вторник, 21 октября 2014 г.

Век Серебряный, звенящий

Всегда непросто о нём говорить. Время трудное. Как услышать его разноголосие почти через столетие?

И пионеры у меня особенные. Как всегда, всё сделали сами. Идея — выбрать самостоятельно поэта Серебряного века, прочитать его стихотворение трепетно, не выходить из образа, пока сил достанет.

Сначала была «табличка на полстранички» (последнюю графу потом дополнили фотографиями). Но ещё был хороший мальчик Александр, которому не всё безразлично. И многокилометровые разговоре в чате.

— Елена Владимировна, только что удалось предотвратить появление третьей Ахматовой.



А параллельно Саша с не менее хорошей девочкой Алессией в скайпе общался. Им важно было, чтобы всё у нас получилось. Потом возник документ, который создал Александр II. И это для меня очень важно: сами.

Как они читали! «Достать чернил и плакать!» На некоторых (нет, и так знала, что талантливые) посмотрела новым взором. Три часа не выходили из образа:
— Анна Андреевна, будьте любезны, передайте, пожалуйста, сахар.
— О милая барышня, позвольте с Вами  познакомиться. Одоевцева? Простите, не слышал... не расскажете ли о себе?
— Маяк, платок забыл! Как дверь будешь открывать?
— Марина Ивановна, давайте к нам. Ну что же Вы всё одна...
— Вы гений, Игорь Северянин!

Было 4 стола, но акмеисты почему-то потом слились с символистами в творческом экстазе. Да, фонарь рисовали в 8 рук за 5 минут до начала действа. Да, были некоторые несознательные личности, которые пришли просто посидеть-послушать. И было мне счастье в лице тех, кто изначально не собирался самовыражаться, а потом это сделал.

Спасибо, дети мои! Ваши действия:

  • Отредактировать таблицу. Фотографии можно заменить, думайте сами. Потом ведь скажете, что я не те выбрала. За фотографии спасибо хорошей девочке Инне. И Костику, который всё опубликовал в Google+ (правда, доступ по неизвестным причинам только мне дал). Знаю, что есть ещё. Вика (прости, сбилась: Ирина Владимировна), меня слышно?
  • Заполнить форму. Результаты потом озвучу, если захотите.



Рабочие моменты прекрасны, как всегда.









Это сейчас вам кажется, что рожи глупые (моя тоже не из лучших, согласитесь), но потом, лет через 5, зайдёте, похихикаете, вспомните. Заодно будет что на вечере выпускников показать.

И чёрт меня дёрнул рассказать, что Ирину Одоевцеву воочию видела! Естественно, после эмиграции. В свои 90 с элегантным нечто она была прекрасна: утончённые черты лица (порода, знаете ли, чувствуется), разумные речи и горящие глаза. Нас, первокурсников, тогда, в далёком 1997, водили преподаватели на встречи с интересными людьми. Мы шли и не подозревали, что Владимир Георгиевич Маранцман — наш крысолов с дудочкой, но только наоборот. Затянул в книги, и теперь не выбраться. Хорошо. 

Пусть я для вас мастодонт с хвостиком. В мире добра это ничего не меняет. Для справки: не люблю Одоевцеву. «На берегах Невы» и «На берегах Сены», на мой взгляд, слишком много самолюбования «маленькой поэтессы с огромным бантом». Но дивный дух эпохи местами. Возможно, это только я так вижу. 

Кто бы мог подумать, что из небытия возникнут вдруг Зоргенфрей и Одоевцева? Это надо же судьбе так уникальным  образом было распорядиться, чтобы мне достались хорошие пионеры! 

Я вас такими видела:



Пушкин. Не взрастили Александра Сергеевича в своей среде, пришлось Глеба из 9 класса ангажировать. Идея не моя: всё тот же Александр II (один Всевышний знает, сколько я пережила с ним в 5 классе) мысль направил.

Переживала, что стушуется: всё-таки девятиклассник, а тут 11 класс. Ничуть не бывало! Явился в образе Пушкина времён южной ссылки и нахваливал футуристов: «Мы бы с вами, братцы, такого сочинили бы!»




За перемену отрастил бакенбарды. И я даже знаю, каким хорошим девочкам спасибо сказать.

Дети мои, бонус: лекция Дмитрия Быкова (начало, дальше сами ищите).

42 комментария:

  1. Вот кому повезло: учителю с пионерами, или ребятам с учителем? Что вы все молодцы, это вы и сами знаете! а вот вопрос "После урока мне хотелось" и хочется - потрясающий!!! более потрясающим может быть только ответ на него )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уж они понапишут, Наталья, не сомневайтесь! Первый ответ: «Помыть руки и почитать стихи».

      А повезло, конечно, мне. Пионеры ведь разными бывают. Одного заденешь — хрустальный колокольчик в ответ, а другого сколько ни трогай, всё равно разбитая крынка отзывается.

      Удалить
  2. Елена Владимировна, даже "разбитая крынка" после таких уроков зазвучит (пусть и не на уроке, пусть в душЕ, наедине с самим собой...) Очень сожалею, что у меня не было такого учителя, как Вы! Спасибо Вам за вдохновение:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, тащите к себе идею. С мальками ещё радостнее получится.

      Удалить
  3. Лена, замерла в восхищении... Какие же вы с ребятами молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, это просто дети золотые. Уже начинаю рыдать и плакать, а 25 мая ещё не наступило. Худо будет мне без них.

      Удалить
    2. Да уж, действительно захочется заранее рыдать и плакать. Расставаться с людьми, так созвучными в творчестве и работе - до восторга!, всегда очень грустно.

      Удалить
  4. Лена,

    Я уже говорила, но повторюсь: как бы мне хотелось бы побывать на твоём уроке, посмотреть на твоих пионеров!
    Подборка чёрно-белых фотографий...мурашки по всему телу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, они сами решили в черно-белом снимать. Значит, правильно мой посыл уловили. Я только из фото слайд-шоу на Ютьюбе сделала, но это же 5 секунд. Понимаешь, мне важно, чтО они увидели. Пионеры обычные, дворовые. Просто очень хорошие.

      Удалить
  5. Лена, я плакала, когда читала/смотрела. Я ведь барышня впечатлительная, ты же знаешь. Идея, реализация — просто на разрыв души! А какие чудесные у детей лица: светлые, с горящим взглядом! Какие вы все молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, впечатлительная моя, в сто двадцать восьмой раз: это хорошая девочка Инна нас такими увидела. Хотя, стоп! Мы такими были. Три прекрасных часа. И к сочинению итоговому это никак не относится.

      Дети. Всё творят изумительные дети.

      Удалить
  6. Я смотрела на лица и не могла оторваться, галерею посмотрела три раза. Нерв ещё, конечно, от исключительно удачно выбранного трека - завораживает. А сам сценарий обязательно применю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, на самом деле я замышляла туда Вертинского подложить. Но, криворукая, не нашла в дозволенном.

      И, пожалуйста, расскажите непременно, что получилось. Очень трудно в непогоду страннику в сети.

      Удалить
  7. Может, не пропадём с такими детьми, а, товарищи?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириша, с такими точно не пропадём. они в пятницу подвиг совершили: написали предпредпредэкзаменационное сочинение за 2 урока. Правда, не все переписать успели. Но хороший мальчик Макс сумел со мной интеллигентно договориться, сделаем это в понедельник на русском. Пока читаю сочинения тех, кто успел. Раздумываю. Возможно, в этот класс я не зря входила.

      Ир, ну ведь таким золотым детям можно открытки дивные подарить?

      Удалить
    2. И дети дивные, и октрытки дивные) Наташа Анурченкова тоже дивная, разу делает чудеса своими руками)

      Удалить
    3. Ведь правильно будет, чтобы от одного хорошего человека к другим хорошим лилось добро? И про Наташу непременно расскажу.

      Удалить
  8. Елена Владимировна, я искренне восхищаюсь Вашей работой. Видно, что Вы и Ваши пионеры создали настоящий праздник для души. Молодцы! Этот урок ребята никогда не забудут, потому что он не является только литературным - это творческая работа, которая вдохновляет и окрыляет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цветана, друг далёкий (и близкий одновременно), спасибо. Мы про Вас с Машей Сониной в Екатеринбурге рассказывали, когда говорили про проект «Читать не вредно — вредно не читать!» Теперь про Вас и за Уралом знают.

      Удалить
  9. Елена Владимировна! Пребываю в восторге: струн души коснулись. Спасибо! )

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемая Елена Воронина, поздравляю! У Вас всегда интересно и можем учиться. У меня тоже был подобный урок и я знаю как это волнует http://classplus.blogspot.com/2012/07/blog-post_2451.html. Теплый привет ученикам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Петя, спасибо. По-моему, мы тут все друг у друга беспрерывно учимся. И это прекрасно! Смотрите ниже комментарий Елены Якименко.

      Удалить
  11. Елена! У вас все блестяще! Около десяти лет назад у меня было литературное кафе "Стойло Пегаса". Были представители 3 направлений, читали манифест и стихи и даже чай был. А еще были журналисты известных современных изданий, которые и задавали вопросы. Но не было слайд-шоу, не было фото. А настроение и мы угадали. Все были под впечатлением. Мы с вами на одной волне. Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, благодарю Вас за отклик. Быть на одной волне невыразимо приятно. До журналистов не додумалась. Замечательная идея! Можно, использую? Естественно с указанием авторства.

      Удалить
    2. Спасибо. На будущий год одни мальки остаются: 5,6,7. Но они ведь вырастут.

      Удалить
  12. Елена Владимировна! Урок восхитителен до слез! И совершенно неважно какое время на дворе. На несколько часов у вас был Серебряный век, и души звучали, как серебряные струны. И был у вас праздник, который ребята создали сами для себя. Конечно, он останется памятен на всю жизнь, а вовсе не написание итогового сочинения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо. Вы всегда умеете найти верные слова. И даже не подозреваете, насколько они сейчас важны. С этим сочинением все словно с цепи сорвались. Только что прослушала вебинар издательского дома «Просвещение» для учителей. Никто не ждет от детей литературоведческого анализа. Просто сядь и поразмышляй письменно над вопросом. И книжку вспомни хотя бы одну из прочитанных. Но не просто назови, а прокомментируй, что в ней вдруг так зацепило.

      А они дрожат и боятся, суслики...

      Удалить
    2. Для того, чтобы написать собственные мысли по прочитанному произведению нужны вот такие мероприятия. Мы-то с Вами знаем, что эмоции заставляют размышлять. Или наоборот ;) Вот только воспитанием чувств занимается литература, которой так мало осталось в школьной программе. А требования к сочинению высоки.

      Удалить
  13. Было здорово! Вспомнилось, что в детстве хотела быть актрисой. То же чувство, когда все взгляды устремлены на тебя и ждут чего-то волшебного, а ты должен всех удивить, стать кем-то другим, в данном случае поэтом Серебряного века. Спасибо, Елена Владимировна, за такие эмоции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксанка, ребёнок, ну почему ты здесь пишешь замечательно, а в сочинении вдруг откуда-то всплывают казённые фразы? Значит, так:
      1. Всё будет хорошо.
      2. На время сочинения забудь про умных тётенек-дяденек проверяющих. Пиши про себя и про детские мечты.

      Спасибо не мне, а вам!

      Удалить
  14. Марьиванна!
    Вам не интересно слушать, как нам было хорошо. Поэтому кратко о минусах.
    Очень запомнилась усталость. Так как желание помочь с организацией Литературного кафе появилось спонтанно, то пришлось совмещать большое количество домашнего задания с организационными хлопотами. Поэтому, неделя перед этим событием для нас стала самой бессонной в этой четверти.
    Обидно, что не получилось сделать фильм. В конце прошлого учебного года шла речь о том, что можно поставить несколько камер в классе, и снимать с разных ракурсов. Но проследить за этим не получилось. Есть к чему стремиться.
    Очень приятно, что многие ребята поддержали наш энтузиазм, однако жаль, что не все смогли поучаствовать.
    Было очень здорово, но почти на всех фотографиях Александр II засыпает.
    Комментарий Александра II и Алессии Алексеевны ( они же Вася Пупкин и Груша Занавескина)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Груша, Вася, души мои, вот это правильно, что о трудностях. Знаете, что здесь самое главное? «Желание помочь возникло спонтанно». И зуб даю, что в это время вы не думали об отметках. Спасибо. В такие минуты осознаешь, что профессию выбрала не напрасно (Алессия, не слушай, вспомни 5«б» вчерашний, подумай ещё 150 раз).

      Усталость. Это нормально. Именно с ней взбираешься на вершину, а там — драйв! За него тоже приходится платить всё той же усталостью. Но ведь человек за всё в жизни платит сам.

      Удалить
  15. Елена Владимировна, выскажусь и я: завидую безумно нашим детям, тому, что у них есть Вы! Переживаю вместе с ребёнком все Ваши задания и проекты, соучаствую в той мере, в какой он меня допускает..всегда с трепетом жду фото/видеоотчеты с проектов. И пусть меня хоть арестуют за прогуманитарные настроения, и пусть меня физики пробирками с реактивами закидают, а все-таки я считаю литературу и русский язык самыми важными предметами в школе. Почему? .потому, что они-то как раз и призваны делать ЧЕЛОВЕКА! Разбудить и вырастить - душу! Дотянуться до каждого вопреки ТВ-брендам-политике-бабкам- и прочая..Дать попробовать ВКУС! Дать прожить..Когда предмет из сетки или книга не убегают ненужным файлом в краткосрочную память, а проживаются, здесь и сейчас, ярко, как вспышка; и прИживаются, током, искрой пропущенные через себя. .благодаря Вам! Всё это Вы так потрясающе умеете делать! И за всё это - низкий Вам поклон..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эдуардовна, я всего лишь ремесленник, хорошо делающий своё дело. И не будем длить споры, ибо это превратится в диалог Петуха и Кукушки.

      Искра — в детях. Но не каждый позволяют её в себе зажечь. Значит, рано тронула, время не пришло. Возможно, я не смогла. Так тоже бывает.

      Родители наивно надеются на школу, приводя к нам готового семилетнего человека. Или было в семье — или не будет никак.

      Удалить
    2. Согласна с тем, что искра - в них..и я их очень люблю, и горда, и рада их успехам, и про себя говорю, когда ребяток вижу: это - мои!
      А вот со скромным определением Вашей роли в процессе - не согласна. Длить, конечно, не буду споров) Но при своём мнении останусь - одного ремесла тут мало ..Вы, Владимировна, больше отдаете, чем просто ремесленник.. Больше отдаете, и оттого больше получаете..

      Удалить
    3. Я и «спорить»? Ни за что! 21 кабинет — территория разумной свободы. Да, иногда провоцировать могу.

      Удалить
  16. Безумно приятно,что мою работу оценили,спасибо большое!вкладывала в фотографии душу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, ребёнок, жаль, что ты редкий гость на моих уроках. Не в фотографиях почти профессиональных дело: мне хочется с тобой поговорить.

      Удалить
  17. А кто в Википедии статью написал про Маранцмана? Прааавильно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если нажать в статье на «Историю», то сразу всё становится на свои места.

      Удалить