пятница, 20 сентября 2019 г.

Вовлечённые и отстранённые

Подкрадываемся к Серебряному веку. На предыдущем уроке на ленте времени обозначили себя, «золотой» XIX век, режущие события начала двадцатого, условные границы Серебряного, попытались осознать, как много разных голосов звучало. ДЗ — моя любимая «табличка на полстранички» с основными литературными течениями, их характеристикой, представителями, произведениями. Справились, ибо материал найти несложно, а структурировать худо-бедно научились. Были, правда, аргументы, что информация в сети противоречивая, поэтому растерялись и работу делать не стали.

На следующем уроке задание (по колонкам, как сидят, ибо все давно перемешались и с общением проблем нет): на макетах сцены представить, как выглядит, на их взгляд, символизм, акмеизм и футуризм. Время на обсуждение и творчество — 25 минут.


Муравейник привычно распределился таким образом, чтобы не мешать другим группам. Но меня тревожит вот какая штука: что бы я ни делала, какие бы задания ни предлагала — стандартные или не очень, — два философа за последней партой сидят, подперев щёчки. Что-то, видимо, я делаю не так. 



Да, в каждой группе пионеры пашут, выдвигают идеи, что-то делают ручками, советуют или просто активно наблюдают — это понятно: все мы разные. Но чтобы совсем никак не участвовать в процессе и не откликаться на призывы присоединиться? Педагогический тупик. 

Дети, конечно, большие и самостоятельные, но всё равно несколько раз подходила к группам с предложением помощи, напоминанием о времени, мимолётными советами. 


Сухой остаток 

Символизм



Подсолнух — символ солнца, зарождающейся жизни.
Розы (они у нас разные) — символ гармонии, жизни и смерти (на чёрном и белом).
Спички тоже разные: одни закончили свою жизнь, другие ещё не начинали. 
Серый бантик, висящий между верхом и низом, — символ бесконечности мира и бесконечности человеческих отношений.
Очень неустойчивая птица сверху сцены — символ свободы.
И не закорючки это сбоку, а ноты! Символ музыки в стихах и душе человека. Почему странные? Музыка тоже бывает странной. 


Акмеизм


У нас всё просто: слово должно означать то, что оно означает.
Розы должны пахнуть и приносить радость женщине.
Вот книга. В книге — стихи. «Сжала руки под тёмной вуалью...» Всё ведь понятно: произошло трагическое расставание.
Зачем спички? Так ведь многие поэты курили.


Футуризм



Умудрились даже спланировать своевременное падение пирамиды! Наверное, физику хорошо изучали. Втайне надеюсь, что в подсознании всплыл подвешенный рояль, о котором мимоходом рассказывала в 7 классе.

Уложились в 45 минут. Ни один, уходя, не спросил про отметку: видимо, просто получали удовольствие. Все, кроме двух.

За фотографии и видео спасибо Александре и Полине

13 комментариев:

  1. Здравствуйте,Елена Владимировна! Обожаю групповые работы. Мне она особенно близка, потому что язык здорово практикуется и brainstorm проходит на ура. А насчёт "кроме двух" - такое постоянно происходит. Причем, дети именно против моего английского вообще ничего не имеют, а вот общаться вот так запросто, делать общие проекты они не хотят. Один мальчик был с диагнозом СДВГ, он мог просто подойти к ребятам, понаблюдать, сказать "мне это неинтересно", развернуться и уйти на последнюю парту рисовать. Или просто дети без объяснения причин не хотят совместно с кем-то работать, фотографироваться, вообще делать что-то с кем-то в принципе. Я не принуждаю никого, только приглашаю. Ну нет так нет. Может, у него элементы аутизма присутствуют или личная неприязнь к одному из группы или просто захотелось человеку побыть одному.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Спасибо за слова поддержки.
      Тоже никого не принуждаю и мысленно отпускаю. Только всё равно гложет осознание, что не хватает сил (знаний? мудрости?), чтобы иначе сложилось. Нас, учителей, никто не учил работать с особенными детьми. Книжки умные читаю, конечно, но не всегда нахожу ответы на свои вопросы.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Прекрасный урок!
    И не только по предмету, но и по социализации.
    Что сказать, относительно тех, кого Вы обозначили как "философы".
    Причины такого нейтрального поведения (созерцания) могут юыть разными.
    Одна из них - просто позиция "главное - не мешать".
    Это позиция руководителя, который вмешивается в процесс только тогда, когда без него просто не обойтись.
    Вторая позиция - это "некомфорт".
    Возможно вне школьных стен есть некий конфликт, когда совместные действия могут привести к его повторению.
    Третья позиция - страх сделать не так.
    И это самая распространенная позиция среди подрастающих молодых людей. Обычно это те, кто знает намного больше, чем "школьная программа", имеет своё мнение (не совпадающее с сущестующими стантартами), но в отличие от бунтарей понимает, что любой выход "за рамки" - это минус в оценивании (даже в оценке)
    А так как это - выпускной класс, то они просто "засовывают голову в песок" и созерцают со стороны, пытаясь понять те самые "рамки школьного образования".
    Не удивлюсь, что именно эти самые двое подошли и спросили насчет оценок.
    Потому, что чувствовали и понимали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте!
      Предполагаю, я коряво сформулировала последние два предложения. Нет, «философы» тоже не подходили за отметками, традиционно молча растворились. Впрочем, одному из них ничего от меня уже не нужно: тихо отсиделся в 10 классе, поступил в колледж на специальность лучше той, о которой мечтал, счастлив, как енот; на урок пришёл, «потому что соскучился». И я снова ощутила себя в 2018 году: двое замкнулись друг на друге, отгородившись от происходящего стеклянной стеной.
      Куда-то не туда я двигаюсь.

      Удалить
    2. А, теперь всё понятно!
      А как ведёт себя другой, тот который "не студент", в отсутствие "напарника"?
      Тоже так же тихо и неприметно?
      А у Вас не было скрытого желания... удалить с урока гостя? Всё-таки "двое замкнулись друг на друге"...
      Прекрасное сравнение "счастлив, как енот")))

      Удалить
    3. Так же и живет: втихомолочку.

      Ирина, с урока НИКОГДА никого не удаляю. И законы гостеприимства ещё никто не отменял. Мало ли какие у меня внутри переживания роятся, не все же реализовывать.

      Удалить
    4. Простите за "провокационный вопрос".
      Вы прекрасный педагог!
      А "второго енота" мне искренне жаль.
      Он так одинок...
      Да, надо как-то расшевелить. Но как?

      Удалить
  3. Лидер футуристов прекрасен! Жестикуляция, НАТЕ (а не НАТЕ!)), декламация, улыбка, полная раскованность! Брависсимо!

    Лена, и это все за урок? я в шоке)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, знаешь, берёшь 5 класс и через две недели осознаешь: этот будет всё упорством брать, этот пофигист, эта всё вызубрит и через пять минут забудет, а на этого без слёз не взглянешь. Куда он, страдалец? И так радостно наблюдать превращение «гадкого утёнка» — через слёзы, разговоры, ссоры, разговоры, непонимание, книжки, разговоры, истерики, глупые и разные шутки, письма, разговоры глазами — сама видишь, в кого. Горжусь Димкой: человек растёт над собой постоянно и со страшной силой.

      45 минут — это много. Во-первых, зёрна падали не на сухую почву. Во-вторых, если оговорить изначально время, отведённое на задание, прекрасно сами укладываются. Но я, мама-курица, напоминаю по старинке: «Осталось 5 минут. Приводим в порядок рабочие места, готовимся к выступлению».

      Удалить
  4. Вау! Круто! Смотрела видео – и восторженная улыбка не сходила с лица! Рассматривала фотографии – и завидовала всем участникам процесса!
    Как же здорово получилось! За такое короткое время!
    Елена, представляю Ваши ощущения по поводу «философов». И тоже порой не знаю, что с этим делать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Получилось, наверное, потому что в этом классе много лидеров, которые не боятся брать на себя ответственность.

      Алла, Вы же знаете: бывают не только отдельные задумчивые личности в каждом классе, но и целые коллективы. Другие, возможно, и не завелись бы.

      Удалить
  5. Как здорово! Ребята молодцы.
    Пирамидка - выше всяких похвал!
    Если философы не хотят участвовать в общем деле, наверняка у них есть свои идеи, свои желания. Предложите им в виде самостоятельной работы придумать что-то новое, необычное. Может они 45 минут обдумывали концепцию урока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леся, в этом-то и педагогический тупик: один из философов вообще не желает ни с кем разговаривать. На предложения не откликается. А ты про концепцию...

      Удалить