понедельник, 12 сентября 2016 г.

Портрет современного читателя

На ФБ в группе для учителей «Методическая копилка» перед началом нового учебного года обсуждались идеи первых уроков литературы. Наталья Ванюшева (Ижевск) предложила начать с рассматривания репродукции картины Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь», а потом создать свою инсталляцию «Современный читатель».

Источник изображения, информация о картине (Википедия)
Рассмотрели, предположили, что время создания — ХХ век, очень удивились, что ХVI. Пофантазировали, как может называться картина:
  • «Букмен»
  • «Книгочеловек»
  • «Любовь к книгам»
  • «Автопортрет рьяного читателя»
  • «Человек мыслит книгами»
  • «Книга внутри человека, человек внутри книги»
Глеб из 11 класса подождал, пока все выскажутся, озвучил авторскую версию. 
— Откуда знаешь?
— Слышал-видел где-то, сейчас всплыло. 


Разделились на микрогруппы, организовали рабочее пространство (к 8 и 11 классу это уже не проблема), обсуждают, творят. На телефоне звук отключила, фотографирую рабочие моменты, никто давно внимания не обращает: они делом заняты. 

Задача — создать из подручных средств портрет современного читателя, сфотографировать, разместить на слайде в коллективной презентации, объяснить свой замысел, прокомментировать. Кто-то за 15 минут справился, кому-то урока не хватило, доделывали из дома.

Технически теперь у меня это занимает секунды: дать доступ классу, который уже на почте давно сформирован в группу. Да, «лучше день потерять, потом за 5 минут долететь». На убеждения-борьбу-поглаживания («Создайте, пожалуйста, аккаунт Google  и напишите мне письмо») уходит сентябрь. Иногда год. Потом наступает совместное счастье. С 11 договорились, что доступ к 8 дам к середине урока, чтобы не накладывались штампы сделанного. Согласились. 















Результаты творческого процесса представлены в презентации, правда, ещё не все оформили комментарии (в режиме просмотра Google презентаций они доступны).





Книги, которые меня изменили

Потом поговорили о странной фразе, которая то и дело мелькает в поздравительных открытках: «Оставайся всегда таким же...» Чуткие пионеры уловили, в чём неправильность: человек не может не меняться. Попросила назвать книги (они ведь не обязательно любимые, правда?), после которых что-то в их жизни стало по-другому. Минимальные комментарии оставляли, если было желание. Когда пионерам объясняешь, что это не на отметку, а мне на «подумать», то получаешь примерно это:

5 класс
  • Жюль Верн. «Таинственный остров» (захотел сделать шалаш)
  • «Почемучки»
  • «Стань диким»
  • Олег Рой. «Фантомная боль» (теперь боюсь смерти)
  • Олег Рой. «Страх числа зверя и человека» (книга научила сопереживать)
  • Олег Рой. «Леди кошка», «Цирк уродов»
  • «Иван-царевич и серый волк» (стал храбрее)
  • А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Тургенев. «Муму» (раньше я не особо любила собак)
  • «Путешествие Нильса»
  • Роальд Даль. «Ведьмы»
  • «Робинзон Крузо» (не боюсь попасть на необитаемый остров)
  • Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (после этой книги боюсь индейцев)
  • Пушкин. «Руслан и Людмила»
  • «Тетрадки под дождём»
  • «Каштанка» 
  • «Немая»
  • Фрэнсис Ходжосон Бёрнетт. «Маленькая принцесса» (я стала по-другому относиться к людям)
  • Короленко. «В дурном обществе»
  • «Маленький принц»
  • Дмитрий Емец. «Мефодий Буслаев» (задумался о душе)
  • Атлас Вселенной (полюбил космос, не боюсь большого пространства)
  • Немецкие сказки (если тебя любят меньше, не надо обижаться)

6 класс
  • «Муму»
  • Масаси Кисимото. Манга «Наруто»
  • Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»
  • А.С.Пушкин. «Дубровский» (я перестал ругаться матом)
  • «Двенадцать месяцев»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • «Хоббит»
  • Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • «Ю-ю»
  • Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (я стал больше слушаться маму и бабушку)
  • «Гулливер в стране лилипутов»
  • «Щелкунчик»
  • «Том Сойер»
  • «Хроники Нарнии» (я открыл для себя новый мир воображения)
  • «Артур и минипуты» (после прочтения этой книги я научился ценить всех маленьких существ)
  • «Три поросёнка» (надо всегда держаться вместе)
  • «Маттео Фальконе» (эта книга научила меня не предавать друзей)
  • Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»
  • Н.Н.Носов. «Мишкина каша»
  • «Вокруг одни враги» (этот детектив заставил меня понять, что книга может затягивать)
  • «Волшебник Изумрудного города»

7 класс
  • «Тимур и его команда»
  • Исаковский. «Весна»
  • Драгунский. «Денискины рассказы»
  • Татарские народные сказки
  • Марк Твен. «Принц и нищий» (книга, после которой стало интересно читать)
  • Шарлотта Бронте. «Джейн Эйр» (я стала задумываться о любви, сострадании и раскаянии)
  • Нил Гейман. «Звёздная пыль»
  • А.Дюма. «Три мушкетёра» (меня почему-то книги не меняют)
  • «Вафельное сердце»
  • Носов. «Кукла»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Джек Лондон. «Любовь к жизни» (я стал серьёзнее и хотел побороть трусливую версию себя)
  • А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
  • Крис Ридделл. «Юная леди Гот и призрак мышонка» (я научилась дорожить тем, что у меня есть)
  • Мария Парр. «Вафельное сердце»
  • Рут Сойер. «Одна в Нью-Йорке»
  • «Любовь к жизни»
  • «Перси Джексон и похититель молний» (эта книга помогла мне начать писать)
  • Ирина Молчанова. «Ледяной поцелуй» (нельзя использовать людей, которые тебя любят)
  • «Принц из Парижа»
  • «Том Сойер»
  • «Лев и собачка» (я стал задумываться о смерти)
  • А.Жвалевский и Е.Пастернак. «Время всегда хорошее» (изменила представление об учёбе)
  • Н.Гейман. «Коралина» (я стала больше любить своих родителей)
  • Экзюпери. «Маленький принц»
  • «Хижина дяди Тома»
  • «Конь с розовой гривой»
  • «Хатико» (иногда собаки вернее, чем люди)
  • Джон Грин. «Виноваты звёзды» (книга научила меня ценить жизнь, несмотря ни на что)
  • Л.Н.Толстой. «Детство»
  • «Кусака»
  • Корнелия Функе. «Чернильное сердце», «Чернильная кровь», «Чернильная смерть»
  • Джек Лондон. «Любовь к жизни»
  • «Маленький принц»
  • «Красный, как огонь»
  • «Фердинанд и Пуш»
  • Жвалевский, Пастернак. «Хочу в школу!», «Охота на василиска», «Время всегда хорошее», «Смерть мёртвым душам»
  • «Одиссея капитана Блада»
  • Дж. Роулинг. «Гарри Поттер» (первая книга, первая тяга к чтению)
  • Наталья Щерба. «Часодеи» (стала больше ценить то, что есть)
  • Жюль Верн. «Путешествие к центру Земли»
  • Сборник стихотворений Есенина (пошла в ТЮТ)

8 класс
  • Джордан Белфорт. Мемуары (после прочтения книги я понял, что цели надо добиваться любым путём и не бояться, что ты идёшь против системы)
  • А.Сапковский. «Ведьмак» (сие произведение изменило моё восприятие фэнтезийного мира)
  • Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»
  • К.Воннегут. «Колыбель для кошки» (я не знаю, как именно, но она меня поменяла. Поменяла мои мысли о религии)
  • Дж.К.Роулинг. «Гарри Поттер» (я выросла на этих книгах, в течение нескольких лет я менялась и училась вместе с ними)
  • М.Парр. «Вафельное сердце» (заставила задуматься о смерти, любви к близким)
  • В.Каверин. «Два капитана»
  • Стивен Кинг. «Мёртвая зона» (эта книга поменяла моё мнение о жизни)
  • Иван Сергеевич Тургенев. «Ася»
  • Лев Николаевич Толстой. «После бала»
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри»
  • «Великий Гэтсби» (задумалась о цене славы)
  • Ричард Бах. «Иллюзии» (изменила восприятие мира в целом)
  • «Алхимик» (научила идти к своей цели, не замечая границ)
  • Марк Леви. «Где ты?» (научилась прощать родственникам их ошибки)
  • Эрих Мария Ремарк. «Жизнь взаймы» (жить, а не существовать)
  • «Хранилище плохих слов» (прочитав эту книгу, я осознала, что прежде чем что-то говорить, даже если ты рассержен, надо подумать, так как слов высказанных уже не вернуть)
  • Рэй Дуглас Брэдбери. «Вино из одуванчиков»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Учебник истории, 6 класс (я понял, что все жрецы работают на себя, а не на народ)
  • Окружающий мир, 4 класс (монархия — плохая форма правления)
  • Мария Парр. «Вафельное сердце» (книга очень эмоциональна, я стала по-настоящему доверять близким)
  • Барбара Росек. «Дневник наркоманки»
  • Патриция Хайсмит. «Цена соли»
  • Рената Литвинова. «Обладать и принадлежать»
  • Эрин Хантер. «Коты-воители» (в силу воли стала немного верить)
  • Майн Рид. «В дебрях Южной Африки» (стала ещё сильнее любить природу)
  • Майн Рид. «Морской волчонок»
  • «Волшебник Изумрудного города» (верю в крепкую дружбу)
  • Джеймс Хэрриот. «О всех созданиях — больших и малых» (я поняла, что хочу стать ветеринаром)
  • Брэдбери, Замятин, Оруэлл. «451 градус по Фаренгейту», «Мы», «1984» (изменилось мировоззрение в целом и отношение к людям)
  • Кристофер Паолини. «Эрагон» (изменил фантазию, оброс мыслями)
  • Мария Парр. «Вафельное сердце» (эта книга научила меня по-настоящему дружить)
  • Экзюпери. «Маленький принц» (можно верить в дружбу и чудеса)

11 класс
  • Жюль Верн. «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • Татьяна Алюшина. «Все лики любви» (благодаря этой книге я смогла поверить в любовь)
  • Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» (книга изменила во мне отношение к семье: брату, матери и отцу)
  • Лев Николаевич Толстой. «Война и мир» (поменяла моё отношение к книгам)
  • Гейл Форман. «Если я останусь» (книга дала понять, что мне нужны близкие друзья, которые помогут не только с жизненными проблемами, но и в тот момент, когда я буду на грани между жизнью и смертью)
  • Н.В.Гоголь. «Мёртвые души» (появились вопросы к русской душе)
  • Н.В.Гоголь. «Шинель» (психология)
  • В.В.Познер. «Прощание с иллюзиями» (взглянул на мир и жизнь иначе)
  • С.Чбоски. «Хорошо быть тихоней» (любовь в общем и в частности)
  • Г.Фаллада. «Каждый умирает в одиночку» (сильный роман)
  • Л.Н.Толстой. «Война и мир». 16 лет. (заинтересовался историей, аспектами и ходом битв, стал более либеральным в своих взглядах)
  • А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». 11 лет. (задумался о своём отношении к людям и братьям нашим меньшим)
  • Дж. Остин. «Гордость и предубеждение»
  • Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»
  • Джон Майкл Грин. «Виноваты звёзды»
  • Николас Спаркс. «Последняя песня»
  • Кодзи Судзуки. «Тёмные воды» (Боишься темноты и того, что она в себе скрывает? Читай!)
  • Стивен Кинг. «Доктор Sleep» (перестала бояться смерти)
  • «Над пропастью во ржи» (человек одинок в своей неповторимости)
  • Виктор Франкл: «Человек в поисках смысла», «Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере»
  • Николай Козлов. «Как относиться к себе и людям», «Философские сказки»
  • Дик Свааб. «Мы — это наш мозг»
  • Ричард Докинз. «Бог как иллюзия», «Эгоистичный ген»
  • Эрих Фромм. «Бегство от свободы», «Искусство любить»
  • Оливер Сакс. «Человек, который принял жену за шляпу»
  • Анджей Сапковский. «Последнее желание»
  • Роберт Шекли. «Кое-что задаром»
  • А.П.Чехов. Всё
  • Гоголь. «Мёртвые души»
  • Толстой. «Война и мир»
  • Рыбаков. «Дети Арбата»
  • Джон Грин. «Виноваты звёзды» (вдохновляет жить радостно, ценить каждый момент жизни)
  • Джоджо Мойес. «До встречи с тобой» (ценить жизнь, помогать людям, любить их такими, какие они есть)
  • Рэй Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» (начал читать книги, которые мне интересны)
  • Рэй Брэдбери. «Лекарство от меланхолии» (открыл антиутопию в книге)
  • Стивен Кинг. «Противостояние» (полюбил альтернативную фантастику)
  • Теодор Драйзер. «Финансист» (начал задумываться о будущем)
  • Стивен Кинг. «Регуляторы» (научился ценить мелочи жизни)
  • Рик Янси. «Пятая волна» (понял, что зло — только в нас самих)
  • Жюль Верн. «Путешествие к центру Земли»
  • Джером Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Пауло Коэльо. «Дьявол и сеньорита Прим»
  • Фредерик Бегбедер. «Любовь живёт три года»
  • Нейролингвистическое программирование. «365+1» (это ближе к психологии, некоторые советы помогают в жизни, хотя не со всем можно согласиться)
  • Б.Н.Полевой. «Повесть о настоящем человеке» (эту книгу обычно читают в раннем возрасте, и она производит неизгладимое впечатление на всю жизнь, в трудных моментах помогает понять, что все наши «трудности» не всегда являются таковыми)
  • Халед Хоссейни. «Тысяча сияющих солнц»
  • Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
  • В детстве: Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц»
  • Антон Павлович Чехов. Рассказы 1887 года
  • Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Николас Спаркс. «Последняя песня»
  • Чак Паланик. «Кишки»
  • Э.М.Ремарк. «На Западном фронте без перемен» (задумался о цене человеческой жизни)
  • А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»
  • Харпер Ли. «Убить пересмешника»
  • Я.Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка»
  • Гарриет Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»
  • Ник Хорнби. «Долгое падение» (жизнь — драгоценность)
  • Стивен Кинг. «Игра Джералда» (бороться за свою жизнь, несмотря на возможные трудности)
  • Лорен Оливер. «Исчезающие девушки» (связь между родными очень сильна)
  • Джон Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  • Платон. «Государство», «Политик» (разбор ролей людей в жизни, понятие отношений)
  • Оруэлл + Замятин + Хаксли. «1984» + «Мы» + «О дивный новый мир» (развитие мира, мысли людей, цели создания государств)
  • Вениамин Каверин. «Два капитана» (поменялось представление о дружбе и о помощи чужих)
  • Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»
  • Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
  • Гастон Леру. «Тайна жёлтой комнаты»
  • Стивен Чбоски. «Хорошо быть тихоней»
  • Джон Грин. «Виноваты звёзды»
  • Питер Мейл. «Хороший год»
  • Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача»
  • Александр Куприн. «Чудесный доктор»

Подумала...
  1. Чем взрослее пионеры, тем меньше книг из «списков на лето».
  2. Приходилось много гуглить при обработке анкет 11 класса: не всех авторов знаю.
  3. Фигурируют книги из тех, что отпущены в свободное плавание: «Вафельное сердце», «Виноваты звёзды».
  4. Думать и думать мне ещё над загадками некоторых душ.

«Марьиванна, а Вы?»

Было бы нечестно не ответить на этот вопрос самой. Вот это — фрагмент отпускного счастья, когда есть время читать и перечитывать разное. Книга этого лета — «Жили-были старик со старухой» Елены Катишонок.


Книги, которые меня изменили (на разных жизненных этапах)

  • «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн
  • «Бедные люди» Достоевского
  • «От первых проталин до первой грозы» Георгия Скребицкого
  • «Романтики» Паустовского
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова
  • «Маленький лорд Фаунтлерой» Бернетт Фрэнсис Ходгсон
  • «Сто лет одиночества» Маркеса
  • «Не бойтесь любви» Рут Диксон
  • «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги
  • «Евгений Онегин» Пушкина
  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха
  • «Как относиться к себе и людям», «Философские сказки» Николая Козлова
  • «На Западном фронте без перемен» Ремарка
  • «Дом, в котором...» Мариам Петросян
  • «Маленький принц» Экзюпери
  • «Письмо незнакомки» Стефана Цвейга
  • Книги Туве Янссон о муми-троллях
  • «Сказки старого Вильнюса» Макса Фрая
  • Переписка Марины Цветаевой с Анной Тесковой
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова
  • «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян
  • «Блокадная книга» Адамовича и Гранина
  • «Повелитель мух» Голдинга
  • «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина
  • «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грэя 

15 сентября. Продолжаю пост. Вчера на собрании попросила родителей восьмиклассников написать, какие книги изменили их в своё время. 
  • Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • Луиза Хэй. «Целительные силы внутри нас»
  • Пауло Коэльо. «11 минут», «Алхимик»
  • Дэн Миллмэн. «Путешествие Сократа», «Путь мирного воина»
  • Голсуорси. «Конец главы»
  • Ж.Санд. «Консуэло»
  • Шекспир. «Ромео и Джульетта»
  • Сказки Сутеева
  • «Унесённые ветром»
  • Хемингуэй. «Старик и море» 
  • В юности — стихи А.Блока
  • М.Булгаков. «Мастер и Маргарита» (перечитываю раз в 2 года)
  • Д.Грин. «Виноваты звёзды» (подсунул ребёнок. Ревела, переосмыслила подход к данной ситуации)
  • Елена Ильина. «Четвёртая высота»
  • К.И.Чуковский. «От двух до пяти»

29 комментариев:

  1. Кто-то, решив, видимо, пошутить, назвал сказку «Колобок» как значимую историю внутренних изменений. Был повод поговорить об ушедшем вчера из жизни мультипликаторе, режиссёре и художнике Эдуарде Назарове и посмотреть чудесный мультфильм «Колобок».

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, какие работы у вас чудесные получились! Особенно понравилось, как представлена современность. Молодцы ребята!
    А еще обратила внимание, что в коллажах учеников много современной детской литературы. Все эти книги хранятся в кабинете? Или это личные ребят? Или личные учителя? Откуда столько добра?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, друг, книжки покупаю сама, так же, как и ты, одержимая, для своего Дома Учителя. Пионеры бегают за посылками в «Лабиринт» или «Озон», потом вместе распаковываем, нюхаем, наслаждаемся. Раньше книжки лежали на небольшом столике у моего стола, теперь пытаемся оформить уголок чтения. К сожалению, не могу раздвинуть стены класса. Но книги всё равно «гуляют по рукам».

      Удалить
    2. Только у одержимого учителя дети читают столько современной литературы. С меня книжки в вашу классную (во всех смыслах) библиотеку.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена!
    Интересные образы получились у ребят :)
    Моя дочь в 11 классе, много книг, которые она читала летом :)нашла в списке. Современная литература её также интересует как и классика 19в, не очень воспринимает литературу 20 в.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория. Спасибо!
      Предполагаю, что круг чтения современных подростков примерно одинаков, становясь старше, они обмениваются книгами, советуют друг другу, что почитать. Передавайте дочери привет:-)

      Удалить
  4. Замечательные портреты современного читателя! Интересные работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работы, конечно, разные, Ирина. Но всё равно спасибо.

      Удалить
  5. Лена,

    Разное представление современного читателя ;)
    Но самое главное - читают! Хоть в бумажном, хоть в электронном виде :)
    "Сто лет одиночества" меня тоже очень впечатлили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первый курс. Молодой человек, в которого я тогда была влюблена, удивлённо вскидывает бровь: «Как? Ты не читала Маркеса?!» В свои 17 лет я и фамилии такой не слышала. Таня, знала бы ты, как тогда покраснела и убежала вместо свидания в библиотеку. А потом началось крышесносное: это был текст, который не давал спать ночами. Повесть «Полковнику никто не пишет» появилась в моей жизни чуть позже.

      Удалить
    2. Елена Воронина

      Лена,

      Я с Маркесом после замужества познакомилась ;) Читала его на французском. Не знаю, как оригинал, но французский перевод я сравниваю с поэзией. Такой меланхоличной, доброй и душевной...
      Мне ещё очень понравилась "Любовь во времена холеры". Так на русский язык название переведено?

      Удалить
  6. Елена, утащила обе идеи, спасибо. Октябрь - международный месячник школьных библиотек, так что они очень пригодятся.

    О постановке неизбитых вопросов к тексту. Читала в журнале "Школьная библиотека", номере 8-9 за 2015 год, статью В.А. Бородиной "Чтение в творчестве А.С. Пушкина", в которой предлагался мини-тренинг по работе на уроке с отрывком из "Евгения Онегина" (у Валентины Александровны всегда очень интересно рассказывается о работе с текстом).
    Вопросы, которые положила себе в копилку:
    - Что делает это стихотворение красивым?
    - Назови слова, которые тебе понравились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, берите всё, что нравится. Для этого и пишу.

      Не первый раз задаюсь вопросом про «месячник». Почему не «месяц»?

      Удалить
    2. Таково официальное название (почему-то более поздней информации на сайте не нашлось, хотя месячник проводится ежегодно).

      Удалить
    3. Алла, вопрос, естественно, не к Вам. Это слово-уродец раздражало ещё Бориса Тимофеева, автора книги «Правильно ли мы говорим?, в 60-х годах прошлого века. Так что история давняя.

      Удалить
    4. С Борисом Тимофеевым соглашусь. Только ведь теперь из песни слова не выкинешь: не переименуешь.

      Удалить
  7. Не хочу обидеть младших, но работы 11-классников прекрасны. Особенно стильная та, где Бабель)
    Из книг совпадающих Маркес, Чайка, Повелитель мух.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, они ведь когда-нибудь вырастут, правда-правда.

      О, три совпадения — это много! Впрочем, меньше, наверное, и не могло быть. Ведь мы зачем-то пересеклись с тобой в этом мире.

      Удалить
  8. Оооо, какой чудесный живой урок! Прочитала списки детей, не могу не сказать, что под впечатлением. Молодцы, ребята, особенно те, кто постарше :)
    Я помню, как меня изменили "Мы" Замятина. Настолько, что до сих пор не решаюсь перечитать. И не смогу рассказать, что случилось тогда, при чтении... Просто - переворот в душе, очень личный :) Спасибо, что напомнили, Елена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Эльвира. И за отклик, и за то, что поделились книгой, которая Вас изменила.

      Вчера на собрании родителей расспрашивала. Чуть позже поделюсь их списком.

      Удалить
  9. Такие интерактивные часы очень хорошо разбавляют серую рутину школьных дней. Спасибо Елене Владимировне за это!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, это вам спасибо за желание мыслить.

      Удалить
  10. «Список на лето» давно перестал вызывать эмоции. Я думаю, что каждый сам вправе выбирать книги, которые ему интересны. Есть база, которая должна быть прочитана. Но как можно определить именно те книги, которые нужны мне и моим коллегам? Книга словно вера: очень интимная вещь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глеб, слышащий ребёнок, а как ты выбираешь книги?

      Удалить
    2. Часто рекомендуют умные люди. У меня есть собственный список нужных мне книг.

      Удалить
    3. Здесь, предполагаю, не озвучишь. Хорошо, завтра в школе поговорим.

      Удалить
    4. Как здорово и точно сказано: «Книга словно вера: очень интимная вещь».

      Удалить