суббота, 11 июля 2015 г.

«Москва, я думал о тебе!»

Мысленно повторяя вслед за Александром Сергеевичем эту фразу, оказалась на Ленинградском вокзале в объятиях школьной подруги.


Можно не встречаться годами, перезваниваться раз в несколько месяцев — ничего не меняется: мы одной крови. И разговор продолжается с предыдущего предложения.

Где эта улица, где этот дом?

1. На Ростовской набережной. Здесь снимали в 1967 году фильм «Три тополя на Плющихе». В народе дом, построенный по проекту архитектора Щусева, называют Домом архитекторов. Но мне приятно было узнать, что здесь жил Дитмар Эльяшевич Розенталь.


Никакого кафе во дворе, конечно, не наблюдается. Скамеечки, детская площадка, машины, ленивые голуби. Забавно, что рассказ Александра Борщаговского (он автор сценария) называется «Три тополя на Шаболовке». В рассказе этих реплик нет:



— Как дом-то сложили, церква в землю ушла. Скукожилась.
— Скукожилась?

Фотография из Википедии
Скукожилась.

2. На той же Ростовской набережной симпатичная новостройка с одной ещё не проданной квартирой. Озорная Альбинка мгновенно позвонила. Цена подходящая: «всего» 2 миллиона 700 тыс. долларов.

Решили с покупкой пока не торопиться:-)

3. Дом на Саввинской набережной смотрит на мир глазами Германа Гессе, немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1946 год). В России он известен, пожалуй, нашумевшим в своё время романом «Игра в бисер».


Работа выполнена португальским художником Alexandre Farto aka Vhils (официальный сайт) в очень интересной технике сграффито: изображение выскабливается по слоям штукатурки разного цвета. Колоссальный труд.

Огни ночного города 


За три дня урбанистический пейзаж ничуть не наскучил. Перед распахнутым окном было так много разных разговоров: важных, трудных, весёлых, пустяковых. И плечо друга.

Коломенское

Всего несколько остановок на метро — и практически в центре города туристический рай. Очень хорошо, что случился понедельник: не было необходимости нестись куда-то сломя голову, всё равно всё закрыто. Зато можно было неспешно гулять и валяться вдохновенно.



Понравились поясняющие плакаты: надписи сделаны по-русски и по-английски и дублируются шрифтом Брайля, картинки тоже объёмные, их можно пощупать кончиками пальцев.



Тут и там —  группки юных художников, которые оттачивают своё мастерство, рисуя многочисленные храмы Коломенского.


На мой взгляд, с переводом что-то не так. Бедные иностранцы: фигура мужская, но написано «Woman». «Баба» именно так переводится?


 Грибы в центре Москвы? Да пожалуйста.


Мама идентифицировала их как полевые боровички. К сожалению, не нашли, к какому блюду их приспособить, а на суп явно маловато.


«Выставка одной скульптуры» открыта около домика Петра I в 2013 году. Это копия, оригинал работы академика Российской академии художеств Георгия Франгуляна находится в центре Антверпена. Естественно, ботинки энергичного царя натёрты до блеска туристами и не менее энергичной московской молодёжью.


Выезда конного экипажа не дождались (понедельник), поэтому просто ножками потопали к дворцу царя Алексея Михайловича. Подумаешь — 2,5 километра. Зато просторы вокруг необыкновенные.









И вновь копия работы Георгия Франгуляна. Императрица Елизавета Петровна в платье (помните, что «платьем» раньше называлась любая верхняя одежда, даже мужская?) полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Вес статуи не 12 тонн, конечно, как в Балтийске:

Источник фотографии
Говорят, встречает корабли... 

Прогулка по воде

В любом городе взгляд тянется к привычному, петербургскому: вода, гранит, мосты, набережные, серые тучи, ровные линии. Но перебивается московским взбалмошно-весёлым. 



— Министерство обороны. А почему вы все так внезапно фотоаппараты убрали?


Утверждают, что самый красивый в Москве мост. Изнутри — сплошные заклёпки. Но широкая пешеходная зона, что радует. Велосипедисты и скейтбордисты никому не мешают, все чувствуют себя комфортно.


Да-да, ирис «Кис-кис» и «Мишка косолапый» родом отсюда. В 1913 году фирма «Эйнемъ» была поставщиком двора Его Императорского Величества. Сейчас в здании располагаются архитектурные бюро, выставочные центры и магазины.


Тот самый «дом на набережной».




О величии и красоте мостов можно спорить...


...но это, бесспорно, самая красивая мама.


Горизонт завален, как и на многих фотографиях, соглашусь. Здесь ловила энергетику города. Светофор: «Стоять 126 секунд». Упс! Пионеры мои так сказали бы. Потому что потом ещё 90.

Москва быстрая

Схема метро в руке — всё хорошо. Через 3 поездки даже приходит ощущение некой планомерности и разумности. Но понять людей, бегущих по эскалатору, идущему вверх, так и не смогла. И ведь не единичный случай, как в СПб, — закономерность. Наверное, не поребрики и бордюры нас разделяют, а темпоритм.

Самокат в метро — нормальное явление, про оборудованные под спортивные развлечения места и говорить не приходится. На любой вкус средства передвижения!




Интервал между снимками — несколько секунд. Все герои действия как на ладони. Не думаю, что они специально собрались, чтобы попозировать.






«Дети — жертвы пороков взрослых»


Жутковатое зрелище, доложу я вам. По замыслу скульптора Михаила Михайловича Шемякина взрослые сегодня должны задуматься над тем, что творят.

Фигуры — аллегории:

Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм
Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (безответственная наука)
Лженаучность, Равнодушие (самая высокая фигура), Пропаганда насилия, Садизм
Последние четыре: Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета, Война

Задумались, а как же! За оградой композиции два взрослых человека, очень уставшие «рубить эти всякие деревья». Рядом пустая бутылка из-под спиртосодержащего напитка плюс интеллигентная коробочка сока.


На часах 5 вечера.

Когда совсем грустно, иду перечитывать любимого Януша Корчака. «Как любить ребёнка».

Москва отдыхающая

Релаксировать можно по-разному. Бесконечно понравились многочисленные места для тех, кто хочет сделать это цивилизованно.








За барышней долго наблюдала. На градуснике +17, а ей весело.

 Сухой остаток

«Моя Москва» в этот раз не случилась. Чтобы изведать город, натолкнуться на него, внезапного, надо отклониться от туристических маршрутов и протопать ножками одиноко в любом направлении. Возможно, это только я так думаю.

+Татьяна Пирог. Таня, не понимаю игр Тётушки Судьбы, но зачем-то мы должны были встретиться в многомиллионном городе на 2 минуты. Вероятно, просто для счастья.

Альбинка, спасибо. Всё остальное сказано и недоговорено возле окна. И снова начнётся с предыдущего предложения.

18 комментариев:

  1. Интересный взгляд жительницы северной столицы на Москву. Получила удовольствие я от манеры изложения экскурсионной программы, от будничных фотографий Москвы. Мы, провинциалы, смртрим на нашу столицу совсем с другой стороны: нам подавай Красную площадь, парк Горького, например.
    Елена, спасибо за домашнюю Москву, за Коломенское.
    Через неделю буду в Москве, постараюсь увидеть будни столицы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, ну Вы ведь, тонкая, не хотели увидеть здесь фотографии мавзолея. Надо? Есть. Мокрый и грустный под дождиком (питерскую погоду всегда с собой вожу в кармане). На Красной площади в тот момент происходила книжная ярмарка.

      Удалить
  2. Елена, рада за Вас. Такая размеренная прогулка по Москве. Обычно приезжаешь с первопрестольную часов на 5-6 и в быстром темпе по намеченной программе. А так хочется неторопливо... В этом году буду В столице аж три раза, но все как-то быстро. Однако в первый "проезд" обещали экскурсию "Москва булгаковская". Думаю, что за 5 часов можно многое посмотреть. Второй раз полюбуюсь только метро и Курским вокзалом (на котором, кстати, никогда не была). Ну а в третий приезд набор стандартен: Красная площадь, Парк Победы и , возможно, Бородинская панорама (едем маленькому племяннику показывать святая святых).
    Не теряю надежды погулять вот так же свободно. Спасибо за экскурсию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, свобода внутри нас. Поверьте, отпускать себя невероятно приятно. «Свободна!» Пусть Михаил Афанасьевич в очередной раз улыбнётся.

      Удалить
  3. Лена,

    Самокаты докатились и до Москвы! :)
    Здесь на них тоже наблюдается мода ;)

    Интересно было почитать твои размышления о Москве...
    Город городу рознь, но хорошо, что ваша дружба продолжается :) Такие примеры сейчас редкость.

    Фируры-аллегории напугали. Често!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ехала в Москву, чтобы к другу прикоснуться. Остальное — заметки путешественника. Город, каким я его смогла увидеть.

      На молодёжь жалуются. Моя мама входила в вагон метро, 2-3 человека тут же вскакивали, уступая место. Хорошие у нас дети с самокатами.

      Удалить
  4. Лена, давно я в Москве не была. Вместе с тобой порадовалась самокатам, велосипедам, местам для отдыха. Неужто и мы?)
    Москву боялась до той поры,пока не обрела там друзей. До этого времени знала столицу лишь вокзальную.
    ту скульптурную группу вспомнила. Она меня тогда ужаснула своей реалистичностью, и это несмотря на такие явные аллегории. Не знаю.. Мне кажется, тут что-то не то)

    Весь пост пестрит ссылками. Всё-таки какая ты ответственная!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, безответственная: у слова «сграффито» ссылки нет. Пусть пионеры сами погуглят.

      Знаешь, около памятника какая-то подозрительная тишина. И очень тяжёлый воздух.

      Ты права, любой город, наверное, кажется сначала чужим. А потом наполняется смыслом, если там есть родные окна.

      Удалить
  5. Елена, спасибо, что показали нам свою Москву. У вас получилось так занимательно и настроенчески! А я, бывая в Москве, все куда-то бегу, даже если гуляю не спеша. Была много-много раз в столице и по делам, и с экскурсией, да просто в гостях. Но, увы, нет у меня картинки этого города. Ускользает столица от меня, или я просто не могу проникнуться атмосферой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не уверена, Марина, что это моя Москва. Так увиделось сегодня, и не знаю, что будет через год, например. Она хорошая, немножко странная на первый взгляд. Но у нас ведь этих взглядов будет много.

      Удалить
  6. Я вообще не люблю большие города, но вы так уютно все описали. Мой репетитор английского с Препли (http://preply.com/moscow/repetitory ) как раз живет возле памятника Елизавете. Может приехать погулять - это одно, а вот постоянно жить в таком большущем городе - это совсем другое...

    ОтветитьУдалить
  7. Оксана Козуб, спасибо за внимание к моему блогу. Уютность описания, вероятно, от внутренней теплоты, которую дарила школьная подруга даже на расстоянии.

    ОтветитьУдалить
  8. Тесен мир, не так ли? Вот и Мы были в конце апреля в первопрестольной с особой, так сказать, культурной миссией. И были радушно приняты в доме с видом на высотку МИД :)
    Тётя Альбина, конечно, волшебница! Столько гостеприимства - за весь этот огромный город! К сожалению, гостил без матушки.
    И хоть было у меня всего три дня, занятых в основном мероприятиями, но успел и к нашему товарищу на Триумфальную сходить, и в гости на Садовую 302 бис, и на звёзды кремлёвские посмотреть, и на скамеечке на Патриарших посидеть. Остался поездкой неописуемо доволен!

    Уж не знаю, был ли упомянут сей факт, но уж мы тогда весь град на Неве икать заставили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, сколь насыщенная программа у тебя получилась! Да, Серёжа, Альбина упоминала о твоём визите и восхищалась мощной эрудицией и потрясающим интеллектом простого петербургского юноши. А я вспоминала, как ты меня учил любить Маяковского.

      Удалить
    2. Кстати, как раз тогда, в Москве у меня и состоялся со знакомым очень интересный разговор о Маяковском... и Карабчеевском ;) И всё-таки не больше правды в той книжке, чем в каноническом советском взгляде, да и я говорил, что не всё там за чистую монету стоило принимать. А мы очень далеки оказались сегодня от понимания и самого Маяковского, и того времени, точка в конце которого пулей в поэтином сердце, на самом деле, и поставлена.

      Маяковского можно и не любить, я и не думаю, что вам это нужно - но, прошу вас, оставьте пионерам хотя бы шанс на иной взгляд, шанс отыскать путь к пониманию его творчества, а не закапывать один стереотип другим. Очень сомневаюсь, что много найдётся таких, кто чувствует и сможет показать эту большую энергию.
      Я знаю, совсем скоро настанет время - и Владимир Маяковский, во всей своей мощи и чистоте от различных клише, окажется вновь актуальным как никогда.

      Удалить
    3. Серёжка, про «любишь»-«не любишь» мы, по-моему, много говорили: по отношению к любому художнику это всего лишь пустой звук, отношение выражается иными словами, аргументированными, как было тогда на уроке в твоей эмоциональной речи.

      Оставить шанс? Тревожно звучит. Мне казалось, что на уроке я никогда не навязывала свою точку зрения, предлагая вам сравнивать и анализировать существующие. Или только казалось? Значит, что-то не так делала...

      Удалить
    4. Сегодня в умах пионерии Маяковский - это всего лишь призрак стародавнего режима на страницах учебников. Очередной анахронизм, который почему-то забыли убрать. Ваши уроки тем и замечательны, что отодвигают официоз школьной программы: можете (при должном внимании публики) оживить "каменного" Пушкина, сделать доступным "сложного" Достоевского и интересным "тягомотного" Льва Толстого. И даже познакомить с кем-то, кому в этом официозе не место - например, Захаром Прилепиным - это же школьная программа мечты, когда на уроках изучают творчество того, у кого на спине, аки на пони, каталась ваша подружка (реальная история, к сожалению сам узнал не так давно). Оттого и бесконечное доверие к вашим словам и оценкам, отличным от учебников. Стереотипы крушатся один за другим на радость молодым умам, а взамен его что-то должно выстроиться.
      Думаю, в данном случае как раз "отравленность" и была на шаг впереди вас - и всё звучало как "развинчивание мифа" и "вся правда о Маяковском". От того тогда я так бурно и отреагировал. Обязательно необходимо было в противовес этому скепсису на грани насмешки поставить свой, "резкий, как "нате!", взгляд на творчество (чего вы, я знаю, всякий раз ждёте). Но кому-то должно быть не всё равно. А если нет? То и останется Владимир Маяковский - кровожадный, жалкий выскочка, подкаблучник и грубиян, воспевающий кровь, разрушение и свою бессердечную госпожу. И бесполезно уже что-либо анализировать, вот он - тот самый "яд", навеки вас отравивший. Вряд ли Маяковский этого достоин при любом отношении, о чём писал и Карабчеевский.

      Кстати, об актуальности - пьесам "Клоп" и "Баня" позавидуют любой современный остросоциальный пасквиль, самая едкая сатира. Позднее, взрослое творчество - даже самое "штамповое", "прорежимное" - подчас содержит не меньше искренности и чувственности, но приобрело настолько тонкую едкость и чуткость, что не то что пионеры, даже псы официальной цензуры не могли понять действительного посыла. В этом они очень близки с Булгаковым, и в этом, среди прочего, ключ к моей такой странной, с виду взаимоисключающей страсти к их творчеству.

      Удалить
  9. Спасибо, мой любимый ученик! Ушла думать в очередной раз.

    ОтветитьУдалить