воскресенье, 12 июня 2016 г.

Вы не всё ещё знаете о настоящем искусстве. ОГЭ-2016

В открытом банке заданий на сайте ФИПИ 29 текстов для изложения разной степени сложности, вменяемости и душеполезности. Нам достался этот.

    Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
    Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
    Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

Не самый простой и симпатичный вариант, но пионеры справились, как умели. Вернее, как научили и научились. За 4 дня проверила 280 работ, высшие баллы по всем критериям поставила 32 раза. Практически не было ошибок в определении микротем и делении текста на абзацы. А с реченькой — беда! Как гуманный эксперт, из года в год пытаюсь выискивать смыслы в написанном, но не всегда удаётся.



Сочинение проверяла по этому тексту (на сайте ФИПИ можно посмотреть задания к нему, 4 сверху на 8 странице).

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В.А. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Прежде чем приступить к работе над сочинением, надо было выбрать один из трёх вариантов задания. Некоторые, видимо, отчаявшись создать что-нибудь вразумительное, писали все 3 сочинения. Пустая трата времени: эксперты проверяют только первую работу из всех.

1)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерно 6% работ.  Здесь было лишь 3 достойных сочинения: дети рассуждали о роли многоточий и восклицательных знаков в тексте. Остальные непостижимым образом свалили в одну кучу всё, что знали о русском языке: эпитеты, синонимы, однородные члены предложения.

2)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Чуть больше 21% работ. Многие запутались со знаками препинания, начав отвечать «в лоб» на поставленный вопрос. В результате в одном предложении оказывалось по три двоеточия, два из которых были не на своём месте.

3)
Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Около 73% работ. Чего я только не узнала о настоящем искусстве! Впрочем, каков вопрос, таков ответ.


Основные ошибки

Орфография
  • Гласные в личных окончаниях глаголов
  • НЕ с глаголами
  • Написание слов с непроверяемыми орфограммами: искусство, цивилизация (самый жестокий вариант — «целевизацыя»), величайший, комната.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова: очарование, образ, уединившийся.
  • Заковыристый предлог ВНЕ (раздельное написание: «в не его»).
  • Слово соприкоснуться — лидер по количеству ошибок, зачастую одновременных: приставка ПРИ-, корень с чередующейся гласной,  -ТЬСЯ в глаголе.
Пунктуация
  • Запятая или её отсутствие перед союзом КАК
  • Запятая в сложном предложении
  • Знаки препинания при цитировании 
  • Обособление вводных слов
Грамматика
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Неправильное построение предложений с однородными членами
  • Неверное присоединение деепричастного оборота
  • Употребление в одном предложении глаголов разных времён или видов
Речь
  • Неудачное употребление местоимений
  • Непонимание лексического значения слова
  • Неоправданное употребление разговорной лексики
  • Нарушение лексической сочетаемости
  • Канцеляризмы и штампы

Перлы 2016 года
Источник картинки. Кстати, полюбопытствуйте на досуге
  1. С глубокой древности искусство передавали по наследству.
  2. Портрет Монолизы...
  3. Без искусства мы были бы злыми и грустными.
  4. В старенькой хате никто бы и не подумал увидеть искусство.
  5. Искусство — это древнейшая профессия.
  6. Помню, я учился в музыкальной школе, играл на духовом инструменте, выражал искусство через музыку.
  7. Однажды мой друг купил на барахолке картину, которая с первого взгляда охватила его богатым и глубоким смыслом. На ней был изображён силуэт человека с музыкальным инструментом, который исполнял песню памятнику. Вскоре этой картиной заинтересовались богатые люди, но Витя ни за какие деньги её не продаёт.
  8. Один раз, идя к другу в гости, у меня было отвратительное настроение. Но потом я встретился с настоящим искусством. И всё нормализовалось.
  9. Кому-то нравятся квадраты Малевича, а мне — роман Пушкина «Евгений Онегин». Меня завораживает искусство его написания, его гениальность! Если я начну расписывать о нём всё, что я думаю, то и десяти листов А4 не хватит, но я вас пожалею.
  10. Однажды и мне довелось увидеть настоящее искусство.
  11. В моей жизни случаи проявления искусства бывают постоянно.
  12. Настоящее искусство должно завораживать одним своим звуком или видом.
  13. Наши предки ещё в глубокой древности сохраняли искусство до нашего времени, чтобы передать его потомкам. 
  14. На моём жизненном опыте я тоже поведал много красоты, но больше всего на данный момент меня удивляет искусство природы.
  15. Искусство — это сильная и кропотливая штука, которая не всем позволена.
  16. Вторым примером послужит знаменитый композитор Бах, композиции которого любят и слушают до сих пор.
  17. В тексте рассказывается, как Динка неожиданно встретила на своём пути портрет.
  18. Я побывал во многих музеях, но Эрмитаж запомнился мне навсегда своим собранным искусством.
  19. Например не мало известная картина «Монулиза» написанная Лионарда Давиньчи... (орфография и пунктуация сохранены).
  20. Смотрите и наслаждайтесь искусством!
  21. Без искусства мир бы умер и не оживел.
  22. По моему мнению, главный вид искусства — это учитель, так как старания этих людей невероятно сложные.
  23. Искусство есть везде: и в стуле, и в дереве, и в ручке, которой я пишу.
  24. Искусство — это безнравственное познание мира и человека.
  25. Осветлённые пятки блудного сына показывают долгий путь, который он прошёл.
  26. Каждый хотел бы все свои творения передать потомкам и всему краю земному.
  27. Настоящее искусство не обязано быть древней греческой вазой в музее.
  28. Все художественные образы дают хорошенько задуматься о смысле жизни.
  29. Настоящее искусство — это урок, который помогает человеку вести себя в культурном месте образованно, чтобы человек не выглядел глупо. Также искусство учит человека, как вести себя за столом или в другом положительном месте.
  30. Портрет настоль детализирован, что можно увидеть черты лица портрета сына жены Якова. 
  31. Настоящее искусство должно быть очень детальным, чтобы человек, который позже услышит, увидит или ощутит искусство, глубже проникся в него.
  32. В жизни искусство встречается на каждом шагу: в парках, лесах, на водоёмах.
  33. Детская писательница с помощью орфографии и грамматики рассказывает нам о Динке.
  34. Мой любимый художник  — Васнецов. И его картина «Шишкин лес».
  35. Услышав звуки скрипки, страх Динки испарился. 
  36. Однажды, гуляя по музею, я заметил красивую картину «Сосновый бор». Меня поразило настоящим искусством.
  37. С настоящим искусством может столкнуться каждый. Это неизбежно.
Повеселились? Выдохнули? Неизбежно и другое: когда в сентябре покажу эти фразы на уроке, непременно услышу недоумённое: «А что здесь не так? Всё нормально». Тут-то и начнётся кропотливая работа. 

37 комментариев:

  1. Елена, спасибо за обстоятельный пост по теме. В прошлом году это изложение и сочинение оказалось при подготовке самым трудным. Не умеют наши 9-классники говорить о "настоящем искусстве"! Почти никто не ходит в галерею (хотя такая имеется в Перми), а уж в художественной школе занимаются единицы.
    В Пермском крае в этом году писали о доброте. Вроде тема не сложная, но вот идеально написать изложение по заданному тексту Сухомлинского удалось совсем немногим , несмотря на то, что проверенные работы нынче оказались из приличных. Противные абзацы никак не хотели начинаться там, где следует. Да и сам текст оставлял желать лучшего: огромное количество абстрактных существительных, слов явно речевой окраски...
    Тексты к сочинениям были сложны только потому, что к заданию 15.2 нельзя было выбрать 2 аргумента из прочитанного текста. Предложение-то последнее в тексте, а значит, по смыслу подходит только последний эпизод. И тут полетели головы у тех, кто, посчитав, что 15.2 - самый простой вариант, решил расшифровать последнее предложение.
    Все время думаю: неужели у составляющих КИМы для ОГЭ нет своих детей? Или они у них вундеркинды, что могут с 2-х раз запомнить, осознать и здраво написать любой текст? Нет ответа на этот вопрос... А жаль. Хотелось бы поспорить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, ещё в 2012 году поняла, что спорить здесь не с кем: нас не слышат. Остаётся только работать в предлагаемых обстоятельствах. Ко всем текстам для изложений у меня большие внутренние претензии. Вы заметили, что они подписаны не фамилией человека, а скромненьким «по ...»? То есть их сознательно усложняют, искажают, редактируя.

      Удалить
    2. Ох, уж это коварное "ПО..." Именно оно всегда и настораживает, и дает необходимость прописать все данные на ФИПИ изложения, чтобы ребенок смог не запутаться в этом словоблудии.
      Настораживает то, что пишут этим летом про экзамены:
      - ввести в 9 классе устную часть;
      - изменить КИМы;
      - убрать "открытый банк заданий".
      О, Боги, кто всем этим вредительством занимается?

      Удалить
    3. Введут, изменят, уберут. Не сомневайтесь.

      Удалить
    4. Не Богам надо молиться, а министру образования, чтобы ему в голову очередная дурь не взбрела.

      Как там говорил профессор Преображенский:
      "Разруха не в клозетах, а в головах."

      Удалить
  2. Лена, у нас в одном варианте ЕГЭ по обществознанию была тема эссе про искусство и науку как формы духовной культуры (или формы познания мира, кому как больше нравится). Очень многие 11-классники выбирали эту тему, но раскрывали её примитивно. Правда, имя автора Джоконды в этом году писали правильно (а вот на сайте по ссылке: я не могла не полюбопытствовать, мама в моём детстве собирала разные вырезки из газет и журналов про разные воплощения Джоконды в массовой культуре).

    А ОГЭ...как подумаю, что через год дочь будет сдавать, так уже тревожно становится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как обычно запуталась в своих сложных предложениях :-) Хотела написать про опечатку на сайте: имя Леонардо да Винчи несколько раз написано с "е" на конце.

      Ну, и в очередной раз убеждаюсь, что пионеры везде одинаковые. Ваши пишут про "Шишкин лес" Васнецова, наши упоминают картину Шишкина "Мишки в лесу" (в которой художник - цитата - "отразил взаимосвязь природы и человечества").

      И про Джоконду вспоминаю перл двухлетней давности: «Почему картина Джоконда «Мона Лиза» такая популярная? Потому, что её написал Джоконда? Всё может быть!»

      Общие проблемы. Вне зависимости от города и предмета.

      Удалить
    2. Маш, справедливости ради надо сказать, что были вполне разумные работы. Они делились на две части:
      1. Всё грамотно, логично, чётко по критериям, не придерёшься. Но скучно и сухо. Таких большинство.
      2. Пионеры-виртуозы свободно владеют речью, легко обходят шаблонную заданность, словно купаются с удовольствием в словах. И тоже есть всё, что требуют строгие критерии. Думаю, твоя Диана из разряда вторых.

      Сайт забавный. Меня Джоконда на газоне «охватила полностью», как пишут пионеры.

      Удалить
    3. И к чему же отношусь я?

      Удалить
    4. Александр, уверена, что ко второй группе. Приходите с мамой в четверг, посмотрим, что с первой частью не так.

      Максимальные баллы за изложение-сочинение! Александр, я Вами горжусь.

      Удалить
  3. "С настоящим искусством может столкнуться каждый. Это неизбежно." Невозможно не согласиться!
    Спасибо, Елена Владимировна, за подробный анализ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, если будут силы и время, «подстелите соломки», пожалуйста, своим детишкам: отработайте —ТСЯ и —ТЬСЯ. Это просто бич какой-то даже в старших классах. При этом правило все знают.

      Удалить
  4. "Искусство — это безнравственное познание мира и человека." Всё!!! Я убитая в самое сердце души! Пойду займусь безнравственным познанием...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А нечего было создателям вариантов давать слово «безнравственность» в первом абзаце. Задача пионера — дать определение. А чем он пользуется, его личная проблема. Теперь понимаешь, Наташа, кому хочется руки вырвать?

      Всё, что ты делаешь, — познание. Но совсем иного рода. Береги Мурыча. Хотя, предполагаю, он надёжно защищён атмосферой любви в доме и хорошими книжками.

      Удалить
  5. Объединяю пример 22 и 23. Получается:"Искусство есть везде: и в стуле, и в дереве, и в ручке, которой я пишу, и ДАЖЕ в учителе, который сидит на деревянном стуле с деревянной ручкой в руках".

    ОтветитьУдалить
  6. И с деревянной головой после проверки всяческих перлов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, если за спиной нет «рюкзачка» в виде прочитанных книг, то от отчаяния ещё и не то напишешь. Так возникают примеры на уровне «что вижу, о том пою».

      Да, Вы правы: голова иногда после 8 часов чтения такой радости кажется сделанной из дуба.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена! Спасибо за столь подробный пост, особенно - разбор ошибок. Мой сын часто допускает "употребление в одном предложении глаголов разных времен и видов", причем, когда заставляю перечитывать, находит эту ошибку сразу. И говорит, что перечитывает сам :( Злюсь, конечно... Он тоже выбрал 3 задание, оно ему (да и мне) кажется наиболее вменяемым.
    Кстати, -тся и ться - обращу внимание, и хотя у сына не замечала такой ошибки, на своих теперь уже четвероклассников - обращу внимание!
    Перлы прекрасны, даже не знаю, какой "убил" больше :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира, злиться бесполезно: неэффективно. Очень помогает перечитывание вслух, а не внутренне; как правило, ребёнок сам слышит некое неудобство фразы. Согласна, с 3 заданием обычно проблем не возникает, но в нашем случае огорчила до невозможности его формулировка.

      Удалить
  8. Лена,

    Ох...
    Я бы точно не справилась!
    В моё время выпускные экзамены были не такими сложными.

    Про перлы я всегда думала, что их специально сочиняют, чтобы веселить виртуальный мир ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танечка, справилась бы, легко, виртуозно и остроумно.

      Да, есть искусственно созданные и не всегда остроумные якобы «перлы», которые кочуют по сети. Но я до них не охотница. Жизнь затейливее вымысла.

      Удалить
  9. Елена, здравствуйте!
    Не люблю проверять работы девятиклассников. ПризнаЮсь. Столько всего неинтересного увидишь и услышишь.
    Согласна: тема 15.3 была сложной! Кому только в голову приходят такие темы!
    Обращаю внимание на орфографию и пунктуацию. У меня в будущем учебном году 9-й и 11-й класс. Конечно, своим ученикам укажу на "всякие несуразности".
    Речевые ошибки - и смешно, и грустно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга. Тоже не люблю, но выхода нет, ибо эксперт — добровольно-принудительное занятие. Зато раз в год гарантированно встречаемся на проверке с однокурсницами и коллегами из других школ. Во время учебного года на это сил и времени нет. «Если у вас есть лимон, сделайте из него лимонад». Во всём стараюсь выискивать радость.

      Удалить
  10. С удовольствием прочитала - познавательно, литературно + очень полезно как профилактика проблем у потенциальных чистописателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, ради «профилактики проблем» и пишу, ты права. Да, и не все фразы здесь из проверенных мною работ: тремя коллеги поделились. Тоже приятно.

      Удалить
  11. Лена, главное - оценили ваш скорбный труд, и он не пропадёт во глубине ОГЭ-шных руд)))
    "По моему мнению, главный вид искусства — это учитель, так как старания этих людей невероятно сложные."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, вот прямо вижу хитрую физиономию пионера, выводившего эти строки (не знаю, мальчик или девочка, нам приносят безликие сканы работ) в надежде на повышение балла.

      Несколько дней ощущаю себя «главным видом искусства». Не загордиться бы:-)

      Удалить
  12. Елена, прочитала Ваши замечания и ученические "сокровища русской речи". Ну что сказать. Каждый день сталкиваюсь с этим на уроках. За годы работы учителем каких только форм аттестации не видела. Помню и сочинение на"свободную" тему в тогда ещё восьмом классе. Типа "Есть у революции начало...". Всегда удивляло: неужели те, кто даёт такие темы, не понимают, что у школьника жизненный опыт недостаточен для их осмысления. Ну и то, что сейчас, нисколько не лучше. Иногда разбираешь с детьми вариант, и стыдно становится - сплошное словоблудие. Кстати, у меня вопрос к Вам как к эксперту, проверяющему работы. В третьем варианте сочинения возможен второй аргумент из художественной литературы, а не из жизненного опыта?
    Мои девятиклассники (я ещё и классный руководитель) в этом году писали изложение про взрослость. Такие все счастливые пришли: мы по этому тексту писали работу в 4 четверти. А я как вспомню, что они тогда понаписали и как внимательно потом слушали "разбор полётов", на душе не только кошки - тигры скребутся. Ведь главная у нас беда - самоуверенность: "Плавали - знаем!". Наверное такая была эйфория, что перечитать написанное не удосужились. Сочинения достались разные: про драгоценные книги по А.Лиханову, про нравственный выбор по В.Железникову, про взаимовыручку по Ю.Трифонову и что-то ещё. Теперь с содроганием жду результатов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила, и мне зачастую стыдно бывает. Правильное слово нашли: «словоблудие».

      Формулировка третьего задания сама по себе порочна и требует расшифровки. Жизненный опыт — это книги, спектакли, телепередачи, художественные фильмы, исторические события, факты биографии известных людей, а не выдуманная история про одноклассника Васю Пупкина. Кстати, если ребёнок приводит 2 примера из прочитанного текста, он тоже может претендовать на высший балл.

      Не переживайте, Людмила, отпустите тигров, всё будет хорошо. Не зря Вы с детишками столько возитесь.

      Удалить
  13. Кстати, к перлам про "Монолизу". В начале года для разминки дала изложение - притчу про Эзопа и языки. Все имена собственные написала на доске и обратила внимание на выражение "кануть в Лету" - объяснила, тоже на доске написала. И что в итоге? 12 человек из 25 написали "Изоп", философ Ксанф превратился в Иосифа Санфа, а в конце многострадального Эзопа 5 раз кинули в лето. Как бороться с этим - не знаю. Вот если из начальной школы приходят дети, которых научили читать бегло, поставили им дыхание, но не научили читать осмысленно - бейся не бейся, так и читают мимо головы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Изоп» — это, похоже, изотоп из химии Вам привет прислал. Научить осмысленному чтению — труднейшее дело. И пытаться это сделать можем только мы. Да, с каждым годом всё труднее. Не опускаем руки.

      Удалить
    2. Может быть, и из физики. Раздел "Ядерная энергетика" чуть менее, чем на 45% состоит из изотопов)))

      Удалить
    3. Очень сильно сомневаюсь. Учительница химии жаловалась: слово "аммиак" пишут с буквы "э". Так что какие уж там изотопы. Обыкновенное ротозейство.

      Удалить
    4. Эммиак? нет, ну ладно АммиакА - это, по-видимому, из-за специфики работы (научно-техническ.), хотя, правильнее АммиАка.

      Удалить
  14. На нашем ППЭ текст изложения был достаточно вменяемым - про книги. А вообще, когда читаю тексты изложений для ОГЭ, часто прихожу в ужас от того языка, которым они написаны. И больше всего удивляет авторство таких текстов – «по материалам Интернета».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, ну ведь кому-нибудь должно было повезти.

      Про тексты изложений: «Молчи, грусть, молчи...»

      Удалить
  15. То же самое и по остальным предметам, похоже.

    Неспроста получается что-то вроде этого:
    История:
    "Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Жаль, но Иван Грозный всё-таки был не Сталин..."

    ОтветитьУдалить