Беда с этими числительными! Никак не хотят склоняться. Прямо ужас читается в глазах дикторов, когда перед ними бежит строка с циферками. Мечутся, бедные, заминаются, словно всю 2 четверть в шестом классе проболели.
Немудрёное задание на повторение: запишите фразу «ПАРОХОД С 59 678 ПАССАЖИРАМИ ОСТАНОВИЛСЯ У ПРИСТАНИ», заменяя цифры словами. Да, похоже, вы в 6 классе тоже не все уроки посещали...
С первого раза правильно в 8 классе никто не смог ответить, в 10 отыскались 2 умницы, в 11 — три. Конечно, после подсказок-напоминалок встрепенулись.
На самом деле все элементарно: представьте, что у нас не 59 тысяч с чем-то там, а просто 5.
С кем? Правильно, с пятью.
А теперь 10. Десятью.
9. Девятью.
Склоняйте по кусочкам. И всё получится. Осторожнее с последней цифрой.
Новый виток задания: попросите это сделать своих друзей, родителей, учеников школы. Результаты занесите в таблицу.
Что имеем на сегодня?
Не останавливайтесь на достигнутом, пожалуйста. Правда, вас могут подстерегать в результатах опроса различного рода сюрпризы:
А вот здесь чувствуется, что человек старался работать над ошибками:
Аудиозапись
Практически в одном шаге от победы! Но настораживает упаковка из-под валидола:
И всё-таки, как же правильно будет звучать эта фраза? Здесь главное — понять механизм. Помучайтесь сами, а потом помучайте окружающих.
Для справки:
Есть, есть талантливые мамы, которые с первого раза справляются с трудностями! Немудрёное задание на повторение: запишите фразу «ПАРОХОД С 59 678 ПАССАЖИРАМИ ОСТАНОВИЛСЯ У ПРИСТАНИ», заменяя цифры словами. Да, похоже, вы в 6 классе тоже не все уроки посещали...
С первого раза правильно в 8 классе никто не смог ответить, в 10 отыскались 2 умницы, в 11 — три. Конечно, после подсказок-напоминалок встрепенулись.
На самом деле все элементарно: представьте, что у нас не 59 тысяч с чем-то там, а просто 5.
С кем? Правильно, с пятью.
А теперь 10. Десятью.
9. Девятью.
Склоняйте по кусочкам. И всё получится. Осторожнее с последней цифрой.
Новый виток задания: попросите это сделать своих друзей, родителей, учеников школы. Результаты занесите в таблицу.
Что имеем на сегодня?
Взрослые
|
Дети
| |
Количество опрошенных
|
15
|
27
|
Правильно ответили
|
8
|
5
|
Не останавливайтесь на достигнутом, пожалуйста. Правда, вас могут подстерегать в результатах опроса различного рода сюрпризы:
А вот здесь чувствуется, что человек старался работать над ошибками:
Аудиозапись
Практически в одном шаге от победы! Но настораживает упаковка из-под валидола:
Для справки:
Кстати, считается, что умение склонять числительные — признак интеллигентного человека.
Диалог на уроке:
— Вы только нам это задание дали?
— Нет, другим классам тоже. И коллега присоединилась.
— А кого же тогда опрашивать? Так ведь все быстро научатся склонять!
Смешные у меня дети.
А если у кого-нибудь появятся претензии к названию поста, то можно вспомнить Александра Сергеевича.
ОтветитьУдалитьСовершенно роскошная дидактическая микропроза получилась из склонения числительных. Я, проведя вчера конференцию и отработав сегодня, просклонять не смогла. На третьей попытке вообще перестала слышать окончания.
ОтветитьУдалитьЕлена, согласна с Вами, беда со склонениями этих числительных. Причем, не обращала внимания на это, пока с 10 кл. не повторила тему "Числительное" и не услышала на первом уроке:"Ну сколько можно об этом говорить! Все уже знаем!" Зато потом столько смеха было, когда непослушный язык никак не давал выговорить сложное числительное в творит. падеже))) Только после этого стала прислушиваться и ... Валидол понадобился бы не только вашим ученикам)))
ОтветитьУдалитьНа самом деле все делается легко: надо только вдуматься и произнести))
Да, «думать» — здесь ключевое слово.
УдалитьОтвлеклась, переслала ссылку на этот материал и Ваш блог русистам и тут же просклоняла. Полегчало.
ОтветитьУдалитьВот и славно. Пусть хоть кому-то будет хорошо.
УдалитьПравильные действия совершаете, коллега.
Как раз числительные вызывают ступор у многих теле и радиоведущих. Как они их бедных склоняют... Ужасс!)
ОтветитьУдалитьИ рисуется картинка, как корчатся бедные числительные в нестерпимых муках.
УдалитьВ 90-х годах мне пришлось учить русскому языку японца - дипломата, конскла. Господин Теруми Мурамацу - необычайно ответственный человек с прекрасными лингвистическими способностями. Склонение числительных мы с ним освоили. Трудно, но успешно. Прошел месяц, и вдруг господин Мурамацу произнес такой текст:
ОтветитьУдалить- Госпожа Зинаида, мне показалось, что в России правильно склоняем числительные ... только мы с Вами.
Оказалось, нас уже трое! И обязательно будет пополнение - мастерство Е.В. тому гарантия )))
Юльевна, есть уже пополнение! Правильный пароход причалил к концу поста поздним вечером.
УдалитьP.S. И ни у кого не возник вопрос, каких размеров должно быть плавательное средство, чтобы вместить такое количество пассажиров :-)
Очень интересное задание вы нам дали, Елена Владимировна) Мама написала с первого раза правильно, а вот папа только с третьей попытки. Только результаты и фотографии я ещё не успел выложить в документ. Но всё исправлю в ближайшее время.
ОтветитьУдалитьМама молодец! Жду с нетерпением, Вилен.
УдалитьНе обольщайтесь, коллеги)))). Как только это задание дойдет до того родителя, который по совместительству еще и журналист - обязательно напишут "кто придумал такое задание!!! Где вы видели такие пароходы!!! Чему детей учите!!!" А тем временем дети, написавшие это задание, фантазируют уже пароход с 145 789 105 пассажирами... А что касается трех знатоков русского языка - недавно по ТВ показали очередную встречу большого количества российских депутатов с маленькой делегацией из очень далекой и абсолютно азиатской страны... Отгадайте с трех раз, кто красивее и правильнее говорил по-русски?
ОтветитьУдалитьДа пусть пишут, Лада! «Собака лает, караван идёт».
УдалитьА ведь этому и на уроках математики учат с 5-го класса. В учебнике Виленкина даже вставки грамматические есть.
ОтветитьУдалитьВидимо, как-то не так о числительных рассказываю на уроках. Буду думать.
УдалитьОх, Елена,не хотела обидеть, просто имела в виду, что учить правильно говорить должен не только учитель русского языка, но и остальных предметов. А где тренироваться склонять числительные как не на математике. И по себе знаю, что это достаточно долгое и кропотливое занятие. Но то, что у меня маленькие классы, позволяет уделять этому больше внимания и времени. Этот тот случай, когда недостаток переходит в преимущество.
ОтветитьУдалитьЧто Вы, Наталья, какие обиды? Беда-то общая.
УдалитьКак Вы хорошо про переход недостатка в преимущество сказали!
Мне понравилось обучаться, обучая. Надеюсь, теперь я не ошибусь, склоняя числительные.
ОтветитьУдалитьКоля, а можешь ещё придумать задания для родителей? Хочешь урок провести?
УдалитьОй, Елена Владимировна! Так неожиданно. Не знаю, что и ответить. Надо подумать.
ОтветитьУдалитьДумай, конечно. Посмотри программу 11 класса на странице «Литература». Или тебе больше русский язык по душе?
УдалитьУ меня появились предложения по заданиям для родителей. Во-первых, я нашел в Интернете такой вопрос, как мне показалось, интересный: в единственном числе говорится один Илья, а во множественном? - много кого?
УдалитьВо-вторых, я подумал, что можно взять цитату из какой-нибудь книги и пусть родители скажут откуда эта цитата.
Коля, с Ильёй Муромцем, на мой взгляд, тут неоднозначный вопрос. Это ведь уникальный единичный персонаж, как Пётр Первый, например. Где может возникнуть ситуация, когда нам потребуется множественное число?
УдалитьИдея с цитатами из книг мне нравится. Думаю, что нужно подбирать всё-таки произведения достаточно известные, чтобы не ставить родителей в неловкое положение, то есть создать им ситуацию успеха.
Коля, сделай, пожалуйста, гуглоформу на 10 вопросов (больше не надо, а то испугаются), потом обсудим. Договорились?
Хорошо, сделаю.
УдалитьВот ситуация:
УдалитьВ классе 20 учеников, средин них 2 Андрея, 3 Петра и 4 Ильи. А вот если в класс прийдёт ещё один ученик по имени Илья, как теперь будет выглядеть предложение?
Алексей, обожаю Ваши каверзные вопросы!))
УдалитьВикисловарь говорит, что форма родительного падежа множественного числа выглядит так: «Илей». Следовательно, предложение будет выглядеть так: «В классе 20 учеников (какой маленький класс!), среди них 2 Андрея, 3 Петра и 5 Илей».
Елена Владимировна, это, наверное, одно из самых увлекательных заданий ! Было интересно не только на уроке, но и дома с родными и близкими ! Я даже вошла во вкус по расспросам своих друзей, придумывала другие числа, более заковыристые :)
ОтветитьУдалитьНекоторые варианты очень смешно было читать, когда говорила правильный вариант ответа-смеялись вместе.
От души говорю спасибо за весело проведенный вечер, который, опять же, объединил меня с семьей !
Василиса, если бы ты знала, как твои слова согрели душу! И дело, как понимаешь, вовсе не в правильности склонения числительных.
Удалить«Ворчалка»: перед знаками препинания пробел не ставится.
И в который раз: умница, дочка!
ПАРОХОД С 59 678 ПАССАЖИРАМИ
ОтветитьУдалитьПароход с пятьюдесятью девятью тысячами шестьюстами семидесятью восемью пассажирами.
Лен, проверь! Опростоволосилась?
Опс, кажись, шестистами, а не шестьюстами надо!
ОтветитьУдалитьЛена, с«семидесятью» ошибочка вышла :-)
УдалитьПАРОХОД С 59 678 ПАССАЖИРАМИ
УдалитьПароход с пятьюдесятью девятью тысячами шестистами семьюдесятью восемью пассажирами.
Ужас! Аж мозги дымятся! :) Но каков параход-то, а?! :)
А теперь с 600 беда! Зачем исправила?
УдалитьО, Господи, а я думала, сама у себя ошибку отловила. Значит, так:
УдалитьПАРОХОД С 59 678 ПАССАЖИРАМИ
Пароход с пятьюдесятью девятью тысячами шестьюстами семьюдесятью восемью пассажирами.
О, великий и могучий!!!
Ваще... Наблюдаю за вами, Елены Прекрасные, и умиляюсь до слёз)))
УдалитьЛена, умница, дочка!
УдалитьЧУМработница, мы тоже умиляемся, когда ты всех оленей НАО по именам перечисляешь! :)
УдалитьЛена, спасибо за тренировку! :)
Не за что, дорогая! Это мне в удовольствие.
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить