среда, 28 мая 2014 г.

Люди-метафоры и «Объясняшки»

Читаю подаренную коллегой книгу Марианны Гончаровой «Четвёртый звонок». Встречаю дивный пассаж. Ну могла я не поделиться этим с пионерами? Принесла книжку в класс, прочитала фрагмент, попросила написать, какие люди их окружают и как они выглядят.

Много забавного услышала в 8, 10 и 11 классах, но в отдельный документ (название — фраза из сочинения хорошей девочки Светы) собрала лишь встречающиеся типы людей.

А теперь — «Объясняшки»!

Для больного на всю голову учителя ведь что главное? Правильно: увидеть новое и притащить в класс немедленно. «Работает-не работает» — с этим разбираться будем на уроке и после него. Иного пути не ведаю.

Путь растянулся на месяц...



«Объясняшки» Сергея Гевлича зацепили уже давно (полгода — это «давно» для нашего быстротечного века?), и на Конференции была очарована мастер-классом. В данной ситуации решила, что можно попробовать «упаковать смыслы». Наивная, разослала пионерам документ, решив, что все всё прочитают, вдохновятся и придут на урок подготовленными.

Нет, всё было не так плохо: на группы распределились мгновенно, занесли имена в табличку.

НО! На класс был 1 айпад, и программу на него устанавливали в процессе урока. Это заняло почти час. Одна группа смогла начать работу на моём айпаде, заканчивали дома. Выяснилось, что до урока половина пионеров документ не открывала, а те, кто это сделал, не по всем ссылкам прогулялись. Не тренировался, естественно, никто. Что же, будем работать в предложенных условиях.

Что мы делали 

В отличие от пионеров, я подготовилась. Сергей Гевлич в своём посте на Фейсбуке, резюмируя происходившее на МК, четвёртым пунктом записал: «Открутить с Никиткиного велика клаксон, чтобы подавать сигналы и привлекать внимание, прерывая бурные обсуждения». 

У меня был звонкий хрустальный колокольчик, подаренный коллегой на 8 Марта «для гармонизации пространства кабинета». 


Распечатала и раздала план проведения урока и список метафор. Не отрывала глаз от часов.

Задание 1. Выбрать из списка трёх персонажей, записать на доске.



Обсудили, записали.
— А больше можно? Нам для сюжета не хватает.
— Можно.
Так, значит, всё-таки кто-то в группе представляет, что дальше будет происходить. Уже неплохо: остальным расскажет. Одна группа в замешательстве. Пригрозила, что через минуту расформирую (спасибо Сергею Гевличу за подсказку), моментально договорились внутри себя и всё сумели выбрать.

Задание 2. Продумать сюжет, назвать свою работу.




Отлично! Таблица заполняется оперативно. Многие сверяются со временем, отведённым на каждый этап. «Иди пиши, скоро колокольчик зазвенит». Пока укладываемся.

Задание 3. Рассказать о своих замыслах другим группам.




На заднем плане можно увидеть двух «мальков»: это они на перемене забежали заглянуть в толковый словарь, чтобы уточнить какие-то термины по природоведению. Хорошая девочка Инна им помогает.



Процесс «переопыления» шёл весьма бурно. К сожалению, не все группы успели побывать друг у друга «в гостях». 


Мы с колокольчиком были безжалостны.

Задание 4. Написать текст.


И тут наступает глубокая задумчивость на лицах. Но спорят, жужжат, договариваются как-то. Временами одна из групп  вдруг взрывается раскатистым хохотом. Прислушиваюсь к репликам с разных сторон:
— А давайте он всех отравит?
— Кольцо не символ???
— Эк вас, батенька, занесло!
— Не надо здесь дорогу!
— Пусть всем улыбается. Жалко что ли?
— И куда он дальше пойдёт?
— Ну придумал! А рисовать это как?

Задание 5. Озвучить текст. Реально справиться с этим заданием могла лишь одна группа, у которой был мой айпад. Попросили домой, через день появилась ссылка на работу.

Последействие

И пошёл айпадик по рукам... Заботливая мама Алессии сшила для него весёленький чехольчик с клубничками.

Фотография Алессии


Группы передавали его друг другу, доделывали работы, но я понимала, что всё это уже не то: создавать надо было сразу же, по горячим следам. Два урока (даже с двумя переменами) — это ничтожно мало. Мы, замотивированные учителя, еле-еле в 5 часов уложились. Ещё один «плюс-минус» в мою педагогическую копилку.

Сухой остаток 

  • 6 очень разных работ
  • попытка рефлексии через анкету


Естественно, просматривали ролики и голосовали уже после урока. А вот из раздела «Другое»:

  • Отсутствовал на уроке, но был наслышан об этом. Сам был бы не против поучаствовать в таком действии.  
  • Не присутствовала на уроке, надеюсь, на следующем, когда будет проводиться такой урок, буду присутствовать и чему-то научусь. 

Нулевая активность тех, кто не был с нами в этот день. Хотя некоторые хорошие люди не были, а потом всё сделали. Алессия, спасибо!


Из «Другого» ответ: относительно. Честно говоря, не поняла, «что нам хотел сказать автор».

Я даже предполагаю, чьи руки это будут.


Конечно, больше всего интересовал ответ на вопрос: «Чему вы научились?» Копирую всё из таблицы ответов, не редактируя.

Компромиссу, лучше понимать поведение людей-метафор
Я научился работать с программой "Объясняшки"
Приходить к компромиссу
Работать совместно
Успешно спорить и доказывать свою точку зрения.
Пользоваться новой программой.
Выбирать подходящие роли для метафор, объяснять их характер
Пользоваться объясняшками, придумывать свой сюжет, на основе других произведений
Анализировать метафоры других людей, пытаться понять их смысл. Так же я научилась креативности и быстрому рисованию.
Размышлять над метафорами, работать в команде, пользоваться объясняшками
курировать общение в группе
Размышлять над метафорами
терпению!)
не ссориться во время бурного обсуждения сюжета и умение соглашаться с чьим-либо мнением.
Думать командным мнением
Работать в команде
Пытался лично разобраться в программе у одного из друзей, мало что получилось, но сама идея мне очень понравилась!!!
Научилась, как правильно составлять рассказ.
размышлять над метафорами


И теперь то, что у нас получилось:













Дорогие мои читатели блога, если желаете, можете оценить работы, заполнив форму. Не забудьте нажать кнопочку «Готово».

Выводы

  1. «Перевёрнутый класс» медленно входит не только в сознание учителя, но и ученика. Хотя вектор просматривается.
  2. Айпад не очень популярен в молодёжной среде Невского района Санкт-Петербурга.
  3. Пять часов в два никак не укладываются.
  4. Будоражить мысль пионеров можно и таким способом.
  5. Все учительские ошибки — прекрасный повод для размышления и работы над собой.
  6. Канва Гевлича с завязкой и развязкой в данном случае мешала. Через 3 недели посмотрели работу ученицы Ольги Тузовой. «Круто. Если бы нам одну метафору надо было раскрутить и без сценария, мы тоже справились бы». 

13 комментариев:

  1. Лена, уточни для тупой: все эти ролики были сделаны на двумя (!) айпадами? Вот это да!

    Вы круты! У меня вот в классах с айпадами полный порядок (думаю, это не популярность гаджета, а уровень жизни семьи: простенький планшет на андроиде можно купить в разы дешевле айпада), а с объясняшками пока не очень. Хотя очень порадовало, когда увидела на устном экзамене десятке, что две группы сделали самостоятельно в процессе наполнения своей странички сайта.

    Дети не сразу (и не все) осознают смысл подобной работы. Но посаженное семечко обязательно прорастёт. Главное — не изобилие информации, а умение выделить и упаковать смыслы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, уточняю для крутой (после твоего сегодняшнего триумфа с экзаменом «Урок, на который я хотел бы пойти» иного обращения быть не может): процесс был растянут по времени, как гусеница. Да, в работе были 2 айпада. Но очень долго.

      С упаковкой смыслов пока трудно. Но мы ведь в школу зачем ходим? Учиться.

      Удалить
    2. P.S. Что-то в наших изречениях много слов с корнями -крут-. Как бы не скатиться до уровня комментариев ВКонтакте :-)

      Удалить
  2. Лена, из всего поста для себя пока вычленила пример объясняшек про пляжный волейбол))) Актуально. Вернусь, всё посмотрю. Пока успела первый. Сразил текст. Приставка "круто" оправдана)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот, этот ролик самый что ни на есть «объясняшечный». Жаль, не моим пионерам принадлежит. Который день голову ломаю, что я не так сделала.

      Отдыхай, не волнуйся: в «ЧУМотеку» заглядываю регулярно, никто без тебя не шалит.

      Удалить
  3. Лена,

    Интересный текст Марианны Гончаровой. Спасибо за ссылку.
    Во Франции "тортом" в основном называют пап, которые очень балуют детей ;)

    Хорошего дня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит, и французам не чужда метафоричность в оценках людей... Таня, спасибо за информацию. Странно, а почему «торт»? Податливого папу легко съесть?

      Удалить
    2. Лена,

      Попыталсь поискать объяснения, но ничего, кроме "отец, который уступает всем капризам детей", ничего не нашла. Также есть выражение "Бабуля-торт" ;) Это понятно: бабушки всегда внучат очень балуют.
      В английиском языке есть выражение sugar dady, которое не имеет ничего общего с французким ;)
      Да, и ещё : французы очень заботливую маму называют "Мама-курица".
      :)

      Удалить
    3. Таня, спасибо за лингвистические изыскания! «Мама-курица», думаю, легко считывается носителем любого языка (если в его стране, конечно, водятся курицы).

      Ох, как непросто потом приходится детям шагать по жизни, имея в анамнезе такую маму. Но это всё-таки лучше, чем «мама-кукушка», согласись.

      Удалить
  4. Молодцы какие все! Особенно учительница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лена. Учительница на этот раз не особый молодец: опять что-то не докрутила. Сижу, размышляю, пытаюсь выводы сделать.

      Удалить
  5. Прекрасна работа, уважаема Елена! Няколко пъти чета и пепрочитам стъпките от урока - възхищавам се на отличната организация и техническите умения, които Вие и Вашите ученици имате! Простете за невежеството - видеофилмите с програма ли рисувате или заснемате последователно направени рисунки?:$ Отдавна разглеждам и уроците на М. Сонина, но за съжаление на български няма нито програма, нито е преведена книгата на Д.Роем за визуалното мислене. А толкова много искам да опитам нещо подобно...Благодаря!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, спасибо за внимание к моему блогу.

      Чтобы создать видео, надо купить программу «Объясняшки». Сделать это можно здесь. Если получится, то дальше всё просто: программе всё равно, на каком языке вы с ней разговариваете, она всё понимает. После окончания работы над рисунком есть возможность разместить его на YouTube. Но обязательно для работы должен быть iOS. «Объясняшки — плохо или хорошо, но как есть — работают только на iOS. Т.е. на айпадах. Мы можем любить андроид или win-системы, но тут нужен эппловский девайс. Понятно, что не у всех есть в личном пользовании, но, возможно, есть у кого взять» — это из предисловия к нашему учительскому мастер-классу на Конференции.

      Удалить