четверг, 19 октября 2017 г.

«В октябре багрянолистом...»



Сегодня в каждом классе непременно вспоминали Пушкина и лицеистов, даже там, где веду только русский язык. Для меня этот день особенный, и воспринимается он почему-то как личный праздник. Возможно, и потому тоже, что многие поколения уже давно окончивших школу пионеров на моё обращение «Друзья мои!» непременно откликаются: «Прекрасен наш союз!» Верный отклик на пароль. Свои. Общий культурный код.

Хороший человек Марина Львовна Смусина, у которой я в институте писала диплом по русской литературе, два дня назад прислала на почту чудесные размышления, а сегодня разрешила ими поделиться с вами, дорогие читатели, после публикации в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

На фоне этих светлых воспоминаний, добрых и мудрых мыслей, порожденных лицейским духом благородства и независимости, какое имеет значение, хорош или плох был реальный Царскосельский лицей. Выше правды хранящихся в архивах писем, записок и доносов - возвышающий наши души миф о Лицее, созданный стихами самого знаменитого из его воспитанников. (Полный текст: «Лицейский дух»).

*  *  *

День завершился каллиграммами в 9 классе. Идея пришла от хороших людей длинным путём: Оксана Якушина ← Елена Балановская ← Ирина Гордеева ← Римма Храмцова. Возможно, в этой цепочке есть и другие учителя литературы, о которых я не знаю.

Каллиграмма — это своеобразные «фигурные стихотворения». Слово становится образом. Термин принадлежит французскому поэту Гийому Аполлинеру, а сами каллиграммы, оказывается, известны с III века до н.э.

Славная девочка Катя по моей просьбе сделала графические заготовки, и у каждого появился свой Пушкин.















P.S. Уже после уроков «пятачки» заинтересовались, утащили домой 2 контура, в понедельник обещали принести. 

21 комментарий:

  1. Какая прелесть! Дедигитализация: цифровые облака тегов в ручном исполнении. Танцующая пара и Пушкин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, тут важно, чтобы ребёнок умел чувствовать, какое именно слово надо выделить. Некоторым дано.

      Удалить
    2. ОЧЕНЬ меня поразило, как смогли ребята так дивно это почувствовать и отразить. Виртуозы!
      И вспомнились стихи нашего кузбасского поэта Андрея Правды. (Слайд 9 презентации. Почему-то презентация Google «поплыла», хотя, помнится, я её редактировала. Под презентацией есть ссылка на оригинальную, «непоплывшую», версию).

      Удалить
    3. Алла, с 9 слайдом всё в порядке. Спасибо за новое для меня имя.

      Удалить
  2. Просто нет слов! Какая чудесная форма! Спасибо всей "цепочке" за идею, а ребятам за воплощение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, думаю, Вы с малышами тоже вполне можете стать следующим звеном «цепочки». Кстати, у Вадима Левина в книге «Стихи с горчицей» есть подобные тексты-картинки.

      Удалить
    2. Познакомила ребят с каллиграммами, отнеслись с интересом! Хотим попробовать создать мультик по стихотворению в виде создания калллиграммы. Спасибо огромное за идею!

      Удалить
    3. Ура! Цепочка становится длиннее.

      Удалить
  3. Лена, очень хорошо! Основатель нашей цепочки Ирина Гордеева. Она подарила Пушкина мне, Елена Анатольевна увидела и воплотила сначала сама в виде дерева из слов с корнем зим, а потом её знаменитые каллиграммы А.С. Пушкина.Я попробовала с артековцами нарисовать таким способом иллюстрацию к сказке "Аленький цветочек" Аксакова. Не все доделали, т.к.было мало времени, но попытка получилась интересная. Дети попросили написать, как называется техника. Значит, опыт расповсюживается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, я ведь, когда увидела фотографии Вашей экскурсии по артековской школе, места себе не находила: так ручки чесались поскорее и со своими пионерами попробовать. Не удержалась, показала прямо на уроке. Через день по мановению волшебной кисти Катюшки появился «дуб зелёный», а вчера и всё остальное.

      «Расповсюживание» — моё любимое слово. Догадываюсь, что и Ваше тоже.

      Удалить
  4. Лена,

    Мне танцующая пара очень понравилась! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, это Катюшка, тонкий, созвучный ребёнок. Из тех, что прикоснёшься, хрустальным звоном отзываются.

      Удалить
  5. Ответы
    1. Мама, это всё продолжение истории: хорошие дети постоянно достаются.

      Удалить
  6. Я сначала не поняла,в чем тут соль, потом надела очки))

    Про виртуозность согласна с предыдущим оратором. Здесь не только чувство слова, а и геометрия пространства, и художественный вкус)
    Белочка - ну очень)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, «белочка» — Эльмакот? Да, каюсь, воспользовалась служебным положением и прорекламировала скотинку. Фотографию, кстати, распечатал хороший мальчик Алексис.

      Удалить
    2. Нет, белочка!)
      Но я любим... Наедине со мною
      Ты так нежна!

      Или это у меня уже "белочка"?))

      Удалить
    3. Спокойствие, только спокойствие! Ириша, всё хорошо.

      Удалить
  7. Поздравления! Обязателно попробую. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, знаю: у Ваших талантливых учеников тоже всё получится.

      Удалить