2 сентября. Первый урок литературы в очень сложном 10 классе: кто-то знает меня шестой год, кого-то я учила в далёком 7 классе ( с тех пор они очень изменились) и 3 закрытые книги в виде учеников из других школ. Атмосфера настороженно-напряжённая. Отчётливо осознаю, что жить нам всем вместе 2 года. И чем ближе это всё будет происходить, тем лучше Как всегда, сакраментальный русский вопрос: «Что делать?»
1. Поставила парты амфитеатром, уничтожив расстояние между рядами. Возвышения не было, округленность была. И ощущение некой общности.
2. Сказала тёплые искренние слова о любви ко всем. Без напряжения, ибо каждое слово — правда.
3. Открыла запись на доске. Услышала 5 минут напряжённого молчания.
Доктор Шредингер, Ваша кошка еще жива.
Написала бестселлер, прекрасно играет в покер
(На каре из тузов ей всегда выпадает джокер),
Раздает интервью, в интернете ведет журнал,
И, сказать по секрету, весьма популярный блогер.
Ящик – форма Вселенной, какой ее создал Бог.
Геометрия рая: шесть граней и ребра-балки,
По периметру – вышки, забор, КПП, мигалки.
Иногда вспоминается кресло, камин, клубок,
И его почему-то бывает ужасно жалко.
Доктор Шредингер, Ваша кошка не видит снов,
Бережет свою смерть в портсигаре из бычьей кожи,
Не мечтает однажды создателю дать по роже,
Хочет странного – редко, но чаще всего весной.
Любит сладкое. Впрочем, несладкое любит тоже.
Вероятности пляшут канкан на подмостках стен,
Мироздание нежится в узких зрачках кошачьих.
Ваша кошка, герр Шредингер, терпит невольный плен
И не плачет. Представьте себе, никогда не плачет.
4. Голос из среднего ряда: «Брр! Ничего не понял!» Правильно, этого я и ожидала.
А дальше пытались выяснить, что именно мешает пониманию. В результате две группы рылись в интернете, выискивая информацию о докторе Шрёдингере (пришлось отдать школьный ноут и свой, принесённый из дома), две группы работали с толковыми словарями, объясняя непонятные слова, и ещё две — самые продвинутые — пытались отыскать различные миры, существующие в тексте. Потом делились информацией. И трудились осмыслить. Радует, что в какие-то минуты пионеры общались, игнорируя моё присутствие.
Итог: некоторые зёрна разумности в письменных размышлениях и два очень разных, но задумчивых прочтения стихотворения вслух. Работали 2 урока, и ВСЕ устали. Реплика на перемене: «Мне больно, у меня мозги шевелятся!»
«Это произведение, вероятно, о любви. Но я бы не сказала, что только о ней. Я вижу какой-то коренной переломный момент в чьей-то жизни».
«Девушка полужива-полумертва от неразделённой любви».
«Коробка — это преграда между ними».
«Она терпит плен в этом ящике, но скорее всего, никогда не выберется из него».
«Это не стихи. Это небольшой рассказ, который ведут сразу несколько человек».
«Она не зависит от него и при всей своей горечи и обиде не показывает слёз».
«Ящик может быть тем, что просто не смогли сказать друг другу эти люди».
«Каждый из них непредсказуем. И неважно, кто где, они зависят друг от друга, иногда не понимая, что жизнь и смерть находятся рядом».
«По-видимому, отношения происходили в сети, то есть в виртуальном мире».
«Она терпит боль, но никогда не плачет. А он не может определиться, что ему нужно. Мне понравилось, необычно изложено элементарное».
«Кошка в коробке, одурманенная воспоминаниями, начинает понимать, кто она есть».
«Я расцениваю это как завуалированный диалог между мужчиной и женщиной».
«Мы в этой коробке, как в тюрьме».
«Третья часть мне не понятна вовсе, она мне напоминает нечто из современных художников, нечто непонятное, но такое притягивающее».
«Тут всё зашифровано, как загадка. Можно перебрать много версий: несчастная любовь, приближение смерти, трудная участь отношений. Всё трудно и запутанно. В этом нужно разбираться».
«Эти строки производят странное впечатление. Кажется. что автор — сумасшедший человек. А может, этот автор. наоборот, очень загадочный и интересный человек. и всё это производит непонятное впечатление, которое невозможно описать».
«Не знаю почему, но мне вспомнился Достоевский».
«Это стихотворение о двух больных».
«Если вдуматься в смысл. то можно увидеть, что кто-то кого-то заставляет, и неважно, кошка это или нет. Я почувствовала душевную боль, хотя ОНА и никогда не плачет».
«Девушка попала в его плен, но не стала любить его от этого. Она просто смирилась. И мужчина всё это записал в своём дневнике, увидев картину со стороны девушки. Каждый из нас должен понимать, что он не Бог, а его творение. И мы не вправе делать больно другому человеку, а тем более тому, которого любишь».
«Когда я читала это в первый раз, то ничего не поняла. Смысл открылся только раз на седьмой, да и то не до конца. Но стихотворение впечатлило меня сразу».
«Кошка несчастна. Ей обязательно нужно поплакать. Даже если речь и не о кошке, то всё равно — это существо самое несчастное на свете, но сильное, очень сильное. А ещё доброе. Кошка никогда не вернётся к своим креслу, камину, клубку. Также я думаю, что этот доктор идиот! Даже если он не доктор, а она не кошка. Не позволяйте своим любимым, близким и даже едва знакомым, посторонним людям страдать».
«Она его любит, а он обходится с ней очень жестоко. Ему нужен какой-то результат их отношений, так же, как в том самом эксперименте, но в то же время важен и процесс».
«Я уверена: эти два человека не любили друг друга, но и расстаться тоже не получается».
«Здесь присутствуют различные миры: дом, тюрьма, игра».
«Женщина в стихотворении — существо между жизнью и смертью».
«В этом произведении можно увидеть страдания, безысходность. смирение. Если углубиться на самое дно произведения, можно понять, что оно про испытание чувств между девушкой и мужчиной. О невыраженных боли и страхе. Думаю, что доктор — это он, а кошка — она.. Их отношения складываются не очень удачно. Девушка терпит по отношению к себе тиранию. Для неё появляется новый мир, новые ощущения, в которых она — кошка, которая подвержена опыту. Для девушки вероятность выжить в таких условиях 50%.».
«Зная, что любви пришёл конец, она мучается и находится на грани реальности, как бы между жизнью и смертью, иногда вспоминая то сладкое и несладкое, что с ними происходило».
«Глубина чувств преобладает над разумом, логикой, привычным мышлением».
«Кот, возможно. и не кот. а кошка. А кошка, возможно, вообще, человек. В этом стихотворении царит глубина образов, и только создатель способен понять всю его глубину».
«Геометрия рая может оказаться геометрией комнаты, квартиры».
Удивительно, какие невероятно разные у меня дети! Естественно, орфографию и пунктуацию кое-где подправила. Больше ничего не трогала.
Как всегда, есть специально обученные хорошие девочки, которым 45 минут мало. Тогда они присылают мне свои мысли в гуглодоках. Что тоже хорошо.
За идею бесконечно благодарна Зинаиде Юльевне Смирновой.
1. Поставила парты амфитеатром, уничтожив расстояние между рядами. Возвышения не было, округленность была. И ощущение некой общности.
2. Сказала тёплые искренние слова о любви ко всем. Без напряжения, ибо каждое слово — правда.
3. Открыла запись на доске. Услышала 5 минут напряжённого молчания.
Доктор Шредингер, Ваша кошка еще жива.
Написала бестселлер, прекрасно играет в покер
(На каре из тузов ей всегда выпадает джокер),
Раздает интервью, в интернете ведет журнал,
И, сказать по секрету, весьма популярный блогер.
Ящик – форма Вселенной, какой ее создал Бог.
Геометрия рая: шесть граней и ребра-балки,
По периметру – вышки, забор, КПП, мигалки.
Иногда вспоминается кресло, камин, клубок,
И его почему-то бывает ужасно жалко.
Доктор Шредингер, Ваша кошка не видит снов,
Бережет свою смерть в портсигаре из бычьей кожи,
Не мечтает однажды создателю дать по роже,
Хочет странного – редко, но чаще всего весной.
Любит сладкое. Впрочем, несладкое любит тоже.
Вероятности пляшут канкан на подмостках стен,
Мироздание нежится в узких зрачках кошачьих.
Ваша кошка, герр Шредингер, терпит невольный плен
И не плачет. Представьте себе, никогда не плачет.
4. Голос из среднего ряда: «Брр! Ничего не понял!» Правильно, этого я и ожидала.
А дальше пытались выяснить, что именно мешает пониманию. В результате две группы рылись в интернете, выискивая информацию о докторе Шрёдингере (пришлось отдать школьный ноут и свой, принесённый из дома), две группы работали с толковыми словарями, объясняя непонятные слова, и ещё две — самые продвинутые — пытались отыскать различные миры, существующие в тексте. Потом делились информацией. И трудились осмыслить. Радует, что в какие-то минуты пионеры общались, игнорируя моё присутствие.
Итог: некоторые зёрна разумности в письменных размышлениях и два очень разных, но задумчивых прочтения стихотворения вслух. Работали 2 урока, и ВСЕ устали. Реплика на перемене: «Мне больно, у меня мозги шевелятся!»
«Это произведение, вероятно, о любви. Но я бы не сказала, что только о ней. Я вижу какой-то коренной переломный момент в чьей-то жизни».
«Девушка полужива-полумертва от неразделённой любви».
«Коробка — это преграда между ними».
«Она терпит плен в этом ящике, но скорее всего, никогда не выберется из него».
«Это не стихи. Это небольшой рассказ, который ведут сразу несколько человек».
«Она не зависит от него и при всей своей горечи и обиде не показывает слёз».
«Ящик может быть тем, что просто не смогли сказать друг другу эти люди».
«Каждый из них непредсказуем. И неважно, кто где, они зависят друг от друга, иногда не понимая, что жизнь и смерть находятся рядом».
«По-видимому, отношения происходили в сети, то есть в виртуальном мире».
«Она терпит боль, но никогда не плачет. А он не может определиться, что ему нужно. Мне понравилось, необычно изложено элементарное».
«Кошка в коробке, одурманенная воспоминаниями, начинает понимать, кто она есть».
«Я расцениваю это как завуалированный диалог между мужчиной и женщиной».
«Мы в этой коробке, как в тюрьме».
«Третья часть мне не понятна вовсе, она мне напоминает нечто из современных художников, нечто непонятное, но такое притягивающее».
«Тут всё зашифровано, как загадка. Можно перебрать много версий: несчастная любовь, приближение смерти, трудная участь отношений. Всё трудно и запутанно. В этом нужно разбираться».
«Эти строки производят странное впечатление. Кажется. что автор — сумасшедший человек. А может, этот автор. наоборот, очень загадочный и интересный человек. и всё это производит непонятное впечатление, которое невозможно описать».
«Не знаю почему, но мне вспомнился Достоевский».
«Это стихотворение о двух больных».
«Если вдуматься в смысл. то можно увидеть, что кто-то кого-то заставляет, и неважно, кошка это или нет. Я почувствовала душевную боль, хотя ОНА и никогда не плачет».
«Девушка попала в его плен, но не стала любить его от этого. Она просто смирилась. И мужчина всё это записал в своём дневнике, увидев картину со стороны девушки. Каждый из нас должен понимать, что он не Бог, а его творение. И мы не вправе делать больно другому человеку, а тем более тому, которого любишь».
«Когда я читала это в первый раз, то ничего не поняла. Смысл открылся только раз на седьмой, да и то не до конца. Но стихотворение впечатлило меня сразу».
«Кошка несчастна. Ей обязательно нужно поплакать. Даже если речь и не о кошке, то всё равно — это существо самое несчастное на свете, но сильное, очень сильное. А ещё доброе. Кошка никогда не вернётся к своим креслу, камину, клубку. Также я думаю, что этот доктор идиот! Даже если он не доктор, а она не кошка. Не позволяйте своим любимым, близким и даже едва знакомым, посторонним людям страдать».
«Она его любит, а он обходится с ней очень жестоко. Ему нужен какой-то результат их отношений, так же, как в том самом эксперименте, но в то же время важен и процесс».
«Я уверена: эти два человека не любили друг друга, но и расстаться тоже не получается».
«Здесь присутствуют различные миры: дом, тюрьма, игра».
«Женщина в стихотворении — существо между жизнью и смертью».
«В этом произведении можно увидеть страдания, безысходность. смирение. Если углубиться на самое дно произведения, можно понять, что оно про испытание чувств между девушкой и мужчиной. О невыраженных боли и страхе. Думаю, что доктор — это он, а кошка — она.. Их отношения складываются не очень удачно. Девушка терпит по отношению к себе тиранию. Для неё появляется новый мир, новые ощущения, в которых она — кошка, которая подвержена опыту. Для девушки вероятность выжить в таких условиях 50%.».
«Зная, что любви пришёл конец, она мучается и находится на грани реальности, как бы между жизнью и смертью, иногда вспоминая то сладкое и несладкое, что с ними происходило».
«Глубина чувств преобладает над разумом, логикой, привычным мышлением».
«Кот, возможно. и не кот. а кошка. А кошка, возможно, вообще, человек. В этом стихотворении царит глубина образов, и только создатель способен понять всю его глубину».
«Геометрия рая может оказаться геометрией комнаты, квартиры».
Удивительно, какие невероятно разные у меня дети! Естественно, орфографию и пунктуацию кое-где подправила. Больше ничего не трогала.
Как всегда, есть специально обученные хорошие девочки, которым 45 минут мало. Тогда они присылают мне свои мысли в гуглодоках. Что тоже хорошо.
За идею бесконечно благодарна Зинаиде Юльевне Смирновой.
Отдельное спасибо хорошей девочке Насте и её папе за творческую поддержку.
Не менее хорошая девочка Серафима прожила эту историю так:
Настя и Амас увидели эту историю иначе. И получился художественный фильм.
Ещё одна кошка, живущая сама по себе. Хорошая девочка Инна.
Катя-Фемида рассудила по-своему:
Ушли после 9 класса хорошие девочки. Но творить не перестали.
Поздравляю с Такими детьми:-)
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Ирина Валентиновна. Здесь ещё спасибо автору яркой идеи.
ОтветитьУдалитьКлассно! Побольше бы таких уроков. "Трудились осмыслить" - !!!!!!!!!!!!!!!!! Мне кажется, что человек не может состояться без самостоятельного мышления, а этому нужно учиться. И это трудно!
ОтветитьУдалитьДа, Алатамар, невероятно трудно. И не каждый урок бывает праздником. И не каждый ученик подарком. Но они есть.
ОтветитьУдалитьДумаю можно вас поздравить)
ОтветитьУдалитьВ Том же духе надо их объединять,иначе будет туго.
Я всегда догадывалась, что детей надо не заставлять учить и зубрить, а пытаться разговорить, чтобы им самим стало интересно что-то узнать и размышлять.
ОтветитьУдалитьВы и ваши дети еще раз это доказали. Спасибо! Вы - замечательный учитель!
Благодарю.
ОтветитьУдалитьПодумалось. Это Ваша девочка, она сама записала видео с чтением? А если попросить детей вместо «выйди к доске и прочитать выразительно» свое чтение записывать на видео и класть на YT? Во-1, человек можно сосредоточиться на тексте, когда вокруг нет других. Во-2, он сам может выбрать антураж для чтения (поза, свет, кресло, окно, в общем, посмотрите реквизит в каждом чтении http://f5.ru/pg/). В-3, это опыт подачи себя, с каждым текстом разного. В-4, опыт сравнения: положенные в одном посте ролики позволяют увидеть себя на фоне. И тогда много легче говорить о читательской интерпретации, акцентах и проч.
ОтветитьУдалитьА опыт интересный, щас дифирамбно расповсюдим живолентно.
Да, Юрий Владимирович, тоже размышляю об этом.
ОтветитьУдалитьЛеночка! Очень за тебя рада! И поздравляю! Ты счастливый учитель! Твои ученики — счастливый ученики! Я горжусь тобой! Какая же ты умница!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ириша. Я счастливый человек. Люблю свою работу и ничего не могу с этим поделать.
ОтветитьУдалитьСама шесть раз перечитала, потрясающе... Захотела к Вам на урок...хотя о чём это я , внукам пора искать таких учителей, как Вы.
ОтветитьУдалитьСтихи не мои. Автор — Светлана Ширанкова.
ОтветитьУдалитьhttp://www.stihi.ru/2008/11/03/1496
Приходите. Я открыта и доброжелательна.
Я имела в виду, что подбор произведений очень важен для того, чтобы заинтересовать читателей, а у Вас 100% попадание, тем более класс, как Вы сказали, сложный. За ссылку спасибо!
ОтветитьУдалить«Кот Шрёдингера» Потряс до глубины души.
ОтветитьУдалитьЖень, ну согласись, всё глубоко и не очень однозначно.
ОтветитьУдалитьНу,я всё же останусь при своём мнении.
ОтветитьУдалитьОт одного,моя голова начинает работать,в диком ритме,с закрытыми глазами,я вижу Эту Кошку,как я её представляю.Картинки сменяются одна за другой,завораживая.Фантазия от услышанного так реальна.
Другое ну не могу понять никак.
Женя, думай о той, что будет рядом с тобой.
ОтветитьУдалитьИ не будь доктором Шрёдингером.
Честно?Думаю.И не раз.Думаю не головой,далеко не ей.И тогда уже не думаю,а чувствую,да именно так.
ОтветитьУдалитьДоктором Шрёдингером не буду.Никогда.Но маску эту,мне кажется ,выпадет шанс одеть...Однако загадывать не буду.Время покажет...
но не хотелось бы
Вот что мне с тобой делать, о бывший ученик?
ОтветитьУдалитьНеправильно фразу построила: бывших учеников у меня не бывает, ибо (мой любимый союз) все вы дети мои. С одной стороны, хочется встать и снять шляпу перед мужскими мыслями и поступками твоими. С другой стороны, есть желание учительское указать на допущенные ошибки. Удержаться или не стоит?
Не удержусь: ОДЕТЬ можно только покойника, и то после того, как его вымоют. Вещи мы НАДЕВАЕМ. Маски тоже.
Женя, прости за занудность. Теперь серьёзно: я бесконечно завидую твоей маме. У неё вырос достойный сын. Настоящий мужчина.
Пускай ошибки.Пусть.
ОтветитьУдалитья буду защищаться.
Писатели,когда относили книги в редакцию для печати,тоже писали ужасно,с ошибками.Но их смысл редактору ведь был понятен,не так ли?
Я бывшим не буду. Официально-да бывший ученик,но Мы знаем с вами,что это не так.
К тому же,может именно ОДЕТЬ и придется.Загадывать глупо.Особенно то,в чём не можешь быть уверенным.
Как же нравится мне твоя разъярённость!
ОтветитьУдалитьНет.Не разъярённость.
ОтветитьУдалить«Кот Шрёдингера»
В голове много мыслей,много потоков.Тяжело сфокусироваться на одной мысли.Потоки летят вот и всё.
Думай, Жень. Поток сознания — удивительно правильная вещь.
ОтветитьУдалитьСейчас читаю «Цветы для Элджернона». Осознаю — придумаю что-нибудь для нашего 10 класса. Читать трудно, задумываться страшно. Но я терплю и пытаюсь осознать.
Я Бориса Акунина дочитываю,"Смерть Ахиллеса".
ОтветитьУдалитьв планах много чего почитать,всё ещё жду е-бук и хочу "тигр и земляника" осилить.
Вот когда я буду богатой и красивой, то подарю себе e-book на Новый год. Очень хочу, но качественный.
ОтветитьУдалитьА «Тигров» в сети читать надо.
как будущему Машинисту,зрение портить мне не желательно,ещё успею испортить.Так что жду
ОтветитьУдалитьОбалдеть. Как это я удачно (хоть и случайно) зашла...
ОтветитьУдалитьПозвольте полюбопытствовать, на цепочку "творец - творение" никто не вышел?
Ширанкова Светлана
Светлана, потуги были, но не сумели дотянуть. Мысль бродит, а сформулировать пока не могут.
ОтветитьУдалитьСпасибо за то, что выложили ролики с прочтениями стиха. Мне было очень интересно - и приятно тоже, чего греха таить.
ОтветитьУдалитьА нам-то было как трудно-приятно с Вашим текстом работать!
ОтветитьУдалитьСегодня заходили в школу ещё две трогательные девочки, ушедшие после 9 класса. Но меня читать не перестают. Загорелись желанием создать свою «Кошку».
"...-пока такие люди в стране Российской есть!"-как сказал бы классик, если б дожил.."америкосам и не снилось",чипсовоколовым..
ОтветитьУдалитьЕлена, пост очень давний, но давно над ним медитирую;) ОЧЕНЬ нравится. Всегда думала: как приспособить к себе, к обществознанию. А тут дети помогли (нарвались, так сказать). Заполняли таблицу по методам научного познания. Помимо прочего, надо было примеры привести на каждый метод. И вот одна пара учеников в графе "эксперимент" написала "эксперимент Шрёдингера". И точка. Никаких пояснений. Никаких вопросов от других. Меня как укололо: вот оно! Еле нашла этот Ваш пост (он долго-долго висел в популярных, но время идет, новые герои появляются). Хочу попробовать завтра поработать с этим стихотворением. Немного по-другому содержательно, с опорой на тему "Многообразие путей и форм познания мира". Спасибо Вам за идеи, которые даже спустя некоторое время, расповсюживаются вне городов и предметов!
ОтветитьУдалитьМаша, вот здесь точно всё дети сделали сами. Так что спасибо им. А тема благодатная.
УдалитьПочему долго искали? У меня ведь встроен поиск по блогу.
И, пожалуйста, расскажите потом в Клубе, что у Ваших детей получилось.
По поиску и искала, но как-то бестолково у меня получилось...я название сообщения не могла вспомнить в упор, а оказалось, что все так просто...в итоге нашла по ярлыку "10 класс". Я пост уже сделала для "Электронных тетрадей" с заданием, вопросами и пр., завтра опубликую и будем работать на уроке.
Удалить