воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Литературный ресторан

Пост совпадений. В 6 классе активно боремся с лакейским словом «кушать», а в 9 оно вполне уместно в названии поста.

«Мёртвые души». Как пионеров заманить в текст? Много разного перепробовала, в этом году решила пойти совсем нетрадиционным путём: через желудок. Благо, у Николая Васильевича эта тема неисчерпаема.




Разделить класс на 5 групп не составило труда: в этом возрасте, как правило, классная мама уже не руководит рассадкой (сколько бессонных ночей провожу с мальками перед 1 сентября, раскладывая на кухонном столе бесконечный пасьянс с бумажками, на которых написаны имена учеников!), взрослые дети сидят на уроках в «зоне комфорта», то есть рядом близкие по духу люди. Просто развернулись лицом друг к другу, даже парты не пришлось переставлять.

Озвучиваю задачу: выбрать одну из «помещичьих» глав, разыскать блюда, которыми угощали Чичикова, найти рецепт, приготовить, принести в класс, рассказать, процитировать.

— Чур, мы Коробочки!
— Тогда мы Плюшкины.

Отлично. Значит, всё-таки есть люди, которые «что-то читали летом». Остальным, несведущим, раздала главы сама. Пока коллективно копались в тексте, создала табличку. Первые 5 позиций заполнили на уроке (шли к моему компьютеру или wi-fi друг другу раздавали), остальные хороший мальчик Глеб потом добавил. Уж как тут не поговорить! Про
  • кофий
  • пряглы
  • няню (Глеб потом ещё и сайт, который делали пионеры в далёком 2011 году, слегка оживил)
  • пробелы в нужном месте (ничего исправлять не стала)
Хороший мальчик Паша рассказывал в течение недели, что «сухарь из кулича» на батарее сохнет, но никак не получается.

Был у нас сухарь, раскрашенный «под плесень» заботливыми Пашиными руками.

Ни одно зерно пшеницы не пострадало: всё было отдано птичкам. Хлеб никогда не выбрасываю. 

И было нам счастье в виде многих блюд и рассказов о них. Спасибо Алине за фотографии, Хусраву за неизбежное редактирование наших презентаций и поиск осмысленных картинок. Всем за то, что цитаты из Гоголя сыпались со всех сторон даже без текста.







Да, конечно, лекцию Дмитрия Быкова о символике еды подбросила. Два с половиной человека послушали — уже хорошо. Пусть не поняли половину. Что-нибудь останется. И не только из финала. «Я должен ступать осторожно».

Осторожно ступать не очень получилось: нагрянул 11 класс, подслушивающий не в группе ВК, а у дверей:
— Мы тоже хотим!
Предполагается, что литература к этому времени вся «прошлась». Положилась на разум выпускников.

Сами, всё сами. Прочитали, приготовили, посты написали. 

Совпадение второе. +Maria Sonina из Челябинска, когда была на Конференции, подарила мне книгу Дэйва Берджеса «Обучение как приключение» (оригинальное название «Teach like a PIRATE», почувствуйте разницу). Начала читать, но не успела дойти до конца: коллега выпросила на вечерок. Позавчера книжка вернулась. Уроки уже проведены. Что читаю на 183 странице? 

Крючок «шеф-повар»
  • Как можно улучшить этот урок с помощью еды и напитков?
  • Могу я приготовить что-нибудь съедобное для работы в классе?
  • Какой вид еды идеально подойдёт для этого урока?

Идеи просто витают в воздухе между странами и учителями. Правда, там всё делает учитель. Не всё в книге близко, но созвучие слышу. Отзыв Марии. Маша, спасибо за подарок!

31 комментарий:

  1. Какой вкусный урок! Слюнки потекли! Рада, что книжка созвучна оказалась. К слову, я себе давно уже новую купила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и славно. Маша, переживала, что оторвала от тебя часть важного.

      Удалить
  2. Лена, как здорово! Спасибо за рассказ об уроке! А Маше спасибо за книжку, я себе после конференции тоже такую купила, но только-только открыла. До 183 стр. мне еще далеко. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, тут спасибо надо говорить пионерам моим созвучным.

      Удалить
  3. Лена, к Плюшкину не ходи, все пионеры у тебя давно на крючке)))

    ОтветитьУдалить
  4. И если бы ты знала, Ириша, как они возникают, эти идеи! Спонтанно, всё очень спонтанно. В глаза смотришь и тут же думаешь.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Елена! Отличный, очень вкусный пост, прочитала с огромным удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, добрый вечер. Спасибо за внимание к моему блогу.

      «Всё чудесатее и чудесатее», как говорила Алиса. Но всё равно хорошо, когда рядом близкие люди.

      Удалить
  6. Елена Воронина, здравствуйте! Как же повезло Вашим ученикам! Очень творческий подход, а про "рассаду" с мальками - так душевно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, Вы когда успеваете меня читать? Уму не постижимо.

      Удалить
    2. «Пасьянс« долго раскладываю: этому нельзя сидеть с Васей Пупкиным, разложит всех остальных, Здесь пара конструктивная сложилась, не трогаю. Вот здесь конфликт возникнет обязательно — развожу.

      Удалить
  7. Елена, какой вкусный пост, так и хочется на этот урок!

    Ещё хотела спросить, как вам вопросы курса "Петербургские перекрестки"? Хоть и отвечаю на семьдесят процентов теста, но чувствую себя некомфортно. Ожидала, что в лекциях прозвучит то, что потом спросят при тестировании, но, как выяснилось, на некоторые вопросы невозможно ответить, даже проштудировав произведение. Вот пример. Кто подтолкнул Свидригайлова к самоубийству? Учитель словесности из нашей школы, перечитывающая сейчас роман, утверждает, что прямого ответа на этот вопрос у Достоевского нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина.

      «Петербургские перекрёстки» рассматриваю как источник идей для уроков. Слушаю лекции и наслаждаюсь.

      Удалить
  8. Вот здОрово, Елена! Помню, как сама читала "Мертвые души" и представляла себе эти разносолы... А если бы еще и приготовить да попробовать! Ну почему я не Ваш пионер?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна, на добром слове.

      Не совпали мы с вами немного по времени:-) Зато профессию правильную выбрали.

      Удалить
  9. Лена, в результате отыскала у себя Гоголя и приготовила на перечитывание.
    Пост замечаельный - а дети должны быть совершенно счастливы и горды собой и Вами! И сыты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, мы снова перешли на «Вы»? Надо чаще встречаться!

      Передаю привет прелестной барышне Кате, часто вспоминаю её удивительные глаза и наше невероятно тёплое общение.

      Удалить
    2. Лена, "Вы" какое-то в комментариях рефлекторное и абсолютно ничего не значащее. Катька тоже передает привет. Встречаться надо.

      Удалить
  10. Лена, замечательно! Как вам друг с другом повезло — тебе и твоим пионерам :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Не поверишь, Ира, иногда сама себе завидую. Золотые дети.

      Удалить
  11. Ответы
    1. После конференции ещё раз убедилась в том, что административная работа ("завУчество") убивает во мне учителя. Завидую, Елена, вашему творчеству... По-хорошему завидую.

      Удалить
    2. Да, Галина, Вам не позавидуешь. Администратор в школе в наше время — тяжкая должность. Держитесь! Вы сильная.

      Удалить
  12. Спасибо. Всё мечтаю "соскочить" с должности. Даже начала готовить шефа к этому...Но пока только слышу: работайте)))

    ОтветитьУдалить
  13. Елена, я восторгаюсь вашими идеями по проникновению в детские души. Если не получается через голову, то хоть через желудок Вы доносите классику! «Не мытьем, так катанием», - это про Вас. Понимаю, что необходимость толкает Вас придумывать разные ходы. Но удивительное дело: кого-то внешние обстоятельства заставляют меняться, а кто-то тарабанит несмотря ни на что…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, люди ведь разные, сами понимаете. Одному удобно в занятой нише и «Не мешайте доработать до пенсии!». Другому даже в голову не придёт выйти в параллельный класс с теми же идеями, потому что это будут другие дети. И совсем другой урок.

      Но люди работают, поверьте. Загляните, например, в сообщества «Началка», «Педагогический клуб сетевого взаимодействия», «Учимся с Google», Конференция «Инфотехнологии для новой школы». Идеи есть настолько мощные, что я коллегам в подмётки не гожусь.

      Честное слово, Марина, нас много таких, одержимых, которым не всё равно, с чем они завтра войдут в класс. Уверена, и среди Ваших знакомых есть подобные учителя.

      Удалить
  14. Последние полгода верю во фразу:"Подобное притягивает подобное!" Стоит только задумать что-то необычное к уроку, тут же в сети находятся тому подтверждение. Вот и сейчас, проходим с 9 классом "Мертвые души". Тоже думала о еде ))) Даже стало интересно, на что дети выйдут?!
    Спасибо за полезный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лариса! Очень удачно Ваш комментарий вписался в наш диалог с Мариной.

      Расскажете потом, «на что дети вышли»?

      Удалить
  15. Лена,

    Вот это урок! Радуюсь вместе с пионерами :)
    Замечательно :)
    Хотя, как и ЧУМработница, я думаю, что тебя пионеры и без плюшек-тортиков и прочих кулинарных изысков любят/уважают ;)

    А я люблю "кушать" и мужа этому слову научила ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ведь не в «любят-уважают» здесь дело. мне очень важно, что с ними будет потом, после школы. Ну а, пока здесь, чтобы в 21 кабинете время не бессмысленно проводили. И, естественно, я их всех люблю, несмотря на отметки-закорючки.

      Слово «кушать». Вот ведь зловредина какая! :-)
      Я тут, понимаешь ли, всяческую борьбу с ним веду, а она порядочных французских граждан с пути истинного сбивает. Хорошо, не сержусь, тебе можно. За твой потрясающий «Спутник гурмана» готова простить тебе ещё и не это.

      Удалить