воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Как там, на минус третьем этаже? За кулисами Мариинки


6 декабря десятиклассников пригласили поучаствовать в проекте «Театральный урок в Мариинском». Класс не мой, но хороший человек Наталия Леонидовна — мой безусловно, поэтому любезно пригласила нас с мамой присоединиться к  шестичасовому действу. Вторая сцена Мариинского театра.

Не знаю, сколько километров мы намотали за первые 3 часа, следуя в очень быстром темпе за нашим Вергилием (прекрасной барышней Евгенией) по бесконечным коридорам-лестницам, спускаясь на лифте на минут третий этаж и карабкаясь по ступеням. Ноги гудели. Но мы такое видели!

Стены из полудрагоценного камня с подсветкой...



 Парящие светильники от Сваровски и костюмы ручной работы...

Закулисье... Сцена справа, там сейчас идёт репетиция, Аттила пока в джинсах. Диву даёшься, сколь малое пространство видно зрителю. Мы же могли понаблюдать за работой режиссёра, оператора и многочисленных служб, которые обеспечивают нам красивое и яркое зрелище. Жаль, нельзя было фотографировать в некоторых помещениях, а то вы тоже поразились бы громаде цеха, где хранятся декорации. Благодаря современным технологиям, многотонные конструкции могут быть доставлены на сцену за 2-3 минуты.

Сами себе режиссёры

Нам предстояло слушать непростую оперу Верди «Аттила». Да ещё и на итальянском языке! Кто же в 16 лет будет это смотреть-слушать по доброй воле? Но организаторы нашли верный ход: сначала в камерном зале с краткой и элегантной презентацией рассказали об исторической основе сюжета, потом пригласили на творческое занятие.

У каждой группы (по-моему, нас было 15 из семи разных школ) макет сцены. Цветная бумага, фломастеры, вата, нитки, липкая лента, старые открытки, ножницы и... фантазия. Задача — создать декорации к одному из эпизодов оперы. А как создать, если ещё не слушали? Пришлось вспоминать рассказанное. Естественно, все хотели изобразить финал, где собственным мечом заколот вождь гуннов гордой Одабеллой. Наша мудрая Евгения предположила, что остальные группы тоже озарены этой идеей. Дети поразмыслили и согласились. Выбрали сцену появления Леоне после сна Аттилы.

Взрослые не вмешивались в происходящее (а очень хотелось!), пионеры растерялись, но потом осознали, что на помощь никто не придёт, оглянулись: другие группы что-то ваяют. И принялись за дело. Интересно наблюдать, как в процессе со-творчества возникают стихийные лидеры.




Финальные кадры можно увидеть в группе ВК Проект «Театральный урок в Мариинском». 342 школа там представлена под номерами 1 и 3. Но даже если вы не отдадите за нас свой голос, просто порадуйтесь, какие творческие силы сокрыты в нашей молодёжи. Работы других школ были весьма достойными похвалы.

Юные организмы и мозги не в состоянии находиться в напряжении длительное время. Всё просто: есть хочется. Организаторы и это учли. Лёгкий ужин (салат, сок, горячий бутерброд, чай, наивкуснейший персиковый пирог) — и можно снова отправляться в путешествие по лабиринтам загадочного мира театра.


Бутафорский цех, костюмерные, гримёрка... Представляете, костюмы после 2-3 спектаклей отдают в химчистку. Значит, надо с них сначала отпороть все стразы-камушки-тесёмки, а потом пришить заново. И так каждый раз. Технологии здесь пока бессильны. Только человеческие руки.

«И, взвившись, занавес шумит...»

Третий звонок. Меркнет свет, стихают разговоры... И вдруг откуда-то сбоку — свист, хлопки, улюлюканье. Понимаю, что приглашённые десятиклассники, знаю, что не наши, но почему-то неимоверно стыдно. И не стоит здесь, наверное, рассуждать о невежественности гуннов.

Фотография с официального сайта Мариинского театра. Там же можно познакомиться с либретто, послушать фрагмент оперы, посмотреть другие фотографии, узнать об истории постановки.
Конечно, божественная музыка Верди и голоса исполнителей главных партий смыли и искупили всё. 

Дирижёр — Кристиан Кнапп
Аттила — Ильдар Абдразаков
Одабелла  — Елена Панкратова
Эцио — Александр Гергалов
Форесто  — Евгений Акимов
Леоне — Олег Сычёв

Слушали? Да. И напряжённо ждали того фрагмента оперы, к которому изготовили декорации. Замерли, заворожённые музыкой? Далеко не все. Для некоторых это был первый опыт посещения классического театра.

Проект существует с января 2014 года, и каждый день (кроме выходных) десятиклассники петербургских школ занимают места в зрительном зале. Хочется верить, что не чужие.


Виртуальный тур по новой сцене Мариинского театра

Спасибо Наталии Леонидовне Матвейчук за фотографии. Спасибо Валерию Гергиеву за то, что решился при поддержке Правительства Санкт-Петербурга впустить в новый дом ежевечерне окаянство из полутора сотни школяров. Право слово, некоторые придут сюда вновь, уже с родителями. Не все, не все, обольщаться не надо.

И напоследок анкетка

Там всего 3 вопроса. После внесения ответов появится возможность посмотреть, много ли людей думают так же, как вы.



Уже озадачила мам (свою и Алессии) вопросом, как сделать 3 маленьких макета театральной сцены для 21-го кабинета.

Моя Вера Васильевна уже чертёжик набросала на досуге.

Дополнительный вопрос. Сколько этажей в здании новой сцены Мариинского театра?

12 комментариев:

  1. Лена, ищу синонимы слову "обалдеть"!)))
    Феерично! Проект великолепный. Как же вам повезло. Вернусь ещё,чтоыб пройти по ссылкам.
    За № 1 и 3 отдала две ненецкие лайки)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за «ненецких лаек», сестричка!

      Проект великолепный, затратный (и не в ужине здесь дело) по энергетике. Пионеры просто не осознают, как им повезло.

      Удалить
    2. ЧУМработница, на №3 ты промазала. Не третье фото по порядку, а третья группа, то бишь фото №5, кажется!

      Удалить
    3. Лен, ну пусть и другой школе будет приятно. Это новогодний подарок от ЧУМработницы:-)

      Удалить
    4. В каждом деле должен быть порядок! А то похвасталась своими ненецкими лайками, а сама села на 2 стула! :)

      Удалить
    5. Elena Rubric, чётче надо задания формулировать, а то у меня со счётом всегда проблемы были))

      Удалить
    6. Да-да, это я виновата: учитель должен уметь всё чётко и доходчиво объяснять.

      «Если филолог считает себя экстраординарной личностью, не переживайте: он вообще не умеет считать». Ириша, у меня тоже засада с числами.

      Удалить
  2. Вот это проект! Здорово!

    Проголосовала. Только мне показалось, что не №1 и №3, а №1 и №2, разве не так? Подряд два фото: одно с пионерами, второе — просто макет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо!
      Дело в том, что «десятку» разделили на 2 группы. Отсюда и 4 фотографии. У детей в руках таблички с номерами школ.

      Удалить
  3. Перечитала. Гергиев - Человечище!)

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая Елена!
    Приятно читать такие вдохновенные и развернутые отзывы. Позвольте, в свою очередь, поблагодарить Вас и Ваш коллектив за позитивную энергетику, любознательность и добрую оценку проекта.
    Вспоминая просьбу экскурсовода, Вы пишете: "Жаль, нельзя было фотографировать в некоторых помещениях". И это совершенная истина! К таким помещениям относятся также закулисное пространство, гримерная и склад бутафории (фото с масками). Будьте столь же любезны и отзывчивы, не размещайте эти фотографии в интернете.
    С уважением, Евгения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Евгения, всё поняла. В течение 15 минут отредактирую пост. Благодарю ещё раз за экскурсию и тёплые слова.

      Удалить