среда, 24 апреля 2019 г.

Провал и всплеск. «Война и мир»

Идеи по сети рассыпаны щедрой рукой, только подбирай. Наталья Ашкарина (Новосибирск) в «Методической копилке словесников» поделилась. И я хочу, и мои смогут! Не тут-то было.

— Дети, есть замечательная штука! Сейчас покажу.
— Нет, Вы нам результат не показывайте, мы по-своему хотим сделать. Лучше словами опишите.

Хорошо. Описала. Контур будущей работы набросала. Главы нужные подобрала. Дала всем доступ к документам и уселась тихо почивать на будущих лаврах.

В пятницу всё пошло наперекосяк. С утра шквал писем, что многие пионеры не придут, оставшиеся смиренно прячут глазки, Александр Юрьевич специально вырвался к нам, но оставался в недоумении. М-да: 4 Пьера, один Болконский и 2 человека-универсала, готовые быть кем угодно. Негусто... Банально не прочитали. Ладно, если бы так, но мотивировали, «мудрецы», что к сложной теме по геометрии готовились. А потом радостно там пили чай с тОртами. «Марьиванна, ну последний день перед каникулами...»

Обиделась? Нет: у меня отсутствует ген обиды, и без него очень удобно жить.
Недоумевала? Да. Долго думала, что произошло. С теми ли играю. Здесь пока без выбора, буду дальше размышлять. Это ведь для меня Пушкин — ПУШКИН, а для пионеров — «был такой Александр Сергеевич».
В ту пятницу смотрели фрагменты фильма Сергея Бондарчука с моими минимальными комментариями.


Другая пятница

После каникул с утра управляюсь со своими делами, но понимаю, что на первый урок катастрофически опаздываю. Хорошо, что есть спина: разумная девочка Александра. Звоню. Дальше управление уроком продолжалось по телефону.
— Александра Сергеевна, ты в школе?
— Да.
— А я нет.
— Я заметила.
— Открываешь компьютер, заходишь в мою почту → Диск → Красная папка «Школа» → Красная папка «2018-2019» → Красная папка «10» → и, по-моему, серая «Война и мир».
— Да, всё нашла.
— Умница, дочка! Распечатываешь документ «Задания для групп», разрезаешь, раздаёшь.
— Всё сделаю, не переживайте.

Когда ворвалась в класс, утирая пот, увидела следующую картину:












Пашут. Без меня! Значит, система работает: пионеры научились самоорганизовываться. Но самое любимое пропустила: рабочий шум, жужжание, обрывки фраз, парящие над классом.

Пометалась между группами, предложила помощь — отвергли.


Сухой остаток







Цвет линий, их толщина или прерывистость что-нибудь да значили. Устно объяснили, но не все успели дописать легенду. Вика ушла домой, прихватив работу группы, с радостным напевом: «Теперь у меня есть дело на выходные».


Рефлексия (никто не любит, но три-четыре раза в год терпимо)

Под сурдинку распечатала заготовленное. Те, кто справились раньше других, ответили на уроке, остальные взяли домой. Естественно, не все потом принесли. Что есть. 

Этот вид работы был... 
  • Довольно интересным. Есть потенциал в таких видах работы. Я не очень хорошо ориентируюсь в тексте, я становлюсь балластом для команды. Тогда я включаю свои возможности и пытаюсь работать хоть как-то. 
  • Интересным и нестандартным. Нам самим необходимо было распределиться по группам, организовать работу, придумать идею и её исполнение.
  • На мой взгляд, это был творческий вид работы, потому что позволял обсудить и сделать ... (неразборчиво), ... (неразборчиво) только у себя в голове. 
Возможно, мне удалось расшифровать первую неразборчивость. «уникальную»?


Со второй до сих пор маюсь:


  • Урок был очень интересным. Ты читаешь, рассказываешь своим друзьям, а оказывается, многие вещи являются не тем, что ты думал. Такие уроки, свободные, дают обсуждать произведение в полной мере. Я прочитала половину второго тома, но узнала подробности 1-2-3-4 томов за два урока.
  • Уникальным и интересным. В ходе работы мы обменивались мнениями и мыслями по поводу романа, рассказывали друг другу о важных моментах в книге, узнавая о новых событиях.
  • Невероятно приятным и интересным. Когда мы работаем так в группах, то можем по-другому воспринимать роман
  • Очень интересным. Слушая каждого человека в своей команде, мы можем из наших знаний сделать общую схему. 
  • Интересным и творческим. Мы вместе обсуждали весь процесс.
  • Трудным. Но Вы опять затянули нас в текст!
  • Интересным и полезным. Он развивает способность работать в команде и позволяет проявить свои творческие способности.
  • Интересным. Даже если ты читал определённые главы с определённым персонажем, ты всё равно узнаешь всю историю + возможно, читатель упустит маленькую деталь, которую замечают другие. 
  • Занимательным. Всегда интересно работать в коллективе, дополняя этим задумки и мысли друг друга.
  • Очень интересным, продуктивным, наполняющим большим количеством знаний, но, по моему мнению, немного несправедливым, так как нельзя оценить вклад и работу каждого. Но всё-таки такой вид работы сплачивает коллектив и сближает нас.
  • Полезным для каждого её участника. Подобный тип работы позволил задействовать максимальное количество человек, каждый из которых смог раскрыть себя в наиболее близкой ему деятельности. 
  • Работа была очень интересной. Она объединяет нас и учит работать в команде. 
  • Достаточно интересным. Я впервые работала в команде наравне со всеми и была настолько увлечена, что забыла о робости, общей скованности и нелюбви к разговорам с людьми. Правда, более интересной была суета перед подготовкой, когда мы в быстром темпе пытались одновременно проверить, довести до ума и привести в презентабельный вид все наработки!
  • Интересным и познавательным. Я послушал много мнений и отношении одноклассников к героям. 
  • Интересным и увлекательным. Такой вид работы помогает объединиться в небольшие группы и создать ту работу, которая объединяет все идеи всех совершенно разных участников.
  • Групповым, творческим. Мы работали сообща и создавали свой проект.
  • Весьма и весьма сложным. В команде, которая не очень знакома между собой, в команде, в которой ты понятия не имеешь о сильных и слабых сторонах участников, — работать сложно. 

В следующий раз хорошо бы...
  • Побольше времени, мы только разогнались, а тут итоги надо подводить.
  • Заняться тем же.
  • Мне все понравилось! Но работу руками делала только я:(
  • Провести такую работу по роману Евгения Замятина «Мы», так как я знаю суть романа и сюжет, могу вспомнить героев и поработать успешно.
  • Повторить этот вид работы.
  • Больше времени на работу.
  • Чтобы была работа, похожая на эту.
  • Чтобы нас разделили на команды и дали определённое количество персонажей, а то во время распределения у нас была нехватка некоторых.
  • Быть более дружными и заинтересованными.
  • Хотелось бы больше времени, а так всё прелестно.
  • Быстрее организовываться. Создавать группы из меньшего количества человек. Тщательнее делегировать полномочия. (У автора в работе тоже маркированным списком это выведено).
  • Всё было хорошо, но не хватило немного времени. Сложно оценивать вклад каждого человека.
  • Подготовиться лучше. С вспоминанием материала были проблемы.
  • Внимательно послушать другие группы.
  • Ещё больше времени, чтобы до конца всё продумать и представить свою работу.
  • Вступить в более знакомую «гильдию». И времени бы побольше.

Любопытно читать в графе «Комментарии» мнения о тех, с кем трудились бок о бок 2 часа: искал цитаты, рисовал, подавал много идей, хорошо знает текст, прочитал второй том полностью, отличные идеи, человек-справочник, главный генератор идей, знает все любовные отношения в романе, художник и эксперт, стратег, менеджер, хороший помощник, умелые руки, знаток мелочей, исследователь, просто превосходный лидер и творческая личность, шустрая, воплощала все мои идеи; сначала сидела в стороне, но мы смогли привлечь к дискуссии; создатель идеи проекта, оформление в цвете, помощь всем группам, 2 портрета, разметка ватмана, помощь главе команды, хороший организатор, потрясающий художник, глава команды, распределение связей, полная информация, идея, помощь главе команды, помощь в воплощении идеи; золото, а не человек; спасибо, что втянул; слишком далеко сидели, тоже прокладывал ветки событий; слушал, узнал много нового; помогала всем, хорошо работать в одной группе, классный художник, спокойный товарищ, было приятно работать. 

Кому-то после урока точно было непросто, что, на мой взгляд, правильно: уставать полезно. 


Уже на перемене посмотрели, что же делали десятиклассники за много километров от нас. 

Фотография Натальи Ашкариной
Фотография Натальи Ашкариной

Фотография Натальи Ашкариной

Фотография Натальи Ашкариной

Фотография Натальи Ашкариной

Фотография Натальи Ашкариной
Порадовались за них и за себя: мы не пошли изначально проторенными тропами, но наши пути где-то пересеклись. 

Может быть, всё-таки с теми играю?

За фотографии и виртуозную способность делать снимки, не мешая одноклассникам, благодарю Полинку и Александру

25 комментариев:

  1. Лена,у вас точно интересней, чем у меня на работе))
    Картинки и буквы радуют глаз)
    Слова поддержки балласту и сломанному мозгу – это временно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, а ты приезжай к нам. Эти пионеры тебя ещё помнят. Говорят, с удовольствием ещё раз встретились бы.

      Удалить
  2. Да, очень интересно у вас. Захотелось послушать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно, Людмила, как Вы понимаете, получается, если прочитали. Иначе — всё бессмысленно.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Владимировна! Как интересно проходят ваши уроки, ученики могут самостоятельно что-то организовать и приступить к работе без строгого надзора учителя. Не это ли говорит о заинтересованности? А что касается нерасшифрованных записей - я думаю, что это написали будущие врачи. )) Вообще то я думал, что у меня почерк малоразборчивый. А, оказывается, по сравнению с авторами этих записок, мой почерк можно посчитать за каллиграфический.)) НЕ завидую я Вам, ведь приходится проверять "их" сочинения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, здравствуйте!
      Надеюсь, что всё-таки научились хоть немного быть самостоятельными и ответственными: всё-таки позиционируют себя как взрослые люди.

      Врачи, говорите? Может быть. За долгие годы работы навострилась читать нечитаемое. Забавно, что авторы таких «кардиограмм» не всегда сами могут расшифровать, что написали. Недавно помогала в расшифровке трудных мест в дневниковых записях проекта «Прожито». Вот где пригодился учительский опыт!

      Удалить
  4. Елена Владимировна, ну конечно же с теми. Ведь кто, если не мы?:-)

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. Катюша, особенность блога в том, что лайки здесь не предусмотрены. Придётся выражать свои эмоции словами))

      Удалить
  6. Вспоминаю атмосферу и снова хочу оказаться в этой творческой суете)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алинка, эту воссоздать уже не получится, а другую творческую суету обещаю. У нас ещё целый год впереди.

      Удалить
  7. Спасибо большое за проделанную работу, Елена Владимировна!) Мне было очень весело и интересно работать над "плакатом" со своей командой: обсуждать, рисовать, распределять роли, генерировать идеи, создавать макет (в блокнотике)... Такой опыт ценен для меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, согласись, работу вы сами проделали. Спасибо, что взяла на себя труд довести её до логического завершения.

      Удалить
  8. Жаль, что я пропустил такую интересную работу, как обычно это бывает - заложник ситуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не переживай, Алексис, мы ещё что-нибудь придумаем. Главное, чтобы в это время не было твоих соревнований или сборов.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Елена Владимировна. Тоже люблю жужжание группы в процессе совместного творчества! Сегодня задержалась на классный час изз-за предзащиты дипломов. Шла и думала: "Удрали! Как пить дать, удрали!" Захожу в кабинет. А они сами уже организовались и классный час проводят по правилам дорожного движения. Даже игру какую-то придумали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте.
      Невыразимо приятно читать такие комментарии. Значит, всё не зря, не напрасны наши попытки вырастить «человека самостоятельного».

      Удалить
  10. Вот такой комментарий вдогонку. Порадовалась я на активных пионеров, позавидовала тому, что компьютер спокойно стоит в кабинете и что есть надёжная помощница (не поняла - это ученица или коллега?). Но больше всего восхищена тем, как быстро и чётко Вы рассказали, где что взять. Знаю, сколько за этим труда и организованности. Склоняю голову.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, по порядку.

      1. Александру Сергеевну знаю с 5 класса (сейчас она в 10), есть пионеры, которых называю по имени-отчеству по разным причинам, обычно в знак уважения.

      2. Любимое развлечение: сохранить что-нибудь и потом не знать, где взять. Много лет назад, когда мой Гугл Диск был ещё маленьким, положила этому безобразию конец. Естественно, что папки, к которым обращаюсь чаще всего, красные, чтобы сразу можно было на экране выцепить взглядом. После окончания учебного года перекрашиваю в нейтральный цвет, и красной становится новая на грядущий год. Просто удобно. Как видите, пригодилось, чтобы моментально указать путь.

      Удалить
  11. Когда нам в 2010 году выжали нетбуки, я тоже сохраняла всё подряд, а потом долго искала и чаще не находила. Потом завела систему папок. Но они все у меня одного цвета и внутри не всегда такой порядок. Иногда сохраню документ без названия - по первой строчке. Так что искренне восхищаюсь Вашей организованностью. А идею с папками разного цвета позаимствую. Хотя уже в другой ситуации.

    ОтветитьУдалить
  12. Ностальгия. Тоже хочу читать Войну и мир в первый раз, радоваться и грустить за героев, переживать и бояться.
    Скучаю по вашим урокам и по вам(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлька, понимаю тебя. У меня не получается в двадцать третий раз, как в первый, но всё время оказывается, что в предыдущие 22 раза что-то упустила.

      Про скучать «по вам» или «по вас». Варианты. Но злостный ЕГЭ требует только старшую норму. А мне к душе не лежит.

      Удалить
    2. Слышала я про эти правила, но не могу так разговаривать, "скучать по вас" и иногда говорят "скучать за вами", у меня язык не поворачивается почему-то.

      Удалить
    3. «Скучаю за вами» — это как вилкой по стеклу.

      Удалить