Если один московский друг сообщает, что другой эстонский друг будет в столице проездом из Киргизии на один день, то как тут не сорваться в Москву? «Приличные люди должны пить чай вместе» (цитирую нашего всеобщего друга).
Лейденская коллекция частная, принадлежит 55-летнему американскому миллиардеру Томасу Каплану, в России артефакты демонстрируются впервые. Томас Каплан и его супруга приобрели около 250 произведений искусства, созданных голландскими художниками из пяти поколений, в том числе 11 картин Рембрандта. Целью его деятельности стала задача «вызволить из частных коллекций художественные ценности и сделать их общественным достоянием». Представляете? Человек не чахнет, как Кощей над златом, над приобретёнными картинами, а организует выставки (уже больше 40 по всему миру), оставаясь до недавнего времени инкогнито. После выставки в Лувре одна из картин коллекции осталась там навсегда: супруги подарили её музею. Подробности можно прочитать в статье «Как миллиардер потеснил "Мону Лизу"».
А для вас друзья, фотозагадка. Ян Ливенс. «Игроки в карты»
Не знаю, как у вас, а у меня искусство всегда вызывает приступ голода и жажды. Будете в Москве, рекомендую посетить уютное кафе «Журфак» (спасибо Светлане Вострухиной): столики стоят прямо во дворе под деревьями, вареники отменные, чай ароматный, счёт приносят в зачётной книжке.
Фотографии Людмилы Рождественской (Таллин)
Перед отъездом в Москву осознала, что никогда не была в Третьяковской галерее, хотя с детства знала, что она расположена в Лаврушинском переулке, потому что любила перечитывать книгу Льва Кассиля «Ранний восход» о юном художнике Коле Дмитриеве.
Оказалось, что Ирина Афонина тоже там была в последний раз ещё с папой, когда училась в школе. Решено — отправляемся.
Ходили по залам и словно разговаривали со старыми знакомыми. Вот по этой картине в 5 классе сочинение писали, эта из «Родной речи» в начальной школе, эту на зачёте описывали. Школа не отпускала двух учителей ни на секунду.
Дети, зайдите в Третьяковку, найдите картину Игоря Грабаря «Февральская лазурь» и сравните с теми репродукциями, что есть в ваших учебниках. Может быть, тогда вы поймёте, как бесконечно долго можно рассматривать такое небо, и перестанете скулить: «Ну о чём тут писать?»
В Москве тоже есть таблички с «последним адресом». Эти вот, например, на стене дома № 8 на Тишинской площади.
Вы, конечно, узнали фрагмент первой фразы романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Патриаршие пруды летним утром не выглядят зловеще, напротив, всё очень спокойно: лебеди, детишки, спортсмены, тяжеловатый Крылов в окружении героев своих басен.
Мне кажется, петербургский памятник в Летнем саду выглядит гораздо изящнее.
Фотография Ирины Афониной (Москва)
Дочитываю новый роман Екатерины Рождественской «Девочка с Патриарших». Пока не могу внятно сформулировать ощущения: язык яркий (маркировка 18+), типы колоритные, но нравится меньше, чем «Жили-были, ели-пили...» Хотя, конечно, это совсем другая история. Скорее, для родителей, а не для детей.
Отправиться с Патриарших прудов в первый в России государственный музей Михаила Булгакова было вполне логично.
Во дворе нас встретил чёрный кот необыкновенно крупных размеров, дал себя сфотографировать и по-хозяйски отправился на лестницу, вальяжно позируя на каждом этаже.
«Коммунальная кухня — символ советского быта 1920-х годов, вместилище духа "нехорошей квартиры". Здесь были владения Аннушки, здесь шипели примусы, здесь сушилось бельё, сгорал в печке паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику».
«При Булгакове в квартире жили по меньшей мере восемнадцать человек, некоторые из них держали кур и поросят. Кухня, самое пекло квартиры № 50, нередко становилась полем битвы. Разные люди, вынужденные жить вместе на небольшой площади: краскотёр, безработные, торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, типографский наборщик, служащий в издательстве и другие — оказывались участниками кухонных склок, ссорились, ругались, дрались, продавали самогон и напивались сами».
«Комната Булгакова была напротив кухни — от бесконечных скандалов писателя отделяла только тонкая дверь и небольшая полоска "проклятого коридора"».
«Этот фантасмагорический мир вместе с образами соседей Булгакова перекочевал на страницы его прозы ("Самогонное озеро", "№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна" и др.). Теперь здесь — полуистлевший раннесоветский быт, предметная среда булгаковских произведений».
Нырнув в совсем небольшое пространство (осторожно, берегите голову!), вы окажетесь в машине времени.
Нажимаете кнопку и видите одну из квартир на Большой Садовой, 10. Дому больше ста лет, здесь жили рабочие табачной фабрики «Дукат» и художники, эсеры и потомственные дворяне, врачи и печатники соседней типографии, сотрудники НКВД и хиппи.
Конечно, на первый взгляд, посещение котокафе дороговато. НО!
На голландцев пойдём?
В дни чемпионата мира по футболу вопрос звучал странновато, но разрешился в пользу выставки в Пушкинском музее «Эпоха Рембрандта и Вермеера». Шаловливые учительские ручки немедленно скачали через QR-код приложение ARTEFAKT, которое позволяет путешествовать по выставке самостоятельно или в сопровождении аудиогида.
Наведите камеру на экспонат и увидите, как выглядит картина под рентгеновскими лучами или до реставрации, узнаете интересные факты, рассмотрите детали.
Ян Вермеер Делфтский. «Девушка за вёрджинелом». Мы все обратили внимание на некоторую неестественность позы девушки. Оказалось, что шаль нарисована была гораздо позже, чтобы целомудренно прикрыть легкие одежды героини.
Всё равно собирались через некоторое время кучкой у какой-нибудь картины, строили предположения, что значит двойная тень и о чём думает барышня, пишущая письмо.
Наведите камеру на экспонат и увидите, как выглядит картина под рентгеновскими лучами или до реставрации, узнаете интересные факты, рассмотрите детали.
Ян Вермеер Делфтский. «Девушка за вёрджинелом». Мы все обратили внимание на некоторую неестественность позы девушки. Оказалось, что шаль нарисована была гораздо позже, чтобы целомудренно прикрыть легкие одежды героини.
Всё равно собирались через некоторое время кучкой у какой-нибудь картины, строили предположения, что значит двойная тень и о чём думает барышня, пишущая письмо.
Лейденская коллекция частная, принадлежит 55-летнему американскому миллиардеру Томасу Каплану, в России артефакты демонстрируются впервые. Томас Каплан и его супруга приобрели около 250 произведений искусства, созданных голландскими художниками из пяти поколений, в том числе 11 картин Рембрандта. Целью его деятельности стала задача «вызволить из частных коллекций художественные ценности и сделать их общественным достоянием». Представляете? Человек не чахнет, как Кощей над златом, над приобретёнными картинами, а организует выставки (уже больше 40 по всему миру), оставаясь до недавнего времени инкогнито. После выставки в Лувре одна из картин коллекции осталась там навсегда: супруги подарили её музею. Подробности можно прочитать в статье «Как миллиардер потеснил "Мону Лизу"».
А для вас друзья, фотозагадка. Ян Ливенс. «Игроки в карты»
- Позади игроков на стене висит дощечка. Что на ней отмечали?
- Фамилию центрального персонажа в зелёном вы определённо слышали. Кто это?
Только, чур, не гуглить: это неспортивно.
Безумное чаепитие
Не знаю, как у вас, а у меня искусство всегда вызывает приступ голода и жажды. Будете в Москве, рекомендую посетить уютное кафе «Журфак» (спасибо Светлане Вострухиной): столики стоят прямо во дворе под деревьями, вареники отменные, чай ароматный, счёт приносят в зачётной книжке.
Фотографии Людмилы Рождественской (Таллин)
«Так вот же Алёнушка!»
Перед отъездом в Москву осознала, что никогда не была в Третьяковской галерее, хотя с детства знала, что она расположена в Лаврушинском переулке, потому что любила перечитывать книгу Льва Кассиля «Ранний восход» о юном художнике Коле Дмитриеве.
Оказалось, что Ирина Афонина тоже там была в последний раз ещё с папой, когда училась в школе. Решено — отправляемся.
Ходили по залам и словно разговаривали со старыми знакомыми. Вот по этой картине в 5 классе сочинение писали, эта из «Родной речи» в начальной школе, эту на зачёте описывали. Школа не отпускала двух учителей ни на секунду.
Дети, зайдите в Третьяковку, найдите картину Игоря Грабаря «Февральская лазурь» и сравните с теми репродукциями, что есть в ваших учебниках. Может быть, тогда вы поймёте, как бесконечно долго можно рассматривать такое небо, и перестанете скулить: «Ну о чём тут писать?»
Последний адрес
- преподаватель
- слесарь
- военный врач
- бригадный комиссар
Родился... Арестован... Расстрелян... Реабилитирован в 1956
«В час небывало жаркого заката...»
Вот на такие скамеечки не надо присаживаться и разговаривать с незнакомцами |
Фотография Ирины Афониной (Москва)
Дочитываю новый роман Екатерины Рождественской «Девочка с Патриарших». Пока не могу внятно сформулировать ощущения: язык яркий (маркировка 18+), типы колоритные, но нравится меньше, чем «Жили-были, ели-пили...» Хотя, конечно, это совсем другая история. Скорее, для родителей, а не для детей.
Здравствуйте, Михаил Афанасьевич!
Отправиться с Патриарших прудов в первый в России государственный музей Михаила Булгакова было вполне логично.
Во дворе нас встретил чёрный кот необыкновенно крупных размеров, дал себя сфотографировать и по-хозяйски отправился на лестницу, вальяжно позируя на каждом этаже.
Ирина Афонина фотографирует Елену Воронину, когда та фотографирует кота)) |
Синий кабинет
Коммунальная кухня квартиры № 50
«Коммунальная кухня — символ советского быта 1920-х годов, вместилище духа "нехорошей квартиры". Здесь были владения Аннушки, здесь шипели примусы, здесь сушилось бельё, сгорал в печке паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику».
«При Булгакове в квартире жили по меньшей мере восемнадцать человек, некоторые из них держали кур и поросят. Кухня, самое пекло квартиры № 50, нередко становилась полем битвы. Разные люди, вынужденные жить вместе на небольшой площади: краскотёр, безработные, торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, типографский наборщик, служащий в издательстве и другие — оказывались участниками кухонных склок, ссорились, ругались, дрались, продавали самогон и напивались сами».
«Комната Булгакова была напротив кухни — от бесконечных скандалов писателя отделяла только тонкая дверь и небольшая полоска "проклятого коридора"».
«Этот фантасмагорический мир вместе с образами соседей Булгакова перекочевал на страницы его прозы ("Самогонное озеро", "№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна" и др.). Теперь здесь — полуистлевший раннесоветский быт, предметная среда булгаковских произведений».
Интерактивный макет
Нажимаете кнопку и видите одну из квартир на Большой Садовой, 10. Дому больше ста лет, здесь жили рабочие табачной фабрики «Дукат» и художники, эсеры и потомственные дворяне, врачи и печатники соседней типографии, сотрудники НКВД и хиппи.
- Начало XX века — доходный дом для состоятельных арендаторов
- 1920-е годы — дом-коммуна
- После войны — переполненные коммуналки
- 1980-е — один из первых в России сквотов
- 1990-е — аварийное здание
- Начало XXI века — многочисленные офисы вперемешку с чудом сохранившимися квартирами
Работа музея М.А.Булгакова над исследовательским проектом по истории дома началась в 2014 году. Три выставки, сайт, книга «Большая Садовая, 10. История московского дома, рассказанная его жителями».
Сотрудники музея записали около сотни интервью с жильцами дома, которые покинули его в 1960-е — 1980-е годы во время расселения коммунальных квартир. «Мы стараемся вести проект вместе с его героями. люди делятся своими воспоминаниями, передают старые фотографии и вещи в музей, помогают нам найти бывших соседей. Мы же сообщаем жителям все, что встречается в архивных документах об их семьях».
Настоятельно рекомендую побродить по сайту ДОМ НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ. Много любопытного узнаете. Истории всех квартир, списки жильцов, начиная с дореволюционного времени. Откроем одну страницу наугад. Квартира № 5. Вот это повезло: до революции принадлежала владельцу дома Илье Давидовичу Пигиту! Больше часа не могла оторваться, осознавая переплетения историй и судеб.
Без мистики не обошлось, конечно: на выходе сфотографировала уголок квартиры, видела просто зеркало и портрет Булгакова. А получилось бесконечное отражение.
Михаил Афанасьевич, мы ещё там у Вас зарядили внезапно севшие телефоны. Спасибо. Сохраняем энергию.
Конечно-конечно. Соблаговолим и отправимся дальше.
Котокафе
Это в трамвае «С котами нельзя!», в антикафе на Гиляровского, 17 можно. «Цивилизованная форма обожания бездомных кошек».
— Вы у нас впервые? Снимите, пожалуйста, обувь, наденьте белые носочки. И руки сейчас обработаем.
— Котиков гладить можно?
— Можно. Нельзя кормить и брать на руки, только если сами придут на коленки.
Посещение превратилось в увлекательную игру «Найди кота!» Насчитали 20, оказалось, что их 24.
Особое место — «котейная». Здесь животинки отдыхают, если устали от людей. |
Как выяснилось, скотейки очень любят московских учителей информатики |
Конечно, на первый взгляд, посещение котокафе дороговато. НО!
- Это шанс для любителей потискать мохнатое, если в семье есть аллергики.
- Расходы на содержание мохнатых велики. Посмотрела сайт, там все серьёзно и по-доброму одновременно.
- Больше 200 кошек уже нашли свой дом.
Не раздумывая, купила магнитик с фотографией, где я глажу зверюшку. Не очень нужен, но люди помогают приютам пристраивать кошек. Там они сидели бы в клетках годами.
Маленькие учительские радости
Москва знала, что безумный учитель литературы захочет вспомнить детство и залезть на качели. Хотелось бы на фоне Пушкина, но пусть будет Маяковский.
Александр Сергеевич мудро взирает на происходящее. Не разглядеть, но чувствую, что ухмыляется |
Полтора московских дня завершились фантастическим десертом из пряных слив и мороженого от Анны Котельниковой. Человек специально приехал накануне на другой конец города, чтобы его приготовить.
Други, спасибо, что вы есть у меня!
Ну наконец-то! Я уже соскучилась по таким вот, длинненьким и вкусненьким постам))
ОтветитьУдалитьНе гуглила,посему ничего сказать не могу. Ни про дяденьку в зелёном, ни про табличку)
Лена, я столько раз была в Москве,но по вашим местам не ходила, за исключением Третьяковки.
буду навёрстывать. Пост мне в помощь)
А первая фраза звучит как начало хорошего детективного романа: «Если один московский друг сообщает, что другой эстонский друг будет в столице проездом из Киргизии на один день, то как тут не сорваться в Москву?»
))
Ириша, тебе ли не знать, как эти «длинненькие» ваяются! Миллион фотографий просмотришь, девять десятых из них отбракуешь, из остальных попытаешься составить историю. Ещё половину выбросишь. Прогуляешься по сайтам, соберёшь ссылки друзей, выудишь информацию, переработаешь. Половину снова выбросишь. Начнёшь ваять, поймёшь, что ты никудышный рассказчик, обидишься на себя на 3 дня. Вернёшься, чувствуешь, что накипело. Напишешь, опубликуешь, 38 раз исправишь.
УдалитьПервая фраза, кстати, висела одиноко в черновике с 17 июня.
Ира, только что узнала, что Лейденскую коллекцию привезут к нам тоже. С 5 сентября по 13 января можно будет любоваться голландцами в Эрмитаже. Прилетай, до Санкт-Петербурга ближе, чем до Москвы.
УдалитьКотокафе - мечта! У вас в Питере была в "Республике кошек", очень понравилось! Для учителя и 2 дня в обществе друзей - каникулы, - здорово провели время!
ОтветитьУдалитьАнна, более того: в какой-то момент оказалось пять учителей на один квадратный метр. И это было прекрасно!
УдалитьКороткие каникулы, но подробный отчёт! В музей Булгакова не попала два года назад - был выходной день. А кот сидел у входа и позировал.
ОтветитьУдалитьПриложение с дополнительной реальностью скачала и "прогулялась" по Русскому музею. Поэтому я уже знаю ответы на фотозагадку. Мои предположения не подтвердились. Но дополнительно узнала, что юноше в зеленом 16 лет, но выглядит он значительно старше.
Как Вы оперативно действуете, Ольга! Да, приложение позволяет совершить виртуальные экскурсии по многим музеям и детально рассмотреть экспонаты.
УдалитьСколь изящно Вы обошли прямые ответы! Подождем, может быть, найдутся ещё неленивые и любопытные. Кстати, моя первоначальная версия тоже оказалась ошибочной.
Кот абсолютно нереальный и самостоятельный. Видела его на других фотографиях, когда изучала историю вопроса, в залах музея. Наверное, дух места.
Елена, музей Булгакова завораживает: столько бытовых деталей, что всё взаправдашнее. Класс!
ОтветитьУдалитьВ Третьяковке были с детьми два года назад, в обоих зданиях. В том, которое в Лаврушинском переулке, были часа три и поняли, что «объелись»: столько узнаваемого, близкого, такая концентрация информации! Устали, ушли осознавать. А вот в том здании, где современное искусство, находились 8 часов и не устали: как-то не наполняет до краёв современное искусство.
Алла, я в некоторой растерянности: Вы похвалили сейчас современное искусство или поругали?
УдалитьВот даже не знаю. Многое понравилось, даже очень. Но вот ощущения наполненности, переполненности не было. Совсем другие чувства от современного искусства. Хотя были и настоящие откровения, например, скульптуры Дронова, персональная выставка которого проходила в это время, поразили.
УдалитьМаленькая зарисовка. В конце экспозиции у нас села батарея на фотоаппарате, и я предложила детям достать планшет, чтобы фотографировать на него. «Вряд ли вы захотите там что-то фотографировать», - сказала сотрудница музея: дальше шла выставка современного искусства: конец 80-х и дальше. Исписанные холодильники, разбросанные вещи, унитазы... Инсталляции, в общем. Мы всё-таки фотографировали - от удивления. Но при этом мне всё время вспоминался эпизод из фильма «О чём говорят мужчины», когда герой попал на выставку современного искусства и так и не смог понять: надпись «туалет» - это действительно туалет или всё-таки инсталляция?
О, в нашем аэропорту поставили скульптуру Петра Первого со смартфоном и чемоданом. А я и не обратила внимание, что это работа Михаила Дронова. Алла, спасибо за ссылку.
УдалитьЕлена, а как Вам его пионеры? На Ваших - похожи?)))
УдалитьP.S. Нашла у себя в предыдущем комментарии лишнее двоеточие. Пусть будет авторским знаком)).
Алла, мои всё-таки не такие «марсианистые»))
УдалитьДвоеточие, на мой взгляд, вполне имеет право на жизнь в одном предложении дважды. Не очень удобно, что в блогах нельзя править комментарии, как, например, в фейсбуке.
Елена Владимировна, зачиталась! Уже взяла на заметку несколько мест, которые стоит обязательно посетить, так что спасибо огромное! Кстати, видела таблички с «последним адресом», а на Патриаршие пруды частенько бегаем с ребятами, когда у нас «окна» в расписании, просто посидеть и полюбоваться пейзажами – одно удовольствие!
ОтветитьУдалитьМоника, ребёнок мой хрустальный, рада слышать. Хотя бы здесь пересечёмся. Бродила по Москве и о тебе тоже думала.
УдалитьО, ты ещё помнишь про правильные кавычки! Чудеса.
Уже вошло в привычку, что кавычки только такие, других нет и быть не может!
Удалить