среда, 12 июня 2013 г.

Бесконечный сериал. ГИА, часть третья

В прошлом году писала пост «И снова здравствуй, ГИА!», который читатели просмотрели почти три тысячи раз. Что искали? Фразы, над которыми можно посмеяться? Или всё-таки что-то иное?


Третий год работы экспертом ГИА по русскому языку.

Изложение

С изложением на этот раз не всё так плохо: текст кривоватый, конечно, но почти вменяемый. То есть его можно, как требуют составители критериев, разделить мысленно на 3 микротемы, сжать разными способами (бедный текст!) и написать хоть что-нибудь читаемое. Кто? Кто подбирает эти тексты? 



А вот и сам текст

   Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. 
   В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки. 
   Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

Кривые сайты строят недоученные мною троечники, это я знаю. Но КТО так издевается над страной? Бессмысленной запятой висит во Вселенной мой вопрос. Чего только стоят эти «избыточность обязательного общения и стремление к обособленности»! Это написано по-русски?

Сочинение 

Тексты, с которыми предлагалось поработать в этом году, были просто замечательными. И можно было бы поговорить о дружбе, о любви, о верности... Но нет! Девятиклассникам не оставили поля для размышления. Только одно задание: прочитать фразу учёного (кстати, никто не выяснил личность прошлогоднего «известного лингвиста» Г.Степанова?) и найти в тексте примеры, подтверждающие её справедливость. 

Допустим, мне 15 лет. Я что-то слышала об Ожегове и даже видела его словарь. Но вот передо мной цитата: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения самой мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть подходящее для данного случая)» и текст про любовь. А у меня хроническая «тройка» по русскому языку и один заученный шаблон в голове, данный Марьиванной. Да, я ещё про культуру речи поняла, а дальше нет, потому что многабукафф. Что прикажете с этим делать? Только это писать. 


Смеяться нельзя плакать (запятую сами ставьте). Фразы из работ 2013 года


Я поняла, что эмоционально красивые слова и наиболее уместные слова красят нашу культуру речи.

Девочка с особенным именем становится изюминкой в этом произведении.

Метафора придаёт нашей речи образностей. Используя её в жизни, мы показываем свой интеллектуальный уровень.

В предложении № 30 Оля выразилась фразеологизмом.

Русский язык — это наше всё! Русский язык как пирамида в нём много кирпичиков из которых формируется наш  родимый Русский язык!

В примере 4 Оля культурно привела пример с кем она сравнила Люси, что даёт нам понять, что перед тем как сказать она выражала свои мысли.

Выдающийся лингвист С.И.Ижигов...

Необходимо доходчиво и уместно излагать свою речь. 

Мне кажется, Ожегов хотел сказать, что в любом высоко культурном произведении должно быть употреблено много средств выразительности.

Известный филолог Шаманский...  (на всякий случай: Николай Максимович Шанский, и на школьном учебнике это написано. Коллеги говорят, что был ещё вариант — Шампанский. И ещё «известный физиолог» Шаманский. Сколь разносторонне развит человек!)

На основе этих двух примеров я могу сделать вывод, что я согласен с Ожеговым.

В этом предложении используется сравнение в котором сравнивается умение академика живописи лучше рисовать, чем говорить.

Известнейший лингвист С.И.Ожегова говорила...

Ожигов был прав, сказав данную цитату.

ДеДский лепет...

...избытычность общательного общения...

Вот раньше круг общения был ограничен, а сегодня человек угнетает общение.

Я понимаю высказывание Ожегова как-то, что тот кто сможет найти слова в любой ситуации, тот владеет культурной речью.

Хозяева начинают испытывать тяготение от гостей.

Лучше разбить мысль на несколько предложений и выдавать частями, чем писать распространёнными членами предложения.

Ожегов старался донести до нас, чтобы мы сохраняли культуру речи и постоянно развивались в областях лексики и грамматики.

Выразительные средства делают нашу речь граММотной и культурной.

В предложении 19 автор употребляет слово «чтила». Этим он показывает свою образованность.

Раньше невозможно представить хозяина, тяготеющего к гостям.

Отношения с друзьями занимают I место (видимо, должно произноситься голосом спортивного комментатора).

Я познакомился с высказыванием выдающегося лингвиста и восхищаюсь им.

В предложении № 3 автор использует метафору, он показывает французский манер.

Автор хочет сказать, что вопрос должен звучать с воскликом.

У Оли довольно-таки неплохая культура речи.

В тексте Алексина, однако, есть несколько слов, которые говорят о высокой культуре речи.

Уместное слово нередко сложно сделать.

Ожегов и Алексин — люди, на которых стоит равняться.

...отягощение хозяев гостями...

Эта избытЫчность вымышленного общения должнЫ свеЗти дружбу к минимумуМУ. 

Я разделяю точку зрения автора правильного изложения своих мыслей.

Умение в полной мере владеть Высокой культурой речи притягивает к себе людей. Например, в предложении № 20 все тянутся к академику живописи,  а в № 25 уже не так сильно из-за его неполноценной речи.

Человек должен быть ясно понятым во всех его деталях и красках.

На две сотни работ 8 с высшими баллами. Но с орфографией в этом году не всё печально, да и с пунктуацией тоже: детей научили обособлять слова например, итак, значит, во-первых, во-вторых. И это цель образования?

Оставшись не понятой «во всех деталях и красках», продолжаю задавать в никуда извечный русский вопрос: «Кто виноват?» «Когда последняя серия?»


12 комментариев:

  1. Лена, это не только у вас так. Я много лет собираю "перлы" с ЕГЭ по обществознанию (все есть в контакте: старое — в заметках, последние годы — на стене). Думали, что такой жуткий "слив" КИМов и ГИА, и ЕГЭ улучшит качество ответов. Как бы не так! Вчера был первый день проверки. Уже ясно: помогло это только тем, кто решал сам. А кто списывал бездумно, дал нам столько новояза, что впору отдельный словарь заводить. "Государственные фрикционные отношения (есть фрикционная безработица, есть фискальная политика государства, но это что?), "ассоциальности людей" (это, как я понимаю, нечто среднее между ассоциациями и асоциальным), "модорнезация продукта" (ну, это просто вопиющая безграмотность), "составка таблиц" (из той же оперы)...Можно до бесконечности продолжать...А закончить фразой из одного эссе (авторская орфография и пунктуация сохранены): Подводя итоги размышления хочется пожелать будте всегда настоящими! Позитивно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маша, почитала твои записи. Всё это грустно до бесконечности.

      Удалить
    2. Маша, «Государственные фрикционные отношения» — это прекрасно. Вспоминается сразу Шаов: Нас тихонечко имели, мы привыкли, в ритм вошли.

      Удалить
  2. Лена, повесилили от души перлами из сочинений. Проверяла в этом году, но вот таких ценных предложений было немного. Правда встречались варианты сочинений, где смысл вообще было нельзя понять, бред бредович, так так сказать. Причем, отлично видно, где с детьми учитель поработал загодя (благодаря слитым КИМам). Самое досадное, что и учитель трактовал фразу неверно!!! Отсюда и 0 баллов у детей за комментарии.
    Много с коллегами обсуждали перед ГИА необходимость давать такой сложный, многоаспектный вариант экзамена для 9-классников. Тексты к изложениям просто убивают. Пробовала писать их сама. Понимала, что на втором абзаце теряла мысль, не могла записать так, чтобы потом что-то выложить. В текстах очень много воды, непонятно, что из чего вытекает. Почему бы не давать детям тексты с сюжетом?
    В последние 10 лет в Перми появилось много детей в школах , приехавших к нам из Средней Азии. Их работы видно сразу: и орфография, и лексика, и пунктуация... Бедный учитель, который их выпускает. Не видать ему премии за такие классы(((
    Вобщем, не понятно, что хотят проверить составители экзамена у выпускника 9 кл. Думаю, что даже Цыбулько не даст точного ответа на этот вопрос!
    P.S. фамилии ученых тоже повесилили. Буслаев - Булаев, Булгаев, Булслаев. Лингвиста Валгину сделали мужского рода. Шанского и Ожегова у нас не было, но был Паустовский, которого написали как Пустовский (правда, в единичном варианте).

    ОтветитьУдалить
  3. Это в России. А что в Эстонии? У нас почти 20 лет существуют госэкзамены, похожие на ЕГЭ. Правда, в этом году русский сдавали в последний раз и то по выбору. Я тоже была членом республиканской комиссии по проверке сочинений. Урожай год от года богаче и богаче. В своём блоге я завела даже рубрику "Неруси какие-то". Там, кстати, "перлы" не только из сочинений. Урожай собирали также ученики с уроков. Приглашаю пройти по ссылке: http://www.dunaeva.info/2009/06/blog-post_17.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, гуляю по Вашему блогу с интересом. Спасибо.

      Удалить
  4. На самом деле, тнмы правда очень некудышные, неинтересные. Нас просто целый год "натаскивали" на них. Представляете, целый год писать подобные срчинения? А эти тесты: нужно указать грамматическую основу предложения, а места, куда ее писать, не хватает. С изложением вообще отдельная история. После девяти месяцев подготовки к этому чувствую, что начинаю деградировать, а это весьма печально. Радует, что мы хоть как-то справились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, но ведь это же не дело — «натаскивать». А когда говорить о красоте родного языка, о его загадках и непредсказуемости?

      9 месяцев ребёнка вынашивают, и он вполне может оказаться Моцартом (это я почему-то финал «Планеты людей» Экзюпери вспомнила), а тут за этот же срок рождаются в финале сплошные...

      Ребёнок, результаты есть уже?

      Удалить
  5. Да, есть. 42 балла. Очень неожиданно, на самом деле.

    ОтветитьУдалить
  6. Да уж... Здравствуйте, Елена Владимировна! Читала один Ваш пост, попала потом сюда... "Смеяться нельзя плакать". Мы началка, но мы закладываем основы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, одно дело делаем. И счастье, если так получается. Но почему-то из года в год наблюдаю закономерность: от одного учителя детишки приходят радостные, любопытные, читающие, а от другого — серая масса. И можно сколько угодно спорить, но твёрдо уверена: всё дело в «началке», точнее, в первом учителе. Как хорошо, что есть такие, как Вы!

      Удалить
  7. Лена, у Крыщука на Главреде этот текст выдает 7,9 баллов из 10, а мой пост на ФБ 8 из 10. Может, мне переквалифицироваться на написание текстов для ОГЭ?

    ОтветитьУдалить