Мечта любого учителя: все пионеры чинно расселись по местам, внимательно слушают экскурсовода, некоторые что-то даже записывают в блокнотик, а потом задают неглупые вопросы. И никаких тебе фантиков в автобусе, громкой музыки из наушников и челюстей, безостановочно перерабатывающих непонятную массу.
Не бывает, скажете? Бывает.
Во-первых, хороший экскурсовод. Много лет дружим с удивительным человеком и профессионалом Еленой Игоревной Красиковой. Во время её экскурсий сама заслушиваюсь историями, смеюсь и плачу, рвусь раньше пионеров отвечать на провокационные вопросы, а после путешествия зарываюсь в очередные книги и справочники.
Во-вторых, предварительная подготовка. Почитали пушкинские «Повести Белкина», поговорили, а за неделю до поездки получили задание. На вопросы предлагалось ответить до и после экскурсии. Создать копию, предоставить доступ — к 7 классу это уже не проблема. Некоторые, не зная ответов на вопросы, попытались самостоятельно разыскать информацию. А мы с Еленой Игоревной активно переписывались: она тоже изучала вопросы, чтобы быть во всеоружии.
В-третьих, установленный ещё в 5 классе Премудрой Еленой Игоревной порядок. По пути туда в автобусе не развлекаемся, а работаем: слушаем, рассматриваем, отвечаем на вопросы, задаём свои. На обратной дороге — свободное время: можно тихонечко поговорить, перекусить, подремать, послушать негромкую музыку, чтобы не мешать тем, кто отдыхает. Во время движения никто не встаёт, если есть необходимость, важное сообщение можно передать по цепочке. После экскурсии сдаём свое «рабочее место» в чистоте и порядке (этим обычно я занимаюсь: проверила — свободны. Заодно и толчеи на выходе нет, и в сотый раз детишек пересчитала, в глаза каждому заглянула).
Отдельная тема — еда. Если положить лапу на сердце, то в экскурсионных автобусах есть нельзя. Но все мы понимаем, что после уроков перенести несколько часов без еды и питья детям сложно. Поэтому тоже сразу договорились (и с пионерами, и с родителями): никаких чипсов-сухариков и колы. Тут важно было объяснить, ПОЧЕМУ.
Сегодня, 21 февраля, всемирный день экскурсовода. Поздравляем Елену Игоревну с профессиональным праздником и надеемся, что наша дружба продлится ещё долго.
Не бывает, скажете? Бывает.
Слагаемые успеха
Во-первых, хороший экскурсовод. Много лет дружим с удивительным человеком и профессионалом Еленой Игоревной Красиковой. Во время её экскурсий сама заслушиваюсь историями, смеюсь и плачу, рвусь раньше пионеров отвечать на провокационные вопросы, а после путешествия зарываюсь в очередные книги и справочники.
Во-вторых, предварительная подготовка. Почитали пушкинские «Повести Белкина», поговорили, а за неделю до поездки получили задание. На вопросы предлагалось ответить до и после экскурсии. Создать копию, предоставить доступ — к 7 классу это уже не проблема. Некоторые, не зная ответов на вопросы, попытались самостоятельно разыскать информацию. А мы с Еленой Игоревной активно переписывались: она тоже изучала вопросы, чтобы быть во всеоружии.
В-третьих, установленный ещё в 5 классе Премудрой Еленой Игоревной порядок. По пути туда в автобусе не развлекаемся, а работаем: слушаем, рассматриваем, отвечаем на вопросы, задаём свои. На обратной дороге — свободное время: можно тихонечко поговорить, перекусить, подремать, послушать негромкую музыку, чтобы не мешать тем, кто отдыхает. Во время движения никто не встаёт, если есть необходимость, важное сообщение можно передать по цепочке. После экскурсии сдаём свое «рабочее место» в чистоте и порядке (этим обычно я занимаюсь: проверила — свободны. Заодно и толчеи на выходе нет, и в сотый раз детишек пересчитала, в глаза каждому заглянула).
Отдельная тема — еда. Если положить лапу на сердце, то в экскурсионных автобусах есть нельзя. Но все мы понимаем, что после уроков перенести несколько часов без еды и питья детям сложно. Поэтому тоже сразу договорились (и с пионерами, и с родителями): никаких чипсов-сухариков и колы. Тут важно было объяснить, ПОЧЕМУ.
- Салон автобуса — закрытое пространство. Специфический аромат «хрустящей радости» не только неприятен, но и может вызвать аллергический приступ у кого-нибудь из одноклассников.
- Сладкая газировка жажду не утоляет. Лучше пить негазированную воду.
С разумными людьми приятно договариваться. Правила легко соблюдать, если они понятны и объяснены. К тому же после вопроса «договорились?» и утвердительного ответа глупо вести себя иначе.
Маленькие учительские радости
- Сразу после экскурсии в сообществе класса стали появляться фотографии, которые одноклассники могли потом использовать в своих работах. Это — лишь малая часть. Спасибо Даше и Александре.
- ! Хорошая девочка Надя добавила в таблицу СВОИ вопросы и сама же на них ответила. Представляете, что происходило? Ребёнку было тесно в предложенных мною рамках, она вышла за границы, спешила поделиться тем, что узнала.
- Экскурсовод в «Доме станционного смотрителя» долго благодарила: «С таким детьми приятно работать».
- Во время экскурсии нашли в автобусе мобильный телефон, отдали экскурсоводу. Тут Елена Игоревна преподала всем очередной урок человечности: долго дозванивалась по номерам «мама» и «бабушка», объясняла ситуацию, потом вечером сама отвезла бабушке телефон девочки-растеряши. Почти ночью позвонила: «Скажи там своим пионерам, что всё в порядке. Хорошо, что мы отдали этот телефон, понятно стало, что семья живёт достаточно скромно, а на Новый год девочке другой могли бы и не купить».
Сегодня, 21 февраля, всемирный день экскурсовода. Поздравляем Елену Игоревну с профессиональным праздником и надеемся, что наша дружба продлится ещё долго.
Поздравляю с праздником, Елена Игоревна!У вас всегда очень интересные и познавательные экурссии.Всегда интересно вас послушать,и узнать что-то новое.
ОтветитьУдалитьХорошо.
ОтветитьУдалитьЕлену Игоревну с прошедшим праздником!
ОтветитьУдалитьОтлично съездили! Молодцы :)
Мне тоже захотелось перечитать "Повести Белкина" :)
Спасибо, Таня. Передам поздравления из далёкой Франции. После встреч с Леной всегда хочется что-то перечитывать: она умеет видеть необыкновенное в привычном.
УдалитьА Надюшка-то моя какова? Право слово, умница, дочка.
Лена, какая ты молодец! Поэтому и пионеры у тебя такие чудесные. Прочитала работу Надежды - просто здорово!
ОтветитьУдалитьМне, как и Татьяне, захотелось перечитать "Повести Белкина". Мы с классом недавно ходили в театр на спектакль "Станционный смотритель" (по мотивам четырёх повестей) - тогда и возникло это желание. А после прочтения твоего поста оно только укрепилось.
Ох, Маш, пионеры у меня разные, как у всех. Но в работах было много прекрасного, честное слово. Некоторые принесли бумажный вариант, но ведь сделали! У нас всё можно. Любимая шутка в классе: «А на камне высечь можно?» — «Тащите. Всё приму». Теперь, правда, тех, кто живёт в «каменном веке», почти не осталось. Тружусь над 5 классом: там пока засада. Но чем больше создаю ситуаций, где нужна коллективная работа в сети, тем оживлённее жизнь. Тут главное не переборщить. Всё время пытаюсь нащупать разумный баланс реального и сетевого. Временами не очень получается. Но я стараюсь.
УдалитьМаша, какой же из пяти повестей вас обделили? Предполагаю, «Гробовщик» остался за кадром.
Нет, Лена, не "Гробовщик". Не поверишь - "Барышня-крестьянка".
Удалить«Вот так сюрприз! Никак не ожидали...»
УдалитьЛена,повторяюсь,конечно, но ты классный педагог, если можешь так организовать экскурсию, что пионеры и работают, и приобщаются к историческим объектам и заслуженно отдыхают на обратном пути. Молодец!
ОтветитьУдалитьСпасибо, мама. Ты заговорила на молодёжном сленге? Классный я всё-таки руководитель. Хм, написала и поняла, что здесь тоже можно со смыслами поиграть:-)
УдалитьБесконечное спасибо Лене Красиковой. Мы с ней как-то ездили на экскурсию, помнишь? И, по-моему, тоже к Самсону Вырину.
Пост провисел 3 дня, и только сегодня хороший внимательный мальчик Женя заметил, что я ошиблась на целый месяц, назвав дату праздника. Написал тихонечко об этом в чате. Женя, спасибо! Исправилась. Хорошо, когда есть заботливые читатели.
ОтветитьУдалитьЛена,вот так по шажочку, по словечку, по глоточку научишь не только осмысленно учиться и на экскурсии ходить, но и жить осмысленно)
ОтветитьУдалитьИриша, твоими бы устами да мёд пить! Всё — из семьи. Мы можем лишь слегка корректировать, да и то не всегда успешно.
УдалитьСпасибо, Елена Игоревна, за экскурсию, за интересные рассказы. Было очень приятно Вас слушать.
ОтветитьУдалитьЕлена, благодарю за статью, понравился момент подготовки к экскурсии. Я раньше думала, что хорошо, когда человек не знает про посещаемое место и будет внимательнее слушать экскурсовода. Но оказалось, что предварительное поверхностное изучение материала действительно помогает сформулировать вопросы, которые потом можно задать. А рассказанное экскурсоводом слушается "накладом", что-то новое слышится сразу и формируется более четкое понимание о посещаемом месте. Поэтому, даже когда сама езжу на экскурсии - тоже готовлюсь и немного изучаю материал.
ОтветитьУдалитьИрина, рада, если Вам что-то пригодится из материалов моего блога. Я тоже люблю перед экскурсией провести небольшую «разведку».
Удалить