понедельник, 3 июля 2017 г.

Что мне дала и что у меня отняла школа

Экзамены вполне прилично сданы, аттестаты получены. А меня до сих пор не отпускает чувство некоторого недоумения и даже растерянности, пытаюсь осознать, в какой момент наши отношения с этим классом стали складываться странным образом.

За фотографию спасибо Улькер

Некоторые уже писали традиционное сочинение в 9 классе, для других это было в диковинку: без отметок и можно не подписывать. Как всегда, мне интересно про «отняла», договорились на берегу, что время и нервы упоминать не станем. Орфографию (совсем немного) и пунктуацию (пришлось потрудиться) в отдельных работах подкорректировала, стиль не трогала. Ничего не сортировала, как лежали листы стопочкой, так и цитирую фрагменты, а в некоторых случаях работы целиком.



Итак, выпускник-2017

  • Мне всегда хотелось сравнивать нашу систему образования с другими странами, что я, конечно, и делала. «Свободное» обучение, которое представляют многие зарубежные страны, для меня не является приоритетом. Школа дала мне, помимо образования, социализацию. Что меня удивляло больше всего, так это возможность рассказать что-то учителю и получить в ответ помощь. Школа дала мне развитие, общение, друзей. Это место свободы и возможностей, она даёт нам опыт. Спасибо.
  • В первую очередь школа дала мне некий опыт: первые крепкие дружеские отношения, первая любовь. Школа мне помогла научиться разбираться в людях. Школа также подарила и отняла близких друзей, что оставило неприятный осадок. К сожалению, в школе я не смогла раскрыться как личность.
  • Что же скрывается за таким магическим, манящим и таким отталкивающим словом «школа»? Школа, как говорят многие, наш второй дом, где есть вторая мама — классный руководитель, вторая семья — класс. Обрела ли я всё перечисленное? Нет. Наша семья не была настолько дружной, как хотелось бы, да и мама у меня осталась одна, моя родная. Во всём всегда необходимо искать плюсы. Но вот какие они? Я научилась спокойно реагировать на лицемерие, научилась смотреть на мир без «розовых очков». Часто, сидя на кухне, мы обсуждаем этот вопрос Знания? Ну знания, необходимые для дальнейшей жизни, мы получили в начальной школе. Для общего развития нужна школа? Скорее да, чем нет. НО! Многие учителя вовремя не смогли привить любовь к предметам, интерес к ним. Мы не стремимся изучать те предметы, которые в школьной жизни ассоциируются с вечной писаниной, сплошными домашними заданиями, которые не вызывают никакого интереса, пишутся без осознания того, что «рисуется» в тетради. Теперь перейдём к вопросу «Что отняла?» Надежду на честность и справедливость. Надежду на хорошее образование моих детей, хотя всё же верю в то, что всё изменится и начнут уделять время не массе, а личности. Первая школьная любовь? Миф. Всегда боялась влюбиться в кого-то в стенах школы. Слава богу, пронесло! Мыслить не как все и отстаивать свою точку зрения? Да за это тебя ещё больше будут не любить. Социальная активность? Да кто ты такой, чтобы куда-то ездить? Учителя привыкли видеть нас по «стандарту». А если ты не подходишь под него, то обречён на провал. Конечно, есть учителя, которые пытаются заметить, помочь и поддержать, но большинство действуют по стандартам свыше. Теперь остаётся надежда на университет.
  • Школа научила меня не только читать и писать, она научила меня дружить, любить, мыслить в сложных ситуациях, находить выход, когда его нет. Я очень жалею, что пропускала много уроков, раньше я этого не понимала, а сейчас мне становится грустно, хочется задержаться тут подольше. Благодаря школе я стала личностью, научилась отстаивать свою точку зрения. 
  • О чём я больше задумывался в школьные годы: что мне даёт школа или что забирает? Ведь зачастую со школой у нас связаны негативные воспоминания. Мы настолько зацикливаемся на проблемах, что не успеваем насладиться приятными моментами. Школа — это вторая ступенька к социализации, школа — это возможность обрести друзей или просто знакомых. Прежде всего школа — это возможность самосовершенствоваться, возможность определить своё место в жизни. Школа — это то место, из которого мы должны выходить с чувством лёгкости на душе, но почему-то мы выходим из неё измученными. Школа дала мне понять, что же я хочу от себя, от жизни, от других людей. Могло быть и лучше, но всё зависит только от нас самих.
  • Школа подпортила в некоторых моментах отношения с родителями (ссоры из-за успеваемости). Самое важное, что мне дала школа, — это мой лучший друг. Что же ещё дала мне школа? Я думаю, умение жить в социуме, познание дружбы и предательства, некоторые правила морали и, как бы это странно ни звучало, школа дала мне множество игр (в детстве), дала шанс поучаствовать в разных спортивных соревнованиях, дала место для игры в футбол, а также радость успеха. После ухода из школы мы будем вспоминать её с разных ракурсов, начиная с несовершенности ремонта и заканчивая крылатыми фразами учителей. И от этого не избавиться. 
  • В школе я научился выслушивать мнение людей, их точку зрения. Благодаря школе в любой беседе я могу аргументированно согласиться или не согласиться с человеком, поддержать разговор на многие темы. В школе я приобрёл очень важный жизненный опыт, школа сформировала мою личность и характер. Однако в школе я не научился ответственности и трудолюбию, что, на мой взгляд, является самыми необходимыми сегодня человеку качествами. В школе я совершил много ошибок, но ведь за счёт ошибок мы учимся. На мой взгляд, школа отняла у меня возможность самостоятельно выбирать образовательный маршрут: не всё, что мы проходим в школе, мне нравится. 
  • ...у меня накапливался опыт в общении с людьми, я понимал, что все они разные и к каждому нужен свой подход. Я не думаю, что школа у меня что-то отобрала, это было хорошее время, полное и радостей, и печалей. 
  • Школа дала мне друзей. Школа дала мне много бесполезной информации. В школе у меня появилось пристрастие к футболу. (Это не фрагмент, а полный текст сочинения).
  • Благодаря школе я научилась общаться с людьми (мне просто-напросто пришлось с ними общаться). Школа дала понять, что все люди разные, у всех есть своё личное мнение, и оно зачастую не совпадает с моим. Благодаря школе я подружилась с людьми, с которыми на улице не осмелилась бы заговорить. Школа поборола мою неуверенность в себе и дала понять, что совершать ошибки — это нормально. Благодаря школе я поняла, что у одной задачи есть множество решений. И не надо осуждать людей, которые решают эти задачи не так, как ты. На самом деле школа сделала меня личностью. Школа не научила меня мыслить критически, думать, прежде чем сделать, здравому смыслу. Всему этому я научилась сама. Она не привила мне любовь к науке. Не дала мотивации познавать что-то новое, изобретать, делать открытия. Если такое и было, то оно не осталось в моей памяти. До 10 класса, пока передо мной не встал выбор предмета, который надо сдавать на ЕГЭ, я не задумывалась о том, что мне нравится, я просто ходила в школу за хорошими оценками. Потом я начала копаться в себе и анализировать, что мне даётся легче и что мне самой интересно. Я поняла, что ... — это то, что я так долго искала. Оказалось так, что к 10 классу мои знания в этой области были ниже плинтуса. Для себя я решила: если школа не дала мне эти знания, значит, мне самой придётся изучать весь материал. И дело не в том, что я «не слушала учителя», а в том, что учитель не смог заинтересовать меня в своём предмете. Я жалею, что большое количество времени на изучение отдельных предметов было потрачено зря.
  • Школа развивала меня не только умственно, но и физически, сделала смелее и выносливее. В старшей школе я научилась бороться за справедливость, в современной жизни без этого никак. Школа научила меня правильно рассчитывать свои силы, чтобы хватило на экзамены. Школа —  бессонные ночи, но это даже хорошо: в институте мы будем готовы ко всему.
  • Я плохо помню свои впечатления о первом классе, но точно помню, как мы не поладили с одной девочкой, стоили каверзы друг другу, обзывались. А сейчас я понимаю,
     что она моя подруга и я буду скучать по ней. Именно в школе я научилась заводить друзей, преодолела своё стеснение перед более взрослыми людьми. Я научилась расставлять приоритеты, хотя бы и на таком примере, как домашнее задание: сейчас понимаешь, какие домашние задания обязательно выполнять, а какие — нет. Я поняла, что у разных людей разные характеры и не все обязаны меня любить. Но я преодолела себя и даже с теми людьми, которые мне не нравятся, я научилась находить общий язык. Я открыла в себе новые увлечения и поняла, что одно и то же можно подать по-разному: вызвать у человека антипатию или заинтересовать его. Я повзрослела в школе. И, хотя мне нравились далеко не все люди здесь, я буду очень скучать по школе. Не знаю, почему все говорят, что школа отняла у них время. У меня не отняла. Если бы не школа, я бы многому не научилась. Я не способна что-то изучать самостоятельно, просто так. Школа дала мне стимул учиться. Без школы я бы 11 лет ничего не делала. Я не знаю, что у меня отняла школа. Она часть моей жизни, часть моего прошлого. Всё то негативное, что происходило в школе, не отняло ничего, а научило, как делать не надо. 
  • Школа отняла у меня перспективы на проведение моего времени на улице с антиобщественными компаниями. Она отняла у меня время на бесполезные знакомства, время, которое я мог бы проводить с местными курящими, спивающимися малолетними, которые не задумываются о своём будущем и становятся гнилой биомассой. Наша школа, как и музыкальная, в которой я учился, оградила меня от пустых дум на диване и разложения у телевизора. Школа научила меня ценить людей и разбираться в них. Некоторые учителя так хорошо к нам относились и правильно доносили информацию, прививая этим интерес к предмету, что время пролетало незаметно. Я не могу сказать, что школа дала мне друзей на всю жизнь, но этих людей я не забуду. Школьные преподаватели и мои родители заложили во мне уважение к людям. Можно сказать, что школа дала какие-то черты характера, укрепила самооценку и внутренний стержень. Но что же мы дали школе и людям, которые в ней работают?
  • В школе я нашёл друзей, которые помогли пережить много неприятных моментов и поддерживали, когда было нужно. Школа дала чувство первой любви, которая бывает лишь однажды и не забывается. Школа — это место, где я первый раз подрался и помирился. К сожалению, школа дала не только хорошее, но и плохое. Не сосчитать, сколько нервов было потрачено за 11 лет: ссоры с родителями из-за учёбы, ссоры с несколькими близкими друзьями, слёзы по пустякам и сложный жизненный выбор. Школа в какой-то степени помогла мне пройти нелёгкий путь становления. 
  • Попробую начать с того, что же мне дала школа. Если бы этот вопрос мне задали месяц назад, я бы с уверенностью ответила, что абсолютно ничего, креме друга, самого лучшего, доброго, понимающего, с которым всегда весело; это тот человек, на которого хочется порой наорать, а потом быстро-быстро обнять, поцеловать и продолжать смеяться над какой-то глупостью. Но сейчас осталась всего лишь неделя до окончания школы, и я понимаю, что школа открыла для меня двери в светлое будущее. Я имею прекрасных одноклассников, которых я безумно люблю, хотя ещё в начале 10 класса думала, что такого никогда не будет. Мы с нашими ребятами сплотились только в 11, но я рада, что это вообще произошло. Школа научила меня ценить то, что имеешь, никогда не возмущаться по пустякам. Школа познакомила меня с педагогами, с которых хочется порой брать пример. За всю мою школьную жизнь, наверное, было сотни, а то и больше причин, по которым я обижалась на них, не хотела видеть, но сейчас я понимаю, что за их жёсткостью крылась забота (не у всех!). Сейчас я понимаю, что уже финишная прямая, вот-вот и всё: больше никогда не надо будет сломя голову бежать на какой-то урок с криком «Давайте быстрее, а то у доски стоять будем!», не будет глупых шуток одноклассников, веселья с педагогами, дрожи в коленках, глупых отмазок по поводу несделанного д/з. В нашей школе есть всего 5 учителей, по которым я буду сильно скучать, к которым я буду стараться приходить почаще. Я не говорю, что остальных я не люблю, нет, вовсе нет, просто эти 5 человек никогда не давали падать духом, всегда поддерживали в трудную минуту, они давали мне понять, какая на самом деле жизнь. Что касается того, что отняла у меня школа, то кроме банальных двух слов — время и нервы, — я ничего сказать не могу. Еще я хотела бы попросить прощения у тех людей, которым я причинила боль, я сейчас говорю и об учителях, и об учениках. Простите меня, пожалуйста, я делала всё это случайно, не осознавая, а порой мы просто не понимали друг друга, что, разумеется, обидно. 
  • Школа подарила мне лучших друзей, новые знакомства. Есть одно НО: школа отнимает веру во всё прекрасное, открывает мир, который существует в реальности. С новыми знакомствами мы понимаем, что не можем нравиться всем, тогда и появляются ссоры, трудности, недопонимание. Но, с другой стороны, это может быть и плюсом: школа представляет собой некую «закалку» пред взрослой жизнью. Экзамены  — это слово приводит в страх каждого выпускника. Это стресс для ученика, но в школе как будто хотят сделать так, чтобы этот страх усиливался. Фраза, которая преследует целый год: «Ты не наберёшь достаточное количество баллов для института». Понятно, что здесь всё зависит от человека. Для кого-то это вызов, а у кого-то опускаются руки. Я стараюсь не обращать на эту фразу внимания и идти к своей цели. За эти годы мы много писали, так что можно сказать, что школа отняла большое количество тетрадей и чернил:) Мы готовились к контрольным, зачётам, сочинениям, тестам. Но вместе с  этим «ужасом» существовало много радостных моментов: мы устраивали походы, праздники, чаепития, даже снимали фильмы. За 11 лет школа стала семьёй. И, как в любой семье, могли возникать ссоры, недопонимание. Но ты всегда знаешь одно: ты всегда можешь вернуться, несмотря ни на что, и тебя будут ждать.
  • ...очень странно каждый день по несколько часов находиться в помещении с людьми, которые, казалось бы, так близки, но в то же время так далеки от тебя. Ещё более странным является то, что в скором будущем мы потеряем связь друг с другом. Разные жизни, дороги, новые знакомства. Каждый из нас вынес для себя какие-то уроки из тех ситуаций, которые мы проживали вместе. Первое, чему меня научила школа, — уважение. Я могу недолюбливать человека, но всегда буду уважать его решение, мысли. Уважать, потому что он такой же человек, как и я. Школа научила меня не судить по первому впечатлению о человеке. То, какими я видела некоторых людей, очень отличается от того, какие они есть на самом деле. Третье, чему меня научила школа, — не верить слухам и тем более их не распускать. Я никогда не сталкивалась с тем, что учителя обижаются на учеников. Поэтому не умею выходить их сложных ситуаций или избегать их. И вот четвёртое, чему меня научила школа: учителя тоже люди! Как бы по-детски это ни звучало. Почему-то о задетых чувствах учителей я задумалась только в 11 классе. Если говорить о негативной стороне школы, то первое и самое главное, что отняла у меня школа, — это веру в себя. К сожалению, я очень часто слышу: «ты не можешь», «не умеешь», «деградируешь». Конечно, это говорят, чтобы мотивировать ребёнка двигаться. Но в моём случае это, наоборот, отравляет моё пребывание в этой школе. Мне бы хотелось, чтобы учителя задумались о тех словах, которые они мимолётно бросают ученику в порыве гнева. 
  • I часть. Что дала? Пойду издалека. Зачем вообще нужна школа? Разумеется, чтобы давать знания. Какие знания? В основном теоретические. Эти знания бесполезны в настоящей жизни. Однако полученные умения позволяют мозгу работать. Школа создаёт базу, ученик впоследствии всегда будет «оглядываться» назад. Я не буду говорить о построенной системе образования... Она, мягко говоря, несовершенна. Я никогда не считал, что качество образования зависит от учителей. Быть учителем сейчас «немодно», работать с шумными детьми трудно и нудно. Я считаю учителей, которые меня учили, профессионалами. Учитель — это не машина, а живой человек; у каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Но, по моему мнению, учителя нашей школы делают свою работу на отлично. То, что они вынуждены пахать в предлагаемых условиях, — это подвиг с их стороны. Многие из них уже давно могли «хлопнуть дверью» и уйти, но нет... Я могу только выразить им слова благодарности за их работу. Не буду выделять кого-либо, просто скажу: «Спасибо!» В школе ученик приобретает не только знания, но и проходит стадию социализации, то необходимо всем, чтобы существовать в обществе. Я приобрёл бесконечно классных друзей среди одноклассников, учителей и персонала школы. Эти люди прекрасны! Их доброта заполняла моё сердце каждый день, проведённый в школе. О многих поступках и словах я никогда не забуду. Вспоминая улыбки моих друзей, я совсем не хочу начинать писать II часть сочинения, но сочинение должно выйти объективным, поэтому я должен. Но пока я не начал, хочу написать главную мысль о том, что мне дала школа. Как бы я ни хотел отрицать, но школа сделала из меня (на пару с родителями) того человека, который хочет прожить отведённое ему время достойно и со смыслом. Чтобы каждый день дарил улыбку и положительные эмоции. Жизнь непростая, это, конечно, мы все понимаем. Не бывает вечного безоблачного счастья. Но к этому можно и нужно стремиться. Всё самое интересное — впереди, в этом я уверен.
  • II часть. Что отняла? В этой части можно раскрыть тёмные стороны учёбы в школе. А имеет ли это теперь какой-либо смысл? Скорее нет, чем да. Прежде чем судить кого-то, нужно встать на его место, подумать про себя: «Как бы я поступил в его ситуации?» Как я уже писал ранее, все люди разные. Является ли это поводом для дискуссии? Нельзя смотреть на форму — нужно искать причину. Я нашёл эти причины и многое для себя усвоил: очень важно, как мы относимся к себе и к окружающим, как разговариваем друг с другом, как относимся к нашим братьям и сёстрам. Я думаю, если бы все дети росли счастливыми, мир был бы совсем  другим. Я не считаю себя компетентным в вопросе о недостатках школы. Ещё слишком рано... Пройдёт время, и тогда уже можно будет с уверенностью сказать, что я потерял, учась в школе. 
  • 11 лет я был учеником школы 342. Все эти годы я руководствовался одним принципом: при любых обстоятельствах я буду ходить в школу. Когда у меня была температура 40, я шёл в школу. В этом я видел весь смысл моего учения: постоянно и упорно ходить. Домашние задания я делал по мере необходимости. Чтобы нормально учиться, достаточно ходить в школу. Чтобы хорошо учиться, надо делать хотя бы некоторые д/з. Всё это мне стало понятно классу к 7, и дальше я просто учился по отработанной схеме. Школа дала мне понимание: чтобы хорошо делать какие-то вещи, надо просто знать, как они устроены, уловить несложные закономерности и понять простые требования. Из всех этих вещей складывается понимание, как всё работает. С 7 класса обучение для меня, по сути, закончилось, далее следовало повторение одного и того же в течение 4-х лет. Поэтому я начал учиться другим, обыденным для школы, вещам. Вы когда-либо пользовались людьми? Просто ради выгоды? Скорее всего, да. За время моего обучения только к концу 11 класса мне открылось истинное положение вещей. Организация последнего звонка и отношение моих одноклассников к нему открыли все скрытые до этого времени вещи. Как я понял, друзей тут нет. Тут только товарищи. Все как-то пользуются друг другом, но и не особо дорожат друг другом. Очень много фальши во всём происходящем. Так вот, с 7 класса я начал понимать эту истину. Оказалось всё очень просто: взаимовыгодное сотрудничество, как-то так мы тут все и работаем. С виду мы друзья и дружный коллектив, а внутри-то всё прогнило. Ещё один важный момент, который я усвоил в школе: всегда выгодно держать нейтралитет, как-то ненавязчиво отстраняться ото всех и появляться только тогда, когда мне этого хочется. Смотреть со стороны на всё, происходящее в классе, было интересно, как какой-то сериал с плохими актёрами. А я просто зритель. Наблюдаю за всем этим. И меня это как-то не касается. Как итог, сложился мой характер: расчётливый, скрытный, да и вообще крайне непонятный. Но не о  характере речь. В целом из всей моей школьной жизни я вынес ряд уроков, как мне кажется, полезных. 7 из 10 — такая вот моя оценка полезности школы для меня. Что касается того, что отняла у меня школа, то такого, в принципе, нет: всё, что я хотел, я и так успевал, несмотря на школу, а в свою очередь школа мне всё только давала, не всегда хорошее, но давала.
  • Школа познакомила меня не только с хорошими друзьями, но и с чувствами. Честно говоря, своё детство я не особо помню. Помню, что на Новый год в 4 классе хотела в сценке играть принцессу, а меня поставили на роль вороны. Тогда я познакомилась с разочарованием. В третьем классе я случайно взяла за руку одноклассницу на физкультуре, она упала, сильно ударилась, и  на меня «наехали» её подружки, учителя и вообще все кому не лень. Довели до того, что мне хотелось сбежать из школы и спрыгнуть с Володарского моста. Во время неудачной попытки побега меня поймала уборщица и начала успокаивать. Из всех 600-700 человек в этой школе меня поняла только уборщица! Даже не знаю, как назвать это чувство, но с ним меня тоже познакомила школа. В средней школе меня снова не раз доводили до слёз, но тогда я поняла, что надо просто быть сильнее. Если в начальной школе я была замкнутой девочкой, то в средней начала становиться более открытой. Классе в 7 я поняла, что что мне нужно делать: создавать. В школе нас научили вязать, шить, мои работы отправляли на выставки и конкурсы, где их очень высоко оценивали. Учителя меня хвалили родителям, я чувствовала за себя гордость. Спасибо школе, что давала такие возможности. Пусть наш класс не супердружный, но до 10 класса было много праздников, которые я организовывала. Мне это так нравилось... Так меня ещё и слушались! Школа мне подарила то самое чувство удовольствия, которое испытываешь, когда ведёшь за собой. Мне не раз было стыдно (даже за других людей) в этих стенах. Я испытала здесь чувство волнения перед выступлениями. Чувствовала вдохновение, воодушевление, когда мы в старшей школе снимали фильмы. Гнев, ярость, неудовольствие приходят ко мне, когда ребята предпочитают уходить домой, а не репетировать. Порой меня здесь посещают отчаяние, бессилие, нерешительность и печаль, но рядом всегда находится поддержка. В последние годы нет ни одной перемены, когда со мной не поздороваются почти незнакомые ребята. Некоторые просили даже сфотографироваться. Безумно приятно. Не так давно мой видеоролик высоко оценил журналист петербургской газеты на игре по экономике, на которую мы с ребятами поехали от школы. Увлечение, восторг — в мою копилку чувств. Я буду с улыбкой вспоминать школьные дни, урок химии, на котором ... чуть не спалила школу, хорошие советы учителей (со временем понимаешь, что советы были действительно хорошими), школьные мероприятия. Я бы хотела, чтобы сердцу вечно снился 9-10 класс. А что отняла? На прошлой неделе сменку. Занавес.
Непостижимым образом словом «занавес» закончилась последняя работа. Да, теперь, видимо, он. Дети мои, несколько слов напоследок:
  1. Если вы по каким-либо причинам не хотите, чтобы выдержки из ваших работ присутствовали в этом посте, сообщите, пожалуйста: удалю.
  2. Возможно, вас не было, когда мы размышляли о прошедших 11 годах. Если вам есть чем поделиться, напишите на почту или создайте гуглодок (только доступ не забудьте предоставить): добавлю.
  3. У нас с вами за эти годы было много разного, но по-прежнему для вас я «зелёная» всегда. 
Уважаемые читатели блога, если у вас есть настроение и желание рассказать, что вам дала и что у вас отняла школа, добро пожаловать в комментарии. 

22 комментария:

  1. Каждый год читала подобные работы учеников и думала, что нам еще далеко до этого. До сих пор нет ощущения, что уже всё закончилось, кажется, что в сентябре снова надо будет идти в школу. Елена Владимировна, спасибо за всё, что вы нам дали за эти годы, мы благодарны вам!
    PS: прошел всего лишь месяц после написания этой работы, а уже многое хочется изменить в своем тексте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моника, можем откорректировать, дополнить, если хочешь. Но я на твоём месте оставила бы всё так, как написалось тогда.

      А 1 сентября забегать хоть ненадолго в школу — добрая традиция наших выпускников. Приходите, будете 12«а» классом))

      Удалить
    2. Тоже думаю, что лучше оставить всё так, как есть.
      Постараемся прийти!))

      Удалить
    3. У них будет своё 1 сентября)) не школьное ))
      А вот кое-кто из 14-А забежит :)))

      Удалить
    4. Василиса, буду бесконечно рада видеть! Обнимемся в реале. И я взгляну в твои глаза, которых мне порой так не хватает.

      «Молодняк», естественно, станет упиваться в это время своим новым статусом студентов, но потом непременно придёт прижаться к плечу.

      Удалить
  2. Современные дети, практичные, с критическим мышлением, знающие, чего хотят, вполне социализированные! Почему-то грустно...

    ОтветитьУдалить
  3. Лена,

    Каждый раз, когда читаю сочитени твоих "детей", вспоминаю себя...
    Я так серьёзно и так по-взрослому размышлять не могла...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, они просто другие. Не хуже, не лучше, чем были мы. Совсем другие. Долго привыкала к этой мысли и ещё дольше училась жить (и сейчас продолжаю) в предложенных Тётушкой Судьбой обстоятельствах.

      Удалить
  4. Стопка подобных сочинений лежит у меня на столе. Пока не пишется.
    У Вас, Елена, ежегодно с удовольствием читаю выпускные откровения. Нынешние отличаются... Есть боль, разочарование, недосказанность... Восхищаюсь тем, как размышляют ребята. Но мне стало грустно. Дай Бог, чтобы каждый выпускник всё-таки в памяти оставил только то ХОРОШЕЕ, что школа дала.
    Спасибо! Есть над чем подумать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, и у меня работы отлёживались почти полтора месяца: перечитывала, передумывала. Знаете, в этом году мне тоже невероятно грустно. ТАКОГО класса у меня ещё никогда не было. И это не ради красного словца (обычно учителя произносят эту фразу на родительских собраниях, томно воздев очи к потолку, чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации. Родители должны прочитать между вздохами: «Ужас-ужас-ужас!»). Нет, здесь иное, пока не могу сформулировать словами даже для себя, что именно.

      Удалить
  5. Самое верное определение: ДРУГИЕ! и это надо принять, нас же принимали, и мы были д р у г и м и

    ОтветитьУдалить
  6. Ждала этого поста.Не поняла про странности в отношениях. Всё предельно честно, и это очень важный показатель доверия.
    Да,они другие, более раскованные, свободные, смелые.
    Представила, Что бы я написала в аналогичном сочинении в своём выпускном классе))) То, что хотят услышать учителя - заученные фразы про светлое будущее, про все дороги, открытые в нашей стране человеку и прочую банальность. Стыдно было писать про свои личные "эгоистические" планы, не связанные с Родиной. Про деньги даже шёпотом нельзя было.Критически про школу - упаси боже!)
    Тем не менее, моя сельская школа мне дала любимых учителей, которые так подготовили, что в вузе при поступлении спросили про "где учились?" и дико удивились.
    Школа дала любимый класс,который не сразу стал любимым. Сначала был синдром "учительской дочки" со всеми вытекающими, а потом всё как-то наладилось, и была первая любовь, школьный ВИА, поездки в концертами и на соревнования, совместные отмечания дней рождения и праздников, а потом многоразовые встречи после выпуска.
    Думаю, и твои ученики, Лена, обязательно будут встречаться друг с другом и с тобой - захочется!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, спасибо! Думаю, что нашим учителям даже в голову не пришло бы задавать такие вопросы.

      А школа у тебя совсем-совсем ничего не отняла?

      Удалить
    2. Лена, у меня в принципе никто не способен что-то отнять, если я не согласна))
      Мне кажется, вся моя жизнь - цепь сплошных приобретений - как позитивных, так и негативных, что тоже очень важно)

      Удалить
    3. Собственно говоря, именно это я и предполагала от тебя услышать. Рада, что не ошиблась, сестричка.

      Удалить
  7. Читая такие откровения, вспоминаю, как мне самой учитель литературы "подрезала" полет фантазии. А дело касалось всего-то банального рассуждения о прочитанном. Когда поняла, что от меня хотят слышать не мое личное мнение, а пересказанное мнение заслуженных классиков жанра (критиков), то сникла... Наверно сегодня, пописывая в блог всякую отсебятину, просто кайфую от предоставленной свободы.

    С годами у этих детёнышей мнение о школе изменится, вспоминаться будет только хорошее. И это не правило жизни, это, как ни банально, строение нашего мозга, который "стирает" в памяти негатив. Даже не помню, в работе какого гения это прочитала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, согласна: внутренняя свобода — это то, чего так не хватает поколению, раскрывавшему в выпускном сочинении образ В.И.Ленина в произведениях Горького и Маяковского. И блогерство наше, Вы правы, есть попытка освобождения.

      Знаете, наверное, завидую немного им, смелым, молодым, раскрепощённым, бесстрашным.

      Удалить
  8. Для меня было честью работать и учиться под вашим руководством, Елена Владимировна. Спасибо за ваш труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Глеб. Руководство, как ты понимаешь, было не моё: у тебя своя голова на плечах, я лишь вектор. Мне было интересно взрослеть и изменяться вместе с тобой. Чувствую (и даже знаю), что слова и действия мои находили благодатную почву, чтобы потом прорастать твоими ПОСТУПКАМИ. Спасибо, ученик.

      «И возникла роза».

      Удалить
  9. Припозднилась потому, что раздумывала,уважаемая тёзка.Себя спрашивала, а что мне дала школа, и что отняла,когда я была ученицей. Дала и отняла уважение к тем людям,которые нас обучали.Мы совсем не уважали,как преподавателя,свою классную руководительницу,но любили за то, что возила нас по стране,а вот уроки её не выносили.Дала школа чувство локтя,но и отняла желание общаться с теми,кто,казалось бы надёжен.Первые жизненные уроки.Несколько учителей просто окрыляли,наличие их предметов в расписании,уже радовало.Моя школа дала уважение к выбранной профессии.Рамки дозволенности,этики.Это всё дала школа и родители.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за искренний и, подозреваю, выстраданный отклик.

      Удалить