— Ну и как тебе Гевлич?
— Гевлич крут!
— «Гевличкрут»... Звучит как магическое заклинание.
О мастер-классе Сергея Гевлича мечтала с февраля. Но непременным условием посещения МК был iPad. Старшеклассники у меня какие-то безайпадные. Бросилась к восьмому классу с просьбой, но снова неудача: кто-то на каникулы в экзотику уезжает, кому-то родители не разрешили (оно и понятно, я тоже не отдала бы безумной тётке), у кого-то позавчера сломался. Как хорошо, что есть бывшие (то есть давно школу закончившие, бывших детей не бывает) пионеры! Договорились так: я сейчас покупаю в «Юлмарте» то, что профессионально-стремительным оком выбрал хороший мальчик Лёша, а после мастер-класса сдаём, если не пригодится.
Сергей Гевлич далёк от педагогики, но то, как виртуозно была выстроена работа с нами, достойно восхищения. По сути это был двойной мастер-класс: как создавать «Объясняшки» и как проводить МК.
Самый интересный процесс — «переопыление»: группа рассказывает о своих замыслах, а члены другой команды играют в инопланетян, то есть задают идиотские вопросы, ответы на которые очевидны. Это очень важный этап, он помогает взглянуть на сделанное тобой с другой стороны. И тут нас подстерегала ловушка: дело в том, что учителя не умеют задавать глупые вопросы, не разрешают себе быть детьми. Специфика аудитории. Будь мы внутри себя посвободнее, было бы в данном случае больше пользы.
Написание текста — дело, на первый взгляд, нехитрое. Но ведь потом его нужно прочитать несколько раз, понять, как он будет звучать, выбросить всё ненужное, перекроить фразы, постоянно помня о том, что за словом будет стоять изображение. И снова спорим, предлагаем, не соглашаемся, переделываем, меняем слова местами, оттачиваем текст.
Рисуем. «Мы пахали: я и трактор!» В нашей группе эту миссию благородно взял на себя хороший человек +Александр Кононов , который тайно надеялся про реликтовое излучение и космические телескопы рисовать. А пришлось упаковывать проект «Читать не вредно — вредно не читать!» в птичек-зверюшек-дерево. Не только не стал спорить, но ещё и сумел внести тихим голосом в наши безумные идеи-предложения здравый смысл. Как удалось, не ведаю. Вроде бы всё время молчал и смотрел на нас мудрыми глазами.
Кстати, в процессе рисования тоже постоянно возникают новые идеи-образы-смыслы. Обсуждали и утверждали прямо на ходу. Здесь уже не до споров: дедлайн! А хорошо было бы до этого этапа распечатать текст в табличку на две графы: слова — образы. Но не было такой возможности.
Финал. Просматриваем ролики. Не устаю удивляться, какие вокруг талантливые и работоспособные люди. Всё можно посмотреть в сообществе Конференции (раздел мастер-классы).
Сам Сергей Гевлич поднялся над высотой и увидел всё происходившее вот так. Победители гордились лаврами, но непременно хотели заполучить в подарок книгу. Хотя я на их месте выбрала бы невероятно удобно устраивающиеся в руке карандашики. Тексты и в сети найти можно рано или поздно.
С айпадом никогда не работала, кнопочки неведомые. Методом ненаучного тыка после прочтения инструкции «Объясняшек» наваяла безобразную ерунду:
— Гевлич крут!
— «Гевличкрут»... Звучит как магическое заклинание.
О мастер-классе Сергея Гевлича мечтала с февраля. Но непременным условием посещения МК был iPad. Старшеклассники у меня какие-то безайпадные. Бросилась к восьмому классу с просьбой, но снова неудача: кто-то на каникулы в экзотику уезжает, кому-то родители не разрешили (оно и понятно, я тоже не отдала бы безумной тётке), у кого-то позавчера сломался. Как хорошо, что есть бывшие (то есть давно школу закончившие, бывших детей не бывает) пионеры! Договорились так: я сейчас покупаю в «Юлмарте» то, что профессионально-стремительным оком выбрал хороший мальчик Лёша, а после мастер-класса сдаём, если не пригодится.
Сергей Гевлич далёк от педагогики, но то, как виртуозно была выстроена работа с нами, достойно восхищения. По сути это был двойной мастер-класс: как создавать «Объясняшки» и как проводить МК.
- За несколько дней до события участникам был разослан документ с необходимыми ссылками, где наглядно и лаконично было прописано, ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК будем делать.
- В начале мастер-класса ещё раз прорисованы все этапы и чётко обозначено время на их прохождение.
- Для каждого участника была заготовлена подробная инструкция с текстом и весёлыми картинками.
- Жёсткий регламент!
Как это было
Разделились на группы, на большом листе появляются темы будущих «Объясняшек». 10 групп определились, остальные пока думают.
— Если через минуту не добавятся другие темы, группы будут расформированы, их участники присоединятся к тем, кто справился с заданием.
Ещё 3 записи появились моментально. Отличный приём, беру на вооружение!
Обсуждение внутри групп шло непросто: приходилось генерировать идеи, договариваться с коллегами, переубеждать, приводить аргументы, соглашаться, спорить, уступать, идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения, искать иные варианты.
Самый интересный процесс — «переопыление»: группа рассказывает о своих замыслах, а члены другой команды играют в инопланетян, то есть задают идиотские вопросы, ответы на которые очевидны. Это очень важный этап, он помогает взглянуть на сделанное тобой с другой стороны. И тут нас подстерегала ловушка: дело в том, что учителя не умеют задавать глупые вопросы, не разрешают себе быть детьми. Специфика аудитории. Будь мы внутри себя посвободнее, было бы в данном случае больше пользы.
Кстати, в процессе рисования тоже постоянно возникают новые идеи-образы-смыслы. Обсуждали и утверждали прямо на ходу. Здесь уже не до споров: дедлайн! А хорошо было бы до этого этапа распечатать текст в табличку на две графы: слова — образы. Но не было такой возможности.
Финал. Просматриваем ролики. Не устаю удивляться, какие вокруг талантливые и работоспособные люди. Всё можно посмотреть в сообществе Конференции (раздел мастер-классы).
Сам Сергей Гевлич поднялся над высотой и увидел всё происходившее вот так. Победители гордились лаврами, но непременно хотели заполучить в подарок книгу. Хотя я на их месте выбрала бы невероятно удобно устраивающиеся в руке карандашики. Тексты и в сети найти можно рано или поздно.
Трансформация сознания
С айпадом никогда не работала, кнопочки неведомые. Методом ненаучного тыка после прочтения инструкции «Объясняшек» наваяла безобразную ерунду:
НО! Это был опыт постижения: куда говорить, на что жать, как резать (потом пригодилось на МК, когда я отлучилась на момент озвучки, а коллеги записали всё единым массивом и принялись рисовать). Читать, читать предложенные ДО мастер-класса тексты надо! Перевёрнутый класс медленно входит в сознание учителя.
Таков был результат нашей пятичасовой (мало времени!) деятельности с коллегами. Кривоватость изображения объясняется нашей технической неграмотностью: начали рисовать на экране, который во время тренировки случайно раздвинули пальцами.
Утром +Maria Sonina, опасаясь меня разбудить, полушёпотом озвучивала свой ролик:
Выводы
- «Объясняшки» — это НЕ сервис для создания мультфильмов.
- Смыслы упаковывать трудно.
- Но можно. И есть примеры. Да-да, именно раздел «Примеры» и смотреть. Они разные, но качественные.
Куда бежать и что делать?
Если у вас есть iPad, то купите программу «Объясняшки». 99 рублей (две пиццы и компот в школьном буфете) вас не разорят.
Попробуйте создать что-нибудь разумное. О результатах сообщите в комментариях.
Айпад сдавать обратно не буду. «Гевличкрут!»
P.S. 31 марта +Maria Sonina попросила у Сергея разрешение отсканировать раздатку МК, в ответ получила этот документ: Упаковка СМЫСЛОВ в формат визуальных ИСТОРИЙ. Пользуйтесь, друзья! Там в конце очень важная ссылка.
- Шпаргалка (гуглодок) от Ирины Волковой
- Педагогические сценарии от +Maria Sonina
- Попытка систематизации от +Ольга Тузова
Спасибо +Жанна Ховрычева и +Ирина Панфилова за фотографии.
Отличный опыт мы получили на мастер-классе. Человек с не педагогическим образованием, а такой виртуоз! В восторге от работы Сергея, и от приложения. Тоже теперь хочу айпад (особенно по такой цене, как ты купила).
ОтветитьУдалитьКарандашики от "Объясняшек" крутые! Ты сама видела, что я нарисовала ими за три дня конференции.
А озвучка у утреннего моего ролика такая получилась ещё и из-за моей неожиданной простуды.
Лена, ты молодец, всё уже успела проанализировать/описать. Я вот только в начале этого пути...
Как ты говоришь, если такие люди есть в бизнесе, то за будущее страны можно волноваться немножко меньше.
УдалитьЯ, к сожалению, на МК не попала. Это, знаете ли, тонкое искусство-выбрать грамотный МК). Но, когда человечество с Конференции стало выкладывать свои Объясняшки, я взяла лопату и пошла копать Интернет. Не сразу я нашла презентацию про велик, сделала, поняла и захотелось большего. Отослала "Гевличкрут"у свой аккаунт, сижу читаю методичку про "Упаковку смыслов". После велика замахнулась сразу на Северную войну http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=kGvj3a2s3fo. Это моя вторая в жизни объясняшка. колхоз,но мой собственный.
ОтветитьУдалитьДа, с мастер-классами никогда не угадаешь (если не идёшь на конкретного человека), как оно там сложится.
УдалитьЖаль, что Методичка пока в статусе черновика, я поэтому и не стала давать на неё ссылку. Будет готова — непременно добавлю.
Ваш весёлый Пётр I позабавил. И текст в духе «Сатирикона» тоже.
Очень понравилось! Одно замечание - флаг у России уже тогда был Б-С-К. Перепутался у Вас на ветах просторов Смоленщины...
УдалитьЛена, ну ты теперь совсем крутая... с айпадом, да ещё и рисующая, аки Зинаида Серебрякова))
ОтветитьУдалитьЗдорово! Всё, что связано с освоением нового, но не просто освоением, а будущим расповсюживанием среди пионеров.
"Муж и жена - отличия" - глубоко)
Каррр!
Классно!)
Ира, вот как раз с расповсюживанием среди пионеров пока трудно, ломаю голову над сценарием, как и зачем применить. Это ведь не просто рисовалка.
УдалитьА на Фейсбук какие обсуждения! Как-то я ФБ не рассматривала ранее в качестве некого блога...
ОтветитьУдалитьЯ тоже на ФБ не живу, лишь использую аккаунт для входа куда-нибудь, а оказывается, что у многих приличных людей там самая активность и происходит.
УдалитьЕлена, Вы замечательно пишете.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алла. Всё происходит через муки творчества и страдания.
УдалитьЗАВИДУЮ БЕЛОЙ ЗАВИСТЬЮ. Только про "Объясняшки" и слышу.)))
ОтветитьУдалитьПопробуйте, Светлана, Вам понравится.
УдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьСтала читать Ваш блог недавно. Я не учитель, я- родитель, который хочет , чтобы его дите развивалось гармонично и в духе времени. Очень много черпаю у Вас идей. И вдохновляю учительницу)))). Недавно они с детьми сделали книжный шкаф, который Вы так удачно показали.
Летом буду самостоятельно осваивать "Объясняшки". Спасибо Вам за труд и щедрость!
Хотелось бы спросить у Вас, как у профессионала, какие программы для учебы нужно освоить в первую очередь? Мой сын заканчивает 4-ый класс. СПАСИБО!
Лоренца, простите, что так поздно отвечаю.
УдалитьРодитель у меня в блоге — гость нечастый, а потому особенно дорогой. Да ещё и правильный родитель! Хорошо, что у вас учительница такая отзывчивая, радуюсь, что это не патологией, а естественным проявлением человеческих отношений становится. Значит, сыну Вашему в школе хорошо.
К сожалению, не знаю, какие «программы для учебы нужно освоить». Вы говорите об образовательных или о компьютерных? Лоренца, сейчас уже понятно, кто возьмёт 5 класс на будущий год. Попробуйте поговорить с потенциальным классным руководителем. Как он (она?) видит общение с детьми? Здесь трудно давать советы. Всё зависит от тех людей, к которым придёт Ваш мальчик.
Сначала будет трудно: ребёнку придётся подстраиваться ко многим взрослым. Но верю, что Ваш сын сильный и мудрый, как Вы. Всё будет хорошо, надо только пережить первую четверть.
«Объясняшки» лучше, наверное, осваивать не самостоятельно, а вместе с ребёнком. Дети мудрее нас иногда.
Спасибо огромное за ответ!
ОтветитьУдалитьВ прошлом месяце перечитала весь Ваш блог. Немного взгрустнулось, хочется такого преподавателя и своим детям...
Конечно же меня интересовали компьютерные программы, я немного скептически отношусь к самостоятельному изучению образовательных, дополнительно к школьному стандарту. А вот компьютерные очень привлекают, к тому же наши учителя в этом отношении немного более пассивны, чем Вы. А ребенок все равно больше всего любит комп, так пускай он его любит хотя бы с пользой.
А вот "Ваш-наш" книжный шкаф. http://pleyada4a.blogspot.ru/2014/03/blog-post_19.html
Спасибо большое!