четверг, 7 ноября 2013 г.

Как войти в Серебряный век?

Допустим, есть в планировании тема и 2 часа на обзор. Можно, конечно, лекцию прочитать, и пусть пионеры всё в тетрадочку записывают (интересно, это потом перечитывает кто-нибудь?), а можно предложить на время стать Ахматовой, Северяниным, Маяковским, Гумилёвым, Блоком, Гиппиус, Хлебниковым, Сашей Чёрным, Волошиным, Миррой Лохвицкой... Список бесконечен, выбирали сами. Но ведь, чтобы выбрать, надо что-то прочитать.


Гримировались на ходу, не успев вовремя избавиться от признаков современности, когда поймал их безжалостный взгляд фотографа.



На этапе подготовки хорошая девочка Алина предложила: «А давайте чаепитие (слово-то какое славное!) устроим?»  Сами предложили, сами сделали. Конечно, ассортимент был не такой, как в «Бродячей собаке». Но всё же... Заходят пионеры в класс и видят 4 столика с табличками:

  • Символисты
  • Акмеисты
  • Футуристы
  • Имажинисты

Ты помнишь, кого сегодня изображаешь? Куда тебе садиться? Уже проблема.

И всё-таки не в чае с пирожками оказалась суть: вы не просто слушали, а слышали друг друга.


 А у каждого ещё задача: добавить к образу говорящую и узнаваемую деталь.



Ах, как прекрасна была Кристина с «Апельсином» Саши Чёрного! Ещё одно открытие молчаливого, но трепетного ребёнка на излёте общения.






И было у меня три Блока одновременно. И загадочный Маяковский... Да, не всё получилось, как задумывалось. Да, были не совсем удачные выступления. Но вы сами всё это сделали: нашли достойный материал, прочитали, отобрали важное, постарались уловить сущностное. Душа трудилась. Чего же боле? А поэтому, как всегда, «всем спасибо, все герои!»

Отдельное спасибо хорошему мальчику Олегу, который увидел всех нас через призму прекрасного. И Вите с Филей за подбор музыки.


27 комментариев:

  1. Очень интересно...
    Елена, хотелось бы уточнить: дети выступали от лица поэта? кроме самих произведений, что ещё было представлено ими?
    Если Вас не затруднит:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Светлана, от первого лица. Сначала несколько слов о себе, затем — стихотворение. Группу футуристов очень эмоционально представлял «Давид Бурлюк», виртуозно оперируя фразами манифеста «Пощёчина общественному вкусу».

      На подготовительном этапе составили коллективную таблицу в гуглдокументе: автор, название, исполнитель, фотография (попросила поискать неизбитые). Некоторые добавляли видео, музыкальные фрагменты, презентации.

      Удалить
    2. А ещё отсутствующие на уроке потом добавили в таблицу видео, например, такие.

      Удалить
    3. Елена, спасибо за такой полный ответ.
      Здорово, что Вы так плодотворно используете интернет-ресурсы с детьми. А мне ещё так многому надо научиться...

      Удалить
    4. По-моему, Вы скромничаете, Светлана. Ваш блог «Под настроение» невероятно уютный, осмысленный и очень даже образовательный.

      Удалить
  2. Девушке с курительной трубкой и гримироваться не надо - вылитая Ахматова:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Только исполняла почему-то Есенина :-)

      Удалить
    2. Большое спасибо. Да, наверное, мне лучше подошел бы образ Анны Андреевны, но С. Есенин мне оказался ближе.

      Удалить
  3. Я очень хорошо помню этот день. Нам удалось создать атмосферу "Серебряного века". Все мы тогда выступили очень хорошо, но особенно мне понравилось как выступали футуристы, в частности Сережа. Он по-настоящему вошел в образ Давида Бурлюка. Хочу поблагодарить Елену Владимировну за такой интересный урок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гуля, отдельная благодарность за «Анну Андреевну»: чувствую, что разговор идёт на одной волне.

      Удалить
  4. Елена,

    Отличная идея !
    Как приятно, что ребята активно поучавствовали ! Молодцы !

    ОтветитьУдалить
  5. Какие красавцы все! Включая учителя, который все это организовал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Учитель, как ты понимаешь, только вектор задал. А среди красавцев, оказывается, есть ещё и умники. Редкое сочетание, согласись.

      Удалить
  6. Леночка! Не перестаю восхищаться тобой! Просто кладезь идей! И дети, несомненно, великолепны :) Спасибо тебе за отличную идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, ещё раз: мне просто везёт с пионерами. Они потом работу писали: дала несколько стихотворений, надо было определить автора и литературное течение, естественно, мотивировав свою точку зрения. И если в автора не всегда попадали, то с акмеизмом-символизмом-футуризмом проблем ни у кого не возникло.

      Удалить
  7. Елена, как все замечательно! Так хочется иметь таких пионеров! Меня перед каникулами потряс до глубины души один 11 класс. Предложила им на выбор поработать с Есениным: 1. Записывать и анализировать как написано в программе. 2. Самим почитать стихи поэта, выбрать то, что затронет душу, и представить своим же товарищам на уроке. Дети выбрали сами второй вариант. Итог: к уроку были готовы только 5 человек из 30. Причем последний, явно выразил мнение всего класса, сказав:"Этот поэт хотя бы не вызывает рвотного чувства, как вся школьная программа!" Но выбрал он у Есенина только 1 серенькое произведение. Вот так!
    Завидую белой завистью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Вся школьная программа вызывает рвотное чувство»? Хм, повод задуматься.

      Удалить
    2. Да, думаю над этими словами все каникулы. А с детьми на уроке разговор продолжила о том, что у математиков левое полушарие задавило правое, которое отвечает за чувства и эмоции. И в этом трагедия, о которой дети пока еще не догадываются. Возможно поймут намного позже. Хорошо, если этот период пройдет без особой ломки, а если нет? Наглядный пример - бывший ученик этой же физ.-мат. школы, у которого период осмысления вылился в посещение психолога и долгую работу над самореабилитацией.
      Кто-то слушал и СЛЫШАЛ, кто-то так и сидел, уткнувшись в свой телефон...

      Удалить
  8. Лена, как здорово! Фотографии живые такие! А лица у ребят такие одухотворённые! Вот после таких уроков "серебряный век" у них будет не просто словосочетанием (ах, где-то что-то проходили...мимо проходили), а останется образами, лицами, стихотворениями...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сама ненавижу это «проходили». Цепляю, чем могу.

      Удалить
    2. Фотограф. Здесь ещё раз низко поклонюсь Олегу. Мечтаю, чтобы такой человек был в каждом классе. Мало ведь просто держать камеру в руке. Видеть надо уметь.

      Удалить
  9. Это ведь не какой-то спецкласс с литературным уклоном? Удивительно, как удается их завести...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, это просто обычная средняя школа без всяких уклонов в очень пролетарском районе. Дети чудесные — вот и всё.

      Удалить
  10. Елена, просто хочется сказать: "Спасибо за работу и... за отношение к детям!" А урок, я думаю, получился, потому что это не отдельно выхваченная идея, а составляющая целостной системы работы педагога, развивающей и ум, и душу ребёнка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Карина Георгиевна, благодарю за внимание к моему блогу. Урок сложился, да. Но мог быть и ярче. Над этим размышляю. Значит, что-то где-то не совсем дотянула.

      Удалить
  11. Эх, футуристы
    Сейчас бы спроектировал перфоманс совершенно иначе.
    Р л эЗ!

    ОтветитьУдалить