понедельник, 23 июня 2014 г.

Что мне дала и что у меня отняла школа?

Сочинение с таким названием стало традиционным. Последние откровения (и собирательный образ) выпускников 2014 года.

Без отметки. Без комментариев. С правом оставаться анонимным. Но все дали согласие на публикацию фрагментов сочинения. Договорились, что про сон и нервы писать не будем. Ошибки (их было мало) кое-где исправила. Стиль не трогала.

Спасибо хорошей девочке Кристине за фотографию

  • Школа дала мне многое: знание, дисциплину, друзей. И я научился хорошо обманывать. Но школа забрала у меня многое: мама хотела, чтобы я хорошо учился и не отдала меня в секцию, в которую я очень хотел пойти.
  • Школа, естественно, дала знания, умение общаться, находить общий язык с окружающими, дала вкусные пирожки, школа научила бороться. Особенно сильно это почувствовалось в старшей школе, когда стало понятно, что отступать уже некуда. Школа закалила характер — теперь мне не страшны огромные домашние задания и бессонные ночи. Школа отняла детство. В школе мы очень быстро повзрослели. Больше школа ничего не отняла. Она должна быть в моей жизни, и она была. Спасибо тебе, школа! Я буду очень по тебе скучать.
  • Ничто не сможет заменить все те весёлые и грустные моменты, которые я провёл со своими одноклассниками. Но, кроме этого, есть ещё кое-что, за что я очень благодарен школе. То, благодаря чему мне удалось сделать несколько вещей, на которые я не решился бы, не дай мне школа, как бы удивительно это ни звучало, желание трудиться. Неоднократно, когда я боролся с ленью, мне помогали мои одноклассники. Помогали не физически, но своим примером. Порой я просто не мог сидеть и ничего не делать, осознавая, что большинство моих одноклассников тратят свои время и силы на выполнение какого-либо задания. Проведённое в школе время было потрачено не зря, потому что основное предназначение школы — не подготовить к сдаче экзаменов, а обеспечить учеников необходимыми знаниями и опытом для практического применения. Замечательно, что наша школа отдаёт приоритет именно этому. 
  • Когда я впервые пришёл учиться в школу, мне очень понравилось. Первой моей отметкой была «5», поэтому я решил хорошо учиться. Школа дала мне многое: друзей, без которых, думаю, мне не жить, воспитание, характер, чувство ответственности. Только сейчас я начал понимать, что покидать школу очень тяжело. И я начал осознавать фразу моих родственников, что школа — лучшая пора в моей жизни.
  • Школа действительно дала мне многое. Глупо было бы говорить, что школа дала мне всё. Всему научила меня жизнь: и с людьми общаться-разговаривать, и жить в разных условиях, не сидеть на месте, постоянно узнавать что-то новое. «Школа показала мне, что значит быть образованным и воспитанным человеком». Нет. Это не так. Это сделали наши преподаватели. И сейчас могу смело сказать, что некоторые учителя останутся моими друзьями на долгие годы. Школа дала мне настоящих друзей. Искренних, открытых, ответственных, честных. Такие люди — и правда — подарок судьбы. Любовь... Вовсе нет. Никогда не было никаких чувств и никаких эмоций. Можно лишь надеяться, что то неловкое и хрупкое чувство, с которым я заканчиваю школу, перерастёт во что-то большее. Честно говоря, было печально наблюдать в течение многих лет распущенность нынешнего поколения, которая выражается во всём. Всегда удивляло, что с каждым годом в школе что-нибудь меняется. Я помню, как мы только-только учились делать слайды, а потом уверенно снимали сцены из пьес. Все 11 лет я учусь здесь. И моя мама здесь училась. И я приложу все усилия, чтобы и мои дети здесь учились. 
  • «А что у тебя отняла школа?» Честно говоря, даже не знаю, что сказать. Школа отняла только время. Но куда его можно было бы потратить? А так провели время с пользой, стали грамотными людьми, полностью готовыми выйти в свет после школы. Мне, помимо знаний, школа дала хороших друзей, любимого человека, жизненный опыт. Пусть маленький, но опыт.
  • Если бы я не ходил в школу, я бы путешествовал, но я бы тогда не встретил своего любимого человека, который мне очень дорог. В школе многое случилось впервые: ссоры, драки, ненависть, любовь, печаль, лень, тоска. Если бы не школа, я не получил бы никаких медалей, наград, грамот, но и не получил бы травмы. Если бы не школа, я не причинил бы тяжёлый вред здоровью человеку, которого я знаю много лет. Не было бы беседы с инспектором по делам несовершеннолетних. Я бы не был таким общительным. В школе было много плохого и хорошего, возможно, я буду вспоминать её.
  • Школа — самый первый урок, который предоставляет нам жизнь. Здесь мы знакомимся с новыми людьми, обретаем друзей, влюбляемся, ссоримся, враждуем, возможно, завидуем. За 11 лет я выросла и физически, и морально.
  • В моём случае школа была относительным праздником. Учёба даётся мне относительно легко, поэтому я не слишком тяготилась учебным процессом. Что у меня отняла школа? За последний год она отняла у меня лишь драгоценные силы. Когда ты приходишь домой и у тебя есть вдохновение заниматься любимыми (а главное — нужными в данный момент) предметами и готовиться к ЕГЭ, ты вместо этого делаешь творческие задания, которые особо не нужны. Конечно, я понимаю, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается, но (такова уж реальность в нашем государстве) оно многое решает. Если опустить банальные вещи (время, нервы), то школа отняла у меня... ничего. В глобальном масштабе этот социальный институт повлиял на меня лишь положительно. Думаю, в мире нет альтернативе школе. Обучение на дому или по интернету — всё не то. Внеучебное значение школы слишком велико. Поэтому у меня не возникает отрицательных ассоциаций со словом «школа». По-моему, это здорово! Искренне надеюсь, что не буду скучать по ней слишком сильно и ностальгия меня не замучает. Пускай остальные этапы  моей жизни будут ещё более радужными! Чего и остальным желаю!
  • Учиться было очень сложно, учитывая, что у учителей всегда были одни и те же любимчики, и в их числе меня не было. К этому было очень сложно привыкнуть, потому что в детском саду меня любили больше всех. А, придя в школу, учеников ценили только за их знания, а то, что они были хитрыми мерзавцами, этого никто не замечал. Мне было очень сложно, и я уже в первом классе сломалась. Ситуацию усугубляло ещё то, что учительница «любила» только тех детей, чьи родители делали ей подарки, а моя мама не бегала угождать классной учительнице, и поэтому оценки мне откровенно занижали. Хотя, с другой стороны, хорошо, что я не попала в соседний класс: там я стала бы наркоманкой и девушкой лёгкого поведения. Школа подарила мне лучшую подругу.
  • Сколько было потрачено нервов перед проверочными, пред проверкой д/з, которого не было, перед тем, как родители увидят замечание или плохую оценку в дневнике. И сколько радости было, когда в голове всплывала фраза: «Фух! Пронесло!» Я не считаю, что школа оказывает решающее воздействие на формирование личности, иначе мы все были бы одинаковыми. Но её вклад довольно велик. Именно в школе я приобрёл навык «выкручивания» в сложных ситуациях. 
  • Школа для меня — это место, где можно общаться с друзьями. Она дала мне друзей, любовь к чтению, сну и биологии. Я бы не сказала, что школа стала моим вторым домом. Нет! У меня есть один дом только, и это дом моей мамы. Если честно, я бы написала, что школа отняла очень много всего, но, пожалуй, напишу, то, что не вернуть никогда: здоровье, время.
  • Школа отобрала у меня много свободного времени, которое я мог бы провести, плюя в потолок. Я думаю, школа убила меня, жаль только, не в прямом смысле. Сейчас только грусть, грусть, грусть... Но, может, я сам виноват, человек сам творит всоё счастье, и не надо сваливать на других.
  • Я до сих пор не понимаю, как вахтёрши помнят имена почти всех учеников!
  • Раньше я училась в другой школе, и у меня не было никакого желания учиться. Но когда я пришла в 342 школу, не знаю, что со мной произошло, но я захотела и стала учиться (и очень даже неплохо). Но в другой школе был очень дружный класс, а здесь такого уже, увы, не было.
  • На мой взгляд, самое важное умение, которое я получил от школы, это умение разбираться в людях, отделять друзей от знакомых. Школа научила меня выкручиваться из неприятных ситуаций, часто решение проблемы приходит само собой — этот навык крайне полезен в современном мире. Однако в старших классах школа отняла мою самоуверенность. Я стал хуже учиться, перестал быть «любимчиком» учителей. Быть может, в этом виноваты я и моя лень, а может, это вышло случайно. В любом случае падение с небес на землю оказалось для меня очень болезненным, и сейчас я чувствую себя неполноценным по сравнению с «лучшими людьми» нашего класса. Школа забрала мою детскую наивность, заменив её на необходимый в дальнейшем цинизм. Можно сказать, что я прошёл некий курс выживания во взрослой жизни. Пока я не знаю, буду ли я скучать по школе. Близится выпускной, но я ничего не чувствую. 
  • Учителя закрывали глаза на мои постоянные опоздания. Школа отняла у меня хорошую фигуру. Пирожки в столовой так и манят съесть их. Но тут опять-таки проблема во мне. Школа — это испытание, через которое надо пройти, чтобы попасть в большую жизнь. В жизнь, где нас ждут более серьёзные и жёсткие испытания.
Это были фрагменты. Одно размышление позволю себе привести полностью. Подчёркивания и маркировка авторские.

«Что мне дала и что отняла школа?»
      Для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует обозначить то, что школа предполагает в общем. Функции, которые выполняет школа. Чаще всего «миссией» школы объявлено — создание условий для получения знаний, личностного роста, развития; формирование общей культуры, усвоение ценностей и образовательного минимума. Кроме этого, школа — институт социализации. Именно тут ребёнок поступает в первый серьёзный коллектив, с которым ему придётся пройти этапы подросткового становления. Этот период не менее важен в жизни человека, чем первые годы жизни. Коллектив класса играет в этом огромную роль.
      Что же представляло для меня обучение в школе? Справилась ли школа со своей задачей? Во-первых, стоит характеризовать свой класс, коллектив, с которым я шёл с 1 по 9 класс. Не имею ничего против отдельных персонажей, в целом средний уровень коллектива совершенно не соответствовал моему уровню. Совершенно невозможно представить, что такой коллектив поощрял бы мою тягу к саморазвитию и познанию. Ценности, идеалы и интересы его были столь низкими, что ничего, кроме скуки и пренебрежения, я в нём не чувствовал. Благодарен Б-гу за то, что смог вырваться из этой тоски и обрести общество своего уровня, коллектив, с которым можно было бы стремиться к развитию, к совершенствованию себя и мира, осознанию своей Миссии. Не школа, именно они стали моей второй семьёй, моим народом, моей Родиной. А что бы было, коль я был бы лишён надежды выйти за рамки ненавистного мне класса? Великий выбор: либо я опустился бы до его уровня, либо закрылся бы в себе окончательно. Замечательные альтернативы.
       Уверен, вы наслышаны о поведении моего класса. И самостоятельно можете ответить на вопрос о создании условий для получения знаний. Более того, практически все те знания, что я имею, получил я вне школы. не благодаря, а вопреки школе. Ибо имел возможность на разочароваться в своём стремлении к познанию. Школа, конечно же, и тут отлично справилась со своей задачей. 
       Стоит отметить, что к отдельным товарищам или преподавателям я претензий ни в коем случае не имею. К некоторым испытываю глубокое уважение, любовь, симпатию. Но в целом оценка моя беспощадна. Если советское образование, несмотря на противоречивую оценку его, со своими задачами справлялось, то современное российское — никоим образом. Почему? По моему мнению, у советского образования была цель — воспитать Человека, настоящего патриота и гражданина. Российское же не только отказалось от старых задач, но и не разработало новых. В результате наше образование не имеет никакой определённой цели. Следовательно, ждать от такого образования какого-либо автоматического результата не следует. Это проблема не столько преподавателей или же учащихся, сколько всей страны в целом.
Подводя итог, ответим конкретно на поставленные вопросы.

  • Что мне дала школа? Чувство непомерного высокомерия и безнаказанности. Школа все эти годы потворствовала, потакала моим самым худшим качествам. Также следует признать, что минимум миниморум знаний за начальные и старшие классы она мне дать смогла. Но основной образовательный массив я получил вне школы с гораздо более высокой эффективностью. В последние годы школа подарила мнительность и жажду мести. 
  • Что школа отняла у меня? Совесть, любовь и уважение к человеку, веру в то, что настоящее может стать лучше в границах обозначенного пути. В последние годы она также отняла у меня массивную долю нервов, психическую самодостаточность, веру в порядочность и честность, в искреннюю и бескорыстную дружбу, отняла самоуверенность.
  • В итоге школа не дала мне того, что (теоретически) должна была, и покровительственно развивала самые мерзкие качества и недостатки, что только были во мне. Аминь.

Ещё был такой ответ:

Дети мои, если вы по каким-либо причинам передумали и не хотите, чтобы ваши высказывания здесь присутствовали, сообщите мне, пожалуйста, удалю. Только обозначайте фрагмент, ведь подписанных работ было всего 2.

Сегодня вы все получили аттестаты. Поздравляю. Живите честно, берегите родных и близких. По-прежнему 21 кабинет — территория свободы. Если нужна, я всегда рядом.

Сочинения выпускников 2013 года

35 комментариев:

  1. Пусть у них всё сложится лучше, чем у нас. Пусть им всегда будет интересно в жизни.

    А сочинения... Есть социально желаемое поведение, конформистское. Есть недопонимание. А есть честность и прямота, пусть и не всегда приятная. Я бы тоже написала жёстко, если бы меня кто-то попросил бы об этом 25 лет назад. Когда пошла учиться в пед.вуз, была романтиком, хотела учить так, чтобы меня никто не мог бы упрекнуть в том, за что мне до сих пор больно при воспоминаниях о своих школьных годах. 25 лет прошло, а максимализм никуда не делся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При чём здесь «приятно-неприятно»? Я за честность. Есть над чем поразмышлять.

      Удалить
  2. Спасибо! Большое! Возьму на вооружение!
    Мне понравилось, что выпускники ЧЕСТНО ответили на вопросы. Есть, конечно, жёсткие ответы. Но такова реальность. Мы воспитываем без идеологии (принимаю полностью точку зрения последнего написАвшего). Да, есть свобода, но как с ней жить? Да и школа сегодня, к сожалению, перестала быть образцом.
    И всё-таки... Не забывайте, дорогие выпускники, хорошие уроки школы! Успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Берите, Ольга, на здоровье. Очень помогает, как холодный душ, бодрит и не даёт расслабляться учительскому мозгу.

      Удалить
  3. Хорошие дети, откровенные. Впереди их ждет еще более жесткая "школа социализации" - институт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошие. Думаю, и там социализируются. Сентиментальные будут на первых порах приходить с фразой: «Школа — это последнее место, где нас любили». А потом привыкнут.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Да всё понятно, Андрей, и про времена, и про нас. То есть не хочешь школу вспоминать? Хорошо.

      А я помню, как ты в 5 классе своеобразно боролся за выживание, хватая стул и разметая им противников. Старший брат научил. Потом всё как-то успокоилось, на смену жестам пришла логика и умение решать конфликтные вопросы разговорами.

      Спасибо, что откликнулся. Мне приятно. Лене привет передавай. У вас замечательная семья и славный сынишка.

      Удалить
  5. Ох... Жестко и честно. Чему учим, что развиваем, как воспитываем? За массой бумажек, отчетов, показательных выступлений почти ничего не осталось...

    Но вот что важно: дети откровенны и честны. И пусть у них все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочется надеяться, что когда-нибудь прорастут зёрна добра. Ну не напрасно же мы сеяли!

      Удалить
  6. А у меня не хватило бы духу в выпускном классе написать честно, а не так, как от меня ждут педагоги, потому что училась в ту самую пору советского образования. Давайте радоваться тому,что наши дети уходят от штампов и смело выражают свою личную позицию по любому вопросу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у кого тогда хватило бы духу? Все писали про Ленина и руководящую роль партии. А эти дети смелые и свободные. Аргументов, правда, иногда не хватает, а позицию выразить — это всегда пожалуйста!

      Удалить
  7. Завидую! Так открыто и честно!
    Пусть у всех выпускников всё получится.
    Пусть жизнь "после школы" даст возможность сохранить свою точку зрения и возможность честно высказывать своё мнение.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Елена Владимировна! Временами я просматриваю ваш блoг. В последнем пoсте были приведены рассуждения выпускникoв o тoм, чтo им дала и чтo у них oтняла шкoла. Хoчу oтметить следующий фрагмент: "За последний год она отняла у меня лишь драгоценные силы. Когда ты приходишь домой и у тебя есть вдохновение заниматься любимыми (а главное — нужными в данный момент) предметами и готовиться к ЕГЭ, ты вместо этого делаешь творческие задания, которые особо не нужны." O тoм, чтo вы даёте творческие задания, мне рассказывали ещё мoи бывшие одноклассники. И знаете, вы не представляете, насколько сильна была (да и дo сих пoр oстаётся сильнoй) мoя зависть, ведь у нас в классе совершеннo такoгo не былo, oдна сплошная подготовка к ЕГЭ... Вместo тoгo, чтобы не утомлять свoю и так забитую многочисленными знаниями гoлoву, я бы хoтела пoсвятить этo время чему-тo бoлее высoкoму в духoвнoм плане, чем выпускнoй экзамен. На мoй взгляд, такие твoрческие задания развивают индивидуальность в каждoм из ученикoв. Творческoе задание - этo же целый прoект! Вместе с изнасилованием свoегo мoзга в преддверие ЕГЭ я бы хoтела вo чтo-тo вкладывать свoю душу. Oчень жаль, чтo я уже не училась в 342-oй шкoле в тo время, как вы стали давать творческие задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сашка, ребёнок, рада слышать!
      Мозг мой учительский начал медленно переворачиваться в 2010 году, тогда пыталась внести в учебный процесс некоторое разнообразие и поставить этот паровоз на иные рельсы: коллективное творчество, создание чего-нибудь осмысленного, а не «прочитал-ответил на вопросы». Жаль, что тебя уже не было с нами, когда мы размышляли над «Кошкой Шрёдингера».

      Согласись, потребности у всех разные. И получить качественную подготовку к экзамену ученик обязан. Мне казалось, что процесс был сбалансированным. Видимо, на каком-то этапе крен в сторону творчества увеличился. Наверное, не учла особенности этого класса. Бывает. Учителя тоже имеют право на ошибку.

      Спасибо, ребёнок, за внимание к моему блогу.

      Удалить
    2. На мoй взгляд, вы как препoдаватель oчень ценный "экземпляр", пoскoльку мнoгие сейчас учат, как гoвoрится, на oтвали. И самoе печальнoе, мнoгие дети не прoтив этoгo. Пoмнится, как-тo на урoке русскoгo языка вы предлoжили задать вам вoпрoсы в письменнoй фoрме и пoлoжить их в кoрoбoчку, а вы на них честнo oтветите. Тoгда прoзвучал вoпрoс: "Елена Владимирoвна, вы как-тo гoвoрили, чтo oкoнчили шкoлу с зoлoтoй медалью. Пoчему вы решили стать именнo учителем, ведь у вас былo стoлькo вoзмoжнoстей?" (Да, этo я задала тoт вoпрoс). И вы oтветили, чтo, прежде всегo, пoтoму чтo вам этo нравится. Действительнo, этo виднo буквальнo сразу, вашу любoвь к свoей прoфессии oчень труднo не заметить. Как бы пафoснo этo не звучалo, я не теряю надежды, чтo такие люди как вы вoскресят рoссийскoе oбразoвание.

      Сoглашусь, я же не oтвечаю за всех и не знаю всей ситуации.

      Удалить
    3. С серебряной, Саша. У меня была «четвёрка» по алгебре :-) Конечно, нравится, несмотря ни на что.

      Прости, не поняла выражения «учат... на отвали». Что это значит?

      Удалить
    4. Нет никакoй заинтересoваннсти, как мне кажется. Некoтoрые учителя дают пoлoженный пo прoграмме материал и считают, чтo на этoм их рoль в сoциoлизации пoдрастающегo пoкoления oкoнчена.

      Удалить
    5. Я уж было подумала, что это новый фразеологизм из молодёжного сленга. Если ты среди сверстников скажешь, например, «мне платье сшили на отвали», тебя поймут? Это я не воспитываю, мне просто любопытно языковое явление.

      Удалить
    6. Пoймут )

      Удалить
    7. Значит, я не ошиблась. Спасибо, ребёнок. Надо будет подумать над составлением словаря современного школьника. 9 классу предложу в новом учебном году.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Елена Владимировна! Доверчивость, искренность высказываний выпускников говорит о том, что 21 кабинет для них действительно территория свободы. Спасибо ребятам и Вам за то, что позволили и нам оказаться на этой территории. Разные характеры, разные сочинения. Их объединяет чувство тревоги. Как ребята напряглись и ощетинились перед неизвестностью, где "ждут серьезные и жесткие испытания"! Вооружились до зубов: один научился "хорошо обманывать", другой приобрел опыт вражды и зависти, "мерзкие качества и недостатки" или стал "хитрым мерзавцем", циником. Но, читая сочинения, я отчетливо вижу, что опорой в жизни станет для Ваших детей совсем другое. В школе 342 тепло и пахнет пирожками. Здесь стыдно лениться, когда большинство одноклассников трудится. Здесь любят дружить, читать, ценить учителей за то, что их приоритетом является не натаскивание на ЕГЭ, а забота о том, чтобы обеспечить учеников "необходимыми знаниями и опытом для практического применения". Здесь снимают свое кино - "сцены из пьес"- и выполняют творческие задания. В этой школе вахтерши знают всех детей по именам! С таким багажом и с пониманием того, что "человек сам творит свое счастье и не надо сваливать на других", выходят Ваши выпускники в жизнь. И пусть она будет счастливой. Конечно, страшно за них. Как они справятся со своими комплексами, и удастся ли любительнице пирожков восстановить свою фигуру :))), и перерастет ли в нечто большее "неловкое и хрупкое чувство", с которым хороший ребенок уходит из школы. Желаю им всем удачи! Спасибо за сочинения!

    ОтветитьУдалить
  10. С вълнение чета и тазгодишните съчинения по темата. Поздравления, аз не успях да мотивирам зрелостниците за подобна изповед. Не е лесно да бъдеш безпощадно искрен. Със сълзи на очи четох последното съчинение, много би ми било интересно да науча какъв ще е пътят на този ученик. Желая успех!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, я никак не мотивировала, просто попросила, и они написали. Думаю, это всё-таки достижение: ученики не боятся писать то, что думают.

      Пожалуйста, не плачьте над последним сочинением. Ребёнок с внутренним стержнем, всё в жизни будет непросто, но мы о нём ещё услышим, я знаю.

      Удалить
  11. Елена Владимировна, я уже второй год подряд читаю сочинения выпускников, и можно сравнить, как же меняется поколение из года в год, я не говорю, что это плохие сочинения, нет, вовсе нет, возможно, мы будем писать вообще какую-то бессмыслицу, но всё же, я думаю, что наша школа не может дать ничего плохого, хотя у каждого своя жизнь и своё мнение...

    ОтветитьУдалить
  12. Хотя, я могу быть не права, потому что я всего учусь восемь лет, и возможно, моё мнение изменится, даже уже через год, так что я не буду делать поспешных решений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моника, ты права: поколения сейчас меняются не через 20 лет, как это заложено природой, и даже не через 5. Каждый год — новый взрыв!

      В 2015 здесь будут фрагменты очень разных сочинений 9 и 11 класса. Почему-то вы созвучные, хотя никак не общаетесь (напрасно). Я вас слышу в одной тональности. К Алессии присмотрись-прислушайся.

      Удалить
  13. Елена, спасибо Вам за такую важную тему и подборку итоговых сочинений! И хотя я далека от преподавательской жизни, мне, как родителю, было невероятно интересно почитать и прочувствовать эмоции современных выпускников. Даже я сама, наверное, не смогла бы так четко сформулировать аргументы ЗА и ПРОТИВ...
    Возможно, юные школьники разочарованы непрактичностью и "размытостью" школьных знаний, ведь взрослая жизнь требует конкретных шагов и действий, а они пока не готовы, хотя ведь еще институт впереди... В общем есть о чем и нам родителям подумать :)

    ОтветитьУдалить
  14. Все же хотелось бы чуть больше позитива... Особенно в последнем сочинении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, уверяю, автор последнего сочинения был в своих высказываниях позитивен как никогда.

      Удалить