) Очень понравилось!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Рада, что понравилась идея. Берите на здоровье! Расскажете потом, что получилось? Пусть и не очень скоро, мы терпеливые:-)
УдалитьЗдравствуйте, Елена Владимировна. Всегда читаю материалы Вашего блога. Многое использую. Соглашусь с Вами, что очень важно работать с понимаем слова. Сама использую словарик, который студенты составляют сами. Наиболее удачным, для выяснения смысла слов, мне кажется использовать интеллект - карты. Но, то что предложили Вы - действительно будет запоминающимся для ребят. Спасибо.
ОтветитьУдалитьНина, добрый день. Благодарю в очередной раз за внимание к моему блогу. А можно где-нибудь посмотреть Ваши работы с интеллект-картами? Я их совсем почему-то не использую.
УдалитьЗдравствуйте, Елена! Я вернулась к Вашей идее! Будем пробовать :) Еще даже не могу предположить, что получится, но с сыном (что поделаешь, читал мифы давно, подзабыл многое) посмеялись :)
ОтветитьУдалитьЭльвира, доброй ночи. Побежала в «Буквоежку» в надежде увидеть новый пост, потом одумалась и поняла, что Вы ещё в пути. Удачи!
УдалитьЕще в пути :) Пост я опубликовала, переживаю, что и как получится у нас, но очень интересно.
УдалитьЭльвира, вы с ребятами дальше нас шагнули: и словарь, и исследование, и задания в LearningApps. С нетерпением буду ждать результатов опроса семиклассников. Интересно, помнят ли они фразеологизмы, пришедшие из античных времён? Уверена, всё у вас получится замечательно, друзья.
Удалить