И почему-то с души воротит который день...
Казалось бы, хорошее дело задумали: детишки приносят из дома книги, которые уже прочитали и больше перечитывать не будут, а выбросить рука не поднимается (потому что книга!), и с лёгким сердцем отдают в хорошие руки. И берут — или не берут — те, что их заинтересовали.
Когда обсуждали с директором будущее мероприятие, были озабочены тем, где разместить груду книг, которая, по нашим представлениям, должна появиться. Появилась. И уместилась на одном подоконнике. Правда, через перемену большая часть книг волшебным образом растворилась. Мы с коллегами усердно пополняли запасы, чтобы не дать акции сойти на нет. Книги исчезали. Действо длилось 3 дня, и всё повторялось: подошли, рассмотрели, взяли, ушли. Редко-редко робкий человечек пробирался сквозь толпу, жаждущую чтения, чтобы отдать книги.
Грустно, но в начальной школе происходило то же самое.
Казалось бы, хорошее дело задумали: детишки приносят из дома книги, которые уже прочитали и больше перечитывать не будут, а выбросить рука не поднимается (потому что книга!), и с лёгким сердцем отдают в хорошие руки. И берут — или не берут — те, что их заинтересовали.
Когда обсуждали с директором будущее мероприятие, были озабочены тем, где разместить груду книг, которая, по нашим представлениям, должна появиться. Появилась. И уместилась на одном подоконнике. Правда, через перемену большая часть книг волшебным образом растворилась. Мы с коллегами усердно пополняли запасы, чтобы не дать акции сойти на нет. Книги исчезали. Действо длилось 3 дня, и всё повторялось: подошли, рассмотрели, взяли, ушли. Редко-редко робкий человечек пробирался сквозь толпу, жаждущую чтения, чтобы отдать книги.
Грустно, но в начальной школе происходило то же самое.
Спасибо Юле, Маше и Александру за создание рекламных плакатов.
Может, место неудачное выбрали?
ОтветитьУдалитьВ школе, где я когда-то учился, такая практика существовала. Принесенные учениками книги стояли на открытых полках шкафа в кабинете русского языка и литературы. И всё всегда возвращалось на место. Учета, естественно, никакого не было.
Потом, когда я перешел в другую школу, все удивлялся, почему в классах книжные шкафы запираются на ключ, откуда такое недоверие.
Место как раз удачное было: в нашей небольшой школе на 4 этаж так или иначе в течение дня приходят все с 5 по 11 класс. Предполагаю, что не в этом дело.
УдалитьКогда в конце третьего дня в глазах моих читалось искреннее недоумение, услышала дивную реплику:
— Бабушка сказала, что с удовольствием отдала бы много хороших книг, чтобы пыль с них не вытирать. Но они красиво сочетаются с обоями.
Добрая часть моей домашней библиотеки давно перекочевала в кабинет. И все шкафы открыты.
Действительно, грустно... Идея-то замечательная.
ОтветитьУдалитьКонечно, дело тут не в месте, а в образе мышления: мы готовы взять, если дают просто так, а вот отдать... Хотя, может, я ошибаюсь (всегда хочется верить в лучшее).
Лена, результаты опроса огласишь?
Ириша, оглашу, конечно. Первые уже начали поступать. Хотя сдаётся мне, что радостней не станет.
УдалитьНичего, ничего, не сдавайтесь, дело пойдет! Вообще, знаю по опыту работы в прошлой своей библиотеке, книги сейчас выносят из дома очень охотно. Расстаются даже и с дедовскими библиотеками. Что тоже грустно....
ОтветитьУдалитьВот и я размышляю: может быть, сделать это не акцией, а традицией?
УдалитьVoLNa, спасибо за поддержку. С Вами грустить светлее.
УдалитьЛена, я тоже удивилась тому,что неохотно приносят книги. У нас так жалуются,что библиотеки перестали брать от населения книги. понятно,что не самое лучшее несут, но см факт.
ОтветитьУдалитьИнтересно, а почему не в библиотеке книговорот?
Ириша, в рекреации удобнее: библиотека не всегда доступна, ибо библиотекарь ведёт уроки биологии и черчения, а значит, иногда занят и на переменах.
УдалитьЧудесная идея! Позаимствуем...
ОтветитьУдалитьНа прошлой неделе с удивлением узнала, что, оказывается, библиотеки не берут от населения книги. А сколько хороших книг я постоянно вижу на помойке... :-(
Заимствуй на здоровье. Света, идея не моя: некоторые петербургские городские библиотеки это практикуют.
УдалитьПотом расскажешь, что получилось? Светлана Филатова, мне помнится, тоже у себя в гимназии хотела провести. Анализирую ответы и пытаюсь осознать, где я сделала неверный шаг.
Извините, что вмешиваюсь в грусть-тоску, но искренне не понимаю - о чём печаль??? Ведь книги, пусть и немногие, не остались сиротливо пылиться выкинутыми - их ЗАБРАЛИ! Их будут ЧИТАТЬ. Это же хорошо, что с книгами не спешат расставаться, что их забирают, почему такой пессимизм? Отличная идея, давно реализуемая в библиотеках, и как раз хороший результат акции - книги ушли по домам и не осталось "беспризорных"!
ОтветитьУдалитьАнна, печалюсь ведь не об этом. Да, «книги ушли по домам», но это не залог того, что их будут читать.
УдалитьГрусть-тоска моя о другом.
Зацепило. Фол очевиден.
ОтветитьУдалитьСами же пишете: мероприятие, акция... Как экс-двоечник, я бы тоже «не купился».
Чтобы читать — нужна обстановка, на подоконнике хорошо «домашку сдувать», а не книжки читать. Были в магазинах «Буквоед» — стоят столики, можно взять книгу с полки, налить чаю и сеть почитать. Чтобы было удобно. А тут? Взять можно, читать — нет, вернуть — забыл.
Помните свой же эксперимент с кошкой Шредингера. Ведь почему дети начали ролики сами записывать? Потому что это не перед классом оттарабанить «Ты помнишь, дядя...», а настроить окружение, композицию, поставить камеру, где удобно. Сделать текст своим.
Что в этом «мероприятии» делает чтение своим? Ничего.
Может быть, фантазирую, но я бы сделал так. Выделил в библиотеке, столовой уголок. Поставил бы там бойлер с горячей водой, кружки (стеклянные, а не пласт. стаканчики), стульчики-столики. Положил бы книжки. Объявил бы не проект, а постоянную инициативу. Нельзя прийти и спросить у ученика: почему не на уроке? или сказать — ты же дежуришь! Если ребенок так сидит и читает — нельзя. Но при этом правила как в шерлохолмсовском клубе «Диоген» — там только читают, но не разговаривают. Тишина. Чтобы не получилась орущая тусовка.
Вот тогда через пару недель-месяцев может получиться. А так — кавалерийским наскоком — нет. Так что не стоит недоумевать — все закономерно...
Конечно, Вы правы.
УдалитьФантазия красивая, но пресловутый «квартирный вопрос» испортил не одно поколение и загубил много идей. В нашей старой и переполненной школе просто НЕТ тихого и спокойного уголка. Хотя я понимаю, что многим детям в силу их характера необходимо время от времени молчаливое уединение. Да что там говорить, у нас даже учительской нет.
В большой просторной гимназии, наверное, может получиться.
Разве смысл книговорота или буккроссинга в том, чтобы дети тут же сели читать? Смысл в ОБМЕНЕ книгами. И мне показалось, что Елена расстраивается совсем по другому поводу...
УдалитьМне тоже думается, что проблема не в месте проведения и не в том, что нет возможности читать. Обмена не получилось...
УдалитьБуккроссинг — хорошо:))
УдалитьВсегда радовало, что хорошим людям хорошие идеи приходят приблизительно одновременно. Сегодня прочитала: http://5pages.net/2012/10/22/knizhnyjj-shkaf/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+5pages+%28%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86+%D0%BE...%29
ОтветитьУдалитьИзвините, забыла, как короткую ссылку делть в комментах ((
УдалитьИриша, спасибо.
УдалитьПро ссылки в комментариях. От твоей большой мой пост (при открытии) разнесло далеко за пределы блога. Потешно выглядит.
Лена, спасибо за "кракозябру" - теперь точно запомню :)
УдалитьЖаль, нет возможности редактировать комментарий...
Хочешь, я его удалю? А ты напишешь правильный. Невозможность редактирования комментариев меня тоже невероятно раздражает.
УдалитьЕсли он тебя раздражает, тогда удаляй, а если нет - оставляй в назидание :)
УдалитьНет, не раздражает. Хорошая учебная ситуация.
УдалитьСокращатель ссылок: goo.gl
УдалитьСократить ссылку ≠ сделать активной.
Удалить