суббота, 10 ноября 2018 г.

Училка, Ксения Туркова и видеосправочник

Примерно месяц назад в лентах коллег активно замелькал ролик с различными комментариями: от восхищения до возмущения. Татьяна Гартман создала канал «Училка vs ТВ», где каждый понедельник публикует видео.

«И хотя я уже давно не работаю в школе, в душе я навсегда осталась училкой. Я не могу спокойно смотреть, как журналисты и ведущие халатно относятся к языку и совершают позорные ошибки. Поэтому я объявляю гуманитарную войну необразованным журналистам».

Посмотрели и мы с пионерами первый выпуск, потом поделились впечатлениями.





  • Сама идея, на мой взгляд, вполне себе актуальна для определенной аудитории. На этом плюсы данного блога заканчиваются. В ведущей (не знаю, уместно ли это слово в данном контексте, но другого я не подобрал) отталкивает все: от чрезмерно экспрессивной, визжащей подачи до употребляемой лексики.Трудно воспринимать человека, рассуждающего о грамотности, использующего при этом слова "расслабон", "гоняла" и про этом называющего себя "училкой". Непонятно, какую аудиторию собирался заинтересовать автор. Современные блогеры, рассуждающие на социально-важные темы, стараются говорить в официально-деловой манере. Для людей, пришедших на данный канал в надежде услышать какие-либо весомые доводы, нелепо звучит подобный разговорный стиль повествования. Поэтому ее желание говорить на одном языке с молодежью выглядит смешно. На мой взгляд, это далеко не самый лучший представитель учительского "цеха" на платформе ютуб.
  • Мне кажется, такой формат видео очень запоминается зрителям. Поэтому я думаю, что это интересный канал, а главное — информативный. 
  • Сразу видно, что она пытается быть на уровне молодёжи и общаться на одном языке (что очень заметно). Ролик неплохой, но монтаж с приближением также подчёркивает желание быть в тренде с молодыми. Это, наверное, единственное, что не понравилось. 
  • Идея хорошая, но реализация плохая. Почему? На мой взгляд, учителю русского языка не подобает использовать в речи такие жаргонизмы, как «бесит», «на расслабоне», «тупые», «училка». Это отталкивает и выглядит как минимум неэтично. Зачем нервно размахивать руками? Это тоже вызывает отторжение. А фраза «те же яйца, только в профиль» бросает в какую-то нервную дрожь и режет слух. Подача материала выглядит слишком ядовито и злорадно. Мне кажется, учительнице нужно поработать над вышеперечисленными аспектами, и шоу станет куда более привлекательным, нежели сейчас. Но почему же идея хорошая? Потому что это шоу не только укоряет людей, работающих на популярных телевизионных программах, но и обучает простой народ, как правильно говорить на нашем великом, могучем и сложном русском языке.
  • С одной стороны, человек пытается бороться с безграмотностью доступными методами, что похвально. С другой же, «Училка» не только несёт свой посыл в пустоту (кто ж будет наверху слушать рядового учителя?), но и сама прибегает к необщеупотребительной лексике. Конечно, можно рассмотреть все эти «бесит» и «на расслабоне» с точки зрения привлечения аудитории и некоторых канонов современного влогерства, но, на мой взгляд, подобные выражения недопустимы, если ты пытаешься учить остальных языковым нормам.
  • На самом деле, знаете, я понимаю, она говорит очень дельные вещи. Русский язык надо знать, это вообще основа всего. Но черт, это так стремно (извините за такое слово) выглядит: она серьезно ищет любую ошибку у любого известного человека и так тычет в эту ошибку лицом, как будто это его огромнейшая ошибка. Это же просто одна какая-то ошибка в произношении, в постановке ударения, а она так яро их критикует, что становится жалко их. Я остановлюсь на том, что мысль у нее великолепная и очень правильная, но подача создает отрицательную реакцию.
  • Единственное, что могу прокомментировать, так это то, что мне образ "училки" неприятен по человеческому фактору. Но мне интересно наблюдать, как кого-то исправляют, особенно, если за дело)) Да и я думаю, что это просто образ. Очень надеюсь, что она не такой человек по жизни))
  • Никакого впечатления не вызвало данное видео. Женщина говорит про ошибки телеведущих, но при этом не следит за своей же речью, такие выражения, как «бесит», «тупые», «на расслабоне» явно не должны присутствовать в речи человека, создающего подобный контент. Ещё она слишком часто размахивает руками :(
  • Мне кажется, что у видео шикарная идея. Русский язык важен, а телевизор смотрят многие люди и слышат речь с ошибками, которую запоминают и повторяют. Понятно, что от этих видео ничего на телевидении не поменяется, но зато мы запомним правила. Но мне не понравилась ее подача: слишком придирчиво и негативно.
  • В описании канала не заявлено, что он будет обладать полноценной образовательной программой, которая будет включать в себя подробное изложение всей необходимой теории по той или иной теме, и наверняка проект был создан в сугубо развлекательных целях. Для более близкой связи со зрителем, для расположения его к себе в видеороликах присутствует сленг. Вряд ли канал создан с целью достижения справедливости в борьбе с безграмотными журналистами, так как затея, вероятно, будет провальная и безответная, в случае же с обычными обывателями, случайно забредшими на этот канал, бегло и емко данная информация имеет шанс отпечататься в памяти человека, а это значит, что канал может быть полезным. Я же не люблю подобный метод преподношения информации. Учитель русского языка должен спокойно и ясно доносить теорию до своих слушателей, доходчиво и детально, а не бегло и поверхностно разбирать допущенные ошибки, но, как я уже сказала выше, это и не предусматривает концепция канала. Я не люблю излишнюю эмоциональность, меня она отвлекает и сбивает при принятии и усвоении необходимой информации.
  • Посмотрев все имеющиеся на данный момент видео на канале Татьяны Гартман, могу сказать, что их формат с большой долей вероятности станет популярным. Думаю, многим было бы интересно узнать об ошибках в речи знаменитостей. Речь же самой училки, полная слов вроде «бесит» и «тупые», сближает ведущую и зрителей. Мне её видео понравились. Наверное, подпишусь.
Мнения, как водится, разные. Надо заметить, что с каждым новым роликом Татьяна Гартман всё меньше размахивает руками. И 13 тысяч подписчиков — это вам не шутка!


Критикуешь — предлагай

Мне, например, ближе «Турковый словарь»: журналистка, радио- и телеведущая Ксения Туркова в коротких роликах никого не критикует, а словно мимоходом  с мягким юмором рассказывает о трудных случаях в русском языке. Посмотрели и мы несколько видео, удивились, но запомнили, что кроссовка — «девочка», потом решили попробовать свои силы. 

Так появился ВИДЕОСПРАВОЧНИК.

Во время каникул ученики 7, 10 и 11 классов снимали свои ролики, результатами делились в общей таблице, оценивали свои знания и работы других учеников.



Алексис первым «забил место» в таблице и тянул до 17 ноября. Был на сборах в Адлере, мысли копил. Не зря.



Дорогие читатели блога, у вас нет возможности подарить «солнышко» авторам роликов, но в комментариях к посту можно поделиться впечатлениями или открытиями. Вдруг вы тоже не знали, где ставится ударение в слове «рододендрон»?

Семиклассники о трудностях и радостях процесса

  1. Мой друг учится в 10 классе, и его советы вместе с нашими обсуждениями оказались очень полезны.
  2. Пришлось снять 45 дублей. 
  3. Было интересно смотреть другие работы.
  4. Я выучила много новых слов!
  5. Мой голос в записи не похож на настоящий.
  6. Видео пришлось переснимать, потому что сначала я неправильно ставил ударение в слове.
  7. Трудно было пересилить своё стеснение перед камерой.
  8. Долго не могли «залить» ролик.
  9. Я бы очень хотела, чтобы Вы создавали для каждого класса отдельный документ, так как, смотря на работы старших людей, я понимала, что это ещё совсем не мой уровень (я должна этому научиться со временем, но пока я ещё этого всего не умею) + когда я просмотрела достаточное количество роликов людей старше меня, я поняла, что если они наткнутся на моё видео, то мне будет стыдно. 
  10. Это непередаваемые ощущения, когда ты трудишься над своей работой, сравниваешь своё творчество с творчеством других ребят и стремишься стать лучше, доработать свою речь и произношение, свой текст, сделать так, чтобы было понятно всем. Я смотрела видео других людей, захотелось работать не покладая рук, ибо работы были очень интересные.
  11. Мне трудно было выбрать слово, потому что уже выбрали то, про что я хотел записать видео.
  12. Мне кажется, это была очень полезная для нас работа, я теперь правильно произношу слово «красивее». С видео мне помогала Карина, когда мы монтировали, нам было ужасно смешно. 
  13. Трудно было выбрать правильную локацию и записывать звук. 
  14. Мне было трудно преодолеть свою стеснительность, я боялась, что меня засмеют.
  15. Это очень хорошая практика. Лично для меня это отличная подготовка к будущему. 
  16. Было трудно найти хорошую информацию. Хочется ещё таких работ.
  17. Мы с мамой делали ролик, но итоговый пришлось обрезать. Эта видеобиблиотека оказалась очень полезной и интересной.
  18. Мне было трудно не засмеяться перед камерой.
  19. Немного страшно, я стеснялся, не знал, что обо мне скажут другие. 
  20. Было очень интересно подбирать музыку, монтировать, ставить солнышки, смайлики и восклицательные знаки.
  21. Мы сделали 100 дублей!
  22. Я потренировал дикцию и навыки монтажа.
  23. Интересно искать примеры в интернете и в книгах.
  24. Интересно чужие творения смотреть, своё делать — не очень. Радость была, когда наконец-то снял, залил видео, оставил ссылку и заварил чай.
  25. Трудно было грамотно, с расстановкой рассказать материал, настроить высоту и дальность камеры, разобраться со светом. Полезно: я вкрутил лампочку в люстру, а так больше ничего. 
  26. Я узнала и запомнила много про трудные слова.
  27. По-моему, для работы было дано мало времени.
  28. Мне помогала мама: держала на руках младшего брата, чтобы он не бил по клавиатуре и не царапался.

22 комментария:

  1. Отличное получилось пособие! Инам, началке, пригодится. Посмотрела почти все ролики. А ведь на Грамоте.ру про Украину два варианта написано: в Украину и на Украину.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, пользуйтесь идеей на здоровье.

      Грамота.ру ссылается на словарь собственных имён русского языка Ф.Л.Агеенко:
      «Украина, с Украины, на Украину, на Украине; в укр. яз.: из Украины, в Украину, в Украине (гос-во в Вост. Европе)».
      Да, в украинском языке предлог В — это правильный вариант.

      Удалить
  2. У меня были трудности с выбором темы и декораций для видео. Благо помогла семья! =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, когда есть надёжная спина — семья. Вика, но ты и сама пчёлка-труженица.

      Удалить
  3. Тоже были трудности) Тоже не знали с какого ракурса снимать, было какое-то стеснение,снимали по 100 дублей.Но моя "команда" помогла мне с идеей и ее реализацией. Так что с этим мы справились)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Матвей, дважды молодец: быстро сообразил, что в предыдущем комментарии не авторизировался, и немедленно исправился. Даже без «команды».

      Удалить
  4. Елена, пользуясь Вашими словами, скажу: Вы пчёлка-труженица. Замечательная идея - посмотреть ролик и обсудить с детьми. Как верно они почувствовали, что указывать на ошибки следует тактично. Еще более замечательная идея - предложить детям самим снять ролики. Видеосправочник посмотрела не весь, завтра досмотрю. Ребята молодцы. В сюжетах про слова "обнял" и "кушать" понравился творческий подход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, это всё мои золотые пионеры: подхватили идею и смело творчески развили.
      Просмотреть такой массив за один раз нереально, я-то постепенно удивлялась, по мере готовности роликов.

      Удалить
  5. Лена,

    Значит, и у вас журналисты с ощибками говорят?
    Мы с мужем в каждом выпуске новостей что-то да заметим, что слух режет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, смею предположить, что это интернациональное явление.

      Удалить
  6. Лена,ой какая училка недобрая и несимпатичная)
    Мне бы не хотелось,чтобы за мои ошибки меня публично четвертовали))

    Из видеословаря сразу побежала на «одеть – надеть». Это ведь и мой камень преткновения. Когда-то ты мне указала тихонечко, но настойчиво, и вот теперь я везде слышу ЭТО))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, училка с каждым роликом всё спокойнее становится)

      В ролике с «одеть — надеть» изначально была хорошая задумка, но слова перепутаны с точностью до наоборот. Пришлось ребёнку переснимать, и в кадр уже не попала собачка в комбинезоне (на тот момент, наверное, гуляла). Зато после многочисленных дублей и переписки со мной Настя не путает теперь эти глаголы. Потом ещё внукам рассказывать будет.

      Удалить
  7. Елена Владимировна, спасибо за Ваше вдохновение! Посмотрела всех деток, увидела многих совершенно не с «шаблонно-партовой» стороны, поняла, что все талантливы! Всем «5»! Для себя нашла открытия, теперь буду стараться говорить правильно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чувствую, что коллега из 342 пишет, но кто? Елена Николаевна?

      Конечно, всем «5», некоторым «10» и «15».

      Удалить
    2. Не хочет меня подписывать))

      Удалить
  8. Мне очень понравился такой вид работы. Я лучше узнала своих одноклассников, ведь многие видео мы снимали вместе, а от некоторых ребят я даже не ожидала таких творческих роликов.Так гораздо легче запоминать правильное произношение слов. Теперь, например,когда я задумываюсь о верном произношении слова обнял, то сразу вспоминаю замечательное видео Полины. Очень грустно, что мы только к 11 классу смогли поучаствовать в таких творческих заданиях :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, давай посмотрим на это с другой стороны: хорошо, что к концу школы вы смогли стать ближе друг другу. И будет что вспомнить на встрече одноклассников через 10 лет.

      Удалить
  9. У меня возникли сложности с записью голоса для видео, так как говорю невнятно, однако всё вышло не так уж и плохо. Ещё мне очень нравится, что Вы задаёте такие интересные домашние задания :) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милена, это тебе спасибо за неустанную работу над собой.

      Удалить
  10. Спустя столько времени, ученики Елены Владимировны все еще снимают видео и вкладывают в них душу. И на это так приятно смотреть!
    Вы делаете большое дело. Спасибо вам за это. В школе, правда, это добавляло небольших хлопот, но сейчас, пересматривая эти ролики, я с теплотой вспоминаю то время и могу сказать, что почти никто из моих знакомых не может похвастать учителем, который не только учил своему предмету, но и учил, как быть человеком.
    Надеюсь, подрастающее поколение это понимает;) а если и нет, то потом точно поймет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлька, ребёнок мой золотой, не перестаю удивляться, что всё ещё читаешь блог. А я по-прежнему сюда пишу.
      Спасибо за тёплые слова. Знаешь, и сейчас, и несколько лет назад невольно фиксируется то, что потом может кому-нибудь пригодится. И точно для того, чтобы у пионеров было место для воспоминаний.

      Удалить