вторник, 13 марта 2012 г.

Учить нам не переучить...

Учителя задают выучить «от сих до сих», ученики выполняют. Или не очень. Ибо не понимают, зачем.

9 класс. Лермонтов. «А давайте мы Вам просто выразительно всё прочитаем?» Состоялся обмен: они читают и создают табличку на полстранички, где рассказывают о плюсах и минусах про «наизусть».
  • Развивает память.
  • Увеличивает словарный запас.
  • Заставляет подумать.
  • Ложатся на душу и согревают её.
  • При случае можно стихотворением удивить или порадовать человека.
  • Расширяют кругозор.
  • Они написаны давно, а узнаёшь там себя.
  • Развивается абстрактное мышление.
  • Знаменитые цитаты.
  • Развитие речи. Слова и фразы — новые.
  • Есть вещи, которые просто надо знать. Классика.
  • Развитие чувств, чтобы не быть чёрствым.
  • Гордость за человека и страну.
  • Тренирует внутреннюю орфографию.
Это, как вы понимаете, плюсы.

Теперь минусы этого действа:
- Занимает много времени.
- Большой объём.
- Ненадобность этого в применении.
- Всё забывается.
- Несогласие с сутью стихотворения.
- У нас есть и другие ДЗ!
- Волнение при ответе.
- Не могу вспомнить начало новой строфы.
- Любимые стихотворения легко запоминаются. А те, что надо — ну никак.
- Фразы не поддаются логике.
- Трудно читать и произносить слова, которые утратили своё существование.
- Скучно учить. Только для оценки.
- Долго это всё. Сопровождается головной болью.
- Возможно, будешь думать, как автор, то есть не своей головой.
- Можно сорвать нервы, а они не восстанавливаются.

Это рассказки всего лишь 4 пионеров. Хороших, между прочим.

НО! Из раннего детства запомнилась фраза из книги Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль»:
—  Я почитаю тебе из этих книжек. Это стихи. Человек должен любить стихи, если он не верблюд и не корова.

Книгу эту брала в школьной библиотеке бессчётное количество раз. Читали с мамой, соревнуясь за право обладания.

Сдаю экзамен по детской литературе дивному человеку  Зинаиде Яковлевне Рез. Сейчас уже не помню, что должна была отвечать, но слышу вопрос к предыдущему испытуемому:
— А Вы читали Бруштейн?
Та молчит, а из меня рвётся бессознательное:
— Я читала. И моя мама тоже. Поговорите со мной.

Разговаривали полтора счастливых часа.

Это лирическое отступление. Вернёмся к теме поста.


Что думаете, друзья мои? Зачем вам это «наизусть»? Или мы верблюды и коровы?

46 комментариев:

  1. Конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей человека. У меня, например, память краткосрочная и наглядная: легко и быстро укладываются в голове десятки страниц печатного текста, если, предположим, готовлюсь к выступлению. Увы, так же быстро всё выветривается! :(
    Но вот всё, что запомнилось 20-30-35 лет назад, всплывает в памяти без всяких проблем и усилий! Так что учить стихи наизусть надо обязательно в детстве и юности - это уже навсегда!

    Вот, помнится, будущий муж мой ухаживал за мной и всё мне про звёзды и созвездия рассказывал и показывал, конечно, :) прямо на ночном небе... А я в ответ ему Иннокентия Анненского: "Среди миров, в мерцании светил, одной звезды я повторяю имя..." Он до сих пор помнит!

    Ах, какая я умница, что слушалась маму, которая всегда говорила: "Наташа, учи стихи наизусть - пригодится!" :)

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана Безумова13 марта 2012 г., 11:35

    Однозначно, учить! Память - это такой ресурс, который нужно постоянно тренировать. Иначе ранняя дряблость головного мозга обеспечена. Причем, я за заучивание не только поэзии, но и прозы. Единственное послабление, которое может быть - это самостоятельный выбор стихотворения или прозаического отрывка. Тогда обязательно найдется любимое и легко запомнится. Ну, а пара-тройка стихотворений не из школьной программы всегда в любой компании обеспечит внимание противоположного пола.-). Проверено на себе!-)

    ОтветитьУдалить
  3. Став старше, начала находить в стихах себя. Ответы на самые волнующие вопросы выплывали из стихов сами собой. Стихотворенье — верный советник во все времена!

    ОтветитьУдалить
  4. Прислушайтесь, дети мои, к тому, что Волна и Светлана говорят: они плохого не посоветуют. Может быть, и ваша судьба в какой-то момент вдруг станет зависеть от вовремя произнесённых строк?

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Катюша, у души, к счастью, есть удивительное свойство — способность к взрослению.

    ОтветитьУдалить
  6. Стихи - такая близкая для меня тема. А для чего их пишут поэты? Лично я думаю, чтобы выразить свои чувства. Иногда они, как волна, нахлынут, и рифма сама так и льется рекой. Конечно, скорее всего, А.С. Пушкин или М.Ю. Лермонтов не размышляли о том, как школьники ночами будут заучивать их стихи. Просто действительно есть вещи, которые надо знать.
    Помимо тренировки памяти, которая нам необходима, ведь сколько различных правил нужно знать, стихи дают нам то, что сейчас, к сожалению, почти не ценится. Добро, виденье прекрасного, даже вежливость. С первого раза не каждому дано понять всю прелесть стихотворения. А когда ты его выучишь, оно уже навсегда поселится в твоём сердце вместе со всеми чувствами, которые туда вложили величайшие поэты.
    Трудности, я вам скажу, появляются у тех, кто учит, как мне кажется, неправильно. Мы привыкли повторять одно и то же по 1000 раз. И спустя некоторое время механическая память даёт о себе знать. Но пропадает выражение, строчка за строчкой вылетает, как из пулемёта, а в голове в это время каша. И где польза?
    У меня своя методика: каждая строчка вырисовывает в моём воображении картину. Я проникаюсь смыслом, иногда просто пересказываю ту же строчку, меняя местами слова или подбирая синонимы, чтобы понять смысл. А потом спокойно рассказываю, не волнуясь, что что-то будет не так. Нужная интонация появляется сама собой.
    Так намного проще. Поверьте.
    Вывод. Учить стихи необходимо. Просто нужно знать, как это делать.

    ОтветитьУдалить
  7. Алессия, по-моему, добро и видение прекрасного ценились всегда людьми неравнодушными. Мало их, скажешь? Ну так и ещё меньше будет, если мы вокруг себя мир добром наполнять перестанем.

    А методика разумная. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Можно подметить, что в цитате ничего не сказано о том, что стихотворения нужно любить учить. Стихотворения (я надеюсь) читать каждый любит.

    А Учить наизусть стихотворения сложно. И что-то, наверно, не то произошло со мной и моим поколением, раз мы (говорю от себя, но думаю, что у большинства такая же ситуация)забываем заученное стихотворение на следующий же день, а моя бабушка до сих пор наизусть помнит те произведения, которые она учила в первых классах.
    Возможно, утратилось понимание того, что ты читаешь, учишь и рассказываешь. Проблема с запоминанием у меня особо не стоит, ибо я знаю примерно 2-3 десятка песен слово в слово. Возможно, такое происходит из-за наличия музыки или более яркого выраженного ритма в песнях.

    И, как правильно подметил один из «хороших» учеников, весьма неудобно учить стихотворения с неиспользуемыми ныне словами.

    ОтветитьУдалить
  9. (исправил пару досадных ошибок, т.к. спешил)
    Соглашусь с Александром. Да ,действительно, я сам всегда удивлялся, как мои мама и папа, и даже моя бабушка помнят те произведения, которые они учили много лет назад, да еще и с выражением.

    Но проблема нашего поколения не столько в том, что мы забываем стихотворения очень быстро, но в том, что никто даже не пытается проникнуться прочитанным произведением, никто не старается его понять. Почти никто не пускает свое стихотворение в сердце, оно лишь остается на "оперативной памяти" мозга, и после сна оно просто стирается оттуда без переноса на внутреннюю память. И все потому, что мы учим не для себя, а для оценки. Наше поколение ничего не хочет. Нам лишь бы отмахнуться от всех дел и от всех, кто чего-то от нас хочет и просто отдохнуть. Лень-матушка нами завладела. И мы просто игнорируем тех, кто желает нам добра, кто старается сделать из нас приличных людей...

    Закончу лирическое отступление, теперь по теме:
    Я считаю, что стихи - важная часть нашей жизни. Ведь если проникнуться текстом произведения, понять его смысл, понять, что хотел донести до нас автор, то это заставляет нас задуматься о многих важных вещах. Это уже немаловажно. И ,конечно, соглашусь с одним из "хороших" учеников, иногда вовремя всплывшее из памяти стихотворение может помочь вам в какой-либо ситуации.

    Также хочу отметить, что некоторые стихи бесценны благодаря тому, что могут вызвать у нас проявление каких-либо эмоций, будь то радость или печаль. Есть не так много вещей, которые могут вызвать у нас эмоции. И если вовремя вспомнить какой-то веселый стих, можно подбодрить унылого товарища, или можно заставить человека, ставшего равнодушным, проявить свои чувства.

    К тому же это очевидно, что стихотворения, которые мы учим, позволяют нам тренировать память, причем довольно успешно. Если вам удалось запомнить стих из 100 строк, то запомнить речь или отчет не составит труда.

    Ну и наконец, стихи нужно учить из уважения к их авторам. Они трудились над своими творениями очень долго, они вкладывали в них свою душу, чтобы мы могли почувствовать то, что чувствовали тогда они. Поэтому мы должны учить стихи, чтобы суметь передать их будущим поколениям, чтобы души авторов продолжали жить в их произведениях.

    Ах да, чуть не забыл. Мне кажется, что как минимум половина минусов - просто отговорки, лень-матушка опять же поработала. Просто не все могут пренебречь своим свободным временем в пользу "зубрежки".

    И еще кое что. По-моему разница между заучиванием любимого и нелюбимого стиха не столь велика, как кажется. Поясняю. Самая главная причина, по которой нелюбимые стихотворения плохо учатся заключается в том, что мы просто еще не поняли, о чем оно. Если стихотворение осмыслено, то оно учится легче. И еще одна причина банальна до невозможности. Любимые стихотворения легче учить, потому что вы наверняка уже не один раз прочитали его. Стихотворения не становятся любимыми после первого же прочтения. Ну а если вам кажется, что вы полностью понимаете смысл стихотворения, и вам оно именно не нравится по своей сути, то вам опять же все равно уже легче его выучить, так как чтобы прийти к такому выводу его тоже нужно не раз прочитать.

    Наконец, вывод: Стихи учить нужно. Даже обязательно нужно. Просто надо перестать придумывать для себя отговорки и оправдания. Не надо давать стихотворению самые низкие приоритеты. Как ни крути, оно точно пригодится больше, чем лишний час сидения за компьютером или просмотра телевизора. А если вы заменили стихотворение на "погулять", то все равно нужно его выучить, так как вы все равно вернетесь домой и будете заниматься бесполезными делами, а можно заменить их на весьма полезное занятие.

    ОтветитьУдалить
  10. По мне так,стихотворения надо учить в классе 6-7; в старших классах надо заниматься лучшими произведениями. Безусловно, стихотворения - это прекрасно. Но все завит кто и как к этому относится. Увы, большинство не помнит ни чего, кроме стандартного школьного набора стихотворений А. С. Пушкина. Развиваться надо и дальше.

    Есть же и такие произведения, строки в которых ну вообще не поддаются зубрежке и логике.

    Помимо всего, есть и современные поэты, чьи произведения заставляют задуматься.

    ОтветитьУдалить
  11. Да, Саша, в цитате только про любовь... «Стихотворения (я надеюсь) читать каждый любит». Оптимист ты у меня.

    А мне вот и хотелось бы надеяться, но — увы! — пока не получается.

    ОтветитьУдалить
  12. Влад, с интересом читала твои размышления. И про лень-матушку в том числе. Спасибо.

    Следы твоего удалённого комментария убрала.

    ОтветитьУдалить
  13. Александра, а может быть учить всю жизнь, но не рассказывать никому ради того, чтобы быть оценённым по пятибалльной системе?

    Кто из современных поэтов затронул твою душу?

    Вот сейчас подумалось: а если составить коллективный список, где каждый порекомендует своих любимых авторов? Вдруг остальные о них не знают ещё?

    ОтветитьУдалить
  14. Я тоже хочу поблагодарить Влада. А вас, Елена, поздравить с думающими учениками.

    Конечно, сегодня интерес к поэзии упал. Мне трудно представить, чтобы в наше время проходили такие поэтические вечера, как в шестидесятые годы в Политехническом музее, например.
    И всё-таки, пока люди будут влюбляться, думать о смысле жизни, томиться предчувствиями, пока будут мучиться поисками единственно нужной строчки - стихи будут жить. И запоминаться:
    "Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда..."

    ОтветитьУдалить
  15. Учить наизусть сложно, но полезно. Помогает развивать память, речь, пополняет словарный запас.
    Минусов больше, сложно, занимает много времени, сил, нервов, некоторые выученные стихотворения быстро забываются поэтому для себя польза только от оценки.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Наташа, за внимание к моему блогу. С Вами и живётся ярче, и думается глубже.

    ОтветитьУдалить
  17. Василий Васильевич, дорогой мой, и только? Ты свято уверен, что красивое должно приносить пользу?

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо конечно, но думаю, что меня благодарить не за что. Наоборот благодарен вам я, за то что заставили меня сесть и подумать о важных вещах. И я рад, что есть кто-то, кто разделяет мое мнение. Но я не рад, что большинство описанных мной проблем относится и ко мне, хотя я сам их осознаю. Буду с этим что-то делать. За это тоже благодарю =)

    ОтветитьУдалить
  19. Лично мне не интересно учить стихотворения. Они мне кажутся скучными. К тому же я не особо вижу в них смысла. Да, развиваешь память, но это очень нудный способ(для меня). А вообще, я скорее всего просто не "литературный" человек. Мне интереснее изучать точные науки, нежели рассуждать о чем-то возвышенном. Да и современному поколению(как написал Саша) легче запомнить 2-3 десятка песен слово в слово, чем стихи.

    ОтветитьУдалить
  20. Учить стихотворения, конечно, полезно и нужно, хотя бы в детстве. Но, лично по мне, нужно учить те стихотворения, которые нравятся, которые затронули душу, по крайней мере, начиная со средней школы. Если стихотворение особо не затронуло, можно и его рассказать с выражением, с чувством, с эмоциями, хорошо запомнить и выучить. Но гораздо приятнее рассказывать и запоминать то, что привлекло, ты сможешь гораздо больше вложить душу, когда разделяешь позицию автора или героя, понимаешь их чувства.

    ОтветитьУдалить
  21. Да что же мы всё о пользе?!

    Катя, можешь назвать стихотворение-откровение?

    ОтветитьУдалить
  22. Алия, напомни потом: у меня есть замечательная книжка про тренировку памяти. Думаю, тебе понравится. Там ни слова о стихах, но много забавных приёмов. Некоторые на себе опробовала. Работают.

    ОтветитьУдалить
  23. Не знаю, как насчет стихотворения-откровения, меня задело стихотворение Гете «Шарлотте фон Штейн»

    ОтветитьУдалить
  24. Я соглашусь что стихотворения надо учить и запомянать те которые нравится,но я не совсем соглашусь с Сашей что песни легче запоминать чем понравившиеся стихи.кому как?

    ОтветитьУдалить
  25. Мне встречались люди, которые могли воспроизвести не то что стихотворение, а, например, "Евгения Онегина" или, как мой отец, "Анну Снегину". Непостижимо. И явно эти люди не бились, чтобы запомнить все от корки до корки - просто так устроена их память. Мне было сравнительно легко учить стихи, многие из них врезались в память, но есть и такие, которые я бы сейчас и не опознал как выученные мной когда-то. :))

    Вообще, честно признаться, стихи меня давно уже не вдохновляют и не восхищают почему-то. Я нахожу некоторые гениальными или просто хорошими, у меня есть любимые и нелюбимые поэты, но потребности в поэзии я давно не испытываю ни капли.

    Глядя, как мучаются мои дети, заставляя их - по необходимости! - учить стихи, я все больше прихожу к выводу, что это занятие не так уж актуально. Оно сейчас похоже на тиранию по типу "Я вас научу Родину любить!". Историчка (!) заставила учеников выучить "Песнь о вещем Олеге". Для чего? Какая в этом сермяжная правда? Неужели недостаточно внимательно прочесть, вникнуть, уточнить значение некоторых более не употребляемых слов?

    Нынешние ученики - совсем не те, что были два, три, пять десятилетий назад. Они, наверное, не хуже и не лучше, просто у них теперь другие ориентиры, другая психология, другие способы самореализации. И у всех у нас - другой темп жизни, требующий перерабатывать большие потоки информации за короткое время. Кому-то поэзия близка и интересна. Пусть эти люди наслаждаются и глубоко копают. Но всех заставлять через силу приобщаться к прекрасному именно таким способом? Не знаю, не знаю...

    ОтветитьУдалить
  26. Вот и я, Геннадий, всё чаще задумываюсь над тем, надо ли заставлять... Пока на распутье.

    ОтветитьУдалить
  27. Если учить стихи исходя из "развивать память, тренировать мозг", то это лишнее Вместо этого лучше изучать приёмы и технологии запоминания.

    ОтветитьУдалить
  28. Гена, тебя поэзия больше не восхищает? Не верю!!! :))))

    Не заставлять. Увлечь. Покорить красотой.

    Хотя меня вот никто так математикой и не увлёк. А учительница очень хорошая была! Сильная. До сих пор её вспоминаю с благодарностью за то, что относилась с пониманием к моим .... особенностям. :))

    ОтветитьУдалить
  29. Стихотворения обязательно надо учить, но надо загружать ребенка пока он еще маленький, память лучше запоминает. Сейчас мне сложно что-либо запомнить, вся память забита предстоящими экзаменами, нужно учить много билетов, писать сочинения, а нам задают уйму стихотворений. Ничего не имею против, но мозги заняты совсем другим.

    ОтветитьУдалить
  30. Сонечка, а я вот думаю над этим «обязательно».

    И занятость вашу осознаю.

    ОтветитьУдалить
  31. А вот наши ребята не только учат стихи наизусть, но и сами писать пробуют...

    ОтветитьУдалить
  32. Мои сыновья учат каждый день по четыре стихотворные строчки. Это правило. Конечно, оно нарушается, но мы следим за этим. Начали такую тренировку мозга мы не так давно - около полугода. Сейчас дети запоминают все намного быстрее, чем раньше. Особенно заметен результат у старшего. Он в 5 классе лицея со сложной, углубленной программой по английскому. До этого уч. года он учился в другой школе - с французским языком. Английский начали учить с нуля, - но мальчик справляется на уровне остальных детей, у которых англ. был со второго класса. Следовательно, учить стихи регулярно - это есть хорошо!)))

    ОтветитьУдалить
  33. Дети мои, смотрите: бывают другие дети.

    ОтветитьУдалить
  34. Они не другие, просто их еще можно заставить. Мы заставляем;)

    ОтветитьУдалить
  35. Конечно, учить!!! Память как развить иначе?
    Особенно сейчас, когда кажется, что и запоминать ничего не надо: в телефон забей напоминание - запоет, когда надо; информация понадобилась - залезь в интернет, посмотри; посчитать что-то нужно - калькулятор вот рядом....
    Но так и отупеть не долго....
    Или я не права?

    ОтветитьУдалить
  36. Очень ИНТЕРЕСНАЯ лекция "Поэзия как выход из коммуникационного тупика" Вот здесь

    "Алексей Машевский показывает парадоксальную структуру стихов, позволяющую высказывать то, что невозможно высказать в прозе, и рассказывает об уникальной способности поэзии непосредственно передавать интонацию — следовательно, человеческую эмоцию: именно поэтому стихи не теряют актуальности, не устаревают веками и тысячелетиями"

    ОтветитьУдалить
  37. Наташа, спасибо. Много поводов для размышления. Завтра, пожалуй, ещё раз посмотрю. И подумаю.

    ОтветитьУдалить
  38. Учить или не учить? Вопрос , на который отвечаю постоянно, когда проходим стихи. Наверное, все же учить. Но только не то, что положено по плану, а любое стихотворение изучаемого автора. Иначе получатся одни "минусы", да и стихи, написанные в учебниках, любимы авторами-составителями))
    Самым отчаянным жалобщикам на то, что не возможно запомнить строчки, советую - РИСУЕМ на каждую строчку. И тогда в памяти всплывают зрительные образы, и все легко укладывается в голове. Очень действенный прием! (Проверено на детках в коррекционной школе VIII вида, если вам это о чем-нибудь говорит.)
    А за Бруштейн отдельное спасибо. Именно упоминание об этой книге и заставило взяться за комментарий. Не так часто можно найти человека, который про это произведение знает. Книга до сих пор стоит на полке, периодически перекочевывая в руки. В далеком детстве буквально 2-3 раза в год перечитывала. Для души!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, как же приятно встретить на просторах родного интернета созвучного человека. Спасибо.

      И дважды спасибо за Ваш комментарий про рисование на каждую строчку: только сегодня с коллегой говорили об этом.

      Удалить
  39. Здравствуйте, Елена! Случайно наткнулась на Вашу статью и получила столько удовольствия! А , главное, ссылку на удивительную книгу Бруштейн. Подскажите, что ещё почитать и самой и своим детям, 9 и 15 лет.Спасибо большое! helenf76@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. helen, у меня здесь столько радостного и грустного с пионерами моими случается — не пересказать. Спасибо, что наткнулись.

      Попробуйте «Манюню» Наринэ Абграмян. Нежно, с юмором и пронзительно.

      «Когда отдыхают ангелы» Марины Аромштам. Возможно, плакать будете.

      «Дневник мамы первоклассника» Маши Трауб.


      Благодарю, Вы меня взбодрили на создание новой страницы. Всё будет хорошо у детей такой разумной мамы.

      Удалить
    2. спасибо! как раз, пока каникулы, есть время почитать! Хотела бы я, чтобы у моих детей была такая учительница литературы!

      Удалить
  40. Извините, что вмешиваюсь.
    Я бы порекомендовала книгу Анны Гавальды "35 кило надежды". И маме и дочкам.

    (что-то сегодня активные ссылки никак не вставляются... Так и не удалось "поумничать" :)) Даже с третьего раза)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Volna, я ещё не читала. Пойду восполнять пробел.

      «Умничать» здесь не обязательно, тут все свои, мы Вас и так любим, честное слово.

      Удалить
    2. А мне Анна Гавальда как-то не по душе... Все-таки далеко ей до Франсуазы Саган! И у меня двое мальчишек! Хотя всегда мечтала о девочках :)

      Удалить