понедельник, 29 августа 2016 г.

Как мы мультфильмы делали

5«в» — любимая задача: в классе на 27 человек пять девочек, четыре из которых постоянно болеют. Константой была только Оксана.

Логично было бы предположить, что на внеурочные занятия в пятницу вечером никто не придёт: дачи, грибы, огороды, семейные походы в кино... В первый вечер вместе со мной нас было трое.


Если студия есть, должна как-то называться. Долго перебирали слова с корнем «мульт», записывали названия на доске, стирали не очень подходящее из каждой пары, сравнивали оставшиеся. Остановились на «Мультирадуге»: весело и многоцветно.



Первый блин

На второй встрече неглупый мальчик Матвей сразу взял быка за рога и, пока остальные взахлёб рассказывали про смысл названия, сваял тридцатисекундный мультфильм, используя документ-камеру и мои очки. Задача была — научиться жать на правильные кнопки, понять, как озвучивать снятое, добавлять субтитры и музыку.

А дальше начались сложности. 
— Матвей, расскажи, как ты делал...
— Нет, я здесь самый главный! Я буду всё сам делать!
— А если заболеешь?
— Нет, я главный!

Не раз потом в течение года хлопал дверью, уходил, обижался, снова возвращался. Учиться работать в команде трудно. 

Радость, от которой хотелось подпрыгнуть на стуле. Оксана тихим застенчивым голосом:
— Матвей, ты случайно букву «с» пропустил в слове «ассистент». 
— Пусть так будет, некогда переделывать. 
— Но мы ведь в сеть выкладываем... 
— Ерунда, никто не заметит. 

Может быть, и не заметит, титры быстро идут. Но дело не столько в гордыне одного, сколько в зорком глазе другой. У Оксаны — красавица, коса до пояса, хозяюшка, наш художник — проблемы с моим русским языком. Большие. А здесь вдруг сама УВИДЕЛА ошибку в слове! 


Когда рак на горе свистнет

«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Первый большой мультфильм мы создавали почти полгода. Видимо, не стоило было брать для начала такую тему. Но показалось интересным узнать, как звучат похожие фразеологизмы в других языках. 


Не все картинки нарисовали, потеряли файл с исходным текстом, стёрли уже озвученную на двух предыдущих занятиях звуковую дорожку, закапризничал компьютер. Споры, ссоры, примирения, слёзы, безудержный смех без причины... Этому, казалось, не будет конца и края!


Иногда Тимофей озвучивал нашу какофонию игрой на гитаре.

В какой-то момент догадалась: дети к концу дня просто голодные. Кружки, чай, варенье, сухарики — всё есть у меня в шкафу. Потом сообразили, сами стали приносить, и занятия начинались с мирных чаепитий под разговоры, серьёзные и не очень.


После них и порисовать вместе хочется, и книжки новые почитать. Это не были только мультики, скорее всего, клуб по интересам. Мультфильм мы всё-таки закончили, правда, не к Новому году, как планировали.


Показали одноклассникам, родителям. Нас становилось всё больше.


Следующие шаги 

Конечно, я мечтала, что тихонечко буду проверять тетради, а дети сами всё сделают. Тем более, что нажимать нужные кнопочки научились многие. Не тут-то было. Проследить, чтобы каждый поучаствовал, подвигал фигуры, озвучил фразу, набрал титры.


Зато в конце года слышала примерно такие реплики:
— Андрей, посоветуй...
— Оксана, встань на моё место, отсюда удобнее говорить.
— Ребята, давайте эту фразу заменим у Ильи, ему трудно звук «р» произносить.


Сухой остаток


5 коротеньких роликов за год. Много это или мало? А ещё умение договариваться, слушать других, сопереживать, радоваться.

Тимофей брата-первоклассника к нам привёл. Тоже хорошо.


По книжке Рони Орена (спасибо Елене Квашниной за мастер-класс на VII Конференции) из шарика, валика и лепёшки научились лепить забавных зверюшек.




Матвей всё-таки делится навыками.




И нам просто было хорошо вместе. 

32 комментария:

  1. Елена, посмотрела ролики. Замечательно. Понравилось сопровождение в самом первом: как дети пели. Интересно, что во всех роликах Вы режиссёр, а в считалке уже просто Ваша идея. Растут детки. А если серьёзно, завидую белой завистью Вашему умению работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, внимательный читатель, спасибо! В последнем ролике всё было действительно именно так, просто посоветовала найти стихотворение, которое можно переложить на язык мультфильма. Всё остальное сами: сцену клеили из коробки, задник рисовали, лепили, движения придумывали.

      А песенка на какое-то время стала их внутренним паролем.

      Удалить
  2. Лена,

    Здорово!
    Классные мультики получились :)
    Молдоцы ребят! Предтсавляю, какой это захватывющий процесс для них :)

    Желаю много интересных задумок и идей вашей мультстудии в новом учебном году! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Таня, малькам будет приятно, если прочитают конечно. Процесс, как ты понимаешь, был разнообразным, надеюсь, небесполезным.

      Это был единичный опыт, в этом году внеурочную деятельность из-за большой нагрузки не веду. Но какие-то прививки пионеры получили.

      Удалить
  3. ЗдОрово получилось! Работать командой и сложно, и увлекательно. "Когда рак на горе свистнет" очень понравился! Мы на МуЛьтСтуДии тоже учимся договариваться, уступать, учиться у друг друга... Первый опыт - самый незабываемый!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна, за понимание и тёплые слова. Знаю, что вы с детишками участвовали в фестивале «Мультик на два поколения» с прекрасным мультфильмом «Прогулка по Краснодару».

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Молодцы ребята, работают увлеченно. Создавать мультфильмы интересно и детям и взрослым :)
    После курсов "Мультерапия" стала активно внедряю новую форму в работу. мультфильм созданный дошкольниками

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, здравствуйте. Вы успешно закончили курсы? Поздравляю! А у меня сил не хватило.

      Чудесную работу работу ваши малыши сделали. Да ещё и под песню! Я правильно поняла, что слова и музыка принадлежат Вам? Виктория Александровна, а сколько времени ушло на создание такого длинного ролика?

      Удалить
    2. Елена Владимировна, здравствуйте!
      Да, я успешно прошла обучение, защитила итоговую работу :) осталось ждать подтверждающий документ.
      Музыка и слова, конечно, не принадлежат мне,мы её нашли у музыкального работника. Оплошность, нужно указать это в ролике.
      Нам принадлежат только персонажи и идея создания мультфильма. Ролик мы создавали 5 дней, уделяли процессу по одному часу.

      Удалить
  5. Здравствуйте,Елена Владимировна! Прочитала.Подтягиваются...Подтягивают за собой,это важно.Увлекаются,увлекают хорошим делом,происходит полезное "заражение".Дети,здорово же было!?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна.
      Полезное. Дети согласно кивают:-)

      Удалить
  6. Лена, а что с твоим мультипионерами к 11 классу будет? Вы ж из школы сделаете Голливуд!)
    Хвалить вас не буду, а то нимб на голове вырастет - шапку неудобно носить будет)
    Но,блин, какие же вы крутые!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ириша. Голливуд, конечно, не сделаем, но что-нибудь с кем-нибудь как пить дать ещё снимем.

      Да, ты слышала про третьи онлайн-чтения от Google «Мастер и Маргарита. Я там был»? Почитала правила участия: опять с 18 лет. Ничего, у нас уже есть опыт с собственным прочтением Толстого.

      Кстати, представляю, как несколько пионеров сейчас повторяют про себя: «Здесь не блинная!» Знаю-знаю, что у тебя это всё от переизбытка чувств-с...

      Удалить
    2. Уважаемые авторы и создатели анимационных картин!
      Поздравляю с премьерой!
      Спешу выразить вам своё восхищение по поводу грамотно и творчески сделанной работы.Уверена - в скором будущем вы впишете золотыми буквами имена вашей альма-матер (в смысле, школы) и матер (в смысле, Елены Владимировны) в историю мирового кинематографа!

      Так нормально?)

      Удалить
    3. Хм, прежняя версия мне больше нравилась:-) Но «матер» — хорошо. Оставим оба варианта, пожалуй. Спасибо, Ириша.

      НАО всё-таки будет Булгакова читать?

      Удалить
    4. Лена, вы "не глянулись" возрастом, НАО - отдалённостью и дороговизной каких-либо телодвижений в плане организации.
      Но мы что-нибудь тоже сами проведём)

      Удалить
    5. Вот! Именно это я и хотела услышать. Знаю, в любимом Нарьян-Маре количество творческих людей на один квадратный метр невообразимо.

      Удалить
  7. Елена Владимировна! Какие у вас ребятишки молодцы! А вы - самый главный Молодец (ударение на последнем слоге!) Своя школьная киностудия - ЗДОРОВО! Поздравляю вас с Днем Блога! Читайте также поздравление и на моем блоге "Волшебный фонарик".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за тёплые слова. С праздником, коллега!

      Удалить
  8. Добрый день, Елена Владимировна! Совместное творчество сближает, молодцы ребятишки, работают увлеченно и с большим интересом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо. Нам не всегда было легко, но мы ведь только учимся осознавать, что результат общего дела зависит от каждого.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Елена! Совместная работа сближает и учит многому. Как же я тоже мечтаю о такой мультстудии :) Надо бы уже планы строить, а не мечтать, но все откладываю. Молодцы, ребята! Это ведь 5-ый класс, почти наши дети :) И так выросли за год...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Эльвира. Вы правы, особенно заметен внутренний рост: справляться со своими негативными эмоциями, уметь уступать в мелочах, не подводить в главном, заботиться о других — ох как непросто, но, как оказалось потом, очень приятно.

      Удалить
  10. Ребята, которые создавали эти мультфильмы, я вас люблю! Вообще люблю творческих детей (и не только детей🙈). Продолжайте работать в том же духе, вы большие молодцы, горжусь вами.
    Когда читала про Матвея, который не хотел делиться своей ролью, вспомнила то, как сама не хотела делиться процессом создания куклы Татьяны в Мариинском театре (а ведь Татьяну надо было согласовать с Евгением, который мог получиться меньше или намного больше неё). Поэтому прекрасно понимаю Матвея, сложно побороть желание сделать всё самому.

    Елена Владимировна, спасибо, что не даете умирать талантам в детях. Уверена, что в будущем им эти знания обязательно пригодятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Улька, ребёнок, спасибо за эмоциональный отклик. Поосторожнее, пожалуйста, с «умирающими талантами». Вам ещё буктрейлеры делать.

      Удалить
    2. Нам еще буктрейлеры делать, а в голову приходят только глупые идеи. Видимо, пойдём учиться у шестиклассников :) .

      Удалить
    3. Приходите. Они открыты и доброжелательны.

      Улечка, отставить панику на корабле! Вспомни, у вас «Гроза» и Достоевский за плечами. Кстати, о Достоевском...

      Удалить
  11. Добрый вечер, Елена! С удовольствием посмотрела мультики юных аниматоров - очень хорошо получилось - молодцы и дети и режиссер-руководитель) Желаю вам вдохновения и новых творческих находок в создании мультфильмов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый, Ольга. Других не бывает. Спасибо за тёплые слова. Для меня важно, что не нажала за год ни одной кнопки. Мальки справились сами!

      Удалить
  12. ТОлько сейчас руки-ноги дошли до этого поста.
    Елена Владимировна, "рак" и иже с ним - великолепны от идеи до воплощения!
    Новых вам творческих проектов с "мультирадугой"!
    Можно технические вопросы задать? Снимали на документ-камеру или фотоаппарат? И в какой программе монтировали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лада, это всё документ-камера волшебно делала.

      Про программу не ко не с вопросами, к пионерам. Это они на кнопочки жали. Завтра спрошу.

      Удалить
  13. Прикольно получилось молодцы

    ОтветитьУдалить