пятница, 2 апреля 2021 г.

Все мы немного Плюшкины

Логично в день рождения Гоголя (чуть-чуть запоздала опубликовать пост) вспомнить Николая Васильевича. Из недавнего: попросила девятиклассников вытащить всё из карманов, сумок, рюкзаков, сложить в кучу/кучку и внимательно рассмотреть, отделив нужное от прочего. Результат надо было сфотографировать и разместить в коллективной презентации. 

Предварительно, естественно, читали и обсуждали описание жилища Плюшкина.

«Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».

«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».

— Ой, это про мою комнату! — воскликнул Ваня.

 

В результате изысканий было найдено много интересных и неожиданных вещей.
— Елена Владимировна, спасибо! Без Вас я никогда этого не сделала бы.

Всё ненужное отправилось в мусорную корзину. Она наполнилась доверху за 2 минуты. 


Те, кто не присутствовал на уроке, могли проделать то же самое дома, окинув критическим взглядом своё рабочее место. Результаты можно увидеть в презентации. 

Потом поработали ручками. Поскольку класс, мягко скажем, не очень читающий, решила обратиться к дивным иллюстрациям Алексея Михайловича Лаптева

Источник картинки (книжный интернет-магазин «Лабиринт»)

Техническая сторона: 
  • отсканировала страницы своей книги 
  • выделила нужные фрагменты иллюстраций
  • сохранила как картинку
  • вставила в гуглодок
  • уменьшила до необходимого размера
  • понажимала кнопочки «копировать → вставить»
  • получила папку с заготовками
  • распечатала на принтере
  • поручила 7а разрезать картинки
Задание: расположить на листе формата А4 изображения персонажей, объяснить логику размещения. 








Персонажей узнали, друг с другом посовещались, версии построили, попытались объяснить — уже хорошо. 

За фотографии благодарю хорошую девочку Алину. 

14 комментариев:

  1. Лена, очень понравилось - и про хлам, и про систематизацию персонажей в собственной логике. Но про дехламизацию все-таки больше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, пионерам, по отзывам, первый процесс тоже больше по душе пришёлся.

      Удалить
  2. Отличное дело!
    Взяла свою дамскую сумочку... стала легче вдвое.)))

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, и я тоже в своей сумочке порядок навела).
    Приём с картинками отличный: и результат определённый есть, и желание использовать розовый гранатомёт, я полагаю, почти не возникало).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, вот и славно. Так, глядишь, у всех читателей сумочки и рюкзаки полегчают.

      Почти не возникало. Почти...

      Удалить
  4. Лена,вот это генеральную уборку ты устроила))
    Полистала презентацию, порадовалась откровенности пионеров.
    А Кирилл у вас какой минималистичный)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, дорожу откровенностью. Боюсь потерять: птенцы очень ранимые. Иные жёсткие, не дают себя по крыльям погладить.

      Удалить
  5. Елена Владимировна, я вот взяла свою сумочку, разложила... и поняла, что все нужно. Сложила аккуратно назад. Понятно теперь в кого моя "апельсинка" родилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Николаевна, я же говорю, что все мы немного...
      «Апельсинка» Ваша прекрасна))

      Удалить
  6. Лучшие уроки у лучшего учителя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо, конечно. Но я не спешила бы с такими опрометчивыми высказываниями))

      Удалить
  7. Хороший урок, жаль - что у нас подобного не было, думаю понравилось бы всем на ура....

    ОтветитьУдалить