среда, 16 октября 2013 г.

Как мы создавали правила поведения в школе

5 класс. Мальки, но человеки. И каждый со своим характером, порой очень непростым. Есть у меня хороший мальчик, назовём его традиционно Вовочкой. Вовочка настолько прекрасен, что имя его не сходит с уст всех учителей. Ну как в той песне...
Песня про Вовочку (слова Владимира Орлова, музыка Анатолия Лемыша). Найдено здесь.

Провожу классный час «Правила поведения в школе». Дело известное: на группы разделились, обсудили внутри, поделились результатами. Некоторые от избытка чувств на стул себя воздвигнули. Так бывает.







Вот здесь не надо спрашивать, что у меня в руке. Конечно, волшебная палочка, которая помогает руководить процессом, когда он из управляемого превращается в слишком шумный не по делу. Проблема в другом: есть бумажные результаты, которые нужно свести в гуглодоке, чтобы потом разместить в сообществе класса на Google+


— Кто этим займётся? — воплю я. Оказывается, что не в пустыне. Рядом материализуется Вовочка.
— Я сделаю! Можно?
— Конечно, можно.
— Я правильно понял, что повторяющиеся пункты не надо вносить?
— Правильно, молодец. Даю тебе доступ как редактору. Сколько времени тебе нужно?
— Сегодня сделаю. Я мигом!

«Гарун бежал быстрее лани...» Через 15 минут на почту падает письмо: «А как там писать?» Вхожу в документ и вижу, что Вовочка уже там. И даже что-то пытается сделать. Криво, косо, как умеет, но делает, таблицу заполняет (естественно, основа документа была создана мной). 2-3 подсказки — и дело на лад пошло. Не стала исправлять точки-пробелы и прочие недочёты. Стиль, разумеется, тоже не трогала.

Правила поведения в школе

Бесконечно интересно было наблюдать за процессом. Отложила все непроверенные тетради и прилипла к монитору. Вовочка на моих глазах боролся с красненькими подчёркиваниями, перебирая вариант за вариантом: пирила, пирилла, пиррила, перило...  На ходу правил стиль: в оригинале было в 18 пункте «не материться». Так и начал писать, потом подредактировал. Через полчаса на почту пришло очередное письмо: «Я всё!» Сквозь монитор чувствовала, как у ребёнка идёт пар из ушей и сколь он горд собой.

Станет ли послезавтра Вовочка ангелом? Да ни за что. Это только в сказках бывает. Хотя сегодня после урока подошёл, заглянул в глаза и сказал спасибо. А домашнее задание опять не сделал. И я снова «двойку» не поставила. Вот так и живём...

За фотографии спасибо хорошей девочке Даше.

28 комментариев:

  1. Передавай привет Вовочке от меня! Скажи ему, что я им тоже горжусь.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрая учительница! А я злая. Уже устала от того, что 5 класс не делает домашние задания. Может, они тоже "правила поведения в школе" в это время пишут? Тогда почему у меня парта одна штрихом уделана, а сидящий за ней (которого самолично выпускала на уроке в туалет отмыться от штриха) упирается всемя четырьмя копытами: "Не яяяяяаааааааааа!!!!!"

    Они милые, забавные, да...Но 18-летний перерыв работы с этим возрастом сказывается...Так и буду злой учительницей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, я не добрая, я разная. Иногда крокодилом приходится быть.

      Удалить
  3. "Мальки, но человеки", "некоторые от избытка чувств на стул себя воздвигнули", "рядом материализуется Вовочка" - в цитатник!! :) :)

    Весело вам там - рада за вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, весело! Таня, иногда до слёз хохочем.

      Удалить
  4. Елена,

    А нельзя записать в Правилах, что домашнее заданния всегда нужно выполнять ? ;)

    И я Вашего Вовочку так живо представила !
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таких предложений, Татьяна, не поступало. Странно, почему? :-)

      Удалить
  5. Песня - прелесть!:-)
    Отличный перекур у меня получился:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, мне тоже приглянулась, хотя текст знала давно.

      Удалить
    2. Добралась до правил. О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и т.д.
      В правилах термины, которые нам и не снились:-)

      Понравилось: нельзя приносить сухарики, чипсы и всякое такое - у других может быть аллергия.

      Забота о ближнем налицо:-)

      Удалить
    3. Ира, проблема на самом деле насущная: есть дети-аллергики. И меня саму, честно говоря, подташнивает иногда от этих запахов, хотя аллергией не страдаю. Пункт сами предложили (впрочем, как и все остальные). Здесь надо спасибо сказать учителю в начальной школе, Татьяне Юрьевне. Дети сложные (а простые бывают?), но местами очень трепетные у неё получились.

      Удалить
  6. Лена, "нельзя" получился больше, чем "льзя"-) А в реальности, скорее всего, окажется наоборот.-)
    Вовочке наше ободряющее: "Так держать!"-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В реальности окажется, что головой всё понимают, но сдержать себя не могут. Зато теперь есть к чему апеллировать.

      Вовочка сегодня уже успел поссориться с учителем английского языка и два раза подраться. А день ещё не закончился...

      Удалить
  7. А каким крупным шрифтом написано "КОНЕЦ"! :)))

    ОтветитьУдалить
  8. Восхищаюсь вами и преклоняюсь перед учителями... Я бы так не смог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, Ваши студенты ведь тоже непростые, наверное?

      Удалить
    2. наоборот - очень простые. хотя постепенно стало все больше интересных экземпляров появляться. но такого тесного контакта, как у вас, в школе, нет.

      Удалить
  9. Песня про Вовочку просто СУПЕР! Волшебная палочка нам иногда так нужна....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Волшебную палочку» сваял хороший мальчик Дима из предыдущих поколений на уроке труда (когда они ещё были), по-моему, в 6 классе. Сейчас Диме 19, успешный разумный человек, иногда забегает в школу. А когда-то был «Вовочкой». При этом сайты и блоги делал на раз-два и был моей палочкой-выручалочкой, когда я только осваивала просторы родного интернета. «Звёздная пыль» — его рук дело.

      Повышать голос на уроке мне некогда, кормить пионеров-троллей своей ненавистью тем более. У меня другие интересные дела есть. Инструкция к Волшебной Палочке: если класс потерял контроль над собой, нежно достать ВП из ящика и резко ударить по столу. Обычно условный рефлекс возникает с первого раза. В дальнейшем можно просто брать её в руки для гармонизации пространства. Через некоторое время нужда в волшебном предмете отпадает.

      А то ведь некоторые подумают, что я по головам детишек стучу направо и налево.

      Удалить
  10. Ответы
    1. Конечно, славные, Елена. Главное, чтобы из «пятачков» потом не выросли свинячьи рыльца.

      Удалить
  11. Даешь демократию в массы! Делали такие вещи с детками, правда в кор. школе. Каждый год начинали с принятых и придуманных ими же правил. И каждый год сожаление: "Эх, надо было не так писать! Поменьше того, что должно быть на самом деле!")) Но правила есть, и никуда от них не деться. Поэтому демократия - вещь хорошая бывает, и полезная.
    А что касается дом. работы.... Елена, ваш мастер-класс на весенней конференции вам же в помощь) Я его периодически пересматриваю и как руководство к действию оцениваю. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, так ведь и было домашнее задание — слайд в общей презентации сделать. Видимо, не затронула громада Ломоносова нежную душу пионера.

      Удалить
  12. Для меня особенно актуальным в этом году пункт "Нельзя орать на всю школу и вообще орать". Правда, не для 5 кл., а 7. :-)))

    У меня тоже новый 5 кл. Обожаю пятачков. Они готовы разорвать тебя, так им все хочется попробовать!!! И куда к 7 кл. все уходит? :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, поделюсь секретом: вложенное никуда не уходит, в них остаётся. Надо только пережить бешеный возраст 7-8 класса. В 9 начнётся раздолье для души. Обещаю.

      Удалить
    2. Ох, Елена, жду с нетерпением))) Хотя и восьмерки мои нынешние тоже не плохи) Школа с 5 класса не набирает. А жаль, для меня как классного руководителя.

      Удалить