пятница, 30 октября 2015 г.

«Отроки — злые дети»

Иллюстрация В.М.Васнецова. Картинка
7 класс. Бессмертная пушкинская «Песнь о вещем Олеге». Текст насыщен непонятными для современного подростка словами. Можно по-разному выстроить работу:
  1. Выписать слова в тетрадь, объяснить значение. На уроке ответят, выйдут за дверь — забудут.
  2. Создать коллективную презентацию-словарик. Слайд: картинка-текст. Инновационно, да приелось. Ссылки все делать умеют, картинки искать тоже. И по сути мало чем отличается от первого варианта. 
  3. Открыть для работы гуглодок. Честно признаюсь: последнюю графу пионеры сами придумали во время обсуждения. Добавила. 

Естественно, пришлось объяснять ситуацию Татьяне Юрьевне (первой учительнице), отвечать в письмах и чатах на вопросы. Хороший мальчик Лёша дома лежит со сломанной ногой. «Елена Владимировна, можно не третьеклассника, а пятиклассника опросить? У меня под рукой только брат». Конечно, можно. 

Что в итоге? Слова прокрутили несколько раз, значения запомнили, малькам рассказали, себя повеселили, с родителями и братьями-сёстрами лишний раз пообщались. Самые сообразительные догадались в своей работе убрать текст инструкции, оставив таблицу и выводы.

Забавные «объяснялки»
  • Хозары — город; древнерусские рубахи
  • Перун — писатель; тот, кто пишет пером; сладость
  • Ковыль — старая лошадь; ковёр; «Ковылять может?»
  • Отроки — злые дети; рок-музыканты; отростки
  • Волхвы — цветок; хвойные деревья; название деревни
  • Кудесник  — куст; родной человек; какой-то кузнец; куда-то делся
  • Сеча — свеча; сетка; сено; сетчатка глаза
  • Вещий — человек, который всегда говорит о происшествиях; тот, кто хранит вещи; предметы, которые мы надеваем
  • Вестник — жених на свадьбе; как почта, только человек
  • Старец — староста в школе
  • Тризна — три знака; болото
  • Жребий — копейка; рыжий; какое-нибудь украшение, алмаз
  • Неразумные — простейшие
  • Нивы — ленивые голубцы
  • Чело — солнце; шапка
  • Отрада — красавица; высокое здание; отрава
  • Позлащённая — съела зло
  • Угрюмый — угорь в рюмке
  • Уздцы — подъезды
  • Попона — обувь; помпон
  • Стремя — встреча; стремянка
  • Пращ — плащ
  • Поникнуть — найти по нику

Пионеры потом внутри себя делились впечатлениями:
— Почему они так странно объясняют? Созвучные слова подбирают.
— Нет, мне один всё разумно говорил. Знал, наверное.
— «Волхвы» и «Хозары» похожи на названия посёлков.
— Смешные всё-таки они...

Лучше всех рассказала о происходившем Катюшка. Для меня такие выводы дороже всего. 

42 комментария:

  1. Елена, здравствуйте! Читателем Вашего блога являюсь давно, а вот комментарий решила написать первый раз. Мне и раньше очень многие идеи Ваши нравились, но эта подняла настроение с самого утра))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое Вам и Вашему блогу! Он, без сомнения, интересен и полезен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена, мой верный читатель! Спасибо за внимание к моему блогу. Рада, что Вы отважились на комментарий. Поверьте, это нужно автору, чтобы понимать, куда двигаться дальше.

      Хорошее настроение с утра — прекрасно!

      Удалить
  3. Лена,

    Замечательно!
    С удовольствием и улыбкой почитала документ Кати ;) Сколько оригинальных объяснений! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, правда у меня талантливые пионеры? В очередной раз повезло. А Катюшка ещё и рисует вдохновенно.

      Удалить
    2. Правильные и талантливые пионеры! :)

      Удалить
  4. У Димы после этой моей работы до сих пор осадок на душе остался, теперь мне мстит - достаёт всякими умными словами, которые в университете учил. И ещё, спасибо большое, Елена Владимировна! Любую тему интересно и захватывающе объясняете, всегда творческие задания даёте. Я эти слова наверное, на всю жизнь теперь запомню после этого...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюшка, не теряйся: тоже эти слова выучи. В словари путь знаешь. Диме привет передавай, пусть не сердится, мужчина должен быть великодушным. Жаль, что, когда я учила их поколение, не было таких безграничных технических возможностей.

      Удалить
  5. У Кати замечательное чувство юмора.
    И правильно подметила, что теперь слова запомнит на всю жизнь, т.к. всё, что делается с положительными эмоциями, не забывается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Пионеры не устают удивлять и радовать меня. Иногда кажется, только мысль, вектор дай — остальное сами сделают. А некоторые так виртуозно, что я и мечтать не могла. Конечно, по-разному бывает. Но есть, есть жемчужины в каждом классе.

      Удалить
  6. Кате — спасибо большое, порадовала.
    Еще порадовали "Поникнуть — найти по нику": со словообразованием у автора всё в порядке и чувствуется, что он из "поколения next", у взрослых бы такой вариант не "словообразовался", и "Вестник — как почта, только человек": точно ведь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, представляете, какой богатый материал для разговора о словообразовательных моделях. В любом классе.

      Удалить
    2. Как человек, близкий к библиотекам, думаю, что это очень хороший материал для разговора-презентации книги К. Чуковского "От двух до пяти".

      Удалить
  7. Сколько лет прошло, а до сих пор помню начало "Слова...", как учили его в школе! Чисто музыка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что у Пушкина НЕ музыка?

      Лена, или ты про «Слово о полку Игореве» вспомнила?

      Удалить
    2. Ой, да! :) Это я с телефона читала и комментировала и, пока до конца пост дочитала, спуталась! :) Даже не стала писать "Не лепо ли ны бяшеть братие..." и хорошо, что не стала, совсем бы опозорилась! :)

      Удалить
    3. Лена, вот это память! Потрясена. Согласись, там тоже музыка.

      Удалить
  8. То есть я перунесса?)))
    И ведь логика железная есть в расшифровке слов, Лена!
    Старец порадовал и "поникуть - найти по нику")
    Таланты!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В логике не откажешь, согласна. Ира, через 2 года эти таланты ко мне придут. Уже потираю руки в нетерпении.

      Милая «перунесса», ещё мечтаю заполучить тебя к себе на урок: мальки про тебя слышали, а видеть не видели. Обещаешь подумать?

      Удалить
    2. И думать тут нечего. В ближайший приезд в Питер - сразу к вам, приобщать к тризне - НАО)))

      Удалить
    3. Ириша, ты тризну с трапезой не путаешь? Эх, придётся в 7 класс зачислить:-)

      Удалить
    4. Слово не воробей - вылетело - не поймаешь! :) Это она, видимо, с устатку, то ли поздно еще не ложилась, то ли слишком рано встала, не пойму с нашей многочасовой разницей во времени!

      Удалить
    5. Лена, или от горя. Нам всем сейчас, а особенно в Санкт-Петербурге, тяжело.

      Удалить
    6. Не иначе, да... Держитесь!

      Удалить
    7. Лены,обижаете!)
      Тризна - три знака,то есть НАО!)))

      Удалить
    8. А мы-то сразу и не поняли. Извини, сестричка.

      Удалить
    9. Не уследили за полётом мысли перунессы, каемся.

      Удалить
    10. Лена, твое первоначальное предложение записать ее в 7-ой класс все равно оказалось правильным. Там занимаются словотворчеством!

      Удалить
  9. Вот тут бы ещё учителя обществознания привлечь. Тут же ярко проявляются методы работы в общественных дисциплинах, их отличие от методов естественных наук.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, привлекала. Отвлекаются, чёрт возьми! Говорят, методичка у них волшебная есть, и ни шагу оттуда.

      Удалить
  10. Елена, добрый вечер. Прочитала с такой неописуемой радостью какой-то. Мне на ночь настроение подняли Ваши пионеры. Это ж кладези юмора и мудрости.Спасибо. Я Ваш верный читатель отныне, хотя попала к вам совершенно случайно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, добрый, Алла. Добро пожаловать. «Хорошие люди должны быть вместе». Гуляйте на здоровье, хватайте идеи, делитесь своими. Случайности нам Тётушка Судьба зачем-то ведь осмысленно подбрасывает, правда?

      Пионеры — да! Самое большое моё сокровище.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Елена Владимировна! Чудесная задумка! Молодцы, пионеры! Я эту идею обязательно позаимствую. Уже даже знаю, когда ;) Не так скоро, как хотелось бы, но нам торопиться некуда, мы еще словарь осваиваем только :) Очень понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Рада, что понравилась идея. Берите на здоровье! Расскажете потом, что получилось? Пусть и не очень скоро, мы терпеливые:-)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Елена Владимировна. Всегда читаю материалы Вашего блога. Многое использую. Соглашусь с Вами, что очень важно работать с понимаем слова. Сама использую словарик, который студенты составляют сами. Наиболее удачным, для выяснения смысла слов, мне кажется использовать интеллект - карты. Но, то что предложили Вы - действительно будет запоминающимся для ребят. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, добрый день. Благодарю в очередной раз за внимание к моему блогу. А можно где-нибудь посмотреть Ваши работы с интеллект-картами? Я их совсем почему-то не использую.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Елена! Я вернулась к Вашей идее! Будем пробовать :) Еще даже не могу предположить, что получится, но с сыном (что поделаешь, читал мифы давно, подзабыл многое) посмеялись :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, доброй ночи. Побежала в «Буквоежку» в надежде увидеть новый пост, потом одумалась и поняла, что Вы ещё в пути. Удачи!

      Удалить
    2. Еще в пути :) Пост я опубликовала, переживаю, что и как получится у нас, но очень интересно.

      Удалить
    3. Эльвира, вы с ребятами дальше нас шагнули: и словарь, и исследование, и задания в LearningApps. С нетерпением буду ждать результатов опроса семиклассников. Интересно, помнят ли они фразеологизмы, пришедшие из античных времён? Уверена, всё у вас получится замечательно, друзья.

      Удалить