вторник, 25 февраля 2014 г.

Ахматова и Цветаева. Вместо сочинения

К счастью, одиннадцатиклассникам в этом году писать сочинение не придётся. Поэтому могу позволить себе некоторые вольности.

По плану сочинение было. Но что получу в итоге? 10 переписанных с просторов родного интернета опусов (если не отберу телефоны), 4 вменяемых размышления, несколько иных и 2 пустых листочка. Оно мне надо?

Пробуем иначе.
— Представьте, что есть музей Ахматовой и Цветаевой. Ваша задача — создать эскиз стенда, напротив которого посетители непременно остановятся.


— Катя, иди к нам!
— Серёжа, мы с тобой!



Организовывать пространство дети умеют, прикрепляться к лидерам тоже. Но попросила «мозг класса» (оксюморонный в повседневной школьной жизни) на этот раз объединиться. О результатах не пожалела. «Поэт и власть» — это от них.  Геля спросила: «А можно за Ваш компьютер?» Можно. Ну любит ребёнок работать в одиночку.


Лидеров изъяла — у остальных просто нет выбора: приходится генерировать таковых изнутри. Кто-нибудь непременно найдётся. Естественно, моё большое ухо прислушивалось к разговорам во время обсуждения. Это не менее ценно, чем то, что пионеры потом расскажут.

Работали 1 урок. В итоге нагенерировали:


  • Две не очень ровные (задумка авторов) линии с точкой соприкосновения в 1941 году.
  • «Поэт и власть». Схематичный, но обдуманный и логически выстроенный фрагмент с цитатами из писем и фрагментами стихотворений.
  • Воздушный эскиз двух деревьев по разные стороны листа. Крайние веточки пытаются сплестись в знаке «бесконечность». На одном из деревьев — гнездо. 
  • Условные витрины, расположенный напротив друг друга. Манекены с одеждой, книги на полках, разные переплёты на окнах. Письменные столы, тоже разные.
  • Два портрета (увлеклись всё-таки рисованием, хотя просила этого не делать. Анна Андреевна узнаваема, а Цветаева похожа на молодого Ломоносова). Быстро подрисовали ∞, услышав объяснения предыдущей группы. Но зато были Данте, Библия и Пушкин у Ахматовой. И на том спасибо. 


Что останется? Надеюсь, никогда не повернётся язык назвать Ахматову и Цветаеву «поэтессами».

За идею благодарю студентку педагогического колледжа Аню (пыталась с моей «десяткой» сделать финал по Достоевскому). 

Дети мои, или всё-таки лучше сочинение писать?

42 комментария:

  1. Надеюсь, никогда не повернётся язык назвать Ахматову и Цветаеву «поэтессами».

    Ой, а почему?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Маленькая поэтесса с огромным бантом» — это Ирина Одоевцева. И это нормально. Автор поэмы «Реквием», конечно, поэт.

      Удалить
  2. Прекрасная идея, замечательный итог, но какая глубокая и повседневная работа педагога за всеми этими ребячьими набросками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, там больше самостоятельных изысканий пионеров.

      Удалить
  3. Творческие задания всегда интересней, чем банальные сочинения. К тому же, во время таких работ одноклассники становятся ближе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, честно говоря, немного сомневалась, правильно ли делаю, что вас с Серёжей объединяю. Как оказалось, напрасно. Вы молодцы!

      Удалить
  4. Как сложно! Для меня всегда было проще сочинение написать. Представила, что за стенд я бы смогла придумать. Пожалуй, это был бы аудио стенд, где звучали стихи двух поэтов - созвучие, перекличка, противоположность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот видишь, какая ты умница, Света. А мои до такого не додумались.

      Удалить
  5. Лена, это очень хорошо. Непосвященному покажется, что по сравнению с сочинением этого мало, но на самом деле подобная работа больше, чем сочинение.

    Спасибо тебе и студентке педагогического колледжа Ане за идею, а ребятам за воплощение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ириша. Долго сомневалась, давать ли такое задание. Одобрение профессионала меня поддерживает.

      Удалить
  6. А кто линии придумал? Удачная находка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я есть у меня хороший мальчик Александр. Он предложил, Витя исполнил.

      Удалить
  7. Елена, получилось не стандартно. Значит, есть надежда, что писать будут тоже не по накатанному.

    ОтветитьУдалить
  8. Елена,

    Неужели твои дети списывают из Интернета?
    Не верю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, а чем они хуже остальных? Конечно, списывают. Поэтому приходится постоянно придумывать такие задания, чтобы интернет был не для списывания, а для мимолётной справки при необходимости.

      Удалить
    2. Елена,

      Желаю тебе неиссякающего вдохновения и фантазии для придумывания заданий!
      :)

      Удалить
  9. Лучше уж такая работа, чем сочинение. Их везде, где только можно требуют. Заучишь шаблон и никакого творчества, одни стандартные фразы и факты. К тому же рисунки из интернета не спишешь. Можно легко понять, кто как представляет тех или иных литературных деятелей. В общем, мне очень понравилось так работать на уроке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Геля, но, согласись, чтобы так работать, надо иметь немало за спиной «в рюкзачке». А это только от вас зависит, сколько прочитанных книжек там уложено ровными рядами. У некоторых, может быть, 2-3 вальяжно болтаются и не обременяют существование.

      Удалить
  10. Елена Владимировна, 8 Марта в "Цифербурге" состоится Боьшой вечер памяти М. Цветаевой. Мне кажется, посещение этого мероприятия может стать хорошим дополнением Вашего творческого урока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за информацию, ребёнок. Ты идёшь?

      Удалить
    2. Вот вроде бы и место приличное, уютное, пространство умное, замысел хороший. Но название «Большой вечер поэзии Мариночки Цветаевой» напрягает безмерно. И уже не внушает доверия.

      Удалить
  11. Такой урок мне был больше по душе, так как я вообще не большой любитель писать сочинения. Уроки, где мы объединяемся в маленькие группки всегда откладываются в памяти на отдельную полочку. Урок сравнения Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, урок о литературных течениях; уроки, которые мы проводим сами. Мало кто может рассказать о своих уроках литературы подобное. Приятно, что я имею такую возможность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Уроки, которые мы проводим сами...» Крис, Аня Бродского ко вторнику готовит. Присоединилась?

      Боюсь, не всем Иосиф Александрович ко двору придётся.

      Удалить
    2. Елена Владимировна, работа идет полным ходом. С нетерпением жду вторника. Надеюсь оправдать свои и Ваши ожидания.

      Удалить
    3. Анюта, всё у вас получится, я знаю. Не растеряйте, пожалуйста, материалы. Очень хочу видеть потом ваш пост нв «Звёздной пыли», чтобы было чтО следующим поколениям пионеров показывать.

      Удалить
  12. Я иду. По крайней мере на Высоцком мне понравилось. Надеюсь на лучшее...

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, несомненно, такая работа больше принесет пользы ребятам, а педагогу - удовлетворение. А как же прохождение практической части программы, как же каалендарно - тематическое планирование? А как ребята будут писать сочинение на ЕГЭ? Я бы такой урок провела перед сочинением, но сочинение писать надо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо? Вот так и живём с оглядкой: а вдруг проверяющий на урок продёт? И грозная тётенька проверит по журналу, возопя неистовым голосом: «В этот день пионера не было! Откуда отметка???»

      Да, не пришёл Вася Пупкин ко мне на урок. Но сочинение по почте отправил. Или ссылку на своей странице на сайте оставил. Мы так живём, нам так удобно. Я всё прокомментировала, и Вася мне ответил в комментариях.

      С календарно-тематическим планированием всё просто, Анна: пишем то, что хотят увидеть проверяющие, даём то, что душу развивает. И мозг. Страшно? Несомненно. Особенно сейчас.

      ЕГЭ? Напишем ересь, которую от нас хотят услышать. С критериями сверяемся. Шаблоны заучили. Открыто говорим детям, что так надо им для баллов.

      А душа трепетная за закрытой дверью. «Как бы чего не вышло» — это не про нас.

      Удалить
    2. Судя по всему - грозная тетенька - это я, мне как - то не по себе от Ваших признаний...

      Удалить
    3. Анна, сколько можно сидеть и бояться? Жить в скорлупе. Мы к детям приходим каждый день, и здесь нельзя врать. Да, с некоторыми коллегами и администрацией порой непросто приходится общаться. Но это второй план, то есть переживаемо. Пионеры — главное. Так получилось, что дома не всех любят, а в школе получается поговорить по-человечески иногда. Им это важно, поверьте.

      Удалить
  14. А врать администрации - это хорошо? А писать одно, а делать другое? А вот со мной всем коллегам легко общаться, потому что учу быть честными перед детьми, родителями, коллегами и самим собой. А вы чему учите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Ткаченко, а вы загляните в другие посты этого блога и узнаете, чему и как учит этот замечательный Учитель и Человек!

      Удалить
    2. Анна Ткачева, я вот тоже иногда думаю-и за что этого неправильного учителя, который непонятно чему учит, обожают дети?)

      Удалить
  15. Анна, вопрос не по окладу. Пионеров работать головой учу. А что там думают грозные люди в министерстве — это их личные проблемы. Они ведь каждый день не выходят 6 раз по 45 минут на подиум. И не работают круглосуточно медсестрой, психологом и мамой.

    Жалуюсь? Нисколько. Мне моя работа нравится. Я на своём месте.

    ОтветитьУдалить
  16. Дорогая Е. Воронина, пользовала Вашу идею. Большое спасибо!
    http://classplus.blogspot.com/2014/03/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, ну ведь правда, это замечательно, что идея сработала? Вы молодец! Всё так быстро подхватываете.

      Удалить
  17. Елена, в очередной раз огромное спасибо за идею. Ушла от шаблонных сочинений, которые на 100 % дети слизывают из Интернета. Даю на уроках вопросы, на которые за 45 минут можно ответить. Примитив? Нет, ведь любой вопрос можно сформулировать таким образом, что мысли будут кипеть!
    А "грозным тетенькам" из Министерства не понять рядового учителя, которого завалило бумагами (рабочими программами, отчетами, о-о-о-очень расширенными тем. планами, от которых отойти нельзя ни в коем случае). Правду " в Министерстве говорят", что дети в школах только мешают работе учителя)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, самое сложное здесь — придумать нечто, что нельзя списать.

      Удалить