Давно заметила: девятиклассников завораживает слово «зачёт». С одной стороны, это свидетельство о том, что они стали большими, с другой, — груз ответственности.
Экспериментировала.
С «десяткой» накануне в том же формате пытались говорить о Наполеоне и Кутузове. Там было 5 групп, и от каждой выходили на защиту своей схемы мужественные молодые люди.
Только одна хорошая девочка Геля работала в одиночестве. Так тоже бывает. Поэтому говорила сама за себя. И справилась.
Экспериментировала.
- Первая четверть. Открытые вопросы по изучаемым темам. Потом билеты, как на экзамене. Ответы, вменяемые и не очень. Грустно и мне, и детям.
- Вторая четверть. Отправила на почту всем Google Форму. Справились даже с хитрым вопросом: «Было у лицеистов нечто, что отравляло им жизнь все 6 лет. Перед выпуском из этого было сделано 29. Многие носили и гордились. О чём речь?» После родительского собрания некоторые ответственные мамы подходили и интимно шептали на ушко: «Ну Вы хоть нам расскажите, что ЭТО, а то неудобно перед детьми». Ступор наступил, но ненадолго. Видимо, кто-то всё-таки нашёл информацию и поделился с остальными. И это прекрасно, подумала я: навыки поиска и деления освоены.
- Третья четверть. Это было в субботу. Предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека. Объясняю проблему «зайцев» (за термин спасибо Марии Сониной): в группе с бОльшим составом непременно возникнет ситуация, когда кто-нибудь пожелает прокатиться за чужой счёт, то есть промолчать, не сделать, просто посидеть тихо. На доске «табличка на полстранички»: тема зачёта Пушкин и Лермонтов.
- Фамилия, имя (здесь всё понятно: сумели организовать рабочее пространство из 3-4 человек — вот и ладушки).
- Идеи (берём абстрактного Васю Пупкина. Подавал идеи — плюсик ему).
- Информация (тетрадь, учебник, словари, интернет. Вася нашёл — плюсик).
- Схема (не знаю, как она должна выглядеть, думайте сами. Васю спросите).
- Вывод (к чему-нибудь точно придёте, правильных ответов в литературе не бывает, думайте).
- Презентация (вот вам бумага, скотч, ножницы, магнитики, только не надо выходить всей толпой к доске, чтобы просто покрасоваться).
- Организация (не верю, чтобы в группе из четырёх человек все были распределителями обязанностей. Вася, прости. Но если сумел, получи плюсик).
Пока объясняла суть, увидела, что кто-то уже начал чертить таблицу.
И дальше происходит действо, все заняты делом: я смотрю их тетради, ссылки на предыдущие работы, а они пашут самостоятельно. До седьмого пота. А потом рассказывают. Иногда случается в монологических высказываниях необыкновенное мудрое. Иногда скользит откровенная бессмыслица. Но поддерживают друг друга, как могут.
Во время работы моё чуткое ухо иногда прислушивалось к репликам:
— При чём здесь Татьяна? Тут в Онегине дело.
— Интернет раздай.
— Ты куда эту стрелку повёл? Зачем?
— Давай я напишу про авторов, а ты про героев. Потом приклеим. Ну и что, что некрасиво? Зато логика будет.
— Зачем тебе словарь? Спроси у меня. Ну если хочешь, иди.
— А не много ли у нас стрелочек вокруг одного Лермонтова?
— Глаза. Ты бы ещё руки сравнил! Хотя глаза можно оставить...
— Ничего не получается! Вы думать будете?
— А давайте двух «Пророков» сравним.
— Вот если это соединить, то вывод потом получится.
— И лирика по настроению разная совсем.
— Сам ты идиот! Я дело предлагаю.
В конце концов до чего-то договорились, со всем справились. В идиотах никто не остался, все ушли с вожделенной зачётной отметкой, потому что был лист участника в работе и живые выступления. «Зайцев» не было.
Во время работы моё чуткое ухо иногда прислушивалось к репликам:
— При чём здесь Татьяна? Тут в Онегине дело.
— Интернет раздай.
— Ты куда эту стрелку повёл? Зачем?
— Давай я напишу про авторов, а ты про героев. Потом приклеим. Ну и что, что некрасиво? Зато логика будет.
— Зачем тебе словарь? Спроси у меня. Ну если хочешь, иди.
— А не много ли у нас стрелочек вокруг одного Лермонтова?
— Глаза. Ты бы ещё руки сравнил! Хотя глаза можно оставить...
— Ничего не получается! Вы думать будете?
— А давайте двух «Пророков» сравним.
— Вот если это соединить, то вывод потом получится.
— И лирика по настроению разная совсем.
— Сам ты идиот! Я дело предлагаю.
В конце концов до чего-то договорились, со всем справились. В идиотах никто не остался, все ушли с вожделенной зачётной отметкой, потому что был лист участника в работе и живые выступления. «Зайцев» не было.
Фото Максима Петухова |
Фото Максима Петухова |
За фотографии спасибо Киму. |
Теперь вопросы
- К «девятке»: вам как удобнее зачёт сдавать? Почему? Что остаётся в сухом остатке? Или просто сдали и порадовались, что сбросили с плеч?
- К «десятке»: происходящее имело смысл? А если бы это было всё не на бумаге, а в электронной среде (таблица, презентация), что изменилось бы?
Без ваших ответов я не понимаю, куда мне дальше двигаться.
Лена, вот ты затейница!
ОтветитьУдалитьТоварищи пионеры, вам повезло. Никто нас никогда не спрашивал, нравятся ли нам "формы и методы обучения", никто не экспериментировал. А тут такое разнообразие!:-)
Да, здорово когда с твоим мнением считаются.
УдалитьДа, слово зачёт пугает. Но так приятно прибегать домой и хвастаться, что ты всё же сдал зачёт!
ОтветитьУдалитьВ первой четверти, честно признаюсь, было очень страшно. Прочитала всё что могла, обыскала весь интернет, прочла все произведения, которые успела, а которые не успела изучала в кратком варианте. Было страшно. Помню как бурно в группе класса ночью обсуждали предстоящий зачёт и всем желали удачи. С одной стороны, если все готовятся, как я, например, то есть польза. Но таких личностей мало. Чаще всего ты просто психуешь и идёшь спать,бормоча под нос, что устал и будь что будет.
Вторая четверть. Работа, честно скажу, коллективная. Что не нашёл, сразу спросил у другого. Навыки поиска и деления и так освоены.
Последний вариант понравился больше всего, потому что была возможность показать себя. Не искать ответ на конкретный вопрос, а показать свою точку зрения, дать понять, что ты что-то знаешь. Единственный минус был в том, что много умных и властных людей в команде собралось. Однако, в спорах рождались новые идеи. Работали все, сплотились. Старались заранее разделить кто что будет рассказывать. Всем же хорошую оценку надо. Не умеешь выступать, держи короткую фразу, но ты работал. Ты молодец. Один за всех и все за одного.
Я сдала все три вида зачёта.
После первого была безумно рада, но валилась с ног от усталости.
После второго ничего толком не испытала.
А после третьего ходила и радовалась, какие мы молодцы.
Однозначно, третий вариант лучший.
«...много умных и властных людей в команде...» Леся, у вас назревала революция со скандалом. Уже хотела сорваться с места и бежать на помощь, но решила немного подождать. Физические аргументы в ход не пошли, дело решилось трудным, но миром. Выдохнула, продолжала наблюдать.
УдалитьМне больше понравилось сдавать зачет так, как мы делали это в субботу.Так интересней.Все было отлично и оценка хорошая :)
ОтветитьУдалитьНу конечно Елена Владимировна сдавать зачёт удобнее как в третьей четверти я считаю что это более удобно и понятно, возможно некоторым запомниться эта зачётная работа и усвоенные материалы.Даже неподготовленный к зачёту ученик(ца) легко войдет в процесс. Я вот лично жутко боюсь слово «Зачёт» но теперь зная как его можно проводить хочется поприсутствовать на нём. Приглядитесь на фотография изложенные выше , сразу понятно что у учеников проявлен какой то интерес к работе , на обычных зачётах которые вы проводили в прошедших четвертях у нас не было такого настроение и трудоспособности а были бы лишь волнение , суета и просьба дать списать.
ОтветитьУдалитьЕсли бы Вы дали это задание в электронном виде, то думаю оно не было таким интересным. Опять же все зависит какие отношения в этой группе. Нужно быть единым целым, предлагать какие либо идеи, а не сидеть и ждать пока кто то сделает. Наша команда, мне кажется, была не очень то сплаченной, может быть поэтому мы частично справились с заданием.
ОтветитьУдалитьЯ думаю, что лучше в проводить подобные задания в таком виде, чем в электронном. :)
Все. Не могу. Сдался. Полчаса убил.
ОтветитьУдалитьДа в курсе я, что 6 лет — весь курс обучения. И им что-то не нравилось. Явно материальный предмет какой-то. Они его разрезали на 29 кусков — каждому выпускнику Лицея. И получились кусочки небольшие, которые можно носить. Наверное, выглядело нелепо.
Ну вот как пионэры искали?!?!?!
Просто в ярости. Умыли дядьку.
Не знаю. Все вопросы к пионерам. Вопрос старалась сконструировать так, чтобы не было очевидного ответа в интернете. Как-то ведь нашли.
УдалитьДети мои, не расстраивайте хорошего человека, помогите не ответ найти, а показать ПУТЬ ваших изысканий. Это интересно.
И мне помогите, пожалуйста. Я не в ярости, конечно, я в печали...
УдалитьА я нашла )))
УдалитьА я не нашла. Но мне рассказали. Как найти такое — так и не понял.
УдалитьЯ просто задал google вопрос: что вручили первым лицеистам перед выпуском. Среди многих ссылок нашел нужную.
УдалитьЛена, как учитель обществознания и экономики, расскажу про зайцев, то есть, про то, откуда они взялись. В экономике есть тема "Роль государства в экономике". Одна из функций государства в смешанной экономике рыночного типа - предоставление общественных товаров и услуг. Так вот общественные товары и услуги - это те, которые в силу своей общедоступности, могут быть использованы многими людьми одновременно, и при этом количество товара, доступное для остальных, не уменьшается (так называемое совместное потребление). Кроме того, общественные блага не могут быть изъяты из потребления теми, кто не заплатил за них (принцип неисключаемости), а потому отдельные люди зачастую не станут платить за продукт столько, во сколько они его реально оценивают, т.к. они могут прокатиться за счет других и пользоваться товарами и услугами, даже если за них платят другие. Отсюда - проблема безбилетника, отсюда и зайцы.
ОтветитьУдалитьМария, благодарность моя бесконечна. Всё доходчиво и понятно. Спасибо, друг.
УдалитьМне не нравится делать что-то подобное в электронном виде. Во-первых, в электронном виде все сразу делать не могут, нет возможности,да и программа обычно зависает, когда слишком много изменений. А во-вторых, если делать дома, лично мне неудобно, слишком много времени и сил на это уходит, глаза за компьютером очень устают.
ОтветитьУдалитьМне нравится такой вид работы, единственная проблема в том, что интернет под рукой есть далеко не у каждого, и быстро найти нужную информацию не так-то просто. В этом преимущество выполнения работы за компьютером. С другой стороны, при наличии хороших "товарищей по команде", которые постоянно что-то предлагают, генерируют идеи, так сказать, совместная работа с ручкой и бумажкой лично для меня интереснее.
ОтветитьУдалитьТо, в чем я уверена - это то, что зачет по билетам в первой четверти самое ужасное, что может быть, тут от удачи все зависит.
ОтветитьУдалитьВторой зачет хорош тем, что сидишь дома, в спокойной обстановке, сам ищешь информацию, работаешь самостоятельно, распределяешь время, только порой сложно найти какую-либо информацию.
Третий - помощь для тех, кто не очень хорош в литературе. Твои "собратья" могут помочь тебе, если что-нибудь непонятно, кто-нибудь увидит в одной вещи то, что не видишь ты, это бывает полезно
Катюшка, а как информацию про «нечто и 29» искала? Поделись, пожалуйста, ходом мыслей. Видишь, и Yuri, и Maria заинтересовались. А это не просто учителя — асы.
УдалитьМне больше понравилось делать зачёт в виде схемы. В данном виде зачёта более менее используешь не только интернет , но и свои какие-то знания, ну и ещё знания других. Да и он сам более интересный.
ОтветитьУдалитьЯ, как и мои одноклассники, считаю, что данный тип работы очень интересен. Кроме того, что ,при работе в команде, товарищи могут восполнить пробелы в знаниях друг друга, те люди, у кого с литературой сложные отношения, могут помочь себе и другим, поскольку у человек, не знающий литературу, может организовать всех остальных, или сгенерировать идею на основе высказываний других членов группы, а кроме того, этот человек, послушав товарищей по команде, кое-что узнает и запомнит. По этим причинам данный тип работы лучше всего проводить не в электронном виде. Объясняется это хотя бы тем, что электронный документ не может передать всех нервов, переживаний, эмоций друзей, которые хотят поскорее и получше сделать работу, торопя и подбадривая друг друга. Человек будет работать производительнее, если будет равняться на своих товарищей, которые тоже стараются. Всего этого нет в бездушном тексте гугл-документа.
ОтветитьУдалитьЕлена Владимировна, третий зачет, по-моему, лучше всего. Мне понравилось работать в группе. Нет нервного напряжения, как при первом зачете. В тоже время каждый имеет возможность проявить свои знания и способности.
ОтветитьУдалитьОх, как мы с мамой долго искали про кольца лицеистов!
ОтветитьУдалитьЯ уже точно не помню, но пользовались мы Яндексом, вводили что-то типа "подарок лицеистам", "лицеисты 29", "сопровождало 6 лет лицеистов".
И как-то мы нашли все это по ссылочкам на сайтах)
мне тоже очень понравился третий вариант! Думаю, надо взять на вооружение в 10 классе
ОтветитьУдалитьМария, попробуйте. Как вариант, когда нет на всех компьютеров, работает. Только надо 2 спаренных урока брать. Примерно час уходит на подготовку, остальное на презентацию. С одной «девяткой» уложились, захватив кусочек перемены, с другой не получилось, пришлось немного скомкать выступления, а пионерам было что рассказать. Отсюда чувство некоторого неудовлетворения у детей и у меня.
УдалитьОднозначно нам всем понравилась форма зачёта, как в третьей четверти. Это наиболее удобный способ, так как делясь на группы вы можете наблюдать , за каждым и видить уровень подготовки ученика к зачёту. Да и творческая форма зачёта намного интересней по сравнению с простым письмом или поиском ответов в гугле и яндексе)
ОтветитьУдалить