суббота, 27 февраля 2016 г.

«Спешу сообщить Вам...»

Придумать домашнее задание — головная боль для учителя. Все упр. давно есть в ГДЗ, анализы (господи, слово-то какое неудобоваримое!) стихотворений нагуглить можно, на mail.ru отвечают недоученные мною троечники, краткое содержание пишут они же.

Подкрадываемся с любимой «десяткой» к Достоевскому. Неокрепший пионерский организм нельзя сразу вот так взять и бросить в «едва себя чувствуя, почти без усилия...» Поэтому начали с романа в письмах «Бедные люди». Поговорили об особенностях и трудностях эпистолярного («Какого-какого? По слогам повторите, пожалуйста») жанра, а потом озвучила задание: написать письмо от имени литературного героя. Да, пять писем было с уточняющими вопросами. Да, в какой-то момент три чата одновременно. Для пионеров я всегда «зелёная». А потом было мне счастье.
  • «От Ларисы Дмитриевны Огудаловой к Ларисе Дмитриевне Огудаловой». Нет, ребёнок не запутался: героиня Островского пытается анализировать свои поступки.
  • «От кого: Т.Д.Ларина (пионер знает отчество Татьяны), откуда: «из жизни», кому: Евгений Онегин, куда: «в мечту».
  • «Дорогой друг, кум и благодетель Антон Антонович. Рад рассказать тебе всё, что произошло в последнее время в моём уезде и успокоить тебя».
  • Печорин рассуждает, свободен ли человек от своей судьбы.
  • Девочка, знавшая наизусть письмо Татьяны ещё в 5 классе, пишет отповедь Онегину. Искренне и жарко, словно он может её услышать. 
  • Маленький принц размышляет о любви. 
  • Вера Шеина («Гранатовый браслет» ещё впереди, через год) читает гневные слова неизвестного...

  • И письмо в ночи, которое на много дней вперёд сделало мою жизнь прекрасной. Печатается с разрешения автора.
Февраля 24-го
Санкт-Петербург
Милостивая государыня Елена Владимировна!
   Да, маточка, да, родная наша, знать, уж денёк такой на мою долю горемычную выдался. Да, подшутили Вы надо мной, покорным учеником Вашим, Елена Владимировна. Впрочем, сам виноват! Но спешу сообщить Вам, что домашнее Ваше задание, однако, выполнил, так что зазря убиваться Вам не следует. Напрасное это занятие. Хотя поначалу я и озадачился сильно, как и угодить-то Вам. И такая тоска к сердцу подступила, что ни о чём и не думал, кроме этого. Вот ведь каждый-то раз Вы меня так пугаете. Ангельчик наш, как это только Вам домашненькие заданьица в голову приходят? Живу себе, сплю спокойно, здоровёхонек, молодец молодцом, любо смотреть. Полноте, полноте, душечка, стыдно. Исправьтесь. Я ведь головку-то Вашу знаю, маточка: чуть что-нибудь найдёт, Вы уже и пошли придумывать мне занятьице. Да что это Вам думается такое, что это находит на Вас? Да ещё и на дом!
   Я, конечно, неучёный человек, и сам знаю, что неучёный, что на медные деньги учился, но волю Вашу выполнил с удовольствием. Взявши перо и чернила, написал, что велено было. И что не велено, тоже. А Вы прочтите-ка это с чувством, получше, когда Вы довольны и веселы и в расположении духа приятном находитесь, например, когда конфетку съели. Вот тогда!
   Я не стану спорить, есть и получше моего писатели, но оцените и моё же, маточка, старание. Это уж, несравненная Елена Владимировна, как Вам, душечка, угодно будет. А я пребываю верным Вашим учеником...
   P.S. Спасибо за оценочку, родная наша, а я непременно сегодня зайду к Вам.

Естественно, вопрос, читал ли автор письма роман «Бедные люди», даже не возник.

38 комментариев:

  1. Ничего себе! Восторг мой филологический зашкаливает. Елена Владимировна и автор умильный! Да как же Вам это удается?!?
    Мои искренние поздравления с глубокой убежденностью в том, что обучение литературе состоялось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, сама не понимаю, как из мимолётно сказанного слова вдруг потом что-то произрастает. Каждый раз удивляюсь, словно дитя. Сидит себе пионер, внешне вроде бы о своём думает, на меня даже не смотрит, а потом — такое. Они умеют, оказывается, не только в чатах словомусорить. И как здесь не сказать в очередной раз спасибо Тётушке Судьбе? У меня очень хорошие дети.

      Удалить
  2. Получила удовольствие, Елена Владимировна. Есть такие дети! И у меня попадаються:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tanya, согласитесь: учителю для счастья совсем немного надо.

      Удалить
  3. Лена, какая прелесть! Браво и "милостивой государыне", и "верному Вашему ученику"! Пионеры у тебя замечательные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, теперь понимаешь, зачем я столько лет хожу в школу? За радостью. И даже тонны непроверенных диктантов не могут её затмить.

      Удалить
  4. Шикарно! Пока читала письмо, столько эмоций пронеслось! Ребёнок чудесный! Как бы пафосно и банально ни звучало, но вот когда получаешь такие штуки от пионеров, понимаешь: стоило!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С ребёнком познакомилась лишь в сентябре. У меня впереди больше года для новых открытий.

      Удалить
  5. Елена Владимировна, поздравляю с таким прекрасным открытием. Это ведь не просто прочитал Достоевского, а как в стиль вжился. Для юноши-школьника удивительно. Помню, меня в школьные годы это "маточка" и "ангельчик" раздражало и казалось слащавым. Сколько времени прошло, пока что-то поняла. У Вас действительно хорошие дети, только судьба здесь им подарок сделала, а не Вам. У такого творческого учителя дети другими не вырастают. Не устаю у Вас учиться, хотя могла бы спокойно дорабатывать оставшееся мне время. Но глядя на Вас невозможно успокаиваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И меня, Людмила, раздражало. Но это был мой первый Достоевский в 13 лет: подруга (очень значимая) книгу подарила на день рождения. Возможно, самый нервный возраст, и Фёдор Михайлович пришёлся тогда как нельзя кстати. Поняла я тогда что-нибудь про любовь? Не уверена. Но зёрна уже были посажены.

      Людмила, пожалуйста, не успокаивайтесь. Ваши снеговички были восхитительны.

      Удалить
    2. Интересно, дарят ли сейчас пионеры друг другу на день рождения книги?

      Удалить
    3. Елена, дарят. А ещё спускают все свои карманные деньги на новые книги (даже те, которые уже есть в домашней библиотеке: новая книга лучше оформлена).

      Удалить
  6. Елена Владимировна, просто спасибо Вам за минуты радости! Читала с удовольствием! Не знаю, найдутся ли у меня такие вот ученики. Может, попробовать.
    Я, как и Людмила, учусь у Вас многому. Спасибо, коллега и друг!
    Буду учиться дальше))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, найдутся непременно. Пробовать. Они, как правило, молчаливые, но иногда «взрываются», а потом уходят в свою ракушку.

      «...и друг». Дорогого стоит. Созвучны мы с Вами.

      Удалить
  7. Очень порадовало! Спасибо Вам и пионерам, Елена Владимировна! И хватит уже говорить про «Судьбу» и «с пионерами повезло». По-моему, это Ваш обычный рабочий профессионализм. Какие задания, такая и отдача.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Обычный рабочий профессионализм». Как хорошо, а, главное, как точно в данном случае это сказано.

      Удалить
    2. О, Евгений, нечастый и желанный гость, рада слышать! Но позвольте с Вами не согласиться.

      Рабочий профессионализм — это услышать за 5 минут до урока, что сейчас у тебя замещение в незнакомом 8 классе.
      — Что читаем?
      — Да «Мцырь» какую-то.
      И ты не говоришь: «Посидите тихонечко», а пашешь вместе с ними, задаешь вопросы, рассказываешь, поддерживаешь, будоражишь. Со звонком чувствуешь, что мокрая, как мышь. А потом слышишь от классного руководителя: «Дети сказали, что у них толковая тётка сегодня литературу вела».

      Здесь иной случай: ребёнок — самородок. Я ЭТОМУ его не учила. И невозможно научить писать сочинения. Шаблон, схему дать — да, чтобы потом на экзамене тётеньку-проверяющую всё устроило. А забыть себя и услышать другого — для этого слух если не музыкальный, то сердечный нужен. Не всем даруется. У меня есть те, кто не просто слушает, а слышит. Вот за это и спасибо Судьбе.

      Удалить
    3. Это же взаимосвязанные вещи! «Ребёнок — самородок» может найтись в любой случайной тридцатке и не один. Вот только с помощью «Посидите тихонечко» он себя не проявит, а когда «пашешь вместе с ними» ещё и остальных подтянет! Чтобы слышать, нужно чтобы было кого слушать. Дарования выявляются только в труде, в «обычном рабочем профессионализме».

      Удалить
  8. Чисто елей, бальзам на душу, пустым бумагомаранием измученную!

    Удивление и восхищение вылились в вопрос к автору письма: «Ангельчик наш, как это только Вам такое в голову приходит?»
    Спасибо автору письма и Вам, Елена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, сама пятый день хожу счастливая. Автор вряд ли ответит на Ваш вопрос: природная скромность.

      Удалить
  9. ЗдОрово, Елена Владимировна! Автору - спасибо, а Вам - огромное спасибо, не даете нам "завязнуть" в школьной рутине:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, согласитесь, это лучше, чем жаловаться на каждом шагу на кипы ненужных бумаг и хронометрировать своё рабочее время.

      Удалить
    2. Простите, Анна, вчера неверно к Вам обратилась. Исправилась.

      Удалить
  10. Хорошо-то как! и письмо, и как оно оказалось возможным!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, не поверите: даю задание и никогда не уверена, что получу на выходе. Бывает серо и скучно (сама виновата). А бывают подарки.

      Удалить
  11. Ну вот, ещё одно письмо на почту упало от хорошей девочки.

    ОтветитьУдалить
  12. Это просто Подарок с большой буквы! Только недавно перечитывала "Бедные люди"... Какое письмо! Так передать слог, подобрать слова, суметь выразить мысль... мне даже снова захотелось перечитать само произведение. БРАВО автору! Спасибо учителю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот захвалите мне сейчас пионера. А я потом буду ждать от него необыкновенного. Вдруг не сможет?

      Удалить
    2. Перечитали письмо вместе с сыном-девятиклассником, он тоже был поражен! Языком и стилем, словно у Достоевского... Не то чтобы он был такой знаток, но читал "Белые ночи" и "Бедные люди" просто "продираясь" через слова, вот и запомнил :)

      Удалить
    3. « ...вместе с сыном...» Как хорошо, Эльвира. Передайте, пожалуйста, привет девятикласснику, который читает Достоевского.

      Удалить
  13. Лена,

    Я до Достоевского ещё пока, видимо, не доросла. Не идёт он у меня...

    А письмо ученика прочитала с удовольствием! :)
    Талант растёт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну не идёт — оставь пока. Зачем вам с Фёдором Михайловичем вдвоём страдать? Таня, может быть, он и вовсе «не твой» писатель. Это у моих пионеров безвыходное положение: программа. А взрослые люди читают, что душа велит.

      Удалить
  14. Роскошно! Завидую белой завистью! Ребенку респект, вам уважуха (с)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, ребёнок репескт, может быть, услышит. Мне «уважужи» нет: он у меня особенный и бесконечно прекрасный, впрочем, как и все.

      Удалить
  15. Леночка, снимаю шляпу! Как увидела, сразу ссылку в свой блог, простите великодушно, что не утерпела и разрешения не испросила. Потом прочитала комментарии - и все о том, что сама хотела сказать. Какие мы счастливые, что одарены такой замечательной профессией, что можем прослезиться не только над страницей прочитанной книги, но эту страницу прочитать своим ученикам, а потом прослезиться над страницей школьного сочинения. И школьные сочинения, и слёзы над ними могут быть разные... Но когда читаешь вот такую работу, все остальные уже не в счёт. Леночка! Спасибо за вечер, посвящённый чтению твоего блога, за бесконечное удовольствие, полученное при чтении письма несравненной Елене Владимировне, за возможность общаться с тобой и учиться у тебя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, какое разрешение, о чём ты?! Для того и пишу, чтобы пользовались те, кому это надо. Ну ты меня понимаешь.

      А что до учёбы — так это процесс непрерывный, мы все в сети друг у друга учимся. Ты права: учителя литературы счастливые городские сумасшедшие:))

      Удалить
  16. И как знать, может быть, эти сумасшедшие хоть чему-нибудь разумному наших детишек научат...
    Но планку для учителей литературы ты высокую подняла!..

    ОтветитьУдалить