вторник, 1 сентября 2015 г.

Хочу в школу!

«Первый раз в первый класс»

В первый класс я пошла в 347 школу, через год там открылся и до сих пор существует Педагогический колледж № 8, а ученики и учителя перешли в 342-ю.

Меня провожали мама и тётя. Букет не очень ярко помню, по-моему, белые и розовые гладиолусы. Я невероятно гордилась значком, который подарила мне тётушка: на зелёном фоне весёлый Буратино, а вокруг золотая надпись. Пусть не октябрятская звёздочка, как у второклассников и третьеклассников, но всё-таки...
Источник изображения



День был серенький, собирался дождик. На высоком крыльце школы что-то говорили взрослые дяди и тёти, а я думала о том, что мама обещала пойти «в мороженицу», когда всё закончится. Не уверена, был ли традиционный вынос первоклашки с колокольчиком на плечах старшеклассника. Наверное, был, но меня это мало интересовало: при росте 150 сантиметров я не могла претендовать на эту почётную роль.

В школу нас по крутым ступенькам вводили десятиклассники. Мама вечером захлёбывалась от восторга:
— Ты знаешь, кто тебя взял за руку? Сам секретарь комсомольской организации!
Ничего не поняла. Но, видимо, это обстоятельство магическим образом повлияло на мою судьбу: через несколько лет сама вела комсомольские собрания.

Ступени наконец-то закончились, нас передали добрейшей и уютной Татьяне Георгиевне в кабинет, где над доской висел портрет кудрявого мальчика.

Изображение
— Теперь вы уже большие, вы ученики, и надо уметь себя вести в школе. Вставать и садиться тихо, не хлопать крышками парт. Давайте попробуем.
И мы пробовали, вставали и садились, вставали и садились.
— Когда в класс входит взрослый человек, вы должны встать. Я сейчас выйду за дверь и снова войду.
Вставали и садились, вставали и садились...

Наконец началось было интересное: учительница спросила, кто умеет читать. Робко подняла руку, оглядела класс. Ещё 2-3 руки. Я думала, мне сейчас дадут большую книгу, я громко прочитаю, получу «пятёрку». Но читать надо было слоги: МА-МЫ-МО-МУ-МЕ-МИ. Это было скучно, а перевернуть страницы дальше я не посмела.

Фотоаппарата тогда был не в каждом доме, мы с мамой отправились в фотоателье, где суровый дяденька почему-то засунул меня в детский манеж.

А потом мы ели из тяжелых металлических креманок на чёрных ножках мороженое с сиропом. Вечером я дочитала букварь.

«Что мне дала и что у меня отняла школа»

Было бы нечестно задавать ежегодно этот вопрос пионерам и не ответить на него самой.

Много это или мало?

  • Две близкие и по сей день подруги.
  • Страх перед учителями, которые кричали без причины.
  • Упорство на грани упрямства: «Не лягу спать, пока не добью этот пример!»
  • Первая влюблённость со слезами и письмами.
  • Красивый почерк.
  • Устойчивая ненависть к политинформациям в 8.15 утра. Впрочем, в другое время тоже.
  • Поездка с советом музея в далёкую Вологду.
  • Серебряная медаль, которая позволила поступить в институт при недоборе одного балла.
  • Тошнота на литературе, потому что следующим уроком будет физкультура. «Отойди от каната! Поднять наверх такую кучу сала всё равно невозможно!»
  • Благоговение перед тремя учителями-виртуозами.
  • Разочарование во взрослых, рыдающих на линейке по поводу смерти Брежнева и через 5 минут хохочущих на лестнице от радости, что дети завтра не придут в школу.
  • Твёрдое решение стать учителем.
  • Стены, ставшие родными с 1998 года, несмотря ни на что. 
Кстати, не я одна такая нездоровая: Наталия Леонидовна и Валентина Викторовна тоже заканчивали 342 школу. 



«Дети вместо цветов»

Акцию с таким названием провели год назад московские учителя, а теперь её подхватил фонд помощи хосписам «Вера». Смысл акции в том, чтобы деньги, которые родители готовы потратить на праздничный букет, перевести на лечение ребятишек в детских хосписах. Поделилась идеей с пионерами в сообществе класса, разослала письма, чтобы они поговорили с родителями. 

Сегодня в 7«б» было мало букетов. И сердце радовалось: меня услышали. Пусть всего 12 человек, уверена, с каждым годом их будет всё больше.



Некоторые, знаю, и деньги в фонд отправили, и традиционную кустовую гвоздичку принесли. Спасибо, дети мои.

Коллега подошла:
— Представляешь, вчера мужу рассказала, он тебя похвалил, а на меня рассердился, почему я так не сделала. Но у меня 5 класс, родителей пока не знаю. На следующий год тоже так поступим.

12«а» класс

Выпускники, если время позволяет, всегда приходят на линейку. Сегодня вслед за мной шли за ручку восемнадцатилетние Юлька и Александр II, а потом мои утята парами.







Шарики фотографировала специально для Глеба, который тосковал по ним ещё в июле, так хотел в школу.

Внебрачные племянники и внуки

Только в июне отрыдала над любимым 11 классом, а тут на тебе! Два Александра привели в 1 класс младших братьев, Никита — сестричку. В этом же первом классе будет учиться сын совсем большой ученицы. И это уже не первый «внук». Почему нас всех так тянет сюда?

22 комментария:

  1. Лена, как ты оперативно!)
    И про физрука (не смотри, что живу с физруком). Наш школьный почти так же, как тебе, заявлял Лене, своей дочери. Он у нее на всю жизнь охоту отбил спортом заниматься.
    Я очень рада за тебя и твоих внебрачных детей, племянников и внуков. Сегодня была на линейке, где букеты занимали половину зала. Это ведь ярмарка тщеславия. И не дай бог, кто-то не принесёт - что люди скажут?
    Идея с перечислением в хоспис денег за цветы отличная. надо обязательно её расповсюживать ближе к 1 сентября. Уверена, подхватят!
    С праздником!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, спасибо.
      Ну вот скажи, зачем столько цветов? Хорошо, первоклассники — там всё понятно. Но остальные? До боли знакомая картина: учителя разносят букеты в медкабинет и столовую, где они уже лежат грудой, расставляют в вёдра (ужас!) в классе на полу... Потом всё это осыпается, скукоживается. И никакого праздника... Согласись, идея с помощью хосписам более гуманная. Мы можем не губить трупики цветов, а хоть немного помочь тем детишкам, которые пока ещё живы.

      Удалить
    2. Мне сегодня соседка-учитель принесла букет, и я бессовестно рада - достался кусочек праздника)
      Но я тремя руками ЗА отмену цветочного безумия)

      Удалить
  2. Полностью присоединяюсь к идее акции, так жалко 2 сентября выбрасывать цветы...
    Пыталась вспомнить свой 1 класс и первый звонок, - только парты с откидными крышками и "единица" за стертую до дыр Ы в ЖИ!... Но это, наверное, чуть позже!
    С праздником, Лена! Как здорово, что приводят "внуков" - значит помнят и любят, доверяют и верят:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, и Вас с праздником! Надеюсь, Вы с коллегами присоединитесь к акции.
      Единица? Бедный ребёнок...

      Удалить
  3. В третий раз пытаюсь отправить тебе комментарий, надеюсь удачно. Очень понравились твои воспоминания , как ты сама пошла в первый класс и всё помнишь о событиях этого дня, хотя я уже всё забыла,к сожалению. Относительно идеи о переводе денег на счета детских хосписов вместо того, чтобы тратиться на букеты цветов просто замечательно. В Москве уже в прошлом году проходила эта акция. Вы тоже молодцы. Ещё раз поздравляю с началом учебного года!

    Мама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мама, всё получилось. Ты молодец!
      Спасибо за поздравления. НО! С тебя пост о твоей школьной жизни. Ты обещала, помнишь?

      Удалить
    2. Мы с тобой уже об этом говорили. Я могу сделать это только в твоём присутствии. Да, да, да!

      Удалить
  4. Тоже помню, как 1 сентября мамы - моя и моего друга-соседа - водили нас фотографироваться в фотосалон. Помню свой замечательный портфель - коричневый с белой каёмкой и белыми цветочками - подаренный нам на выпускном в детском саду (красивые портфели, как и многое другое, тогда были в дефиците).
    К школьным годам отношение смешанное: к сожалению, стать успешной мне помогла не школа, а педучилище. Большая часть времени, проведённого в школе, потрачено бесполезно.
    Со своими учителями общаюсь и сейчас, уже как с коллегами. К кому-то отношение изменилось в лучшую сторону: открыла для себя те качества, которые не замечала в детстве, а кто-то, наоборот, неприятно поразил: замечательный преподаватель в отношениях с коллегами оказался склочником, затевающим ссору на пустом месте.
    Про акцию "Дети вместо цветов" слышала в прошлом году. Поддерживаю полностью, тем более, что выбрасывать через день трупы цветов, часто подаренных от души, невыносимо жалко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, спасибо за воспоминания. А я свой портфель вспомнить не смогла, наверное, он был не такой красивый.
      Да, коллеги порой раскрываются совсем с неожиданных сторон. Я правильно поняла, что Вы тоже вернулись в родную школу?

      Удалить
    2. В родной школе я проработала недолго, меньше года, когда была студенткой. Потом были другие школы.
      Сейчас я работаю в городской методической службе и периодически сотрудничаю со своими учителями. Теперь мы учимся друг у друга.

      Удалить
  5. Лена,

    Спасибо! С большим удовольствием прочитала твои воспоминания. Все мы родом из детства.
    И обязательно что-то хорошее и незабываемое получаем от школы.

    Хорошая акция "Дети вместо цветов". Я всегда задавалась вопросом, где же учителя могут хранить все полученные на линейке цветы? ;)

    Здесь цветов не дарят и праздник по поводу первого учебного дня не организовывают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, совсем никакого праздника нет, даже семейного? То есть просто ребёнок пошёл учиться, как взрослый на работу?

      Удалить
    2. Лена,

      Нет. Родители, конечно, идут с детишками в школу, но линейки там нет. Там их встречают учителя и разбирают по классам. Не знаю, устраивают ли праздник вечером дома. Моя соседка ничего мне говорила ;) У неё сынишка перешёл в "первый класс" колледжа. Она так волновалась, так волновалсь накануне ;)

      Удалить
    3. Да, мамы во всём мире одинаковые: всё волнуются и волнуются.

      Удалить
  6. С праздником Вас, Елена! Как много Вы помните, я вот, как не пыталась, не смогла вспомнить свой первый 1 сентября. Наверное, была в стрессе :) Физкультурник - кошмар! Мне повезло, у нас не было таких учителей... Всех вспоминаю с благодарностью. Математичку Елену Сергеевну, которая заставляла учить формулу наизусть, а потом оказалось, что только я одна в педучилище щелкаю задачи как орешки, ведь формулы - в голове, а не бумажке :) Химичку - за невероятную тишину в классе, а ведь она ни разу даже просто не повысила голос. Русоведа - за фразу: "Давайте посмотрим в словаре, сколько преподаю русский язык, столько учусь". Я любила школу :)
    А про акцию - я тоже за! Не успела в этом году, но впереди еще много праздников, попробуем!

    ОтветитьУдалить
  7. Эльвира, и Вас с праздником! Присоединяйтесь, так, по капельке, добро стечётся в ручеёк, кому-то станет легче, а бессмысленности в мире меньше.

    О, в словарь ходить — любимое занятие некоторых пионеров. Моё тоже.

    ОтветитьУдалить
  8. Действительно, почему тянет? Думаю, всё из-за уюта и привязанности, которую создаёт наша любимая триста сорок вторая.

    Шарики полетели и я вздохнул спокойно! Таки начался новый учебный гадёныш.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему же гадёныш?

      Удалить
    2. «Гадёныш»? Спишу на юношеское желание эпатировать публику. Глеб, осталось всего 2 года... Ты там, пожалуйста, приложи усилия, чтобы в классе была нормальная атмосфера. Вам нечего делить. Пора пахать, и нет времени на бессмысленное (сложное предложение, перед союзом И ставится запятая). Я на тебя надеюсь.

      Удалить
    3. Хорошо, приму это к сведенью!
      Как говорил мой кумир Джон Леннон в песне Imagine: "imagine all the people living life in peace..."
      То есть: "Представьте, что все люди — братья на Земле..."
      Я буду руководствоваться этими словами, ибо у нас общая судьба эти непростые 2 года. Общая цель — сдать ЕГЭ. Поэтому, мы сработаемся!
      "You may say I'm a dreamer,
      But I'm not the only one
      I hope some day you'll join us
      And the world will live as one."

      Удалить