Сегодня 9 класс не готов к уроку по творчеству Гоголя: в совместной презентации всего 2 слайда. Хорошо. Не хотите по-хорошему, будет по-моему.
Монотонным голосом:
— Открыли тетради. Пишем...
И 20 минут с маниакальным упорством диктовала распорядок дня в Гимназии точных наук города Нежина. Писали, как зайчики.
— А зачем вы это делали? Что сейчас происходило?
— Было тихо. Мы писали.
— Зачем??? Как это пригодится? Вы сами не могли найти эти сведения? Что можно было сделать с этой информацией?
Чувствую, как у пионеров медленно начинает шевелиться серое вещество. В глазах недоумение. В классе гул. Через некоторое время предлагают:
Монотонным голосом:
— Открыли тетради. Пишем...
И 20 минут с маниакальным упорством диктовала распорядок дня в Гимназии точных наук города Нежина. Писали, как зайчики.
— А зачем вы это делали? Что сейчас происходило?
— Было тихо. Мы писали.
— Зачем??? Как это пригодится? Вы сами не могли найти эти сведения? Что можно было сделать с этой информацией?
Чувствую, как у пионеров медленно начинает шевелиться серое вещество. В глазах недоумение. В классе гул. Через некоторое время предлагают:
- сравнить со своим распорядком дня
- с жизнью Царскосельского лицея
- проанализировать состав выпускников
Ну хоть что-то... Продолжаю мучить вопросами (поскольку родной класс, могу себе позволить поговорить о важном прямо на уроке):
— Вы зачем в школу 9 лет ходили? Чему научились? Что в сухом остатке? Думать и учиться сами умеете?
— Меня научили в школе писать. А читать я сам умел.
— Мы общаться ходим, социализироваться.
— Надо, чтобы всё разжевали.
— А самим мозг включить?
— А самим не хочется.
Поговорили... Разошлись озадаченные друг другом. Пытаюсь осмыслить высказанное.
«Я понял, что за 9 лет процесс обучения стал для меня обыденным, привычным и однообразным. Нужно более творчески к нему подходить».
«...ученики стали словно роботы. Делают всё, что им говорят. Хотя, в общем-то, по другому нельзя. Против системы не попрёшь. Практически все учителя будут злиться, если кто-то не станет писать в тетради».
«Нельзя тупо списывать, надо думать и осознавать, что тебе говорят. Это либо полезная информация, либо нет».
«У Гоголя была тяжёлая жизнь, всё время уходило на учёбу. Время обратно не вернёшь. Но я не жалею, что ходил в школу 9 лет. Мне это нравиться. И просто писать мне тоже нравится».
«Я, честно говоря, не поняла, к чему был весь этот разговор. 9 лет я ходила в школу, училась, а теперь мне говорят:«Зачем?». Как, зачем? Чтобы научиться писать, читать, считать. Думаю, что навряд ли бы научилась делать это сама. Я думаю, что не зря 9 лет в школу ходила, в голове у меня что-то отложилось».
«...непосильным трудом, оббегая все препятствия, надо к своей цели идти, спотыкаясь, вставать на ноги».
«Я задумывалась об этом и ранее, поэтому меня разговор наш не удивил. Когда Вы начали диктовать, соответственно, мы начали писать, это уже запрограммировано в нас. Но я удивилась только потому, что Вы именно диктовали, и это было совсем без эмоций. Не сравнить с рассказам о Пушкине! Вы рассказывали так, как будто сами пережили каждый его день. Я думаю, знания слушателя зависят от передачи информации оратором. Слушатель будет восхищаться только эмоциональным и красноречивым рассказом».
«Я привыкла писать, когда говорит учитель, и ничего сверхъестественного тут не вижу. Мне легче запоминать, когда я записываю. На слух я запомнила бы 0%, а так в голове что-то отложилось. А если говорить о том, зачем это запоминать, тогда напрашивается вопрос, зачем вообще учиться».
«Я привыкла запоминать информацию на слух».
«Я писал и думал: зачем мне эта информация. Но всё же писал».
«Безысходность. Никчемность существования школьной программы».
«После того, как ЕВ провела с нами небольшой разговор, я понял, что всё, написанное мною в тетради за последние 20 минут, мне никогда не пригодится».
«...нам задали вопрос, на который все затруднились ответить. Мы привыкли делать то, что скажет учитель. Но нас спросили, для чего мы это делаем. Обычно я повторяю перед уроком то, что записано в тетради, так как по этому материалу бывают проверочные работы. Эта привычка сработала и сегодня».
«Если учитель считает нужным тупо диктовать, то это его право. Ученик должен следовать указаниям учителя. Если все будут делать, что им охота, то что же это получится? У русского человека уже в генах есть наклонность слушаться кого-то. Крепостное право».
«НЕ МОГУ так быстро обдумать. Слишком большой поток мыслей».
Дети мои, как всегда, старалась не трогать ваши фантастические обороты. Если вы не хотите, чтобы ваше высказывание присутствовало в этом посте, сообщите, пожалуйста, мне.
И не забудьте про книгу Юрия Нечипоренко «Ярмарочный мальчик», про которую я вам рассказывала.
— главы из книги
— встреча с автором в Москве
И не забудьте про книгу Юрия Нечипоренко «Ярмарочный мальчик», про которую я вам рассказывала.
— главы из книги
— встреча с автором в Москве
Елена Владимировна! Большое спасибо за этот пост. Для меня очень важно,что стали говорить и о том, что не получается. А то у меня стало складываться впечатление, что только у меня одной иногда с одним из классов просто ничего не получается. Мне кажется, что анализ наших неудач(?) очень важен на данном этапе.
ОтветитьУдалитьА за разговор с ребятами отдельное спасибо.
Галина, с одним не получилось вовсе. В трёх других сегодня пыталась шевелить иначе: внешне раскопошила один, на сухой остаток посмотрим позже. Будет пост, обещаю.
УдалитьУ меня тоже порой не получается. Понравилось, как вышли из ситуации. Поняла, что сама пользуюсь такими же приемами, иногда работает, в некоторых классах вообще "труба", им вообще ничего не надо. Вот как с такими работать - не знаю, очень сложно с ними :(
ОтветитьУдалитьДа, Мария, сложно. И каждый раз приходится что-то придумывать. И ночами не спать. И снова думать.
УдалитьЕлена и Мария! Как мне все это близко и понятно. И придумывать, и ночами не спать... А приходишь иногда в класс и результат - нулевой... И опять думать, не спать... В результате получается, что больше всего приходится думать об уроках в тех классах, которым вообще ничего не надо... О работе в таких классах, мне кажется, надо рассказывать, делиться "находками". Ведь таких классов, к сожалению, очень много.
ОтветитьУдалитьГалина, напишите, пожалуйста, об этом в сообществе Клуба, сошлитесь на мой пост. Коллеги не откажутся поразмышлять вместе с нами. Рецептов готовых, конечно, не найдём. Но, может быть, советами помогут.
УдалитьКоллеги, взрыв состоялся: проблему почувствовали и дети, и мы. Елена, отдаю должное Вашей смекалке, интуиции и смелости.
ОтветитьУдалитьВзрыв, наверное, должен приводить к какому-то результату, положительному или отрицательному. Пока лишь, как у Лермонтова: «...болезнь указана, а как её излечить...»
УдалитьЛена, на самом деле, хорошая сублимация учительская получилась! Вместо того, чтобы негодовать и топать ногами по поводу неподготовленности учеников к уроку, придумать такой ход! Вот оно - мастерство! Восхищаюсь!
ОтветитьУдалитьЕсли бы я была мастером, то не писала бы таких постов, где в ответах детей сквозит безразличие к себе.
УдалитьЯ тоже учусь в школе уже 9 лет. Собственно говоря, я в параллельном классе.
ОтветитьУдалитьЯ с самого детского сада задалась вопросом зачем мне ходить в школу. Ведь, ничего просто так не происходит. Жизнь слишком дорога для траты в пустую. В начальной школе устраивало то, что я научусь писать (а значит открытки маме на 8 марта смогу подписывать сама и грамотно), научусь читать, считать. Хотя, базовые знания уже были. Однако, было и к чему стремиться!
Чуть позже появилась потребность в знаниях, в том плане, что душа желала быть многогранной. Всё моя любознательность. Складывать буквы в слово легко, а слова в предложения, из которых может получится текст уже сложнее. И не просто о том, как ты в магазин, например сходил, но и что-нибудь интересное.
Сейчас уже в двух шагах от взрослой жизни и опять вопрос «Зачем?»
Честно говоря, думая об этом в данный момент, я уверена, что своим детям я буду описывать школу, как нечто прекрасное. И за это спасибо моим учителям. Не могу сказать, что все идеальны и так далее, просто потому что мир не идеален.
Но то, что мне нужно было, я узнала : какую-то информацию для себя (от квадратных уравнений до биографии А.С.Пушкина), КАК искать ту самую информацию, да и развила интерес к жизни.
Трудно вспомнить случаи, когда просто сидели и писали. Я не могу так ничего запомнить. Знания не накапливаются, когда, простите, кто-то просто монотонно жужжит под ухом. Я с большим удовольствием прочитаю текст сама и выпишу то, что мне нужно.
Год назад, был один предмет, который никто не воспринимал всерьёз. Причиной был план урока: мы, как зайчики, сидим, а нам что-то зачитывают из книги. Иногда говорят записывать. На самостоятельной с соседом по парте отвечаем на вопросы (а работа в виде теста). С началом новой темы забываем старую, как страшный сон. Иногда играли, решали кроссворды, но опирались либо на свежие, не успевшие выветриться знания, либо на жизненный опыт.
На мой взгляд, такой способ обучения не представляет никакой ценности. Ведь, какая у учителя задача? Повторить одно и тоже 200 раз, чтобы ученики всё это записали и забыли? 21 век на дворе, можно воспользоваться ксероксом.
Есть вещи, которые нужно записывать, не спорю. Даты, определения и т.д., то, что трудно удержать в голове запишите на бумажку. Сама так делаю.
Но человек должен себе представить картинку. Осознать о чём идёт речь. Тогда это закрепиться в голове. Согласитесь, нынешнее поколение, в рядах которого, бесспорно, я тоже нахожусь, предпочитает смотреть фильмы, а не читать книги. Так проще. Нам хочется видеть о чём говорят. Ни одно правило не живёт без примера, только потому, что мы должны иметь представление о чём идёт речь.
Если вам необходимо что-то записать, переписать и т.д., так возьмите учебник и перепишите. Самообразование - великая вещь.
Учителя же, как мне кажется, считают своим долгом не забить нам голову тонной никому ненужной информации, а дать представление о том, что происходило в той же жизни Н.В.Гоголя.
Потом, когда мы будем старше, и разговоры зайдут о культуре, писателях и поэтах, мы вспомнили бы нашу замечательную учительницу, её уроки и нам будет что сказать. Мы не полезем в кладовку в поисках той тетрадочки, в которую когда-то что-то записали под диктовку.
Ребёнок, спасибо за размышления.
УдалитьРабочий процесс все это, рабочий процесс. Спасибо, что делитесь, не только же на витрину нам смотреть. Когда долго смотришь на витрину, возвращаться к обычной жизни не хочется, а после таких постов заводишься и придумываешь: а как бы я поступил?
ОтветитьУдалитьДа, Александр, рабочий. Но всё-таки процесс, когда есть попытка движения.
УдалитьОдин человек всё-таки попросил удалить его высказывание. Не смогла сразу идентифицировать автора, но предположения были. Уточнили, общаясь письмами. Удалила.
ОтветитьУдалить