понедельник, 23 мая 2016 г.

«Рисовать — это потребность такая, рисовать, что хочешь и сколько хочешь!»

Судьба щедра на встречи с удивительными людьми. На выставке «Другая Надя Рушева» познакомилась с  Наталией Владимировной Усенко, руководителем школьного мемориального музея Нади Рушевой в Москве (сайт «Надежда есть...»).


Задача перед Наталией Владимировной стояла непростая: в небольшом зале около 20 шестиклассников и примерно столько же взрослых людей, которые оказались здесь неслучайно, а рассказывать надо так, чтобы интересно было всем. Почти полтора часа наслаждались яркой, эмоциональной речью, купались в тёплом свете лучистых (как у княжны Марьи) глаз, дивились, сколь непринуждённо управляется Наталья Владимировна с не в меру шустрыми пионерами.




Кажется, эта женщина знает о Наде всё и может рассказывать без устали несколько часов подряд, как о близком и родном человеке.


Родители 

Мама Нади Рушевой Наталья Дойдаловна Ажикмаа родилась в Туве, была первой тувинской балериной. Её танец «Звенящая нежность» под волшебный перезвон колокольчиков покорил не одно сердце.

Источник фотографии

Но с первой встречи и до последнего дня сердце Натальи Дойдаловны принадлежало театральному художнику Николаю Константиновичу Рушеву.

Фотография

  • Фрагменты книги Зои Донгак «Мама Нади Рушевой». Здесь вы узнаете, что Ажикмаа — это не фамилия, а имя. И «Дойдаловна» вовсе не отчество... Каково быть десятой внучкой в тувинской юрте и чем угощают даже незнакомого гостя, возникшего на пороге. 

31 января 1952 года в семье Рушевых родилась девочка Надя, Надежда. На празднике по случаю этого события монгольский писатель Бямбын Ринчен (семья тогда жила в Улан-Баторе) заметил:
— Это имя очень созвучно монгольскому Найдан, что в переводе с тибетского языка означает «вечно живущая».

Возможно, слова мудреца оказались пророческими: судьба подарила Наде всего 17 лет яркой жизни, но вот уже много десятилетий подряд её воздушные, словно летящие рисунки не оставляют равнодушными ни одного, кто их видел. А значит, Надя живёт в каждой своей работе и в душах зрителей.


Почитай мне, пожалуйста...

Источник фотографии

Семья переехала в Москву, мама оставила любимую работу, оберегала дом и семью. Надю специально не учили ни читать, ни писать, ни рисовать. Если надо было заняться своими взрослыми делами, вспоминает Николай Константинович, надёжнее всего было оставить Надю с книгами: она часами, не зная букв, могла их рассматривать. Но больше всего любила слушать, как читает отец. В 7 лет, слушая пушкинскую «Сказку о царе Салтане», нарисовала 36 иллюстраций. Николай Константинович, профессиональный художник, только руками развёл:
— Я так не могу. Надя, откуда ты знаешь, что вот здесь должен быть такой орнамент?
— Не знаю. Просто так вижу.

Источник фотографии
И позже Надя не раз признавалась: «Я вижу линии, они проступают передо мной на листе ясно-ясно, мне остаётся только обвести их». Стирательной резинкой девочка никогда не пользовалась, рисовала всегда набело. Но часто бывала недовольна своими работами, складывала их за стол. Николай Константинович доставал рисунки, подолгу рассматривал вместе с мамой, наклеивал на картон, раскладывал по папкам.


Первая выставка

Надя училась в 5 классе, когда журнал «Юность» организовал выставку её рисунков. Родители беспокоились, не повредит ли дочери столь ранняя слава. Но Надя, казалось, даже не понимала, что происходит, рассматривала вместе в посетителями свои работы, словно со стороны.

Источник изображения
Потом будет много персональных выставок: Москва, Ленинград, Польша, Румыния, Чехословакия, Индия, Италия, Япония... А Надя по-прежнему любит мороженое, катается на коньках и лыжах, ходит с папой в лес за грибами, танцует с мамой и подружками под пластинки, выпускает стенгазету класса, много читает, играет со всеобщей любимицей морской свинкой Рыжкой. И рисует, рисует, рисует. Хотя бы полчаса, перед сном, чтобы выразить на бумаге мысли и впечатления, накопившиеся за день.

Источник фотографии

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери





Эллада 

Юноша-эллин

Медея решилась

Продажа невольников


«Война и мир» Льва Николаевича Толстого

Источник фотографии
Художник-постановщик фильма «Война и мир» Геннадий Алексеевич Мясников, рассматривая папку с Надиными рисунками, восклицал:
— И это то, что не отобрали на выставку в музее Толстого? Да тут столько прекрасных листов: «Наташа Ростова с куклой», «У дядюшки», «Гибель Платона Каратаева», «Наташа-мать ждёт Пьера». Всё-всё это надо было поместить на выставке! Какая свободная и точная импровизация. И всё без карандаша и подтирок? Ни у вас в студии, ни у нас во ВГИКе так не рисуют. Своеобразно, ясно и уверенно. (Из книги Н.К.Рушева «Последний год Надежды»).




Впервые Надя прочитала роман, когда ей было 13 лет. Делилась с отцом: «Как детям и женщинам хорошо, когда мир, и как им плохо в тяготах войны!» Спустя три года в её папках набралось свыше 400 рисунков и композиций.

После закрытия выставки было обсуждение, где собрались ведущие толстоведы. Николай Константинович вспоминал, что не все 100 человек были настроены доброжелательно: необычное искусство художницы и особенно её возраст их настораживали.
— За Толстым идти легко, его просто иллюстрировать. Надя! Ты знаешь, что наш лучший художник-график, академик Дементий Алексеевич Шмаринов пять лет трудился над лучшим произведением нашего великого Толстого? А ты хочешь одолеть его за два с половиной года? Сказать, что Рушева состоялась как художница, ещё нельзя.

За Надю заступился молодой толстовед из Чехословакии: «Что вы напали на милую девушку? А мне нравится всё! Я думаю, что Толстой именно так Наташу и представлял себе... Мне даже кажется, что будто бы сначала Надя нарисовала свои картины, а потом уже Толстой написал по ним роман».

Надя в конце обсуждения спокойно и сдержанно ответила, что рисовала не для выставки, а для себя и своих подруг, рисовала так, как чувствовала и видела. «Лет через 20, конечно, возвращусь к этому роману».


«Жизнь моя делится на два этапа: до поездки в Артек и после»

После окончания 8 класса Надя была направлена в Артек на III Всесоюзный слёт пионеров. В Крыму у Нади появилось много новых друзей, впечатлений, рисунков.




  • «Это очень важно — быть человеком» (письма Нади Рушевой к её другу по Артеку Алику Сафаралиеву)
  • В.М.Киселёв. «Месяц в Артеке» (главы из хроники были прочитаны автором на сборе вожатых дружины «Полевая», и на рукописи есть пометка начальника дружины: «Читал и соглашаюсь. Евгений Васильев. Артек. 25.10.1980 г.»)


«Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова

Источник фотографии

Николаю Константиновичу сначала не очень нравилось, что дочка читает столь непростой роман, пусть продолжала бы рисовать Пушкина и Толстого, пока не закончится школа с её бесконечными задачами по алгебре и химии. Но Надю было уже не остановить, всё чаще отцу приходилось подолгу ждать вечером, пока будет дочитана очередная глава и можно будет выключить свет. Рисунки появлялись один за другим. «Это было совсем новым как по исполнению — крупными ударами кистью, заливками чёрными чернилами, так и по силе выражения основных образов романа. Надя сделала шесть подготовительных листов. На них — варианты Маргариты; Надя искала её возраст, обаяние. А Мастер и Иешуа удались ей сразу, чем-то были сродни между собой: взглядом, светлостью души, терпением в трудный час...»

На Патриарших

Пилат

Мастер задумался

Маргарита преображённая

Иешуа перед казнью

Разъезд зрителей из варьете

Мольба Фриды

Маргарита читает рукопись Мастера


Воланд
Елена Сергеевна Булгакова после смерти Нади сама разыскала родителей, долго рассматривала 170 рисунков, отметив мистические совпадения: у Мастера на руке перстень, который Булгаков носил дома, а Маргарита похожа на неё в молодости. «Как свободно! Зрело! Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».


Пушкиниана

Надя очень любила Ленинград. Приехав в наш город впервые, семилетняя девочка долго не могла оторваться от картин в Эрмитаже и уговаривала уставшую маму непременно прийти сюда на следующий день. Через несколько лет на Мойке,12 откроется выставка её рисунков, а Арнольд Ильич Гессен предложит юной художнице иллюстрировать его новую книгу «Жизнь поэта».











В Ленинграде Надя была 4 раза, последний — в марте 1969 года. Здесь снимали фильм «Тебя, как первую любовь...» В финале есть пронзительные кадры: Надя на снегу прутиком рисует пушкинский профиль. Это абсолютно не постановочный момент: съёмочная группа меняла свет, а Надя тихонько отошла в сторону и занялась любимым делом.

Помню, как в 8 классе учительница литературы повела нас в специальный кинокабинет (это было целым событием), чтобы показать фильм. На окнах плотные тёмные шторы, стрекочет в полумраке киноаппарат, девушка в очках бредёт по заснеженному городу, признаваясь в бесконечной любви к нему и Пушкину, на Мойке, 12 вдруг на секунду задумывается о чём-то, прижав ладонь к щеке, на наших глазах возникают прозрачно-невесомые рисунки... И вдруг — словно выстрел на Чёрной речке! — финальные титры: «Мы этот фильм не закончили. Внезапная болезнь оборвала жизнь Нади Рушевой. Ей было 17 лет». Как же так? За что? Почему? Не может быть!


«Последний год Надежды»

Фото Наталии Усенко
Николай Константинович был мудрым и заботливым отцом: он не отдал дочь в художественную школу, позволив самобытному таланту развиваться вольно и свободно. Дарил дочери книги, знакомил с новыми спектаклями и фильмами, много разговаривал, записывал советы художников, которые видели Надины рисунки, вёл дневниковые записи. Они-то и легли в основу книги воспоминаний, которую отец смог начать лишь в 1972 году. Последняя запись в ней датирована 5 марта 1969 года. Накануне Надя с папой вернулись из Ленинграда.

После завтрака я помыл посуду, почистил нашу обувь. Надины папки поставил на место в стеллаж. Дочка оторвалась от писем и вышла в коридор.
— А ты уже на работу? Давая я почищу сзади на тебе пальто. — Мы вышли на лестницу, и пока Надя обмахивала меня щёткой, она как бы подводила итог:
— «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже. .. Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина... и, конечно, Шекспира! И ещё: принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон Кихота»: вижу новый цикл! 

Источник фотографии. «Мы с дочерью были большие друзья»
Послесловие редакторов: «На этой оптимистической и высокой ноте завершаются дневниковые записи Надиного отца. До Надиного ухода из жизни осталось менее суток. Понятно, что непосредственного описания последних часов жизни Нади в дневниках её отца просто не могло быть: это выше человеческих сил».

6 марта Надя собиралась в школу и вдруг внезапно потеряла сознание. Николай Константинович бросился за врачом в поликлинику (телефона дома не было). Вызвали скорую, несколько часов врачи боролись за жизнь Нади. Она скончалась, не приходя в сознание от кровоизлияния в мозг. Оказалось, что у Нади был врождённый дефект — аневризма сосудов головного мозга. Обычно с таким диагнозом дети не доживают до 7-8 лет. Надя никогда не жаловалась на головные боли, родители просто не знали о её болезни. Так распорядилась судьба.

Надя ушла, оставив миру более 12 000 рисунков, точное количество подсчитать невозможно: многое было подарено друзьям и мимолётным знакомым, некоторые работы не возвращались с выставок. Найдан — вечно живая — парит где-то над нашими головами светлой малой планетой № 3516. Может быть, когда-нибудь она встретится с астероидом В-612, и тогда мы услышим, как смеются звёзды, и поймём наконец-то, что «самого главного глазами не увидишь...»

Источник изображения

РИСУНКИ НАДИ РУШЕВОЙ

                              Надиной маме — Н.Д. Ажикмаа-Рушевой
Вы помните, у Пушкина есть строки —
«Виденья мимолетного черты»?
Как песенные пушкинские строфы,
Рисунки Нади Рушевой чисты.

Вы видели в черновиках поэта
Поля листов рисунками полны?
Как созданные пушкинской рукою,
Рисунки Нади Рушевой ясны.

Ни в чем и никому не подражала,
Не думала кого-то поразить,
Она воображеньем создавала
Миры и судьбы. Вызывала жить.

Пусть на бумаге — балерин триады.
Из множества прочитанных страниц
Вдруг возникали женщины Эллады,
Семья Ростовых, бегство кентавриц.

Вы помните те пушкинские строки —
«Виденья мимолётного черты»?
Как рифмы пушкинской прозрачные истоки,
Рисунки Нади Рушевой просты.

В них хрупкость, покорительность мгновенья,
Открытия, богатство дум и чувств.
В них пушкинское бродит вдохновенье,
Волнует души пушкинская грусть!

(Вячеслав Щепкин. Из книги «Тайна тайн»: Москва, 2004)


Другая Надя Рушева

Наталия Владимировна Усенко привезла в Санкт-Петербург рисунки Нади из цикла «Современники»: зарисовки, жанровые сценки, шаржи.































Обратите внимание: на Надиных рисунках люди нарисованы с прикрытыми ушами — платком, волосами, серьгами. Дело в том, что Надя почему-то считала уши самым некрасивым элементом человеческого лица и всячески старалась избегать их изображения.


Но если персонаж был Наде глубоко несимпатичен, уши непременно появлялись. Тут пытаюсь понять, что не так с этим мальчишкой.


Книгу Николая Константиновича Рушева  «Последний год Надежды» начала читать прямо во дворе Фонтанного дома. Вчера закончила, могу поделиться с хорошими людьми.

За фотографии благодарю директора Екатеринбургского Дома Учителя Елену Сергеевну Квашнину. Все репродукции рисунков взяты на сайте школьного музея Нади Рушевой.

Телеканал «Культура». Фильм о Наде

24 комментария:

  1. Спасибо. Прочитала с почтительным интересом. О необычном и высоком таланте Нади, о её невозможно короткой жизни узнала ещё в детстве, от своей мамы. Но, к стыду своем была знакома только с её Пушкинианой.
    Добрая память девочке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. VolNa, это Вам спасибо за созвучие. Посмотрите, если интересно, на сайте школьного музея есть работы из других циклов: «Грин», «Египет», «Западная литература», «Шекспир», «Великая Отечественная война»...

      Удалить
  2. Конечно, самое главное - пушкиниана.
    Рисунками Нади увлекаюсь со школьных лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Александр. Для меня ещё очень дорога книга Натальи Долининой «По страницам "Войны и мира"» с Надиными рисунками, особенно этим, где Наташа, полудевочка-полубарышня, доверчиво кладёт тонкую руку, «как большая», на руку Пьера. И этот необычный ракурс — со спины. Возможно, она тогда уже всё предчувствовала.

      Удалить
  3. Лена, пусть этот пост прочитает как можно больше твоих пионеров.
    Спасибо за труд. Это ведь труд - так рассказать о важном)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, будем надеяться, что прочитают. Днём одна барышня (она тоже рисует) в G+ отметила.

      Ты права: читая книгу, много гуглила и нарывалась на всяческие благоглупости. Но было и много светлого. Фотографии Нади старалась брать из вменяемых мест, чтобы не было стыдно, если пионеры перейдут по ссылкам. Написала Наталии Усенко в ФБ с просьбой посмотреть, не совершила ли я каких-нибудь ляпов. Жду ответ, готова редактировать.

      Подозреваю, что найдутся те, кто даже летом прибегут за книгой.

      Удалить
  4. Долго думала, как правильно написать...Мне мама рассказывала про Надю ещё в детстве. И рисунки этой девочки я видела не раз. Надя кажется мне очень красивой. И не то, что бы просто симпатичной внешне, обычно красивой. Нет. Глаза у этой девочки очень добрые... Притягивают как-будто. А рисунки - настолько лёгкие, «не выстраданные», линии естественные. Я не фанат такой, наверное «книжной, печатной иллюстрации», но тем не менее, приятно на работы смотреть. А судьба, конечно, удивительно трагичная. Спасибо за интересный пост, Елена Владимировна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, ребёнок, спасибо. Предчувствовала, что заговоришь о внутреннем тёплом свете. Знаешь, мне кажется, что Надя из тех людей, с которыми можно разговаривать глазами. У вас, рисующих, удивительно особенно устроено зрение, и все чувства обострены. Наверное, поэтому так люблю читать твои сочинения.

      Удалить
  5. Удивительная судьба!
    И как жаль, что талантливые люди покидают нас очень рано...

    Присоединясь к Ире: пусть этот рассказ прочитают все твои ученики, Лена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Таня. А в дневнике отца то и дело мелькает: «Сегодня опять мало рисовала и гуляла», «Весь вечер решала с бабушкой задачи по алгебре». Представляю, как тяжело вздыхала Надя, что опять не удалось на ночь порисовать.

      Удалить
  6. Леночка, спасибо за пост. Нет, за настоящую поэму! Ведь здесь столько чувств! И умения видеть, сочувствовать, переживать, сострадать.

    P.S. И прости, друг, котов я так и не скинула тебе. Эх.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, и хорошо, что не скинула. Пусть останутся для отдельного сюжета на потом. Мне кажется, они здесь были бы не совсем уместны.

      Друг, посмотри свежим оком, пожалуйста: я ничего не напутала?

      Удалить
    2. Леночек, по-моему, все просто замечательно. Прости, я слишком "быстро" ответила на твой вопрос.

      Удалить
    3. Друг, не переживай. Знаю, сколько у тебя хлопот. Мы с Наталией Усенко всё обсудили, две неточности я исправила. Остальное было одобрено.

      Удалить
  7. Елена, спасибо за рассказ. Благоговею и молчу.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Елена! Я не знала об этой девочке, точнее, может, слышала мельком... Но каждый ее рисунок - это ведь мое вИдение! Эти образы и герои знакомы мне до боли, я их такими и представляла, они словно срисованы у меня с головы... Родные и близкие... В этом и есть талант Нади - она рисовала так, как видела сама, а кажется, что так оно и было. Спасибо за рассказ, Елена! Прошла по всем ссылкам в благоговении... Какой талант и какая трагическая судьба...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, здравствуйте. Мой Пушкин — тоже Надин. Удивительно, как это девочка чувствовала всё душой. Она говорила, что живёт жизнью тех, кого рисует.

      Удалить
  9. Жаль, что мы опоздали на эту выставку. Елена Владимировна, Вам удалось компенсировать эту неудачу. Спасибо! Душевно и информативно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анатолий, может быть, Наталия Усенко рисунки Нади ещё раз привезёт: в этом году экспозиция пользовалась успехом, даже продлевали сроки работы выставки. У вас с Максом ведь много «на потом» отложено...

      Заметили, наверное, в посте тот рисунок, о котором говорили: Наташа и Пьер в непривычном ракурсе. Но уже сейчас по их спинам всё понятно.

      Удалить
  10. Да, Е.В., "на потом" только и надежда. А из толстовского цикла на Пьера и Наташу сразу и обратил внимание, памятуя наш разговор.

    ОтветитьУдалить
  11. Елена, неведомые пути интернета привели в Ваш блог...Надя Рушева-моя ровесница, но узнала о ней где-то в 70-е годы. Потом была на выставке её рисунков в Феодосии. Надя-человек необыкновенной судьбы и яркого таланта. Спасибо Вам за подробный рассказ об этой девочке(она навегда осталась юной...) Где можно найти книгу воспоминаний Н.К.Рушева "Последний год Надежды"?! Живу далеко от столичных городов...а Вашим ученикам повезло с преподавателем литературы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Спасибо за тёплые слова.

      Написала Наталии Усенко (она привозила книги в Санкт-Петербург), ждём ответ. Думаю, всё получится, если Наталия сейчас не в отпуске где-нибудь далеко. Тогда решение вопроса отложится на осень.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Елена! Спасибо за доброжелательный ответ, очень приятно! В ВК присоединилась к группе "...музей Нади Рушевой")

    ОтветитьУдалить