среда, 13 июня 2012 г.

И снова здравствуй, ГИА!

Второй год на голом энтузиазме  работаю экспертом ГИА по русскому языку. По сравнению с прошлым годом маразм значительно покрепчал. Я сейчас не про детские работы: очень хочется взглянуть в светлые глаза того человека, который подбирал текст для изложения.


Да, здесь всё крайне отвратительно видно, ибо снималось в обстановке строжайшей секретности. Поэтому просто цитирую первый абзац. 


«Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы был месяц, проведённый в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...»

Скажите мне, дуре необразованной, как девятиклассники могут понять на слух смысл многочисленных кавычек? И почему текст вменяемого, в общем-то, Василия Пескова был столь безжалостно кастрирован? Откуда взялось ЕЁ во втором предложении? Это должно относиться к руке? 

Естественно, многогневные мои вопросы повисли в воздухе. Консультанты просили не считать за ошибки в работах детей неверное местоимение и отсутствие кавычек. В первый день проверила 100 работ, и только 8 соискателям моего признания смогла поставить высший балл по всем критериям. То есть дети сумели включить мозг и найти в предложенных невменяемыми взрослыми отрывках хоть какой-то смысл. А что делать тем «середнячкам», которых насильно загнали массово на это мероприятие? Только это писать:
  • Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука предложила мне томик героев. Я считаю его своим будильником. От других знаю, у каждого это было.
  • Когда мне было лет 10, кто-то подбросил мне в домик животных героев.
  • Кто-то предложил мне книгу «Толик-животное-герой».
  • Чья-то заботливая рука подложила мне дикое животное. Он разбудил во мне интерес к живому. Это и есть мой будильник.
  • Кто-то подложил мне справочник «Живые герои».
  • Лет в десять мне подарили томик. Для меня он был как будильник, но не такой, как у других. Первое знакомство произошло в походе в рюкзаке.
  • Добрая рука положила мне под подушку домик с животными. Теперь это для меня будильник. Для многих людей будильником была природа.
  • Как-то раз мне подложили томик жизни, который назывался природой.
  • Многие говорили, что для них будильником была ночёвка в лесу с близким человеком.
  • Кто-то подарил мне томик книги «Живой генерал».
  • Чья-то рука подложила мне познавательный тоник. Он помогал мне. С ним у меня была первая прогулка в лесу, с человеком, который открыл мне глаза на всё, прогулка с первым портфелем, а потом ночёвка в лесу. Нет нужды перечислять всё.
  • Лет 10 назад божественная рука привела в дом счастье.

Плохо читали? Плохо услышали? Мы плохо научили? 
Оставьте свои «ржунимагу» и «пацсталом» для контакта (кстати, интеллигентные люди бьются челом о сруб светлицы, восхохотамши под лавкою), мне всё-таки хочется взглянуть в мутные глаза авторов ГИА.

Дети мои, в странной стране живём. Поэтому ко всему готовимся. Я не знаю, что будет дальше. Но я рядом.

30 комментариев:

  1. Да уж, как говорится, "нечего на зеркало пенять..." Тоже заметила, что с каждым годом тексты ГИА, мягко говоря, становятся "все страньше" и "чудесатее". И чего в подобном случае хотим от детей?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за пост. Я и мои коллеги имеем несчастье участвовать ("Отдел организации ЕГЭ и ГИА") в этом театре абсурда. Когда мы принимали пакеты и пересчитывали ученические работы, то глаза невольно цеплялись за текст. Мы друг другу показывали некоторые работы и веселились по поводу интерпретации текста, но в спешке не могли даже предположить, что не дети виноваты, а «учёные» взрослые тёти и дяди.

    ОтветитьУдалить
  3. Сын в диком расстройстве. Написал свой обожаемый русский на 84 балла. Планировал,как минимум,90,потому что на пробном так и написал. Жаловался на какое-то дикое задание, где нужно было что-то там обосновать. даже при его любви к языку и литературе это было нелегко сделать,что ж остальным-то остается. Неживое все это!! Не норма!! Нельзя вот так с великими и могучим - в клеточки да в рамочки.

    ОтветитьУдалить
  4. В Самарской области тоже подобные перлы были в работах. Но дети говорили и о том, что текст был неудачно озвучен, вместо "томик" чётко слышалось "домик", а не соответствие смыслу ставило их в ступор.

    ОтветитьУдалить
  5. Да уж, у знакомой текст с трудом ребенок рассказал, мы с ней так и логики не поняли((((((
    А что он там мог написать - непонятно...

    ОтветитьУдалить
  6. Ещё раз убедился,что живём мы в "жёстких условиях".Пусть будет так

    как там у Mr.Freeman`a :
    "-Валить!Валить отсюда надо и забыть как страшный сон"

    ОтветитьУдалить
  7. Сочувствую и негодую. Как хорошо, что в этом году осталась ещё возможность выбрать традиционный формат, нормальное изложение по "Сборнику". И вдобавок к нему - по выбору русский устный. Как хорошо, что эта свистопляска на три буквы прошла мимо моих детей... А ещё, говорят, какой-то там технический сбой произошёл и всё перепроверяли вручную?

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, икал.

    А если серьезно, то что такое изложение? Восприятие на слух (аудиоканал не разработан) и последующая интерпретация. Вот и итог отсутствия навыков функционального чтения (hello, парковый урок), неумения выделять ключевое в тексте (привет PISA!). Выходит не совсем смешно. Каждый слышит как он дышит.

    Хотя текст от этого менее хреновым не становится, конечно.

    ОтветитьУдалить
  9. Знаете, в параллель с этим читаю в эти минуты детские ответы в парковом проекте. Живые слова, мысли, пусть ошибки, но есть смысл. А тут дай прочитать самому ученику, что он написал: он посмеется. Потому что совершенно фиолетово само задание, смысл, никакого отклика в этом иссушенном тексте нет.

    Красноречивый ответ, почему учителя не любят методюг поганых. И ведь кто-то же составлял это задание, в рабочее время работу работал...

    ОтветитьУдалить
  10. Как бы всё-таки узнать домашний адрес этого КОГО-ТО? Хочу.

    ОтветитьУдалить
  11. Скорее всего эти «специалисты» работают в Рособрнадзоре. Заглянув на сайт, в функционале этой организации нашла: «научно-методическое и информационное обеспечение ГИА». Сайт солидный, есть контактные телефоны и почтовые адреса, имеется даже ЖЖ, только «мёртвый», последний пост от 11 марта.

    ОтветитьУдалить
  12. Оно мёртвое. А дети в школе у нас живые.

    Интересы не перекрещиваются.

    ОтветитьУдалить
  13. Я, когда читала девятиклассникам,изменила "её" на "его",а потом долго думала,права я или нет. Жаль детей,но я убедилась на примере своих "гиашников":они стойкие.

    ОтветитьУдалить
  14. Вы молодец, Татьяна Николаевна. Мудрое решение.

    ОтветитьУдалить
  15. Вот так почитаешь отзывы,послушаешь людей,прошедших ТАКОЕ,и становится страшно сдавать.
    Надеюсь,что новый министр образования Дмитрий Ливанов доведет до ума

    ОтветитьУдалить
  16. Василиса, спокойно. Никто не боится. Потому что я рядом.

    Готовиться будем к обеим формам сдачи экзамена. Если повезёт, останется изложение с элементами сочинения в школе. Если не повезёт — придётся пройти через это. Поверь, не так страшен чёрт, как его малюют. Кстати, многим из вас второй вариант был бы симпатичнее. Тебе уж точно.

    Надеяться на нового министра — странное решение. Лучше на себя. Ты, конечно, можешь выбирать, кто тебе поможет на экзамене.

    ОтветитьУдалить
  17. По-моему чёрт ещё страшнее, чем его малюют. Да, ЕГЭ страшнее, чем ГИА, но за этот год наши экзамены доведут до такого, что сдать ГИА будет реально только гениям. Я переживаю на счёт себя, боюсь. Боюсь даже не потому, что чего-то не знаю, а потому, что в этом ГИА могут написать такое, до чего я и не додумаюсь. К примеру, этот текст. Думаю, если нам попадётся нечто такое, смысла в моём изложении будет столько же, сколько и в приведённых Вами примерах...
    Это ещё только русский, у нас ещё на подготовку три предмета, и что будет с ними, я вообще боюсь предполагать.
    Чем меньше времени остаётся, тем больше меня начинают охватывать сомнения, сдам ли я? Думаю, нервов будет потрачено не мало...

    ОтветитьУдалить
  18. Спокойствие, только спокойствие. Юлька, проблемы будем решать по мере поступления. У тебя светлая голова. И я рядом. Мало?

    ОтветитьУдалить
  19. Мало, нужна вера в свои силы. А у меня её пока нет...

    ОтветитьУдалить
  20. ППКС Юли
    даже само ожидание того,что нам предстоит на экзамене заставляет переживать. Будем готовиться с начала года,дополнительные,курсы и т.п.
    беремся за голову,чтобы не было паники

    ОтветитьУдалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман, спасибо за внимание к моему блогу. Почему такой разумный комментарий удалили? Если захотите восстановить, сигнализируйте, он у меня во входящих остался.

      Удалить
    2. Здравствуйте Елена,
      ровно так же не могу понять, почему его удалили...
      Восстановите, пожалуйста, если не сложно.
      Спасибо

      Удалить
    3. Здравствуйте, Роман. Прошло 2 года. Перерыла входящие и корзину: не нашла. Знаете способ восстановления?

      Удалить
  22. Это ужасно! Как вообще могла быть такая ошибка? Государство тратит на это дело большие деньги, а они даже не могут открыть энциклопедию и списать от туда абзац!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глеб, кто такие «они» и из какого «туда» был не списан абзац? Прости, не поняла комментарий.

      Удалить
    2. Те люди, которые составляли ГИА; В смысли можно найти огромную "тучу" изложений, при этом не путать понятия.

      Удалить
    3. Ну в этом смыслЕ, конечно, можно. Было бы желание.

      Удалить
    4. Верно, Елена Владимировна :-) Я уже все... Алгебра меня поработила.

      Удалить