воскресенье, 27 января 2013 г.

«Ты любишь так, как любят ленинградцы...»

Иду в магазин, навстречу старушка с палочкой пробирается сквозь грязно-снежные завалы на плохо убранной улице, за собой тележку тащит. На лацкане старенького, но аккуратного пальто — «Ленточка Ленинградской Победы».

— Здравствуйте. С праздником! Давайте я Вам помогу.
— Помоги, доченька.

Разговорились. Я попросила разрешения сфотографировать Марию Петровну.
— Нет-нет, что ты! Не надо. Какой подвиг? Подвиги на фронте были, а мы просто жили. Страшно? Ну было, конечно, но не всегда. Мы же дети, нам играть хотелось. И всё время есть. В магазин играли: бумажек нарвём, это хлеб, это масло, а флакончик из-под маминых духов как будто лимонад. Потом перестали. А потом братик умер. Я плакала, а мама сидела, как каменная. Молчала и качалась на стуле. Вот это страшно было. Она и потом, после войны, до самой смерти считала: «Вот Серёженьке сегодня 18 бы исполнилось. Вот Серёженька уже женился бы...» А мы так с мамой и жили потом вдвоём... А знаешь, дочка (слёзы ладошкой вытерла, смотрит лукаво), будет у меня сегодня праздник. Ведь ты думаешь, в тележке что? Картошки я прикупила и сала кусочек. Сейчас нажарю с луком полную сковородку. Знаю, что вредно и нельзя мне. Так нечасто ведь. Я как вспомню, что в блокаду засыпала с одной только мыслью про картошку эту жареную да как слюни голодные глотала... Вот и пришли. Спасибо тебе, доченька.

Подхожу к дому и на дверях парадной вижу небольшой плакат, выполненный цветными карандашами

Помнить. Об этом надо непременно помнить. Человек без памяти — манкурт. Есть очень хороший сайт (за ссылку спасибо Елене Разживиной) ЛЕНИНГРАД. ПОБЕДА. Дайте душе своей труд, почитайте. Чтобы манкуртами не стать.

6 комментариев:

  1. Это очень ответственно - быть ленинградцем. Гордимся и помним. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за рассказ о Марии Петровне... Тронул до глубины души. Помнить и помогать всеми силами людям, которые прошли через ужас войны и блокады.

    Мой дедушка мало говорил о войне, но иногда рассказывал, как возил продукты через Ладожское озеро и как грузовики прямо перед ним уходили под лёд...

    Всякий раз, когда мне хочется пожаловаться на жизнь, сказать, как всё достало, как в Индии украинцу "нечего есть", что жарко (или холодно), много (или мало) людей вокруг, шумно (или тихо), вспоминаю свои бабушку с дедушкой и таких людей, как Мария Петровна. Как рукой снимает. Они передали нам особое свойство, которое я для себя называю "ген непобедимости". Низкий им поклон.

    ОтветитьУдалить
  3. Я родился не в Ленинграде, а в Санкт-Петербурге...
    Я не видел этого ужаса и страданий...
    Но я знаю, и всегда буду знать как это было ужасно!
    Я горжусь что живу в этом городе.

    ОтветитьУдалить
  4. За душу взяло. Да, об этом надо помнить, об этом надо знать.
    Но, я заметила, что с каждым годом всё меньше и меньше об этом говорят, меньше придают значения.
    Помню себя совсем маленькую, как к нам в класс приходили, рассказывали о войне, о блокаде.
    Смотрю на сестру... Разница всего то 3 года, но я вижу, что знаю больше, понимаю больше. Не объясняют им уже так, как раньше это делали. Обидно. Сама рассказываю.
    Вспомнилось кое-что. Недавно диалог с сестрой завязался :
    -Леся, а почему в американских фильмах вечно едой кидаются? (Действительно, частенько такое увидеть можно)
    -Они не пережили то, что пережили мы. Они не знают цену хлебу.
    -Да... Меня аж передёргивает, когда я вижу это.
    -Знакомо, Сашк... Меня тоже.

    ОтветитьУдалить
  5. За что мне эти игры с кремовыми тортами и не нравятся! И если были бы так, символически, время от времени и в разгар бурного веселья, так ведь целыми программами на британском телевиденье этими кремовыми паями вымазываются! Смотреть на это не могу - выключаю телик и дочке объясняю, что это - глупо!
    "Хлеб - драгоценность, им не сори, хлеба к обеду в меру бери!" - этот плакат на всю жизнь врезался в память из моего питерского детства...

    ОтветитьУдалить