четверг, 31 марта 2016 г.

«Мы динамики, а не звуки...» Вера Полозкова

«Лабиринт» порадовал. Отзывчивые пионеры из любимой «десятки» сбегали в пункт выдачи, притащили в школу. Наслаждалась, шуршала страницами. Да, всё можно сегодня найти в сети, но не могу отказать себе в тактильном удовольствии. Погладить пока ещё скрипучие листы. Глазами текст прожить. Неторопливо, с моим внутренним ритмом.


Наверное, послезавтра утащат что-нибудь (одна трепетная барышня уже сегодня заинтересовалась), обычно вновь прибывшие книжки — хорошее слово, домашнее, уютное, правда?  — не задерживаются на столе, а гуляют по рукам в разных классах. Нынешнее поколение какое-то не совсем утраченное: они ещё берут книги из рук учителя.

Вера Полозкова. Смех

каждый из нас — это частный случай музыки и помех
так что слушай, садись и слушай божий ритмичный смех
ты лишь герц его, сот, ячейка, то, на что звук разбит
он — таинственный голос чей-то, мерный упрямый бит
он внутри у тебя стучится, тут, под воротничком
тут, под горлом, из-под ключицы, если лежать ничком
стоит капельку подучиться — станешь проводником
будешь кабель его, антенна, сеть, радиоволна
чтоб земля была нощно, денно смехом его полна

как тебя пронижет и прополощет, чтоб забыл себя ощущать,
чтоб стал гладким, словно каштан, наощупь, чтобы некуда упрощать
чтобы пуст был, словно ночная площадь, некого винить и порабощать
был как старый балкон — усыпан пеплом, листьями и лузгой
шёл каким-то шипеньем сиплым, был пустынный песок, изгой
а проснёшься любимым сыном, чистый, целый, нагой, другой
весь в холодном сиянье синем, распускающемся дугой
сядешь в поезд, поедешь в сити, кошелёк на дне рюкзака
обнаружишь, что ты носитель незнакомого языка
поздороваешься — в гортани, словно ржавчина, хрипотца
эта ямка у кромки рта мне скажет больше всех черт лица
здравствуй, брат мой по общей тайне, да, я вижу в тебе отца

здравствуй, брат мой, кто независим от гордыни — тот белый маг
мы не буквы господних писем, мы держатели для бумаг
мы не оптика, а оправа, мы сургуч под его печать
старость — думать, что выбил право наставлять или поучать
мы динамики, а не звуки, пусть тебя не пугает смерть
если выучиться разлуке, то нетрудно её суметь
будь умерен в питье и пище, не стремись осчастливить всех
мы трансляторы: чем мы чище, тем слышнее господень смех

мы оттенок его, подробность, блик на красном и золотом
будем чистыми — он по гроб нас не оставит. да и потом
нет забавней его народца, что зовёт его по часам
избирает в своем болотце, ждет инструкции к чудесам
ходит в мекку, святит колодцы, ставит певчих по голосам

слушай, слушай, как он смеётся.
над собою смеётся сам.




24 комментария:

  1. Елена Владимировна, спасибо за публикацию. Первый раз слышу это имя. Даже как-то неловко: у неё столько передач, интервью и клипов.Посмотрела видео, нашла ещё, слушаю весь вечер. Не всё нравится. Не принимаю ненормативную лексику. Но в целом интересно. Жаль, что в этом году у меня самые старшие - 9 класс и абсолютно глухие к поэзии - любой. С прошлыми выпускниками послушали бы и поговорили. Пока слушаю одна. Ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, оставьте, Людмила. Какая неловкость? В современном потоке информации не можем мы стремительно ориентироваться. Пионеры мои тоже не слышали. Хотя нет, было сегодня прекрасное: бегу вверх по лестнице на алгебру, чтобы книжку Ульке отдать, меня обгоняет Катя, мельком взглядывает на обложку: «Это Вера Полозкова?! Мы с дедушкой на её концерт ходили». Вдумайтесь: с дедушкой! Есть, есть непременно в каждом классе такие вот скрытые, на первый взгляд, дети, которые слышат. И никогда не знаешь, какое слово твоё или жест вдруг неожиданно окажутся понятыми.

      Людмила, вот чувствуется в Вас неравнодушный человек, которому всё интересно: погуглили, нашли. В сотый раз предлагаю обращаться ко мне просто по имени, отчеством пусть пионеры произносят. Кстати, как практика показывает, большие его и оставляют через много лет, называя меня просто Владимировна.

      Обсценная лексика — отдельный разговор. Внутренне всегда коробит. По пальцам могу пересчитать случаи, когда это было уместно. Когда-нибудь выдохну, осмыслю и, может быть, наваяю пост.

      Спасибо за созвучность. Вера Полозкова, на мой взгляд, настоящая.

      Удалить
    2. Тоже сижу и смотрю. Откровение.

      О таком способе исполнения поэзии узнала на «Галактике»: Анна Малкова поделилась опытом.
      Вот видео мероприятия (с момента, когда читает сама Анна). Судя по публикации, это стало традицией.

      Удалить
    3. Алла, благодарю за ссылки. Анна — невероятная умница, и детишки славные. Надо со своими идею обсудить.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Елена! Вера Полозкова - это явление...на мой взгляд - как природное явление, настоящее - не всегда приятное и уютное.
    Первое, что мне встретилось и поразило - "Или даже не бог, а какой-нибудь его зам
    поднесет тебя к близоруким своим глазам
    обнаженным камушком, мертвым шершнем
    и прольет на тебя дыхание, как бальзам,...
    ...Ну привет, вот бог, а я его генерал,
    я тебя придирчиво выбирал
    и прибрал со всем твоим
    барахлишком
    человеческий, весь в прожилочках, минерал,
    что-то ты глядишь изумленно слишком
    будто бы ни разу
    не умирал…"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга. Вы правы: с уютием здесь сложно. Но мир при нашем рождении не обещал нам нежность как константу. Он такой, какой есть. Вместе с «природным явлением» Верой Полозковой. Мозг почему-то начинает работать в усиленном режиме.

      Удалить
  3. Лена,

    А "Адреса любви" про что?

    С музыкой текст совершенно по-другому воспринимается. Впервые вижу испольнительницу слэма ;) Мне казалось, что как и в рэпе, в этом музыкальном направлении больше мальчиков ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, «Адреса любви» — путешествия по Москве, Петербургу, Парижу в перекрёстках не всегда счастливой любви. Пока читаю первую главу про Дениса Давыдова. Представляешь, умирал от сердечного приступа, а жена его не стала отправлять за врачом: лошадей пожалела 25 вёрст гонять.

      Мальчики-девочки... Какая разница? Смысла хочется.

      Удалить
    2. Лена,

      Воспоминание из детства: фильм про Дениса Давыдова. Такой красивый актёр его играл! ;)

      Не знала, что у него была такая бессердечная жена :(

      Удалить
    3. Фильм назывался «Эскадрон гусар летучих»? И рефреном песня: «Я люблю кровавый бой!» Таня, ты про этот вспоминаешь?

      Удалить
    4. Ну вот, ещё одна ниточка нас соединяет.

      Удалить
    5. Лена,

      :)

      А песню я на ночь послушала и поскакала дальше ;)

      Удалить
  4. Это выход из тоннеля)
    Думаю, пионеры примут и поймут. И ведь слава богу,что есть нечто, не похожее на классическое.
    даже читает с улыбкой и двигается в такт музыке)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, ну пусть 4 из 120 услышат. И половина не примет. Так тоже бывает. Всё равно буду продолжать «танцы с бубнами».

      Удалить
  5. Когда я начала читать книгу, то первые строчки мне не совсем удалось прочитать нормально. Привыкла к стихотворениям классиков и просто не ожидала такого поворота. Самое интересное, что этот поворот мне очень понравился. Сегодня я впервые за долгий промежуток времени с жадностью читала каждую строчку. Спасибо большое, что познакомили с творчеством такого талантливого человека! Как же прекрасно открывать для себя что-то новое. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Рецензия.

    Я аж захлебнулась от ощущения откровения и кино,
    так кинематографично просто сложное выписано и решено.
    есть видЕние и причуда, есть иллюзия и ответ,
    нет ни тени фальши. Откуда (?!?) этот подлинный жёсткий свет?

    Лена, спасибо! Никогда не попадалось, очень порадовалась!

    ОтветитьУдалить
  7. Лена, я,конечно,безвозвратно устарела для восприятия поэзии такого стиля, как старая сухая коряга не впитывает небесной влаги. Но если молодым это нравится, значит это хорошо, это тревожит их души и это правильно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мама, ты сегодня, смотрю, в поэтическом настроении. Надо же, какой сравнительный пассаж закрутила!

      Возможно, форма тебе не близка, но там содержание — главное.

      Удалить
    2. Спасибо, приму к сведению.

      Удалить
    3. Когда я закончила школу, из «нестандартных» поэтов мне был известен только Маяковский, за «нестандартность» мной и любимый. В то время я с восторгом присматривалась к поэзии, например, Дмитрия Пригова; казалось, ещё чуть-чуть, и я постигну глубинный смысл такой поэзии. Так и не постигла). Хотя в некоторых житейских ситуациях его произведения очень даже уместны.
      С возрастом осторожнее стала относиться ко всякого рода «нестандартностям»: часто за ними скрывается графоманство.
      В «нестандартной» поэзии Веры Полозковой действительно, главное - содержание. Отказ от формы - попытка её «выключения», чтобы она не мешала думать. Недаром точек в стихотворении «Смех» всего три.
      Не всё в этом стихотворении для меня приемлемо: считаю, правильно, что из выступления в «Вечернем Урганте» была убрана строчка про мекку и колодцы. Но важно то, что думать оно заставляет, с этой строчкой или без неё.

      Удалить
    4. Алла Викторовна, и я об этом. Думать.
      Не восторг: «новое имя-люблюнемогу», а остановиться, прислушаться. Спасибо.

      Удалить