Сегодня уроки в традиционном понимании этого слова не вела. Фильм смотрели во всех классах.
Блокадный дневник Тани Савичевой
Попросила высказаться, какие остались вопросы после просмотра.
— А можно не наизусть учить, а ролик сделать?
— Можно, конечно. Тогда таблицу создам, ссылки туда отправляйте.
И тут было, о чём поговорить. Открываю диск, вижу, что в таблицу внесены изменения. Ссылку ведь можно по-разному оформить. Но когда она выглядит так: «Пиу!», понимаю, что 6 лет входила в этот класс напрасно, если не сумела донести до девочки простые мысли о памяти, уважении, сострадании. Озвучила ситуацию на уроке, ссылка была исправлена, работа по ней тоже. Но не уверена, что изменилось что-то в душе.
Справедливости ради надо сказать, что были и другие отклики.
Блокадный дневник Тани Савичевой
Попросила высказаться, какие остались вопросы после просмотра.
Почему не эвакуировали бОльшее количество людей?
Как ленинградцы могли вынести всё это? Что им давало силы?
Где находилось руководство города? Как питалось?
Почему не стали делать запасы продовольствия в самом начале войны?
Зачем работали школы, ведь у детей и учителей уже не было сил?
Почему не спасли именно Таню? Судьба?
Почему Таня записывала только даты смерти родных, а не свои размышления?
Почему жителям блокадного города не сообщили сначала, что город захватили?
Что такое дистрофия?
Выжили ли другие одноклассники Тани Савичевой?
Что, кроме столярного клея, было в блокадном супе?
Почему не сумели спасти Таню?
Почему 12-летние ленинградцы уже не считались детьми?
Как же сумели выжить те люди? Те, у кого умерли родные, те, что страдали от голода и холода...
За что?
Где жила родственница Савичевых, которая была на другом конце города?
Почему правительство в начале войны отказалось от массовой эвакуации людей? Ну почему? Почему?
Почему не указывали имена умерших, когда хоронили на Пискарёвском кладбище?
Как же им удавалось сохранить человечность?
Как можно было учиться в такое время?
Насколько люди могут быть бесчеловечными?
Почему государство не применило иную политику? Как определяли, кто должен быть эвакуирован?
Что должно руководить человеком, чтобы он смог сотворить со страной, с людьми вот такое?
О чём думало правительство?
Чем отличаются каннибалы от фашистов?
Какими средствами для эвакуации жителей могли воспользоваться, но не воспользовались руководители СССР?
Почему на свет появлялись и появляются такие бесчеловечные звери-фашисты?
Как можно пережить смерть всех близких и не сойти с ума? Почему запрет на умерщвление людей голодом не ввели до войны? Как в таком состоянии дети могли учиться в школе?
Как можно выжить, питаясь кусочком хлеба в 125 граммов?
Одна ли Таня вела такой дневник?
Почему семья Савичевых не эвакуировалась ещё в самом начале блокады? Ведь без отца, кормильца, очень тяжело прожить.
Что заставляло людей жить, не падать духом?
Почему власти и ленинградцы думали, что война будет недолгой?
Почему перестали фиксировать имена погибших?
Почему население не отдавало себе отчёта о предстоящей блокаде и не позаботилось заранее о запасах?
Что нужно было делать людям: спасать мужчин, защитников или детей, будущее?
Почему факты людоедства скрываются? Такое ведь часто бывает в осаждённых городах.
Сколько времени, сколько трагедий нужно ещё, чтобы люди осознали всё страшное, что есть в войне? И научились решать конфликты с помощью компромисса.
Неделей раньше читали стихи о войне и блокаде.
— А можно не наизусть учить, а ролик сделать?
— Можно, конечно. Тогда таблицу создам, ссылки туда отправляйте.
И тут было, о чём поговорить. Открываю диск, вижу, что в таблицу внесены изменения. Ссылку ведь можно по-разному оформить. Но когда она выглядит так: «Пиу!», понимаю, что 6 лет входила в этот класс напрасно, если не сумела донести до девочки простые мысли о памяти, уважении, сострадании. Озвучила ситуацию на уроке, ссылка была исправлена, работа по ней тоже. Но не уверена, что изменилось что-то в душе.
Справедливости ради надо сказать, что были и другие отклики.
Пятиклассники заполнили рабочий лист. Порадовали ответы на вопрос о «Блокадной книге»: не читал, но заинтересовался; уже читаю; мама взяла в библиотеке, читаем вместе. Многие нашли дом, где жила Таня Савичева, сфотографировали мемориальную доску, принесли цветы.
10 и 11 классы в силу возраста проявили больше самостоятельности: хорошая девочка Алессия, лишь только я поделилась ссылкой, создала задания и презентацию-обучалку «Как работать с картами Google». Теперь наполняем постепенно карту. Знаю, что многие сегодня отправились по печальным адресам. Да, это трудно, тяжело, но необходимо, чтобы не стать манкуртами.
С праздником, город-герой Ленинград!
ЖЖ фотографа Сергея Ларенкова «Связь времён». Ленинград 1941-45/ Санкт-Петербург 2013. Невская застава.
Посмотрите, ведь это всё рядом с нашей школой! По ссылке есть и другие удивительные работы.
Лена, какие вопросы предметыне у ребят! Я бы сказала, не местечковое понимание, а государственное.
ОтветитьУдалитьПервый ролик - просто, но верно.
Ира, они как-то иначе видят мир. В нашем пионерском прошлом нам бы и в голову не пришло задать вопрос: «О чём думало правительство?» Возможно, сама подача фактов в фильме к этому подтолкнула. Или уроки учителя истории и обществознания Наталии Леонидовны. Наши кабинеты рядом, и часто из-за дверей 24-го доносятся отголоски жарких дискуссий.
УдалитьПросто, да. Но идея хорошая, не такая, как у всех. А в этом деле чем негромче, тем доходчивее.
Такой важный и пока неразрешимый вопрос: "Сколько времени, сколько трагедий нужно ещё, чтобы люди осознали всё страшное, что есть в войне? И научились решать конфликты с помощью компромисса."
ОтветитьУдалитьДолго, еще долго! Увы.... Но такие люди, как ты, кто ведет, учит и наставляет, рано или поздно победят! Иначе всем конец!
Лена, снимаю шляпу. В очередной раз.
ОтветитьУдалитьО блокаде говорить просто необходимо. В 2008 году были в Питере, жили на квартире у женщины, которая приехала в Ленинград в 1945, сразу после войны. Ей тогда было 6. Сколько воспоминаний о послевоенном городе! О тех первых впечатлениях, которые сохранились у нее на всю жизнь.
ОтветитьУдалитьА поразило ее в 2008 отношение к блокаде у современных школьников. Рассказала, как смотрела по ТВ передачу, в которой на Васильевском острове у школы, где училась Таня Савичева (если ничего не путаю с местоположением) , детей спрашивали как раз об этой девочке. Почти все сказали, что не знают, кто она такая.
Да и что говорить. С 2001 по 2008 , приезжая в Питер вместе с детьми, пытались найти экскурсию по городу с заездом на Пискаревское кладбище. Ответ в киосках у Гостиного двора был один: "Не возим. Не модно! Вот про царей теперь охотнее слушают!" Понятно, что сами поехали и детям своим рассказывали. О Тане Савичевой дочь до сих пор помнит, хотя прошло уже 6 лет.
Так что о блокаде урок нужен, тем более, что вы сами живете в этом замечательном городе-герое.
Лена, спасибо.
Лариса, Вам не повезло. Наверное, о таких экскурсиях надо спрашивать не у Гостинки :) Есть очень хорошие экскурсии по памятным военным местам. И случаются не только официальные мероприятия, например, такие: http://blog-fiesta.com/news/den-sniatiia-blokady-leningrada-programma-prazdnovaniia/. Радует, что на Манежной, на выставке "Улица жизни", - много молодых родителей с детьми. Вообще, я с осторожным оптимизмом смотрю на молодое поколение. 27 января коллега показывала на уроке 11-классникам фильм "Неизвестная война. Блокада". Класс сидел не шелохнувшись, с мокрыми глазами. Когда прозвенел звонок с урока, "Самый Отъявленный" бросился закрывать дверь в класс, чтобы никто не помешал досмотреть фильм. И потом в большом актовом зале, где читали стихи, говорили, смотрели хронику военных лет - та же глубокая тишина.
УдалитьНо как замечательно Лена идет дальше, задавая вопросы - не всегда удобные, колючие, болезненные. Думайте, пионеры, анализируйте, сомневайтесь...
Елена,
ОтветитьУдалитьЯ в очередной раз не нахожу слов, чтобы выразить своё восхищение перед твоим предподавательским талантом...
Жаль, что немецкие солдаты не остановились, не сказали своим военачальникам, что это низко, воевать не с солдатами, а с детьми, женщинами и стариками! Ведь война это только солдатское дело, а блокада Ленинграда - это война между городом и "солдатами".
ОтветитьУдалитьЭтого не должно было произойти! В особенности 1 мил погибших! Я считаю это главной трагедией ВОВ.
Глеб, ты думаешь, что это их волновало? У фашистов была цель - захват города и завоевание территории. А женщины сами шли в санчасть, мужчин забирали в армию, а детей брали работать после 14. Сами немцы тех кого забирали, просто заставляли работать, а тех, кто не хотел - расстреливали. Мою бабушку так немцы и забрали с собой, ей было 4 года и они заставляли ее работать. Они хотели уничтожить ленинградцев, поэтому и устроили блокаду, ограничили от еды.
УдалитьЛиза, спасибо тебе!
УдалитьЯ считаю, что фашисты поступили низко и подло с народом, ведь воевать за территории или за что-то другое - это одно, а губить людей - это совершенно другое. Разве можно лишать людей еды, питья и всего остального? Нет! А наши главнокомандующие, это сделали, и всё из-за них, ведь они перекрыли все дороги, трассы, и в город не могли привозить товары. Умирали дети от холода и голода, но зачем же губить невинных ребятишек? Я думаю, такое забыть никогда нельзя. Мы всегда должны быть благодарны нашим Героям за то, что они спасли наши жизни. СПАСИБО! МЫ ВАС ЛЮБИМ И ПОМНИМ!!!
ОтветитьУдалитьВойна это всегда несчастье, но так как поступили с Ленинградом немцы это, на мой взгляд, бесчеловечно. Я не понимаю, зачем убивать людей? Зачем оставлять детей без родителей… Войны не должно быть, война это всегда очень печально.
ОтветитьУдалитьПродолжаем размышлять. Выступление Даниила Гранина в бундестаге.
ОтветитьУдалитьФильм о Тане Савичевой смотрели вместе со старшей дочерью. Моей восьмикласснице это имя ещё не было известно. Некоторые вопросы, которые задавали Ваши, Елена, ученики, она задавала тоже. Но последним был совсем другой вопрос: "Почему эти ученики могут, если хотят, делать видео с любым понравившимся им стихотворением, а мы просто должны выучить наизусть то, что есть в учебнике?" Что я могла ей ответить? У них, в общем-то, неплохой учитель-словесник... Сказала ей: "Просто у вас другой учитель".
ОтветитьУдалитьАлла Викторовна, пожалуйста, не спешите судить учителя. Здесь всё очень непросто.
УдалитьСудить меня надо, ибо работаю открыто и вовсе беззаконно: YouTube в школе запрещён, Blogspot тоже. Формально давно уже должна бы сидеть за решёткой.
Люди разные. Кто-то совсем «огугленный», а кто-то отсторожный. Не знаю, где истина. Не ведаю, что можно. Просто живу.
Степень свободы — сложная вещь. Что мешает Вашей девочке выучить стихотворение, которое на душу легло, а не из учебника? Не оценят?
Елена, к сожалению, только сейчас увидела Ваш ответ: видимо, не подписалась на комментарии к посту. Учителя я не сужу, жаль, что прозвучала в моем комментарии именно такая интонация. Хорошо зная этого учителя, действительно СПЕЦИАЛИСТА-словесника, очень сожалею, что на творчество у него не остается не времени, ни желания. С желанием там совсем плохо: знаю, что за любую инициативу на всякий случай администрация бьет по рукам (что мне совсем не понятно: ну хотят расти люди - пусть растут, ведь именно они потом будут "нести золотые яйца"). При этом школа на хорошем счету.
УдалитьИ все-таки хотелось бы, чтобы ребенок имел пространство для творчества в школе, а не только за её пределами. Подозреваю, что творчество на Ваших уроках обитало и в эпоху Доинтернетья. Интернет-технологии расширяют возможности для творчества, расширяют круг единомышленников. Именно благодаря ему мы и встретились.
Про беззаконие Вы немного преувеличиваете: у Вас образовательный ресурс, который без проблем можно внести в список доступных ресурсов (по крайней мере Интернет-фильтр, который стоит в школах в нашем регионе, это легко позволяет сделать). С YouTube сложнее: там мусор на каждом шагу.
А про стихотворение не из учебника... Как-то уже сама учительница, не дочь, рассказала мне, как дочь читала стихотворение "Вы видели, как умирают киты?", выученное по желанию. "Она читает так, что слезы подступают, а одноклассники сидят и ржут. Читать такие стихи в этом классе невозможно". Классные руководители и учителя словесности в классе часто менялись, а два Вовочки - нет, к адекватному поведению дети не привыкли. Самовыражается дочь вне стен школы, в театральной студии.