четверг, 18 сентября 2014 г.

Мы говорим на разных языках?

«Двойка» из коллекции анимированных отметок Александра Кононова

Где пионеры — а где я? Триста лет тому назад «2» называли «бананом». Дети очень удивились. Нет сегодня в их активном школьном словарном запасе такого слова. Но есть другие. Закрытость лексики социальных групп никто не отменял. До недавнего времени я тоже не знала многих слов.

6 класс. Тема (спасибо, что вообще есть) «Жаргонизмы». Полстранички невразумительного текста в учебнике и таких же упражнений. Но нам так скучно.

— Словарь составим? Вы ведь между собой разговаривайте не так, как со мной?
— Есессно.

И дальше можно разговаривать-договариваться. Про ссылки на текст и картинки, про размещение слайда в алфавитном порядке, про приличное-неприличное. У меня очень умные пионеры. Стоит спросить, что делать, если слова начинаются на одну букву, непременно всё расскажут. И слайд рабочий с правильными кавычками в презентацию добавят. Удалят потом за 5 минут до урока, исправив «косяки» (не моё слово) одноклассников.

Вот что получилось:



Заодно о троллинге поговорили и о правильной реакции на это явление. Интересно, а будут ли различаться слова в разных возрастных группах? Так появились работы старшеклассников. Прелюбопытные наблюдения и поводы для разговоров на разные темы.






Дети мои, если вы ещё не успели сделать свой слайд, поторопитесь, пожалуйста (права редакторов пока есть у всех). Заметили ошибку у себя или одноклассника, исправьте. Всё-таки на просторы родного интернета вышли. Напоминаю, что слайды можно комментировать.

Творческие натуры с аналитическим складом ума! Кто возьмёт на себя труд проанализировать материал и сделать выводы? Кстати, интересная исследовательская работа может получиться.

Мальчик Саша на домашнем обучении, но блог мой читает и тоже хочет присутствовать. Такая работа получилась. Почти месяц боролись с неуправляемыми шрифтами и ссылками.

53 комментария:

  1. Отличная работа! Немного расширила свой словарный запас :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень надеюсь, что кто-нибудь всё-таки возьмётся за систематизацию и анализ. Мне кажется, здесь инфографика может сработать.

      Удалить
  2. Да, ребята - молодцы! Я тоже пополнила свой словарный запас:)
    Забавно, но словарь шестиклассников мне оказался практически знаком. А вот 11 класс... нужны ещё упражнения тренировочные , чтобы всё запомнить)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, подозреваю, что 11 класс немного пококетничал. Я ведь слышу их (Большое Ухо) и в групповой работе, и на переменах. Совсем иной лексикон.

      Удалить
    2. Кстати, аналогично, презентация шестиклассников - самая тёплая ламповая, по-моему (вот и ещё один экспонат в коллекцию :) )

      У 11-го класса большинство фраз заточено под сиюминутный тренд интернет-общения. Даже, скорее, комментирования.

      Удалить
  3. Посмотрела все три работы. Встретила повторяющиеся термины. Чем старше авторы, тем меньше знакомых слов.
    Понравились убитые еноты)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ведь старшие должны быть ближе к нам по возрасту и, как следствие, по языковым моделям.

      Удалить
    2. Лена, не модели мы, не модели)))

      Удалить
    3. Ах, кто бы говорил! Кстати, 11 класс — это те, которым ты в 8 стихи свои читала и «Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар» звонким голосом пела. Они тебя помнят. И любят.

      Удалить
  4. Хм... В конце концов не зря поработали! Оказывается взрослые тоже могут многому научится от детей! =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не зря, Лёша, не зря. Дала ссылку в ФБ другим взрослым. Уверена, судьба убитых енотов им не безразлична)))

      Удалить
    2. Ага. Я уже пришла по этой ссылке. Хотела узнать кто и зачем лишил жизни бедных енотов. ))

      Что ж... помнится, мы говорили: "четко!" - сейчас бы сказали "классно!", "супер!". А когда мои родители были молоды, говорили, например - "железно". А их родители не могли понять при чем тут металл? ))
      У каждого поколения свои словечки.

      Удалить
    3. Ириша, ты вычислила, что Алексис из 6«б»? С ума сойти! Самый внимательный читатель.

      Алексис, дорогой, а Вам сюда: «ХочеТСЯ потренироваТЬСЯ». Спряжения вчера на уроке Вам были подвластны, а вот с мягким знаком отношения как-то не сложились... Удачи! Для справки: «оказывается» — вводное слово, выделяется запятыми (материал 8 класса, но что мешает сейчас усвоить?)

      VolNa, спасибо за «железно»! Мои родители так тоже говорили. На минуту перенеслась в детство.

      Удалить
    4. Типа я теперь известная личность... Всегда об этом мечтал! =)

      Удалить
    5. «Типа». Лёша, в словарь внеси, пожалуйста. И больше никогда не используй, о моя известная личность!

      Удалить
  5. Спасибо за пояснения к LOL... Мне часто читатели из Голландии в комментариях в конце вставляют это самое LOL. Google-переводчик мозг сломал и себе, и мне... Теперь понимаю, что сие означает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, учимся у детей, учимся. Мне этот процесс бесконечно нравится. Правда, некоторые пионеры до сих пор путают в своём сознании «LOL» и «лох»...

      Удалить
  6. Одна рысь и столько убитых енотов за неё!

    ОтветитьУдалить
  7. Не зря в Шотландии Лохнесское чудовище никто не видел оно стесняется своего имени "ЛОХнесское чудовище".

    ОтветитьУдалить
  8. Мне понравились все три работы!Я узнала много новых слов!Но,больше всего мне понравилось слово Хасл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сабинка, а пробелы и кавычки делать я не учила? Укушу за ногу в понедельник!

      Удалить
    2. Пробел и кавычки залипли наверное...

      Удалить
    3. Доживём до понедельника.

      Алексис, не устаю Вас огорчать: «наверное» — тоже вводное слово.

      Удалить
  9. И неожиданно на уроке (спасибо хорошему мальчику Диме) слова «бадлон» и «поребрик» возникли.

    Ольга Лукас. «Поребрик из бордюрного камня». Читать. Возмущаться. Думать. Картинки хороши и с текстом живут органично. На рекламу, как вскегда, не обращаем внимая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В связи с этой книгой вспомнила артековскую историю, когда после всяческих нападок ироничных москвичей, опираясь на московско-питерский разговорник, сформулировала несколько вопросов, поставивших москвичей в тупик и вогнавших в ступор.
      1) Где искать человека, который живет в точке перед кольцом тэшки?
      2) Где в поликлинике выдают номерки - там же, где и в театре или не только?
      3) Что предлагает сделать человек, говорящий, что надо свернуть в карман?
      4) Что такое "сахарная трубочка"?
      5) Что имеют в виду, когда просят взять латку из пенала - и где можно об этом попросить?
      В отместку униженные москвичи сообщили мне фразу, в которой, по их мнению, сконцентрирован весь питерский снобизм: "Выходя из парадного в бадлоне, не бросайте хабарик на поребрик".
      Все истории можно использовать при изучении территориальных диалектов )))

      Удалить
    2. Виртуозно, как всегда. Юльевна, спасибо!

      Удалить
  10. Фуф главное что Осла один, а то я уж испугался что подумают что у Елены Владимировны целых 3 Лёши... Что-же тогда было-бы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексис (он же Лёша), я не поняла, ты продолжаешь тешить своё тщеславие или всё-таки сходил по сслыке?

      Удалить
  11. Вопль ученицы: «Аааа! Марьиванна, у меня закончились слова. Все уже разобрали».

    Так хочется побыть Станиславским и воскликнуть: «Не верю!»

    ОтветитьУдалить
  12. Елена Владимировна я нашёл ещё 2 слова для презентации и уже вставил, посмотрите что появилось новое в презентации 6 "Б"... =)

    ОтветитьУдалить
  13. Лена,

    Я улыбнулась, когда "магаз" увидела. Мы до сих пор с братом так говорим ;) А ведь взрослые люди уже ;)

    LOL у нас очень употребляется в речи. Люди (молодые) так и говорят. Например:
    "Мой кот сегодня залез в холодильник, лол" ;)

    И мне про убитых енотов понравилось! Никогда не слышала!
    :)

    ОтветитьУдалить
  14. Читали с мамой, честно говоря, 6 класс показался нам «зеками». Если слово «барыга» меня не удивило, то «весло» очень даже. Потому что у зеков реально так обозначается ложка. И еще много слов в таком духе.
    Ну, и кстати, про убитого енота я не знала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, они хорошие и любимые. Все выкрутасы от детсткости. Пройдёт.. У вас ведь прошло.

      Удалить
  15. Очень интересно. Узнал много новых слов. Спасибо за такую работу.

    ОтветитьУдалить
  16. Было интересно посмотреть работы старшеклассников.Узнала много новых слов.

    ОтветитьУдалить
  17. Действительно очень много новых слов. Спасибо Елена Владимировна за такое замечательное задание.

    ОтветитьУдалить
  18. Думаю, все три презентации получились очень хорошими. Смотреть презентации старшеклассников очень интересно. О существовании некоторых слов я даже не знала. Елена Владимировна, спасибо за такую отличную тему для размышлений.

    ОтветитьУдалить
  19. Мне понравились все работы. Я узнал много новых слов. Было интересно смотреть работы старшеклассников.

    ОтветитьУдалить
  20. И вам спасибо, дети мои, что презентация шестиклассников выглядит достойно. Придётся вам побыть в роли учителей и научить всему 5«б» класс.

    ОтветитьУдалить
  21. Очень интересно было читать презентации. Не которые значения слов были мне знакомы, а другие слова я узнала. Каждая презентация интересна по своему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алинка, где твоё языковой чутьё? Ну хорошо, в силу возраста ты не знаешь, что «по-своему» пишется через дефис. Но написать слово «некоторые» раздельно! Это надо было умудриться. Выходим в интернет — отвечаем за каждое слово. И не забываем, что есть на свете «Грамота.ру», там всё можно проверить легко и быстро.

      Удалить
  22. Интересные презентации (краткость-сестра таланта).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Генрих, дорогой, нельзя быть настолько талантливым.

      Кстати, длинное тире никто не отменял. А перед ним и после него ещё и пробелы положено делать. Представляешь, какой занудный у вас классный руководитель?

      Удалить
    2. Почему? Вы очень добрая и умная женщина.

      Удалить
    3. Притворяюсь. Спроси у 11 класса, они тебе раскроют глаза. Не видишь, как рыдают в коридоре?

      Удалить
    4. Ну и что. Несколько людей в классе состоят в Тёмной Империи. Но притворяются, что они хорошие ученики. Как вам такой поворот.

      Удалить
    5. Хм, Генрих, я в конце последнего предложения — исключительно из природного занудства — поставила бы вопросительный знак. А уж сколько Тёмных Империй на своём веку пережила, и не сосчитать. Мне впору памятник ставить из чистого золота на фоне помойки.

      Удалить
  23. Елена Владимировна, спасибо за презентации! В данное время разбираем фразеологизмы на уроках русского языка в начальной школе. Тема заинтересовала - малышам нравится разгадывать значения устойчивых оборотов. Иногда дают такие удивительные толкования! Будут постарше, обязательно воспользуюсь Вашими идеями! Ну, очень заманчиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, спасибо за внимание к моему блогу. Пользуйтесь на здоровье всем, что приглянулось. Для того и пишу. Гостям всегда рада.

      Удалить