суббота, 25 ноября 2017 г.

Что такое бестактность и как с этим бороться

Прилетает на почту вечером:


Ответила, естественно, максимально корректно со всевозможными вводными словами. Потом представила, чтО сделала бы с этим Васей Пупкиным в начале моей многострадальной карьеры, внутренне съёжилась.

Как хорошо, что мне давно не 19. Утром дома за чашкой кофе сваяла гуглодок, в школе потом распечатала. Если жизнь подкинула лимоны, будем делать лимонад.
  1. Попросила класс разделиться на группы по 4-5 человек. В шестом всё гладко прошло, пятачков пришлось немного «построить».
  2. Когда группа организовала для себя рабочее пространство (развернулись, сдвинули столы, принесли дополнительные стулья), подходила к каждой и объясняла задание (на весь класс это делать бессмысленно: увлечённые сменой обстановки, пионеры мало что слышат): «Вот вам языковая ситуация. Обсудите, заполните таблицу, выберите того, кто будет выступать от вашей группы».
  3. Все работают, наматываю второй круг: «Вопросы есть? Помощь нужна? У вас осталось 2 минуты». Тут же на их листочке пишу номер группы, чтобы потом не было путаницы. 
  4. «Возвращаемся на свои места». Если этого не сделать, неминуемо будет продолжаться обсуждение в группах, слушать выступающих никто не станет. 
  5. «Пожалуйста, группа № 1». И дальше всё пошло как по маслу: бодро выходили, рассказывали, какие ошибки нашли и что подумали о человеке. 

По дороге в школу проигрывала в голове будущее, предполагала вопрос: «А искать ошибки только по русскому языку?». Не дождалась. Специально не стала ничего комментировать, умные дети всё сделали сами. 
  • Нет слов приветствия. Не поздоровался. 
  • Странное обращение: фамилия вместо отчества.
  • Криво (некорректно) построено предложение.
  • Недопустимый требовательный тон.
  • Отсутствует запятая после обращения. 
  • В письме нет подписи. 
Дружно пришли к выводу, что наша речь говорит о нас порой гораздо больше, чем нам хотелось бы. Впрочем, как и электронные адреса. 

Заодно обсудили, что в 18:36 Марьиванна, наверное, уже дома варит борщ и гладит кота, а не сидит в школе перед электронным журналом. Посчитали мимоходом: 5а, 5б, 6а, 8б, 9б. Сколько отметок ставит учитель ежедневно? А если ещё в одном классе диктант был, в другом — сочинение, в третьем — изложение? И должна при этом помнить, что было 8 ноября?


«И милость к падшим...»

С родной девяткой не стала карусель крутить, просто показала на элективе скриншот. Это в 5 классе у пионеров возникает кровожадный вопрос: «КТО это написал?» Видимо, хочется поплясать на костях. Пятнадцатилетние дружно бросились на защиту неразумного, со всех сторон понеслось:
— Елена Владимировна, надеюсь, Вы его не очень ругали?
— Может быть, он ... ээээ... не совсем славянин?
— Смотрите, ребёнок всё-таки что-то знает: имя и фамилия написаны с прописной буквы.
— А ещё верит, что Вы всемогущая: всё помните.
— Он вообще молодец: отметками интересуется, думает, как исправить. Наверное, родители заглянули в электронный журнал.
— Да я в 5 классе прежде чем Вам письмо написать, голову помыл!

P.S. На всё действо в каждом классе ушло примерно 15 минут. Ни один пионер не пострадал. Думаю, что это важная прививка. И уж точно осмысленнее, чем вставлять пропущенные буквы.

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Елена! Прекрасно задумано и реализовано, запомнят на всю жизнь... Я каждый раз вспоминаю в таких случаях Пушкина: "Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали...". Речь выдает человека с головой:) Вам спасибо за урок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, добрый день. «На всю жизнь» — это Вы погорячились, конечно))
      Будем надеяться, что если не запомнят, то хотя бы осознают.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Елена Владимировна!
    Как бы я хотела получить любую оценку у Вас, чтобы меня вот так, в табличке, "разобрали")))
    Лена, ты неподражаема! Спасибо пионеру, порадовал)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, ну ты ведь из нормальных: языковую ситуацию чувствуешь, понимаешь, что в комментариях и чате можно, а что в письме пионеру нельзя.

      Смеяться будешь: пионер ничего не понял.

      Удалить
    2. Лена,на то он и пионер, а когда тебе пишут взрослые дяденьки и тётеньки в таком вот разрезе или даже хуже?)
      Надо задаться целью и собрать эти перлы для всеобщего обсуждения и осуждения)

      Удалить
    3. Ириш, не знаю, как со взрослыми дяденьками и тётеньками бороться, их ведь не соберёшь под одной крышей и не расскажешь, как тебе больно. Ну пусть существуют. А мы будем «жить не тужить, никому не досаждать, никого не обсуждать. И наше вам почтение».

      Ты всерьёз хочешь взрослых перевоспитывать?

      Удалить
    4. Перевоспитывать - безнадёга полная, но не могу удержаться, чтобы не сделать замечание. Хотя делаю это тихонько, в личном письме и вежливо))

      Удалить
    5. Ириша, он услышал! Вчера длительную переписку вели: всё чин чинарём.

      Удалить
    6. Не пропадёт наш скорбный труд)

      Удалить
    7. «Кто молодец? Я молодец!»
      Некоторые пионеры тоже так считают)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Владимировна! Что я люблю - это побольше "приближенности" к реальной жизни, так сказать. Я как-то точно так же рассаживала своих 9-классников и заставляла их судить написанные письма по английскому формата ОГЭ. Понрааааавилось им. А тут - прямо по горячим следам. Просто замечательно! Электронный журнал -это особенная песня)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, здравствуйте.
      Про электронный журнал печальные песни громко поёт Лада Сащенко.

      Удалить
  4. Лена,

    Мудрый подход к решению/обсуждению данной ситуации!

    Я даже не сразу поняла, что это за сообщение такое ты получила ;)

    ПС: как мне хотелось бы побыть твоим пионером!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, мне тоже хотелось бы поучить такую пионерку. Не совпали по времени, жаль. Зато в другом соприкоснулись. И это со-звучие прекрасно.

      Удалить
    2. Лена,

      Я тоже рада нашему знакомству! :)
      И уверена, что и встреча будет!

      Удалить
    3. Всё ведь в наших руках, правда, Таня? Загадаю под ёлочкой дополнительное желание на 2018 год. И поволшеблю немножко))

      Удалить
    4. Лена,

      Да!
      Я тогда тоже постараюсь поколдовать ;)

      "Колдуй, баба, колдуй, дед,
      Трое сбоку - ваших нет..." ;)

      Удалить
  5. "Нежное послание"... Жаль, что пионер не понял, но другим учиться на чужих ошибках тоже важно. Спасибо, Елена Владимировна, провели урок для всех!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, ну ведь в нашей с Вами работе все время так: «Неважно, что кто-то не слышит — важно, что кто-то услышал».

      Удалить
  6. Когда мы рассказывали какие ошибки мы нашли, мне стало немного стыдно, что наша группа нашла меньше, чем группа других ребят... Я бы даже не подумала, что можно написать про «недопустимый требовательный тон». Еще мы не знали как пишется «грамотный». Да и если бы я писала это всё одна, я бы наверное ничего не успела сделать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олюшка (когда перестану вздрагивать, что отвечаю не Марине?), дело ведь не в том, кто больше, а кто меньше ошибок нашёл: не соревнование было, а повод задуматься.

      Радуюсь:
      1. Со словом «грамотный» у тебя теперь всё хорошо.
      2. Мои любимые человеческие кавычки ставить научилась.
      Умница, дочка!

      Удалить