суббота, 9 сентября 2023 г.

Блокадные поминальные списки

Они у нас слегка потрёпанные, потому что каждый год примерно 5 сентября появляются возле моего кабинета. 

Адреса: улица Седова, Ивановская. Всё вокруг нашей школы. Эти люди здесь ходили, жили, детей рожали, надеялись, что завтра всё будет хорошо. Место захоронения: в каждом списке на 17 человек — «неизвестно». Дата смерти — разные месяцы 1942. У иных и год рождения тот же. 


Фотография не постановочная: шла из канцелярии и увидела, что дети читают списки. 

Каждый ленинградец — герой. Моя бабушка пережила блокаду и сохранила жизнь детям. Порой без света, с водой из проруби, сдавая кровь, чтобы получить дополнительный паёк. 

Этих, нам неизвестных, только мы можем вспомнить. 


Приготовилась ко многим, но читали впятером. Почти 350 имён оживили. Ксюша, Алёна, Соня, Катя, спасибо, что вы были со мной. 


Странно, что никто из коллег не приходит. Сфотографировать для отчёта неизвестно куда — пожалуйста. А сесть рядом с нами и произнести вслух имя младенца — нет никого. 

Даже если через год никто не придёт, я всё равно буду одна читать поминальные списки. 

3 комментария:

  1. Елена, я ждала этот пост, знала, что он будет. Спасибо Вам и девочкам. Верю, что и через год Вы не будете одна. А вообще тяжело видеть, как кампанейщина меняет приоритеты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, верный мой читатель, спасибо, что Вы меня понимаете.

      Удалить
  2. Елена Владимировна, спасибо Вам!
    Читаю Ваш ежегодный пост и плАчу...
    Мы были летом с детьми в Санкт-Петербурге. В каждой экскурсии обязательно о подвиге ленинградцев.
    Вы, учитель, делаете великое дело: вспоминаете. Ведь, увы, некому и помолиться о многих, некому и вспомнить. Кроме Вас.
    Спасибо!
    Читаю списки и я.
    Можете выслать списки? Тогда со своими учениками попробую прочитать в январе, в день 80-летия снятия блокады, и я.

    ОтветитьУдалить