воскресенье, 27 сентября 2015 г.

«Роман горбуна», или роман с новым классом

«Десятку» брать всегда непросто, а эту вовсе не хотела. Так бывает. Как правило, параллельные классы если не живут душа в душу (было и такое), то хотя бы общаются на уровне «а что сегодня на химии было?»

У этих ничего общего не было, даже химии. Голову сломала, как провести первый урок литературы. Хорошо, что в жизни есть несравненная +Зинаида Смирнова, которая волшебным июльским днём в метро ткнула в 20 строк на экране мобильного телефона: «Леночка, читали? Я когда-то урок по нему давала. И разработки где-то лежат». В классических романах здесь должна сверкать молния. У меня мысль: может быть, не всё потеряно, «десятку» попробую хоть как-то объединить.



Ожидания и действительность

Первым уроком в этом году по расписанию был русский язык. Дивная картина! Слева «ашки», справа «бэшки», посередине — два «юноши бледных со взором горящим» из соседней школы. Мечта учителя.
Хорошо, пусть пока так будет. Ровным приветливым голосом рассказала, что нет у меня времени на ссоры, распри и прочие глупости, потому что говорить придётся о любви. Вся русская классическая литература о ней, и с этим ничего не могу поделать. Потом «выдрами» озадачила с попутными вопросами и почтой Google. На этом и расстались до следующего урока. Молча.

Литература

Ежу понятно, что большие пионеры входят в кабинет группками: кто с кем общается. А тут я традиционно на пороге, но не просто воротничок поправить и подмигнуть, а с детскими разноцветными квадратиками: «Держи, это тебе!» Недоумевают, морщатся некоторые, но берут. А куда деваться? Не бросать ведь у дверей? Всё-таки позиционируют себя взрослыми людьми. Квадратики с чередованием разложила, чтобы приятелям не досталось одинаковых. Для опоздавших — в кабинет можно входить спокойно даже на тридцать восьмой минуте урока, только не мешать никому и быстро включаться в работу — оставила при входе на тумбочке.

На доске написано слово «Роман».

Вошли, сели, выдохнули. «Отложите эту гадость в сторону, позже займёмся. Сейчас разминка для мозга: чертим мою любимую «табличку на полстанички». Две графы: я диктую фамилии, вы пишете во второй имя и отчество. Только не гуглим до поры до времени». Со взрослыми людьми приятно договариваться.
  1. Пушкин
  2. Лермонтов
  3. Гоголь
  4. Грибоедов
  5. Есенин
  6. Крылов
  7. Радищев
  8. Достоевский
  9. Маяковский
  10. Ломоносов
  11. Жуковский
  12. Толстой
  13. Толстой
  14. Толстой
  15. Толстая
Сначала всё было хорошо, но некоторые сломались уже на втором Толстом. Потом проверили (на первых порах хором), в случае заминки пытались найти источники информации: портреты писателей в кабинете, специальная тетрадь по литературе со справочным материалом (спасибо, родители!), верный друг интернет.

— Кто набрал 15 плюсиков?
— 14?
— 13?

Дальше экспериментировать не стала, дабы не травмировать юную психику. И не сообщила, что у злостной Марьиванны таких табличек целых 6 заготовлено. На это ушло почти 10 минут, но это с моими беглыми комментариями к персоналиям. 

Внезапный постскриптум. Можно использовать разнообразно:

  • Один пионер выходит к доске, остальные поднимают руки (сам выбирает, кого спрашивать), называют фамилию, тот отвечает именем-отчеством. Если не знает — хоровая подсказка. 10 верных ответов гарантируют «5» в журнал. И снова интересно наблюдать за детьми; «Спроси, спроси меня: я тебе лёгкое загадаю!»
  • Больших моё предложение не заинтересовало, а семиклассники вовсю резвятся, контент ваяют, чтобы Марьиванна во всех классах могла использовать; раз, два, три. С Ванечкой и сейчас переписываемся: усложняет конструкцию. Пост опубликовала, Сабинка ещё подтянулась. Четыре.
  • Напугать страшной контрольной в конце четверти. Обычно не срабатывает.
Дабы некоторые не очень расстраивались по поводу собственной несостоятельности, перевела вектор. «Какие ассоциации возникают в связи с записанным на доске словом?» Выслушала каждого, всем спасибо. 

— У кого не присутствовало слово «любовь»?
8 рук.

Мимолётом раздала листочки с текстом. Последняя фраза и концовка предпоследней отсутствуют. 

         «Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:



   "Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок..."
   Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой...»

Предполагала, что буду задавать вопросы. Как же! Меня засыпали. Тут главное — не поддаться искушению и вовремя промолчать, тогда появляются первые робкие версии финала, наблюдательные находят цветовые параллели, коллективный разум бурлит уже без меня. Разошлись во мнениях о месте и времени действия, затребовали фамилию автора и дату написания рассказа. М-да, дискуссию пока вести не умеют, но дело поправимое. Естественно, двух моих реплик было недостаточно, перебивать друг друга в горячем споре ещё не раз станут. Сейчас не это важно. 

Все забыли про квадратики. Отлично. Самое время вспомнить. «Делимся на группы по цветам, организуем рабочее пространство». Исподтишка наблюдаю, как вывернутся. Очень важная история: лидеры-организаторы проявляются мгновенно. «Бывалые» предлагают удобно развернуть парты. 





На каждую группу — один лист формата А4, задание и 12 минут времени на работу. В условиях дедлайна волей-неволей приходится учиться взаимодействовать.
  • 1 группа. Если бы письмо было не анонимным, то что ответил бы герой рассказа?
  • 2 группа. Дневник героя. 3 записи.
  • 3 группа. Дневник героини. 
  • 4 группа. Письмо героя другу (на любом этапе развития событий).
  • 5 группа. Письмо героини.
Класс превращается в гудящий улей. Здесь тоже небезынтересно наблюдать за «матками», «рабочими пчёлами» и «трутнями». Брожу между столами, отвечаю на уточняющие вопросы.

Самовыражаемся. Предполагала, что будут трения внутри групп, кто пойдёт отвечать. Не на тех напала! Они всё-таки сумели внутри себя договориться. Околесицу порой несли — это нормально. Зато есть повод поговорить, почему в XIX веке невозможно было обращение; «Дорогой дневник!» И где писать дату и город. И с лёгкой руки Моники вспомнить про письмо Татьяны. Не наговориться нам было.

Домашнее задание

Осторожные просто ответили на вопросы в гуглодоке. И было мне временами счастье в их эссе. Минус 138 часов (гипербола) на чаты и письма? Нет, не жалко. Это ведь мои пионеры.
Хорошая девочка Улькер размышляла о жизни в эссе-видео.

Совсем безбашенные отчаялись на фильм. Уверяют, что сделали лучше, чем выпускники ВГИКа. Не буду спорить. В арсенале было немного: фотокамера на телефоне, кабинет домоводства, парк Бабушкина, прохожие, петербургский дождь.

Из переписки;
— Добрый вечер, Елена Владимировна! Время вечер, а я сижу в кабинете № 21 и монтирую фильм «Роман горбуна». Надеюсь, труды не пропадут. Сидели с Моникой с 15.00, но вскоре она меня покинула. Я одна-одинёшенька. Кстати, времени зря не теряю: ударник литературной речи помогает мне преодолеть одиночество.

Потом ещё поговорили с Лерой про походку Александра и музыкальное сопровождение: мне показался начальный фрагмент слишком уж отсылочным к фильму «Осенний марафон», что с Буниным никак не вяжется. Пионеры просто на слух и настроение музыку подбирали, сслылка на фильм ни о чём не сказала. Андрей Петров — гений. В конце концов смирилась: там в начале фильма правильные фразы.
— Талантливый не я: это они. Я только перевожу.



Не знаю, как ещё Тётушку Судьбу задобрить, чтобы созвучные пионеры не прекращались.

На уровне химического притяжения с «десяткой» что-то возникает.

37 комментариев:

  1. Чёрно-белое - правильно, в точку. Музыка тоже к месту. Игра искренняя. Просмотров пока мало. Мы совсем первые смотрим? Тогда вдвойне спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первые. Чувствуешь, какие у меня правильные пионеры? Сами, всё сами. Александр тоже только у меня на перемене окончательный вариант увидел. В макушку поцеловала. Барышней тоже.

      Удалить
  2. Лена,

    Молодцы какие!
    Очень понравилась музыка и выбор чёрно-белого :)

    А как товарищи по классу оценили фильм?

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово! Рассказ раньше не читала, но финал угадывался... Ребята поработали над фильмом отлично, очень понравилось!
    Елена, меня всегда удивлял учебник литературного чтения в начальных классах, когда имя автора указывается буквой. Ну почему не дать полное, чтобы зрительную память включить? Может тогда табличка на полстранички заполнялась тогда на "ура"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А слёзы дождя в финале... Барышни ещё обещали «фильм о фильме» сделать.

      Да, с именами писателей беда, приходится потом навёрстывать.

      Удалить
    2. Надюшкина мама — учитель математики у нас в школе. Чай пьём вместе на второй перемене. «Представляешь, дочь моя вчера тестировала меня на презентации. Несказанно удивилась, что я знаю Татьяну Толстую».

      Удалить
  4. Прекрасная работа! Хорошая актерская игра, фильм сделан с душой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, уверена, одноклассникам приятна твоя похвала.

      Удалить
  5. Мурашки по коже... Лена, ты хоть сама понимаешь какой ты Учитель! Ты вдохновляешь ребят на творчество, подвиги (собственные подвиги, как вызов самому себе) и, главное, способствуешь тому, чтобы они попытались понять что-то важное про себя. Чтобы рассказ Бунина для них оказался не просто текстом, набором слов, который когда-то "Великий Писатель" написал и мы теперь читаем и анализируем "как вы думаете, что автор хотел сказать этой фразой? Они этот рассказ прочитывают своим прочтением, пропуская его через себя, наполняя своей рефлексией.
    Восхищаюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я понимаю, что мне всё время достаются золотые дети, которые пусть даже не всё умеют, но не боятся пробовать и делать.

      Хорошо бы услышать от создателей ролика, с какими трудностями пришлось столкнуться во время съёмок.

      Удалить
    2. Как хорошо, что с трудностями сталкиваться не пришлось. Был только дождь, который мешал снимать, ибо из-за него на объектив попадала вода, и приходилось постоянно останавливать съемки, чтобы вытереть объектив.

      Удалить
    3. Зато в финале дождь стал полноправным партнёром по фильму и плакал вместе с героями.

      Удалить
  6. И я желаю Вам, чтобы созвучные пионеры не кончались! Чтобы они хотели и могли впитывать то, что Вы так щедро даете им!

    ОтветитьУдалить
  7. Химия и русская литература [литература любви] несовместимы, но в нашем 10А возможно всё!
    Наверное, с Вашей стороны учителя, мы выглядим, как детский сад в котором детки перешли в старшую группу яслей, ибо очень много выпендриваемся..
    Но воспитательница всё-таки воспитает нас)))
    Прошёл один месяц учёбы, я считаю, что с позиции химии мы на стадии молекул. Не всё так грустно!

    Видео очень достойное, актёры, Моника и Саша, Вы герои, а монтаж это отдельная тема, молодец Лера. Смотрел и думал: у русского кино есть будущее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глеб, ну тебе ли рассказывать, сколько бессонных ночей проведено и писем написано!

      Воспитываете вы сами себя. Или нет. Личный выбор каждого. Просто знайте, что я всегда рядом, о мои «молекулы». Да, пока нам непросто будет, но вы ведь уже почти большие.

      Удалить
    2. Скоро "АГУ" будем сдавать) Такие дела.

      Удалить
  8. Мы с ребятами за сентябрь стали одной дружной семьёй! Без "бэшек" класс уже и не представляю. Вместе веселее!

    Фильм очень-очень понравился! Ребята большие молодцы!!! Их вариант понравился больше, чем видеоролики про горбуна в интернете. Талантливый у нас класс получился, всех бы подтянуть к таким работам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Улька, оптимистка ты моя! Про «семью», наверное, ещё рано говорить, но ты права: стало гораздо теплее, чем было в первые дни.

      Может быть, твой ролик-эссе тоже в блог вставить?

      Удалить
    2. Это пока так. На последнем звонке однозначно все будем плакать!

      Ой, а я и не знаю... На ваше усмотрение. Критика, конечно, всегда интересна. :)

      Удалить
    3. Дала ссылку. Пусть будет: это тоже небезынтересный вид размышлений над текстом.

      Удалить
  9. Да, фильм получился потрясающий...
    Елена, Вы учитель от Бога.

    ОтветитьУдалить
  10. Елена, как всегда все здорово! И задумка интересная, чтобы класс слить воедино. Как это важно, чтобы новенькие не чувствовали себя отчужденно. Смотрю на новеньких в 10-х кл. и тоже стараюсь их на время урока хотя бы "влить" в коллектив. Получается, но не всегда. Не хотят сразу открываться ребята)
    Ну, а творческие задания нас пока еще ждут. Все впереди. Спасибо за прилив вдохновения, который возникает регулярно после ваших постов. Удачи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, конечно, не хотят открываться. Более того, и не обязаны. Всегда неимоверно трудно найти в таких ситуациях верный жест, взгляд, интонацию, слово, движение бровей. Часто приходится импровизировать прямо на ходу и ночами обдумывать фразы (хотя утром всё может пойти «не по сценарию»).
      И Вам удачи, коллега.

      Удалить
  11. Я помню как опоздал и недоумевал, когда мне сказали взять листочек (мне попался синий), я весь урок о нём думал, потом всё стало на свои места. Мы бы ли 5 группой: Я, Улька, Макс,Лера и Гена, нашим задание было "Письмо героини".Мы долго не знали, что писать и в итоге не дописали из-за этого Ульке пришлось придумывать на ходу. Хороший был урок! У меня только один вопрос. Елена Владимировна почему вы не хотели нас брать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хусрав, видишь ли в чём дело: волей случая мне пришлось замещать в прошлом году в параллельном классе несколько уроков. Каждый раз чувствовала себя выжатым лимоном: словно стеклянная стена между нами, почти откровенное хамство, непрекращающаяся «война мышей и лягушек», которая обычно заканчивается к 8 классу или вообще не возникает, как у вас.

      Осознавала, что не смогу просто отвернуться к окну и бесстрастно рассказывать про ЖИ-ШИ. Глаза нужны, понимаешь? Всё лето страдала. Теперь немного оживаю. Спасибо, дети мои, за поддержку.

      Удалить
  12. Решила наконец-то тоже написать и всё рассказать. (снова) Во-первых, спасибо огромное за проделанную работу, Лерочка и Саша. Я очень рада, что мне пришлось работать, если это так можно сказать, но я думаю, что можно, именно с вами. Конечно, это мои бывшие одноклассники, мой бывший любимый "Б" класс, но всё же... Поработав даже с моими ребятами, я поняла, что это какие-то другие люди, которых я не знала до сих пор. Ну а во-вторых, спасибо огромное Вам, Елена Владимировна, потому что если бы не Вы, мы бы никогда не смогли сделать всего этого. Постоянно вспоминаю то, когда Вы в первый раз задали подобное задание, как же мы тогда все взбесились, мол зачем нам снимать эти видео, кому они вообще нужны, что за бред?! Но вы знаете, спустя пару я понимаю, что это было нужно, действительно нужно. и я Вам безумно за это благодарна, Спасибо! Надеюсь, что и следующая работа, но уже как Вы знаете, с новыми ребятами, окажется такой же эффектной. Спасибо всем огромное за Ваши комментарии! Нам всем безумно приятно, спасибо!
    Видео не могу опубликовать, может у Вас как-то получится, Елена Владимировна? Как что, сразу добавлю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моника, рада, что ты понимаешь важность и необходимость такого вида работы. Это не просто иное прочтение и проживание текста — это новое открытие себя и одноклассников. И через несколько лет есть к чему возвратиться...

      «Фильм о фильме». Тяжёлые будни молодых кинематографистов и забавные моменты.

      Удалить
    2. Конечно, я с вами полностью согласна.

      Удалить
    3. Моника, я тут вдруг заностальгировала и ушла с нескрываемым удовольствием пересматривать вас, мальков: «Повести Белкина».

      Перед глазами до сих пор стоит видение, как ты бросилась позавчера к мелькнувшему звёздочкой Марату. Они уходят, но всё равно пуповина не рвётся.

      Удалить
  13. Я хочу учиться в Вашем классе! Вот о чем я думала, читая Ваш пост! Замечательно! И фильм получился ... трогательный. Полный надежды... Грустный... Спасибо, ребята!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, Вы сегодня самый пытливый мой читатель: прокомментировали целых 5 постов.

      Жаль, Краснодар далеко. С удовольствием села бы за парту вместе с Вашими «Буквоежками»! Будете у нас в славном Санкт-Петербурге — звоните, пишите, приходите в гости. Хорошие люди должны быть вместе. А может быть, в марте на Конференции встретимся?

      Удалить