воскресенье, 21 октября 2012 г.

«Книговорот»

И почему-то с души воротит который день...

Казалось бы, хорошее дело задумали: детишки приносят из дома книги, которые уже прочитали и больше перечитывать не будут, а выбросить рука не поднимается (потому что книга!), и с лёгким сердцем отдают в хорошие руки. И берут — или не берут — те, что их заинтересовали.


Когда обсуждали с директором будущее мероприятие, были озабочены тем, где разместить груду книг, которая, по нашим представлениям, должна появиться. Появилась. И уместилась на одном подоконнике. Правда, через перемену большая часть книг волшебным образом растворилась. Мы с коллегами усердно пополняли запасы, чтобы не дать акции сойти на нет. Книги исчезали. Действо длилось 3 дня, и всё повторялось: подошли, рассмотрели, взяли, ушли. Редко-редко робкий человечек пробирался сквозь толпу, жаждущую чтения, чтобы отдать книги.









Грустно, но  в начальной школе происходило то же самое.


Спасибо Юле, Маше и Александру за создание рекламных плакатов.

27 комментариев:

  1. Может, место неудачное выбрали?
    В школе, где я когда-то учился, такая практика существовала. Принесенные учениками книги стояли на открытых полках шкафа в кабинете русского языка и литературы. И всё всегда возвращалось на место. Учета, естественно, никакого не было.
    Потом, когда я перешел в другую школу, все удивлялся, почему в классах книжные шкафы запираются на ключ, откуда такое недоверие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Место как раз удачное было: в нашей небольшой школе на 4 этаж так или иначе в течение дня приходят все с 5 по 11 класс. Предполагаю, что не в этом дело.

      Когда в конце третьего дня в глазах моих читалось искреннее недоумение, услышала дивную реплику:
      — Бабушка сказала, что с удовольствием отдала бы много хороших книг, чтобы пыль с них не вытирать. Но они красиво сочетаются с обоями.

      Добрая часть моей домашней библиотеки давно перекочевала в кабинет. И все шкафы открыты.

      Удалить
  2. Действительно, грустно... Идея-то замечательная.
    Конечно, дело тут не в месте, а в образе мышления: мы готовы взять, если дают просто так, а вот отдать... Хотя, может, я ошибаюсь (всегда хочется верить в лучшее).
    Лена, результаты опроса огласишь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, оглашу, конечно. Первые уже начали поступать. Хотя сдаётся мне, что радостней не станет.

      Удалить
  3. Ничего, ничего, не сдавайтесь, дело пойдет! Вообще, знаю по опыту работы в прошлой своей библиотеке, книги сейчас выносят из дома очень охотно. Расстаются даже и с дедовскими библиотеками. Что тоже грустно....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я размышляю: может быть, сделать это не акцией, а традицией?

      Удалить
    2. VoLNa, спасибо за поддержку. С Вами грустить светлее.

      Удалить
  4. Лена, я тоже удивилась тому,что неохотно приносят книги. У нас так жалуются,что библиотеки перестали брать от населения книги. понятно,что не самое лучшее несут, но см факт.
    Интересно, а почему не в библиотеке книговорот?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, в рекреации удобнее: библиотека не всегда доступна, ибо библиотекарь ведёт уроки биологии и черчения, а значит, иногда занят и на переменах.

      Удалить
  5. Чудесная идея! Позаимствуем...

    На прошлой неделе с удивлением узнала, что, оказывается, библиотеки не берут от населения книги. А сколько хороших книг я постоянно вижу на помойке... :-(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Заимствуй на здоровье. Света, идея не моя: некоторые петербургские городские библиотеки это практикуют.

      Потом расскажешь, что получилось? Светлана Филатова, мне помнится, тоже у себя в гимназии хотела провести. Анализирую ответы и пытаюсь осознать, где я сделала неверный шаг.

      Удалить
  6. Извините, что вмешиваюсь в грусть-тоску, но искренне не понимаю - о чём печаль??? Ведь книги, пусть и немногие, не остались сиротливо пылиться выкинутыми - их ЗАБРАЛИ! Их будут ЧИТАТЬ. Это же хорошо, что с книгами не спешат расставаться, что их забирают, почему такой пессимизм? Отличная идея, давно реализуемая в библиотеках, и как раз хороший результат акции - книги ушли по домам и не осталось "беспризорных"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, печалюсь ведь не об этом. Да, «книги ушли по домам», но это не залог того, что их будут читать.

      Грусть-тоска моя о другом.

      Удалить
  7. Зацепило. Фол очевиден.
    Сами же пишете: мероприятие, акция... Как экс-двоечник, я бы тоже «не купился».
    Чтобы читать — нужна обстановка, на подоконнике хорошо «домашку сдувать», а не книжки читать. Были в магазинах «Буквоед» — стоят столики, можно взять книгу с полки, налить чаю и сеть почитать. Чтобы было удобно. А тут? Взять можно, читать — нет, вернуть — забыл.
    Помните свой же эксперимент с кошкой Шредингера. Ведь почему дети начали ролики сами записывать? Потому что это не перед классом оттарабанить «Ты помнишь, дядя...», а настроить окружение, композицию, поставить камеру, где удобно. Сделать текст своим.
    Что в этом «мероприятии» делает чтение своим? Ничего.

    Может быть, фантазирую, но я бы сделал так. Выделил в библиотеке, столовой уголок. Поставил бы там бойлер с горячей водой, кружки (стеклянные, а не пласт. стаканчики), стульчики-столики. Положил бы книжки. Объявил бы не проект, а постоянную инициативу. Нельзя прийти и спросить у ученика: почему не на уроке? или сказать — ты же дежуришь! Если ребенок так сидит и читает — нельзя. Но при этом правила как в шерлохолмсовском клубе «Диоген» — там только читают, но не разговаривают. Тишина. Чтобы не получилась орущая тусовка.
    Вот тогда через пару недель-месяцев может получиться. А так — кавалерийским наскоком — нет. Так что не стоит недоумевать — все закономерно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Вы правы.

      Фантазия красивая, но пресловутый «квартирный вопрос» испортил не одно поколение и загубил много идей. В нашей старой и переполненной школе просто НЕТ тихого и спокойного уголка. Хотя я понимаю, что многим детям в силу их характера необходимо время от времени молчаливое уединение. Да что там говорить, у нас даже учительской нет.

      В большой просторной гимназии, наверное, может получиться.

      Удалить
    2. Разве смысл книговорота или буккроссинга в том, чтобы дети тут же сели читать? Смысл в ОБМЕНЕ книгами. И мне показалось, что Елена расстраивается совсем по другому поводу...

      Удалить
    3. Мне тоже думается, что проблема не в месте проведения и не в том, что нет возможности читать. Обмена не получилось...

      Удалить
    4. Буккроссинг — хорошо:))

      Удалить
  8. Всегда радовало, что хорошим людям хорошие идеи приходят приблизительно одновременно. Сегодня прочитала: http://5pages.net/2012/10/22/knizhnyjj-shkaf/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+5pages+%28%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86+%D0%BE...%29

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините, забыла, как короткую ссылку делть в комментах ((

      Удалить
    2. Ириша, спасибо.

      Про ссылки в комментариях. От твоей большой мой пост (при открытии) разнесло далеко за пределы блога. Потешно выглядит.

      Удалить
    3. Лена, спасибо за "кракозябру" - теперь точно запомню :)

      Жаль, нет возможности редактировать комментарий...

      Удалить
    4. Хочешь, я его удалю? А ты напишешь правильный. Невозможность редактирования комментариев меня тоже невероятно раздражает.

      Удалить
    5. Если он тебя раздражает, тогда удаляй, а если нет - оставляй в назидание :)

      Удалить
    6. Нет, не раздражает. Хорошая учебная ситуация.

      Удалить
    7. Сокращатель ссылок: goo.gl

      Удалить
    8. Сократить ссылку ≠ сделать активной.

      Удалить